Mogultaj
Постоянный посетитель
Moscow
|
Помилуйте, Антрекот, ведь тот, кто это писал, САМ стрелял и осуществлял диверсионные операции против собственных сослуживцев - гетманских белых (называя вещи своими именами, это было натуральное предательство) - и уж он-то точно и только из романтизма.
К белым как движению, к белому командованию, к ядру белого офицерства его фраза никак не относится. Эксцессы были всякие - в том числе и из лихачества / "романтизма", как у господина Покровского, - но этот тип военных присутствует на любой воюющей стороне (а у белых он и тона не задавал). Подавляющее большинство военных преступлений у белых чинилось из мести, садизма и разгула насилия, но никак не ради идей или "романтизма".
Вот уж не было романтизма - никакого, тем более такого, какой Вы имеете в виду, - ни у Алексеева, ни у Корнилова, ни у Деникина, ни у Кутепова, ни у Врангеля, ни у Мая, ни у Дроздовского, ни у Романовского, ни у Шатилова, ни у Драгомирова, ни у Лукомского.
Заражены им были разве что Слащев да в меньшей степени Покровский, причем оба вешали тех, кого и без того надлежало повесить, и романтизм влиял только на театрализованные формы, которые это действо у них принимало.
По количеству же они вешали весьма умеренно, попросту МАЛО. Возможно, и даже вероятно, что СЛИШКОМ мало. На всей территории 40-миллионной Украины КРАСНЫЕ потом насчитали 36 000 жертв (погибших) репрессий и преступлений ВСЮР - всех, убитых по вине, без вины, при разгроме Махно летом-осенью 1919 (по слухам самих белых, тогда расстреляли около 5000 разоруженных махновцев) и т.д.
Как Вы понимаете, такой порядок цифр означает, что была (а) справедливая и притом умеренная репрессия + (б) частные, сколь угодно безобразные, но не массовые (и не поощряемые сверху) эксцессы. Чего еще можно требовать от армии гражданской войны? И это-то удивительно и внушает уважение к командованию ВСЮР.
Насчет политической ориентации - по оценке Слащева, 80 процентов были ориентации _правоэсеровской_*. То есть в точности ориентации того самого автора реплики про романтизм. Только они были ответственными людьми, их ориентация не застила им свет, и в них не было того, что превратило автора реплики в то, во что он с легкостью и по собственному выбору превратился. Никто не неволил его переходить на ту сторону, на которую он перешел.
То есть, мне кажется, это свидетель, никак не стоящий доверия. В его устах похвала - настораживает, хула - едва ли дорогого стоит. Алексей Турбин кажется куда более репрезентативным свидетелем и критерием, чем Шполянский.
*Это, естественно, преувеличение - Слащев судил по своему, 3-му армейскому корпусу. В цветных полках все было сильно по-другому -но и там стояли все за то же - за конституционную монархию при авторитарной военной полудиктатуре. А что еще было возможно?
Из основателей Добрармии один - республиканец, двое - конституционные монархисты, причем один из них - "левокадетского" типа. Врангель - "левая политика правыми = военными руками", конституционный монархист.
Все - за проведение социально-ориентированной корпоративистской экономической политики. Все - за признание, в основном, аграрного переворота. Все признавали профсоюзы и кооперативы (джаже забастовщиков не всегда репрессировали - это на войне-то!), все признавали, что должно быть местное самоуправление.
Евгений Шварц именно в отряде Покровского ушел в антибольшевистский поход. Чистому эсеру по убеждениям Махрову в Добрармии никто не мешал дослуживаться до высших чинов. Романовский по политической ориентации был между правыми эсерами и левыми кадетами. "Правые" из них были вроде Лукомского - и эта правизна распространялась только на политику, а не на соцэк. То есть они хотели меньше общественности и свобод и больше прямого военного дирижизма. А ведь это ПРАВЫЕ белые!
И никто не бредил никакой идеологией и никаким славянофильством.
Какой же еще политической ориентации Вы от них хотели бы?
И какой же политической ориентации Вы придерживались бы в 1918, что не могли бы вписаться с ней в Добрармию, и даже в ее союзники, и даже в ее товарищи, если в нее вписался Шварц и вписывались эсеры, ЛИШЬ БЫ ТОЛЬКО ОНИ ПРИ ЭТОМ НЕ БРЕДИЛИ "ДЕМОКРАТИЕЙ ПО-КЕРЕНСКИ" и воплями про могучую бескровную и всем прочим керенским мифом о добродетельном народе, которому мешает самореализоваться злая авторитарно-диктаторская реакция, то белая, то большевистская? В жизни не поверю, что вы этот миф разделяете, - а кроме него, других принципиальных барьеров для вписывания в белое движение просто не было. Программных же преступлений ВСЮР и вовсе не чинили. Вам (если бы Вы не разделяли того керенского мифа) было бы не труднее вписаться во ВСЮР, чем сотням офицеров и ряду командиров тех же самых ВСЮР!
НБ. По лоялизму. Чтобы быть лояльным к своей стае, ее совсем не обязательно любить, и сводить скулы от ненависти вполне при этом может, говорю по опыту. Для этого нужно только, чтобы стая не превысила _определенной МЕРЫ_ ненависти, отвращения и презрения, пороговой для того, чтобы про себя от нее отречься и отныне как сообщество считать чужой.
Исправлено (Mogultaj, 28.04.2003 18:26).
|