Mogultaj
Постоянный посетитель
Moscow
|
1.1. Что из сказанного относится к «ардологии», что к «толкиенистике»?
К ардологии относятся следующие факты
А. Айнур делились на группы: (1) айнур, остающиеся в Пустоте («айнур-в присутствии-Илуватара»); (2) айнур, прибывшие из Пустоты в Мир под началом / по призыву вождей первого переселения, именуемых валар («валарийские айнур»), в том числе: (а) валар (в том числе владыки валар и прочие валар); (б) «великие меньшие духи», именуемые также «майар» (в том числе собственно «валаринди/дети валар» и собственно «майар» - старшие, средние и наименьшие); (г) «малые меньшие духи»; (3) айнур, прибывшие из Пустоты в Мир независимо от валар и их призывов (в классификациях источников не учитываются).
Б. Разные эльфийско-человеческие ардианские источники применяют к разным вышеозначенным категориям айнур (сами эти категории всеми источниками понимаются одинаково) термины «валар», «валаринди», «майар» и пр. то в более узких, то в более широких смыслах, причем для каждого источника эти смыслы можно точно установить.
А к толкиенистике относится вся та же самая информация, но с одним видоизменением: это уже не разные изводы ардианской традиции по-разному применяют одни и те же термины, а один и тот же английский писатель Толкиен вкладывал в них в разное время разный смысл.
1.2. Вофэйрившиеся айнур и связи фэа-хроа у их разновидностей.
1.2.1. Подробно вопрос о вофэйрившихся айнур разбирался в работе «Из айнур в фэйри: фэйри Арды - от Бомбадила до древнейших орков» (http://www.kulichki.com/tolkien/forum/showthread.php?s=&threadid=396&perpage=20&pagenumber=1), адденда к ней помещена в конце настоящей работы. По связям феа-хроа ВСЕ духи, пока они духи, вообще друг от друга не отличаются, и эта связь для всех одна: они существуют вне тел, как чистые духи в тела облачаются только ненадолго и могут эти временные тела-одежды свободно менять, не покидая Мира. Таковы все айнур, пока они айнур («духи») в точном смысле слова.
Воплощаться айнур, разумеется, могут только в пределах Мира; во Внешней Пустоте плоти нет.
При этом все айнур, находящиеся в Мире могут принять и _постоянное_ воплощение, с которым оказываются связаны довольно жестко; они либо совсем не могут его сменить, либо могут с большими потерями и усилиями. Толкиен пишет, что к этому «увязанию» в определенном телесном облике приводят разные факторы: служение в телесном облике Тьме или своим страстям, особенно сексуальным и злым, приверженность к телесным удовольствиям или физической власти, а равно и просто сознательное желание иметь постоянный телесный облик.
Такие айнур, например, Мелиан, именуются в источниках то айнур (собств. «майар»), то фэйри. Это особые фэйри - «вофэйрившиеся айнур, фэйри-айнур, фэйри первого поколения». Они порой сохраняют хотя бы частичные способности менять облик. Их телесные потомки, которых они зачинают и приносят в телесном облике (эти потомки совсем уж не могут менять воплощения, уже и рождаясь, в отличие от фэйри первого поколения, как телесные существа) - это фэйри в стандартном смысле слова, обычные фэйри.
Вофэйрившихся айнур и их потомков - фэйри можно убить, поразив их хроа. При этом души вофэйрившихся айнур имеют, в зависимости от своей силы, хоть какой-то шанс остаться в Мире и воплотиться заново*, а души фэйри вышвыриваются за Круги Мира заведомо. Что с ними там делается - бог весть.
*Саурон ухитрился, ни разу не покидая Мира, сменить хроа после проигрыша поединка с Хуаном, обернувшись летучей мышью, потом опять поменял хроа, приняв вид человекоподобного существа, потом пережил гибель этой своей хроа в воде при утоплении Нуменора, после чего воплотился заново в существенно худшем виде, потом и это новое хроа погибло в бою с Вождями Последнего Союза, но Саурон опять воплотился, правда каким-то и вовсе ущербным образом, связанным с Оком, и это последнее воплощение погибло с гибелью Кольца - да и то не сразу, а в два этапа (как метко напомнил Хатуль, сначала оно превратилось в некую тень/облако, и тут его развеял ветер. Тем самым Саурон обратился в духа, и из Мира его выкинуло).
Саруман при первом же убийстве его хроа превратился в тень/облако, развеянное, опять же, ветром. Хатуль справедливо открыл здесь тот же модус умирания, что и в случае с Сауроном, но я не уверен, как именно этот модус надо интерпретировать. В любом случае, сразу видно, кто из Сарумана и Саурона чего стоит - Саруман вылетел из Мира с первого же уничтожения его хроа, Саурон - после как минимум третьего (конечно, Гэндальф перед тем успел лишить Сарумана подпитки из Валинора, но Саурон-то и не имел такой подпитки с момента перехода к Мелькору, то есть с Предначальных дней).
Балрогов можно убить, - тем самым они не айнур в чистом виде, а вофэйрившиеся айнур (как мы знаем из разных упоминаний - вофэйрившиеся майар), причем при убийстве их хроа они вылетают из Мира немедленно во всех известных случаях. Из чего лишний раз видно, что они не столь мощные майар, как майа Саурон (о чем, кстати, Толкиен пишет и прямо: HME 10/5:8 Melkor had corrupted many spirits - some great, as Sauron, or less so, as Balrogs).
Вофэйрившимся айнур легче менять или сбрасывать (не покидая Мира) по доброй воле живое, непопорченное хроа, чем перевоплощаться поневоле при убийстве их хроа: фэй-майа Мелиан явно не испытывала трудностей с тем, чтобы сбросить свое хроа после смерти Тингола и улететь чистым духом (уже не фэйри) обратно в Валинор.
Такова связь феа и хроа для вофэйрившихся айнур.
1.2.2. Можно ли понять, из каких рангов айнур выходили вофэйрившиеся айнур? Во всех случаях, когда Толкиен специально указывает ранг вофэйрившегося айну, это оказываюся майар того или иного ранга (Саурон, Саруман, валараукар, Мелиан, Великие орки, Орлы Манве по разным источникам). Единственным дополнением к этому является прямое заявление Толкиена о том, что сам вала Мелькор под конец уже не мог освободиться от своего телесного обличья (что позволяет, кстати, думать, что из Мира в Пустоту валар его удалили простейшим путем - убив его хроа).Это, кажется, единственный точный пример вофэйрившегося (правда, поневоле) Великого Валы. Возможно, мощь прочих валар была так велика, что вофэйриться - то есть «завязнуть» в данном телесном облике как постоянном - они не могли ни по собственной воле, ни поневоле. Скорее, однако, айнур любого ранга могли вофэйриться, только валар не приходило обычно в голову такое желание.
2. Сведения об Унголиант. Как обычно, приведем сначала выводы, потом источники.
2.0. По версии, изложенной у Толкиена в самых разных текстах и не имеющей в толк-корпусе никаких конкурентов, Унголиант была духом, на свой страх и риск, в индивидуальном порядке прибывшим в Мир из Внешней Пустоты (в этом смысле она даже один раз именуется, в высоком метафорическом стиле, «дитя Пустоты») и лишь потом, полсле какого-то периода, проведенного в мире, принявшим вид чудовищного паука (п.2.1-2.2).
В Пустоте могли жить только айнур; таким образом, Унголиант - айну.
Унголиант, по соответствующим контекстам, явилась из Пустоты в Мир одна, на свой страх и риск, никому не подначальная, независимо ни от кого, - тем самым она не относится к «валарийским айнур», а является одной из немногочисленнфых айнур* (в нашей системе обозначений айнур). Из сказанног вытекает, в частности, что вопрос о том, не является ли Унголиант вала или майа, ставить бессмысленно: валар и майар - это категории общности «валарийских айнур», а Унголиант в эту общность никогда и не входила.
Имеет смысл. однако, задаться вопросом, какому из рангов «валарийских айнур» Унголиант соответствует по мощи. Судя по тому, как она билась с Великим Вала Мелькором, по мощи она соответствовала как минимум рядовым валар из «валарийских айнур».
Унголиант приняла вид чудовищного паука, да так его потом и носила, как постоянный (а), и не то была убита (п. 2.3), не то пожрала сама себя, но в любом случае погибла и при этом исчезла из мира (б), а до того в образе паука породила целую расу пауков (в, п.2.4) - тем самым она (как паук) была уже не айну в чистом виде, а вофэйрившимся айну в плотком обличье.
Она была «одной из тех, кого совратил Мелькор» (п.2.1) Как мы знаем, Мелькор совращал майар; но нигде не сказано, что он совращал _только_ майар. Как мы видели выше, Унголиант и не могла относиться к категории майар, так как ни в один момент своего существования не состояла на службе сообщества валар и спустилась в мир совершенно независимо от них.
2.1. Итоговый «Сильмариллион»-1977 говорит: «Эльдар не знали, откуда она взялась, но иные говорили, что в незапамятные времена она спустилась [в Арду] из темноты, что лежит вокруг Арды, когда Мелькор впервые возжелал Царства Манве, и что вначале она была одной из тех, что совратил он к себе на службу. Но она отверглась своего хозяина, желая быть госпожой собственных вожделений (...), и бежала на Юг (...); [там] она жила в ущелье, и приняла облик паука чудовищного вида (...) (The Eldar knew not whence she came; but some have said that in ages long before she descended from the darkness that lies about Arda, when Melkor first looked down in envy upon the Kingdom of Manwe, and that in the beginning she was one of those that he corrupted to his service. But she had disowned her Master, desiring to be mistress of her own lust, taking all things to herself to feed her emptiness; and she fled to the south, escaping the assaults of the Valar and the hunters of Orome, for their vigilance had ever been to the north, and the south was long unheeded. Thence she had crept towards the light of the Blessed Realm; for she hungered for light and hated it. In a ravine she lived, and took shape as a spider of monstrous form, weaving her black webs in a cleft of the mountains).
|