Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
Вавилонская Башня |
Могултай
"Вера", "религия", наука"
Система явлений, знаками которых служат вынесенные мной в заглавие слова, является ключевой в информационной (или ментальной, или духовной - называйте как хотите) истории людей. Приступим к выяснению некоторых важных аспектов дела. Для этого нам придется ввести кое-какие понятия.
Главным элементом всякого мировоззрения является суждение, которое, как предполагается, может быть в той или иной степени истинным и ложным (1). Интересно отметить второе фундаментальное свойство суждений описанного рода: они считаются всеми лишь относительно-истинными (хотя бы на практике эта относительность была приравнена к 99 и 9 в периоде процентам - т.е. фактически к стопроцентной истинности). Смысл этой "относительности" заключается в том, что если грамотному носителю суждения предъявят новые опытные факты и умозаключения, несовместимые с указанным суждением - он не умрет от горя, не испытает мировоззренческого краха и не заорет "этого быть не может, потому что этого не может быть", а взвесит и сравнит все факты и соображения и, вполне возможно, скорректирует свое, казалось бы, "стопроцентное" суждение (именно это произошло, когда физики пришли к выводу об относительности пространства-времени; до 1900 г. их независимость от наблюдателя, уж конечно, была именно такой, 99,9... ="100"-процентной истиной). Ясно, что все это возможно только в том случае, если носитель с самого начала теоретически допускал, что в его суждении может (если не должна) содержаться какая-то доля ошибки, и не переходил роковой грани, отделяющей девяносто девять и девять в периоде от ста. Разберем теперь иное суждение, например, суждение о том, что Иисус Христос является второй ипостасью абсолютного Мирового Божества. Какой опыт, какая логика могут хотя бы в принципе стоять в конечном счете за этим суждением? Пусть даже мы для данного случая примем (по образцу истории с Австралией) на веру все промежуточные звенья христианского предания; у самого его начала мы и в этом случае, при полном доверии к фактической стороне информации источника, найдем просто некое человеческое или человекоподобное существо, умеющее творить чудеса, воскрешать мертвых и воскресать после собственной смерти. В любой культуре архаики таких чародеев (странствующих демонов, инопланетян и т.п.) видимо-невидимо. Какие факты, какие умозаключения могли позволить наблюдателям такого существа прийти к выводу о том, что это Абсолютный Бог? (2) Совершенно очевидно, что верифицируемых фактов и умозаключений такого сорта не только не было, но и в принципе быть не могло (хотя бы потому, что человеческий опыт и умозаключения по определению относительны и конечны, Абсолют с ними несоизмерим - и тем самым им недоступен) (3). Итак, никаких свидетельств в пользу разбираемого суждения - при любом доверии "австралийского образца", проявленном нами применительно к нему - не только нет, но и не может быть. Тем самым "вера" в истинность такого суждения не имеет ничего общего с "верой" или "доверием", разобранным нами выше в примере с Австралией. В случае с Австралией, говоря о "вере", мы подразумеваем условное доверие к правдоподобно доказанному (числящемуся относительно-истинным). В случае с Христом, говоря о "вере", мы подразумеваем безусловную верность принципиально недоказуемому (числящемуся абсолютно-истинным). Кроме слова "вера", общего тут нет ничего до такой степени, до какой его вообще может не быть. Примечание 1. Во избежание частой ошибки укажем, что оппозиция рациональное/иррациональное с описанной только что оппозицией соотносится весьма слабо. "Иррациональное" - это по определению то, что в принципе не может быть непротиворечиво и со сколько-нибудь приемлемой адекватностью выражено завершенной речью, человеческим языком (или, что тоже самое, мыслью; ср. с определением иррациональных чисел в математике!). Хотя выразить это что-то нельзя, судить о нем и учитывать его отлично можно, причем как сверхценным, так и логико-эмпирическим способами (в последнем случае происходит примерно то же самое, что имеет место, когда математика - прекраснейшим и вполне постижимым и логичным образом! - оперирует с иррациональными числами). Примечание 2. В истории последних двух тысяч лет нередки (а сейчас даже и доминируют) эклектичные на первый взгляд мировоззрения, сочетающие порой даже несовместимые логически суждения обоих - "сверхценного" и "логико-эмпирического" типов. Начать с того, что без логико-эмпирических суждений вообще не обходится никакое сверхценное мировоззрение, т.е. ни одна религия (наоборот-то отличнейшим образом получается, см. ниже, п.3 данного раздела); просто детерминантный характер в них носят именно "сверхценные" суждения.
А) Допустим, что некий человек объявил, что он опроверг закон всемирного тяготения. Спрашивается, какую реакцию он вызовет в различных слоях общества? Более или менее ясно, что "простые люди" будут над ним откровенно смеяться от начала до конца, а вот физики как раз для начала выслушают. Они-то лучше всех знают, насколько относительный характер имеют их законы! Иными словами, чем ближе к производству, хранению и передаче истины (точнее, считающихся истинными суждений) стоит здесь человек, тем больше он знает ей цену, тем меньше уверен в ее незыблемости и тем больше открыт для аргументированного обсуждения ее исправления или отрицания. Это - характерный признак "научного" информационного поля. Б) Там, где употребляется как значимое, да еще наделенное приоритетной ценностью, понятие "святыня" (в его нынешнем облике), речь всегда идет о доминировании или по меньшей мере рудименте "сверхценного" мировоззрения. В рамках логико-эмпирических систем само это понятие - фантомное, а слово не наделено каким бы то ни было оправданным смыслом, тем более позитивным. Примечание. Если в переводах древних (до-Осевых в терминологии Ясперса) текстов читателю попалось слово "святой, священный етс." - он ни в коем случае не должен доверяться этому переводу! В ста из ста случаях речь здесь идет о понятии, которое надо переводить как "(ритуально) чистый", "оборудованный согласно инструкции по технике магической/экзистенциальной безопасности", "неприкосновенный для вреда, в том числе магического". Евреи-язычники, осуществляя неудавшийся (к сожалению) резистанс пророкам иудаизма, грозившим им гневом Абсолютного Яхве, отвечали самому Богу дословно так: "Эй, остановись, не подступайся ко мне, потому что я свят (т.е. ритуально неприкосновен, магически защищен, закаян) для тебя!" (Ис.65:5). Из другого места выясняется, как именно обеспечивалась эта "святость": в ответ на угрозу божественных кар смертью и адом евреи-язычники говорили: "А мы сами заключили союз со Смертью и договорились с Адом [как особыми мифологическими существами]: (так что) когда всепоражающий бич (Яхве) будет проходить, он до нас не дойдет!" (Ис.28:15, ср. Ис.28:18). Здесь опять-таки идет речь о магической защите, обеспечивающей неуязвимость даже от самого верховного бога.
Принципиальным и совершенно неожиданным для современного человека фактом является то, что первобытность, ранняя и "высокая" древность были совершенно свободны от всякой тени того, что можно было бы назвать "сверхценными" мировоззрениями. Это были эпохи тотального господства логико-эмпирического ("материалистического", "рационалистического", "релятивистского") менталитета. Доказательства этого ключевого положения см. в разделе VII. Все то, что мы называем языческими "религиями" архаики, в действительности с религиями (т.е. догматическими сверхценными вероучениями) не имеет ничего общего; это релятивистские адогматические, "естественнонаучные" по природе и способу существования духовные системы. Все отличия в результатах древней "естественной" (опытно-логической) науки от современной - то есть те самые отличия, которые и придают ей в наших глазах иррациональный, "ненаучный", "религиозный" колорит (анимизм, магия, представления о богах и загробном мире) - связаны лишь с двумя частными технико-методическими особенностями: несколько иным разграничением "репрезентативного" и "нерепрезентативного" эмпирического опыта (разграничением ошибочным, но именно ошибочно-научным, причем для того времени вполне закономерным и правдоподобно обоснованным) во-первых, и принципиальным отказом от использования письменной и даже устной традиции для фиксации доказательств (сохранению и передаче подлежали только конечные рецепты, результаты науки, а не "творческая лаборатория") во-вторых. Вообще, представление о единой иерархии, включающей богов и людей (считается, что она существует с того момента, как боги создали человека в качестве своего слуги или подопечного, или когда люди заключили с ними договор о взаимных услугах, наподобие "берита" у западных семитов) является специфической доминантой древних "религий". С I тыс. до н.э. развиваются элементы догматизации и этизации религий (точнее, теологизации этики), приводящие в конце концов к созданию догматических, "настоящих" сверхценных религий, претендующих на подчинение всех сфер жизни общества и на главенство в мире интересов человека (иудаизм, догматический зороастризм, христианство, неоплатонизм, гностицизм, ислам). Обычно это монотеистические (формально или фактически они обычно предусматривают в той или иной степени дуализм) религии, сменяющие древний политеизм (или более редкий языческий монотеизм). Причины этого коренного переворота в мировоззрении людей, предопределившего все дальнейшее развитие человеческой культуры вплоть до современной, в рамках собственно научных (не-телеологических и не-провиденциальных) представлений пока четко не выявлены. Время ок. 700 г. до н.э. - 100 г. н.э. - это время кристаллизации сверхценного типа мышления, ок.100 - 700 гг. - время его торжества в мировом масштабе, 700-1700 - господства и надлома, с 1700 - постепенного отступления. Рудиментом древней "естественнонаучной" парадигмы в Западноцентральной Евразии, помимо "племенного" язычества, оставался (и остается все это время) еще и индуизм со всеми своими ответвлениями, включая индийский (но не центральноазиатский!) буддизм. Сейчас в странах Первого мира "логико-эмпирическое" мышление (его возрождение в Европе как самостоятельной и самоопределившейся силы связано с именами Оккама, обоих Бэконов, ряда деятелей Ренессанса и Просвещения), типичное для архаики, достигло существенного развития. Можно утверждать, что почти все верифицируемые достижения человека от начала времен были связаны только с этим - одновременно "архаическим" и "современным", то есть вечным - способом движения информации. |
Примечания 1. Кстати, если о чем-то не может быть высказано никакого определенного правдоподобного суждения, этого чего-то не существует в единственном возможном смысле слова "не существовать". В мире Лукреция Кара существовали электромагнитные колебания (их просто называли другими словами, в том числе "светом" и понимали по-другому), но "не существовало", к примеру, квазаров. Конечно, теперь мы "знаем", что квазары "существуют" (о них можно сказать нечто определенное), и, соответственно, "существовали" и при Лукреции Каре. Однако пока никакое суждение об Х-е не получено, существование Х-а не подлежит обсуждению и не признается по определению самого этого понятия. Выше головы не прыгнешь. Мы всегда можем сказать: "есть многое, о чем мы ничего не знаем", но по определению тем самым не имеем права говорить об этом "чем-то" ничего определенного. Поэтому немецкие мистики ХIV века, говорившие о существовании Бога, о котором не может быть истинным ни одно суждение (так как он несоизмерим ни с какими человеческими суждениями и понятиями), впадали в заурядную языковую ошибку: этот Бог не существует по любому реальному (т.е. функциональному) определению слова "существовать". 2. Нельзя даже сказать, что они поверили ему на слово (хотя и это было бы довольно смешно), поскольку для этого указанное слово надо хотя бы понять, а рационально понять, что такое "абсолютное иносубстанциальное божество" человеку (как существу конечному и относительному) невозможно по определению. 3. То же относится к основным постулатам всех прочих догматических религий. Например, оставаясь в рамках сколь угодно безоговорочного доверия к опыту и логике информатора, мы можем заключить лишь то, что Моисей беседовал с некоторой - вероятно, плазменной - формой жизни в виде "огненного куста", но ничего об иносубстанциальной природе этого куста и уж тем более о том, что этот куст сотворил мир, сказать не сможем. Если даже нечто в этом роде сообщал сам куст (причем правильно употреблял человеческие понятия, а Моисей его правильно понял, что тоже ни из чего не следует и выглядит довольно маловероятно), счетных рациональных оснований доверять ему (учитывая масштаб его самого и его претензий) у нас неизмеримо меньше, чем доверять заявлению первого встречного о том, что он Наполеон. |
Обсуждение этого текста на форуме |
Главная | Форум | Толкинистика | Вавилонская Башня | История | Политика | Критика | Поэзия | Проза |
(c) Удел Могултая, 2024. При перепечатке ссылка обязательна. |