Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
03/28/20 в 21:23:46

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Идеологи всякоразные средневековые »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Большой Вавилон
   Идеологи всякоразные средневековые
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Идеологи всякоразные средневековые  (Прочитано 3229 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Идеологи всякоразные средневековые
« В: 08/15/04 в 21:58:21 »
Цитировать » Править

Эта тема посвящена видным мыслителям Средневековья.Сюда я собираюсь-таки написать о
Абеляре и не только.Понятно,что тема будет посвящена скорее теологам-сверхценникам,
поскольку именно они доминировали в ту эпоху.
Зарегистрирован
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #1 В: 08/19/04 в 19:22:17 »
Цитировать » Править

Во времена Росцелина средневековая теология и,по тогдашним представлениям,подчиненная ей философия переживали бурный рост.Столкновения
между различными богословскими течениями носили принципиальный и крайне жесткий характер.Иоанн Росцелин был одним из тех теологов,которые в  
этой борьбе приняли самое непосредственное участие.
 
О самом Росцелине,его личной жизни известно немного.Даже его сочинения до нас практи
чески не дошли.О его концепциях и взглядах судят в основном по упоминаниям и критике в сочинениях оппонентов Росцелина,таким знаменитостям,как Абеляр,Иоанн Солсберийский,Ансельм.
Точная дата рождения его неизвестна.Обычно указывают-около 1150 г.Кстати,то же касается даты смерти-около 1122г.Родился Росцелин в Компьени,где впоследствии получил место каноника.Учился в Реймсе и Суассоне.
 
А вот о его философских воззрениях известно несколько больше.Как и другие средневеко
вые богословы,Иоанн Росцелин находился под влиянием концепций таких философов,как Платон и Аристотель.В частности,под их влиянием разгорелся казалось бы чисто теоретический спор о соотношениях универсалий(прообразов предметов) и предметами.Т.е. если по мнению одних,универсалии были вполне реальны,а предметы
были не более чем случайными проявлениями подлинно реальных универсалий,то по мнению
других,универсалии были скорее символом,идеями,просто обозначением,отчасти реальными,но вторичными по отношению к предметам.
 
Т.е. например,с точки зрения первых,существовал некий универсальный шкаф,а все шкафы в мире были проявлениями этого универсального шкафа.Вторые
же считали слово "шкаФ" простым обозначением шкафа,которое возможно и обладает некото
рой реальностью.
 
Сторонники первой концепции следовали в целом Платону и назывались "реалистами"(и видимо им обязан Желязны идеей своего Амбера),а второй-Аристотелю,и назывались номиналистами.Росцелин был номиналистом,причем крайним.Он вообще отрицал какую-либо реальность универсалий и считал их просто обозначением предметов.ИЗ его концепции следовало,что у каждого отдельно взятого предмета(будь то шкаф,свинья или листок
бумаги) своя уникальная сущность,а соответствующая
универсалия-просто слово.Его оппоненты,такие как Гильом Шампо или Ансельм Кентерберийский,
напротив,были "реалистами"(и фактически последователями идеализма,т.к. в их теориях
дух,идея-те самые универсалии-предшествовали материи).
 
И было бы все это чистым теоретизированием,если бы в Средние Века философия не считалась служанкой богословия.Богословское следствие из теоретических построений Росцелина было следующим:поскольку каждый предмет уникален,а не универсален,Троица или полностью едина,или не едина вовсе.Или бог-отец,бог-сын и святой дух совершенно разные три божества,или они должны были воплотиться одновременно.
 
Разумеется,церковные власти не могли остаться в стороне,и в 1092 году последовали оргвыводы.
Суассонский собор во главе с архиепископом реимсским осудил теорию Росцелина как ересь,а самому номиналисту пришлось формально отречься от своих взглядов.Вероятно,тогда же Росцелину пришлось уничтожить свои труды,и по этой причине они до нас практически не дошли.(Кажется письмо к Абеляру-единственное сохранившееся сочинения Росцелина.)Росцелин,во избежание дальнейших неприятностей,бежал в Англию.Там он не задержался:в ходе полемики с "реалистами" Иоанн Росцелин подверг резкой критике взгляды Ансельма,и поэтому в Англии тоже не мог чувствовать себя спокойно.В итоге он приехал в Рим,покаялся и воссоединился с церковью.После этого Росцелин смог спокойно вернуться во Францию и занялся преподаванием в Туре и Лоше.В Туре у него занимался Абеляр,который потом подверг резкой критике концепции своего учителя.
Впрочем,и сам Росцелин отомстил своему ученику:в 1121 году он принял участие в Суассонском соборе,где оппонировал Абеляру опять-таки по вопросу о Троице.На этом соборе взгляды Абеляра были признаны еретическими,его заставили сжечь свои работы.Примечательно,что даже последнее упоминание о Росцелине связано с затмившим его учеником.
 
Более поздние номиналисты гораздо известнее.Это действительно громкие имена:один Оккам чего стоит!Однако,Росцелин был тем,кто торил им дорогу,и по-видимому,первым,четко сфромулировавшим номиналистские концепции.Спор об универсалиях продолжался:в нем принимал участие Абеляр,а в четырнадцатом веке целая школа номиналистов совершенно по-новому подняла этот вопрос.Который уже давно не был теоретическим и стал настоящим  
камнем преткновения для средневековых схоластов.
« Изменён в : 08/19/04 в 19:36:39 пользователем: Zamkompomorde » Зарегистрирован
Ципор
Гость

email

Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #2 В: 12/10/04 в 13:07:11 »
Цитировать » Править » Удалить

Богословское следствие из теоретических построений Росцелина было следующим:поскольку каждый предмет уникален,а не универсален,Троица или полностью едина,или не едина вовсе.Или бог-отец,бог-сын и святой дух совершенно разные три божества,или они должны были воплотиться одновременно.
 
А почему такое следствие? Вроде бы сейчас все придерживаются номиналисткого подхода, но у церкви с этим проблем нет.
Зарегистрирован
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #3 В: 04/16/05 в 02:23:57 »
Цитировать » Править

Об Абеляре.
 
Пишу с огромным опозданием:все никак руки не доходили.За что приношу извинения,осо
бенно Бенедикту.Итак,в продолжение темы.
 
В отличие от Росцеллина,об Абеляре известно гораздо больше.Причем,многое он расска
зал сам.Родился Абеляр в 1179 году,в дворянской семье,неподалеку от Нанта.Интересно,что родители будущего богослова отличались большой набожностью,а отец получил некоторое образование.
Неудивительно,что под их влиянием Пьер интересовался прежде всего философскими и
богословскими штудиями,и в конце концов,несмотря на свое старшинство,выбрал не
военную, а церковную карьеру.
В то время во Европе,в том числе в Париже,развивались многочисленные церковные
 и светские школы,где изучались труды ряда античных философов,многочисленные
богословские работы,не говоря уже о трудах "отцов церкви" и "Библии".Богословие
развивалось быстрыми темпами,свидетельством чему как ряд важных церковных реформ
,связанных с образованием,так и многочисленные ожесточенные диспуты по принципиа
льным вопросам(как в случае с универсалиями).Как следствие изучение богословских
и смежных с ними дисциплин становилось весьма перспективным.Оно давало возможность
прославиться,продвинуться в церковной иерархии,обзавестись связями и покровителя
ми,обрести известность и власть.
Огромные возможности открывались перед Абеляром.Он уже в юном возрасте получил
неплохое образование,стал посещать диспуты и школы,где выступали и преподавали видные богословы, и постепенно набирался познаний в изучаемых там дисциплинах.Любопытно,что первых своих учителей в исповедальной "Истории моих бедствий" Абеляр даже не упоминает.А ведь это виднейший номиналист Росцелин(которого Абеляр потомкритиковал яростно),под влиянием которого Абеляр приобрел умеренно номиналистские взгляды,шартрские теологи Тьерри и Бернар.
Со временем Абеляр приобрел широкие познания в философии и богословии,довольно ши
рокую эрудицию и обнаружил в себе ораторские способности и блестящее владение
аристотелевой логикой,сыгравшее особую роль в дальнейшей карьере.
Однако,Абеляр отличался крайне неуживчивым,резким и вспыльчивым характером,отли
чался самоуверенностью и был весьма честолюбив.Эти качества определили его судь
бу.
Видимо неудовлетворенный уровнем своих познаний,Абеляр поступил в школу к Гильому из Шампо,который поначалу был к нему благосклонен.Это был знаменитый богослов,
известный преподаватель философии и диалектики.Он был последователем "реализма",
причем представителем крайнего "реализма" и одним из наиболее непримиримых противников Росцелина.
Абеляр,еще будучи его студентом,вступал в споры с Гильомом по ряду принципиальней
ших вопросов,причем нередко побеждал своего учителя.Убедившись в своих способностях и оставив школу теперь враждебно настроенного учителя,он стал
преподавать сам в Мелене.Начиная с этого времени,Абеляр участвовал в интригах
и  боролся с интригами своих оппонентов-богословов.И если Гильом прикладывал
все усилия к тому,чтобы школа в Мелене не открылась,то Абеляр пользовался помощью
врагов Гильома.После того,как слава Абеляра возросла,он открыл школу неподалеку
от Парижа.Как он сам пишет в "Истории..",это было удобное место,чтобы нападать
на своих оппонентов в диспутах.Да и аудитория благодаря близости Парижа,была  широкой.НАдо сказать,Абеляр не упускал случая напасть в диспуте на противника или
даже организовать такой диспут.Несколько лет спустя он снова поступил в школу
Гильома,якобы для того,чтобы прослушать курс риторики.Трудно сказать,много ли
знаний он вынес из этого курса,но на этот раз еще больше попортил крови Гильо
му.Он постоянно спорил с учителем и в итоге разгромил его подход к универсалиям!Гильом был вынужден отказаться от крайне "реалистического" подхода в этом вопросе.
Разумеется,это был страшный удар для Гильома из Шампо:он потерял большую часть
учеников и престижнейшее место преподавателя при кафедральной школе Собора Париж
ской Богоматери.Видимо,это поражение вынудило его искать другие пути для приоб
ретения авторитета и возможности преподавать.Благодаря своим связям и знаниям
Гильом стал епископом Шалонским,но вовсе не торопился в Шалон.
 
Абеляр же был на подъеме:в его школу стекались многочисленные ученики,привлеченные
ораторским даром и искусной и понятной интерпретацией богословских и священных
текстов.Однако,успехов в философии и диалектике ему было недостаточно.
Та дисциплина,которую он сам назовет "теологией" была ключевой,а философия-лишь
вспомогательной.На сей раз амбициозный бретонец отправился в Лан и поступил в школу Ансельма Ланского,который считался виднейшим теологом и когда-то был учителем Гильома из Шампо..
 
Впрочем,Пьер Абеляр быстро разочаровался в учителе.Кстати,если о Гильоме он отзывался с некоторым уважением,то Ансельма считал никчемным преподавателем,
выезжавшим только засчет опыта,умения красиво говорить и почтенного возраста.
История с Гильомом повторилась,только пострадавшим был уже Ансельм.В его школе Абеляр еще раз продемонстрировал блестящие способности растолковывать аудитории малопонятные тексты и свой знаменитый ораторский дар.Результатом его выступлений  
и лекций,которые он стал проводить,стало подозрительное отношение старших учеников(Альберика Реймсского и Лотульфа Ломбардского-они еще сыграют свою роль в его судьбе) и самого Ансельма;в самом деле,похоже было,что Абеляр у Ансельма отберет аудиторию и школу!В результате Абеляра выгнали со скандалом.Но скандал пошел Абеляру только на пользу.Молва о том,что он-непревзойденный богослов,разошлась очень широко и быстро.Когда он вернулся в Париж,конкуренцию Абеляру не мог составить уже никто.Это был настоящий триумф.Абеляр не испытывал недостатка ни в учениках,ни в деньгах и считал себя непревзойденным богословом и философом.
Ученики о нем были самого высокого мнения и считали его способным решить сложней
шие богословские противоречия.
 
Кроме того,Абеляр усиленно занимался теологией и философией.Его подход к изучению
и толкованию текстов был нов:Абеляр считал,вопреки господствовавшему мнению,что
при толковании библейских текстов,надо опираться на аристотелеву логику и здравый смысл,а не столько на толкования отцов церкви,потому что последним свойственно ошибаться и даже противоречить друг другу.Он считал,что богослов при правильном подходе сам способен понять текст,несмотря даже на ошибки перевода,и отстаивал свое мнение,в частности,еще в школе Ансельма Ланского.Именно ясность толкований была одной из наиболее привлекательных особенностей его подхода.
« Изменён в : 04/16/05 в 02:37:59 пользователем: Zamkompomorde » Зарегистрирован
Ципор
Гость

email

Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #4 В: 04/18/05 в 10:32:38 »
Цитировать » Править » Удалить

Вот тут еще есть информация об Абеляре.
 
http://www.krugosvet.ru/articles/24/1002482/1002482a1.htm  
 
Интересно, чем брак с Элоизой мог помешать его карьере?
Зарегистрирован
Гильрас
Живет здесь
*****


мифическое существо

   
Просмотреть Профиль » WWW » email

Сообщений: 970
Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #5 В: 04/18/05 в 14:54:47 »
Цитировать » Править

Замком,  извините,  у  вас с датами  какая -то путаница, описки, видимо. Например -  ***Точная дата рождения его неизвестна.Обычно указывают-около 1150 г.Кстати,то же касается даты смерти-около 1122г***
Так он  что, сначала  умер, а потом родился?  
Там и  еще  кое  что...  
« Изменён в : 04/18/05 в 14:59:59 пользователем: Гильрас » Зарегистрирован

Самурай наступает и отступает, смотря по обстоятельствам.

(Тайра моногатари)
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #6 В: 04/18/05 в 15:03:19 »
Цитировать » Править

Пардон,1050,конечно.
Зарегистрирован
Zamkompomorde
Administrator
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 2640
Re: Идеологи всякоразные средневековые
« Ответить #7 В: 04/18/05 в 19:56:52 »
Цитировать » Править

Продолжение-об Абеляре.
 
Итак,Абеляр,можно сказать,на гребне волны.И тут начинается любопытный и во
многом неожиданный период его жизни.Ему было уже крепко за тридцать,когда он увлек
ся юной племянницей каноника Собора Парижской Богоматери Фульбера.Ее звали Элоиза.
Фульбер дал Элоизе по тем временам блестящее образование,разумеется, с церковным уклоном.Пожалуй,она была образованнейшей женщиной во всей Франции.На это указывают как отзывы самого Абеляра,так и подробности их поздней переписки.
Абеляр долгое время вообще не интересовался женским обществом,и обладал репутацией
человека,полностью,увлеченного богословскими и философскими штудиями
и преподаванием.Когда Абеляр,сославшись на финансовые затруднения и сложности с
ведением хозяйства(явно надуманные-при тогдашнем его положении) попросил Фульбера
поселить его в качестве нахлебника,тот быстро согласился.Взамен Абеляр должен был
стать репетитором Элоизы и платить за пансион,что было вдвойне выгодно Фульберу.
Это стало удачной возможностью для Абеляра и к тому же отводило возможные подозрения.Ева ли Абеляр с самого начала был влюблен:он пишет в своей "Истории.."
,что его привлекала идея связи с образованной девушкой,с которой он мог бы перепи
сываться(редкий случай) даже в разлуке.Можно сказать,пророческая мысль.
 
Постепенно отношения переросли в настоящую страсть.Дело не только в любовных  
песнях в честь Элоизы,которые слагал Абеляр(именно тогда он стал поэтом),но и в том,что порядком забросил свои ученые занятия и пренебрегал своими преподавательскими обязанностями.
В итоге Элоиза забеременела и вынуждена была уехать из Парижа.У нее родился сын,
которого она назвала экзотически-Астролябием.Разумеется,эти события сопровождал скандал с участием Фульбера.Если Абеляр стремился к церковной карьере,то одним  
из ее условий было безбрачие.К тому же,устоявшееся мнение на тот момент было вполне определенно:занятия философией(и богословием) малосовместимы или даже несовместимы с семейной жизнью.(Абеляр в частности разделяет это мнение и ссылается на Теофраста,Сенеку и Сократа.)А честолюбие и увлеченность Абеляра своими штудиями были общеизвестны.Наконец,репутации Фульбера и его племянницы подобная связь до брака наносила сильнейший удар.
 
Интересно,что сама Элоиза разделяла мнение насчет философии и семейной жизни.То ли
из любви к Абеляру,то ли из сочинений философов,но она вынесла такое убеждение.
Не исключено,впрочем,что и сам Абеляр убеждал ее в этом.Есть в его "Истории моих
бедствий" темные места.
Брак,во избежание скандалов,нежелательных для всех сторон,все-таки состоялся.
Причем,Абеляр условился с Фульбером о браке не распространяться.
 
Дальше начинаются странности:после брака Абеляр и Элоиза стали редко видеться и вообще скрывать брак и свою связь.Фульбер вскоре объявил о заключении брака,а Элоиза это упорно отрицала.По утверждению Абеляра,Фульбер был разгневан на Элоизу,и она перебралась в женский монастырь,где Абеляр сам переодел ее монахиней.
Фульбер и его родня решили,что Абеляр собрался избавиться от  Элоизы.Вывод,
пожалуй,логичный.Если бы Элоиза стала монахиней,то карьере Абеляра и всем его планам ничто бы не мешало.С другой стороны,если бы даже она не стала монахиней,
само ее пребывание в монастыре,отказ признавать брак и встречи украдкой с Абеляром были ударом и по ее репутации,и по ее родне(особенно опекавшему ее дяде).
Неудивительно,что Фульбер заподозрил козни Абеляра.Да и вообще странная ситуация.
По-видимому,о чем-то Абеляр в своей "Истории.." умалчивает.
 
Фульбер решил отомстить:нанятые им люди ночью напали на Абеляра и оскопили его.
Это стало страшным ударом и для него, и для Элоизы.О семейной жизни,дальнейшем преподавании и жизни на людях после этого позорного и страшного события Абеляр решил забыть.Он обратился к религии и удалился в монастырь,знаменитый Сен-Дени.(Элоиза тоже ушла в монастырь-тот самый,где Абеляр одел ее в монашескую одежду.)Надо сказать,настоятель Сен-Дени был очень доволен тем,что такой ученый и знаменитый богослов присоединился к монастырской братии.Но жесткий
и неуживчивый характер Абеляра(ставший еще более неуживчивым из-за произошедшего) позднее дал себя знать.Абеляра не устраивало вольготное и распущенное житье монахов.Но покамест он преподавал в монастырской школе и как прежде пользовался
широчайшей известностью.
Вскоре его многочисленные враги(в т.ч. Росцелин,Альберик и Лотульф) отомстили ему.
Абеляр написал один из своих важнейших трудов,посвященный центральному вопро
су в христианском богословии,Троице ,и был обвинен в ереси.В 1121 году был собран местный Суассонский собор с участием папского легата,где труд Абеляра осудили.
 
Автора заставили сжечь работу.Сам Абеляр утверждает в своей "Истории моих бедствий",что весь собор был фарсом,что его даже не выслушали,а решение приняли заранее.Интересно,что за него вступился один из первых учителей,"реалист" Тьерри.
Впрочем,его среди своих учителей Абеляр никогда не указывал.В своей "Истории.."
он его упоминает только при описании Суассонского собора.(Вообще-то,своему детству
и ранней юности он уделяет буквально пару слов.)
 
Уже после собора Абеляр окончательно рассорился с монастырской братией.Штудируя
труды Беды Достопочтенного,он обнаружил,что Св.Дионисий,основавший монастырь,вовсе
не знаменитый Дионисий Ареопагит,а куда менее известный епископ коринфский.Это вызвало очередной скандал,ведь на кону стоял престиж Сен-Дени,весьма почитаемой обители.Да и положение,влияние монастыря:он был под особым королевским покровительством;достаточно вспомнить такого аббата Сен-Дени,как Сугерий,ставшего
регентом Франции во время Второго крестового похода.Монахи,недовольные как упрека
ми Абеляра в развращенности,так и этим ударом по престижу,решили натравить на
него светские власти,сославшись на то,что Абеляр наносит ущерб престижу всего
королевства(Сен-Дени считался покровителем Франции и королевской фамилии).
 
Абеляр решился бежать.
После ряда приключений он добился перевода в уединенную обитель,названную им "Параклетом".Кстати,разрешение он получил у того самого Сугерия.Надо сказать,и в "Параклет" за Абеляром последовали многочисленные ученики,привлеченные его
славой и знаниями.А еще более многочисленные недоброжелатели продолжили свои интриги.После пережитого в Суассоне унижения Абеляр панически боялся любых собраний,не то что соборов,где обсуждались его сочинения или просто идеи.Надо сказать,что еще в Сен-Дени он вернулся к богословским и философским штудиям,и в последующие годы выпустил ряд богословских трудов.А врагов у него не только не
стало меньше,но и добавилось.Да и друзей стало гораздо меньше.Так что,было чего опасаться:его недоброжелатели нашли в названии "Параклет" повод обвинить его
в ереси,таким образом продолжая старое обвинение в еретической трактовке Троицы.
 
Дальнейшая его жизнь проходила также весьма неспокойно:он стал настоятелем в бретонском монастыре в 1125.Там он решил укрыться от врагов и обвинений.Бретань тогда была глухим захолустьем,из разряда мест,дальше которых не сошлют.Хотя Бретань была его родиной,Абеляр вскоре почувствовал себя  чужим,а нравы тамошних монахов возмущали его еще больше,чем нравы бенедиктинцев Сен-Дени.Он утверждал,что бретонские монахи вообще делали что хотели и даже жили в кельях с женами,детьми и наложницами.Для Абеляра,искренне обратившегося к религии,подобное  
положение вещей было попросту нетерпимым.Добавляли головной боли бытовые труднос
ти:монастырь Св.Гильдасия обнищал,т.к. местные феодалы фактически захватили его
земли.А Абеляру приходилось воевать на два фронта.
 
Впрочем,и старые враги не забыли его :на сей раз досталось монастырю,в который
ушла Элоиза.На него предъявил права Сен-Дени.(Кстати,интересно,что монахи ссылались на давнее традиционное обладание землями этого монастыря.Ссылка на "традиционность" обладание какой-либо собственностью и привелегией была весьма
серьезным доводом:зачастую церковные и светские феодалы оговаривали,что некая
услуга или некое действие не будет носить регулярного характера,дабы право "тради
ционности" не сработало впоследствии.)Элоиза,к тому времени настоятельница монас
тыря,попросила поддержки,и Абеляр добился перевода аржантейского  монастыря в "Па
раклет" в 1131.
Вскоре он написал знаменитую "Историю моих бедствий",классическое
автобиографическое произведение исповедального характера.В ней Абеляр описал свою
жизнь вплоть до своей жизни в бретонском монастыре.Оно обращено к другу,скорее
всего вымышленному лицу.
Интересно,что около 1132 Элоиза,ознакомившись с "Историей моих бедствий",
написала ему письмо,с которого началась знаменитая переписка Элоизы с Абеляром,
ставшая классикой эпистолярного жанра.Элоиза все еще любила Абеляра и жаловалась
ему,что он ее забыл,зато находит время писать какому-то из своих друзей в то
время,как,по ее мнению,ближе всех она.
Абеляр же всячески ее убеждал,что о прошлом следует забыть,что она "невеста Хрис
та",и он-уже не столько ее муж,сколько брат или даже лицо,подчиненное.Интересно
,что это положение он обосновывал формально-теологически примерно так:он-монах,
значит всего лишь слуга бога,в то время как "невеста" изначально выше по статусу.
Правда,в своей "Истории.." он излагает противоположные идеи.Абеляр,видимо,хотел
забыть о прошлом и убедить Элоизу,прибегая к казуистике,в которой был всегда особенно силен,в необходимости полностью обратиться к религии.
Надо сказать,Элоиза к казуистике прибегала не менее часто,ссылаясь как на примеры
из жизни христианских святых и философов,так и излагая теоретические доводы,но с
противоположной целью:она все еще считала его своим мужем и любила Абеляра.
Эта классическая переписка продолжалась и чуть позже была переведена с латыни
на французский;письма широко разошлись.
До наших дней дошло четыре ,причем четвертое обычно датируют 1136,и в отличие от остальных,оно псвящено монашеской жизни,а не личным отношениям.Возможно,это связано с тем,что ок.1136 Абеляр наконец ушел из монастыря Св.Гильдасия.Он перебрался в Париж и вернулся к преподаванию.Абеляр был уже немолод,написал целый ряд богослов ских и философских трудов("Да и нет","Диалектику","Введение в теологию","Познай себя сам" и ряд других).В своих работах он широко использовал аристотелеву логику и доказывал необходимость использования логики в богословии("Возражение некоему невежде в области диалектики..","Да и нет","Диалектика").В спор об универсалиях он также внес свой вклад,развив свой особый подход,-"концептуализм".
По мнению Абеляра,универсалии как таковые не существуют,но в звуке,как элементе,из которого строятся слова,"концепте",они заложены.Таким образом,он был отчасти близок умеренным "реалистам" и в то же время-в некоторых положениях был
близок номиналистам.
Тогда у него было все еще много врагов.Одним из его оппонентов,-и самым опасным
из всех,-стал Бернар Клервосский.Бернар обвинил его во впадении в сразу несколь
ко ересей.По вопросу о Троице-в арианстве,по вопросу о личности Иисуса-в нестори
анстве,а в вопросе о благодати-в пелагианстве.Свою роль сыграли как подход Абеля
ра к диалектике(т.е. к методам рассуждения),так и взгляды на универсалии,природу
греха.Сначала Бернар пытался его переубедить в переписке,но позднее обратился к
мерам административного характера.Один из виднейших богословов и влиятельнейших
деятелей церкви,инициировавший Второй крестовый поход,Бернар добился созыва Санс
ского собора,на который предложил явиться Абеляру.
 
В 1141 Абеляр был осужден на Сансском соборе,на который,впрочем,не явился.Уже тогда он был серьезно болен,по-видимому,боялся новых унижений и нашел защиту у Петра Досточтимого,настоятелья клюниского монастыря.Папа римский подтвердил вердикт собора,но Абеляр добился с помощью настоятеля ,чтобы его оставили в покое.В итоге Абеляр остался в Клюни,где некоторое время преподавал. Там он прожил до самой смерти в 1142.Свое последнее сочинение("Диалог между Философом,Иудеем и Христианином") он так и не завершил,-видимо обвинение в ереси и болезнь помешали.Сначала Абеляра похоронили в Клюни,но позже,по просьбе Элоизы его прах перевезли в Параклет,где она оставалась настоятельницей еще двадцать с лишним лет,до самой смерти в 1162.Затем их захоронили в общей могиле.
(Что до судьбы их сына,то это темный вопрос.Известно,что Элоиза писала настоятелю
Клюни и спрашивала в письме,как церковь относится к таким,как Астролябий.)
 
После себя Абеляр оставил многочисленные богословские сочинения,классическую
переписку с Элоизой и знаменитую "Историю..".Среди его учеников были многочислен
ные епископы и кардиналы:блестящее образование давало тогда большие возможности
для церковной карьеры.Были среди его учеников и такие знаменитости как Иоанн Солс
берийский(видный богослов),Арнольд Брешианский,казненный как еретик и Петр Ломбар
дский,без "Сентенций" которого едва ли можно представить себе последующее измене
ние во взглядах церкви на колдовство да и теологию вообще.
Он оказал огромное влияние на таких философов,как Фома Аквинский(особенно своим
трактатом "Да и нет",в котором выдвинул идею изложения аргументов по тому или ино
му теологическому вопросу в стиле "за" и "против",а следовательно на развитие
схоластики вообще.Немалое влияние на схоластику оказал и его принцип "понимаю
,чтобы верить" и взгляд на универсалии,который нельзя однозначно причислить ни
к номиналистским,ни к "реалистическим" точкам зрения.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.