Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/08/20 в 16:10:05

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Кредентес.  Ланглуа о Белибасте »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Материалы по катарам
   Кредентес.  Ланглуа о Белибасте
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Кредентес.  Ланглуа о Белибасте  (Прочитано 4046 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Кредентес.  Ланглуа о Белибасте
« В: 06/06/06 в 07:30:13 »
Цитировать » Править

Готье Ланглуа
Белибаст, несовершенный катар.

Гийом Белибаст - один из наиболее известных и популярних персонажей окситанского катаризма. Здесь приведена сокращенная версия статьи, опубликованной в Pays Cathare magazine, № 1, декабрь 1997 года.

 
Судьба последнего известного нам из окситанских perfecti, дает нам возможность глубже познакомиться с катарской доктриной. Тем не менее, он, вне всякого сомнения не является типичным пастырем Церкви Добрых Христиан.
 
Преступник становится perfecti.
 Гийом Белибаст родился около 1280 года, в селении Кубьер, Разе (Од). Его семья - богатые крестьяне-скотоводы - исповедовала катаризм в полном составе. В Кубьер Белибаст встречал очень многих выдающихся perfecti из окружения Пьера Отье и Филиппа д’Алайрака. Братья Гийома, пастухи, часто помогали perfecti скрываться в подполье и переходить из одного убежища в другое. Можно сказать, что, несмотря на попытки католической Церкви на протяжении почти ста лет уничтожить ересь катаров, последняя еще раз продемонстрировала свою живучесть и наново разгорелась в Арьеже и Разе, благодаря проповеднической деятельности братьев Отье.  
 Несмотря на семейную привязанность к катаризму, Гийом Белибаст принял посвящение не благодаря призванию, а из страха и покаяния. Где-то в 1305-1306 годах (или чуть раньше) он во время ссоры убил пастуха из Виллеруж-Термене. Против него открыли уголовное дело. Архиепископ Нарбонны, сеньор Виллеруж и Кубьер, признал его виновным и конфисковал его имущество. Чтобы спасти свою жизнь, Белибаст, которому грозила виселица, оставил жену и ребенка и бежал в одно из известных ему убежищ, где скрывались perfecti. Для спасения его души и для покаяния они уговорили его посвятить себя Богу. Он был посвящен в сан в Рабастен (Тарн) Филиппом д’Алайраком. Однако их обоих арестовали и заключили в тюрьму Инквизиции Каркассона: Мур. В 1309 году им удалось бежать и они нашли приют в Каталонии, в графстве Ампуриас. Когда Филипп д’Алайрак вернулся в королевство Франции, чтобы исполнять свою миссию, менее мужественный Белибаст не решился сопровождать своего товарища. Через некоторое время он узнал о том, что Филипп был вскоре арестован и погиб на костре.
 Избежав опасности, Гийом Белибаст постепенно удаляется от границ Франции, где ему может грозить арест. Из осторожности он меняет свое имя: отныне его называют Пьер Пенченье, что напоминает о его новой профессии - он делает ткацкие гребни. Иногда он также нанимается на сезонные работы по всему Поблету вместе со своим преданным другом Пьером Маури.
 
Несовершенный катар Мореллы.
 С 1314 года Гийом Белибаст живет в Морелле, в королевстве Валенсия. В это время возле селения Сан Маттео жила небольшая община окситанских катаров в изгнании, многие из которых были родом из селения Монтайю (Арьеж). Для них он становится пастырем. Надо сказать, что, живя в этой общине, он иногда злоупотребляет своим духовным авторитетом, за что его упрекает Пьер Маури, сравнивая его с великими проповедниками Пьером и Жаком Отье. Чтобы не выделяться среди католиков, Гийом Белибаст выдает себя за женатого человека, живя в одном доме с вдовой Раймондой Марти и ее ребенком. Постепенно эта Раймонда становится его любовницей. Гийом Белибаст пытался решить эту очень серьезную для него проблему, поскольку он дал обет безбрачия. Его друг Пьер Маури, желая помочь Гийому, женится на Раймонде Марти и берет на себя отцовство ребенка Гийома, однако Гийом из ревности разрывает этот брак.  
 Тем не менее, Белибаст очень серьезно воспринимает свою пастырскую роль. Он проповедовал, благословлял и по крайней мере до своей связи с Раймондой уделял consolament умирающим. Верующим, среди которых был предатель Арнод Сикре, приведший Белибаста к смерти на костре, он читал проповеди регулярно. Белибасту удавалось учить людей основам веры очень интересным и наивным, но выразительным и популярным способом: «Таким образом враг Бога, Сатана, создал тела людей и заключил в них их души… Эти души, одетые в свои плащи, то есть тела, пытаются спастись, напуганные преходящестью своей жизни. И как только такая душа покидает тело, например, где-нибудь в Валенсии, она немедленно попадает в другое тело, скажем, в графстве Фуа, и так далее. И когда души оглядываются на пройденный ими путь, они видят, что их наказание, которое они уже понесли, это всего лишь три капли из бесконечного океана страданий. Напуганные своим осуждением, они пытаются выскользнуть через первую же щель, которую видят перед собой, и таким образом попадают в тела зародышей животных и входят в новую жизнь: собаки, кролика, лошади, или какого-то иного животного, или же могут вновь попасть в утробу женщины. И это зависит, сколько человек сделал в своей предыдущей жизни зла - если много, он попадает в утробу грубого животного, если не очень - в утробу женщины. И таким образом души меняют одно одеяние плоти на другое, пока они не получают воистину благое тело, то есть тело мужчины или женщины, устремленных к добру ( то есть верующих катаров). И в этом теле они имеют возможность спастись, ибо, если они выйдут из этого доброго тела, то вернутся прямо к нашему Отцу небесному».  
 На самом деле, Арнод Сикре, хоть и выказывал желание «открыться устремлению к добру», не прислушался к аргументам Белибаста, думая только об одном - как добиться его ареста и тем самым вернуть себе конфискованное имущество. Арнод Сикре был подосланным к Белибасту агентом Инквизиции.
 
Последний окситанский perfecti.
 Несмотря на то, что Белибаст часто нарушал правила, а может быть именно поэтому, он горячо желал встретиться с другими perfecti, покаяться в своих грехах и пройти reconsolatio, повторное крещение Духом. Потому он доверился Арноду Сикре и вернулся в Лангедок. По дороге на Тирвию, парафия Ургейль, в марте или апреле 1321 года, Арнод Сикре выдал его байли графа де Фуа, сеньора этой местности. Его арестовали, отвели в Кастельбон и посадили в замковую башню, согласно обычаю, скованным одной цепью с тем, кто его выдал. Это продолжалось несколько дней, пока шла проверка информации. Ночью Белибаст предложил Арноду покаяться перед ним и получить consolament, а потом умереть вместе с ним, прыгнув с башни - как единственный шанс для Арнода попасть в Царство Небесное. Но интересы Арнода концентрировались на земных благах. В том же году, летом, Белибаст был сожжен в замке Виллеруж-Термене, резиденции архиепископа Нарбонны, который еще давным-давно приговорил его к смерти.
 Вместе с Белибастом исчезает и катарская Церковь Окситании. После его смерти до конца XIV столетия сжигают уже простых верующих. Еще жива катарская Церковь в Боснии, но и она исчезает после турецкого завоевания под конец XV века. Последний окситанский perfecti не смог придерживаться всех правил суровой апостольской жизни. Однако он стремился преодолеть свои слабости и умер с достоинством, отказавшись отречься от своей веры. Его смерть и мученичество еще раз напоминают нам, современным людям, о необходимости религиозной толерантности.
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
credentes
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 936
Re: Кредентес.  Ланглуа о Белибасте
« Ответить #1 В: 12/01/07 в 22:45:11 »
Цитировать » Править

Анн Бренон
 
ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПОСЛЕДНЕГО ДОБРОГО ЧЕЛОВЕКА
 
 Через десять лет вынужденного изгнания, Инквизиция, наконец, схватила Гийома Белибаста благодаря сотрудничеству одного человека, Арнота Сикре, который завоевал его доверие, чтобы выманить его подальше от безопасного убежища и выдать.
 
 Через десять лет после своего бегства, Гийом Белибаст, добрый человек, мирно жил в королевстве Валенсия, входившее в состав арагонской короны. Он поселился как ремесленник в фортифицированном городе Морелья, в самом сердце гор Сьерра-Маестра – откуда он регулярно посещал общину своих верующих, беглецов из-за ереси из графства Фуа, поселившихся в городе Сан-Матео. Кто мог зайти так далеко, чтобы разоблачить еретика, скрывавшегося под видом честного ремесленника? Кто, если не один из своих? Таким предателем стал Арнот Сикре, сын доброй верующей Себелии Бэйль, родом из Акса. Смешавшись с беженцами и живя с ними в течение нескольких лет, он сумел обмануть их подозрения и сделать всё, чтобы завлечь доброго человека подальше от его убежища, в опасное путешествие на север, под предлогом того, что он сможет навестить его престарелую тетю в пиренейском графстве дю Паллар – на границах графства Фуа – и установить контакт с двумя другими подпольными добрыми людьми. Ведь уже столько лет Гийом Белибаст был изолирован от того, что осталось от его преследуемой Церкви. Последний добрый человек. Падший грешник, он надеялся на покаяние и отпущение грехов. Он готов был рискнуть всем за надежду на встречу со своими товарищами. Он знал, что это путешествие может быть опасным. Он даже проконсультировался с прорицателем, чтобы лучше изучить вопрос, но поступил вопреки его совету и решился действовать любой ценой. Это был Великий Пост 1321 года – ровно через двенадцать лет после его бегства на юг в 1309 году. Вновь его проводником является Пейре Маури, верный друг, пастух, который знал все проходы и все дороги. Как и другие, он доверял молодому человеку из Акса. Их было четверо, пустившихся в путь. Добрый человек, предатель, пастух и молодой кузен последнего Арнот Марти.  
 
Они шли прямо на север, к Пиренеям, по дороге на летние пастбища, куда перегоняют овец – но за два месяца до обычного срока перегонов. Только один Арнот Сикре знал, что с этого пути нет возврата, что это последнее путешествие Гийома Белибаста. Все четверо покинули город Морелью рано утром, и ее фантастические очертания еще долго виднелись, пока они преодолевали суровые горы Сьерра-Маестра и Бенифассар. За первый день пути они добрались до Бесейте, окруженного радующими глаз оливковыми рощицами. Там они остановились у доброй верующей Мерсенды Марти, тети Пейре Маури, которая жила там со своей дочерью Жоаной. На следующий день, через Гандесу, дорогами на Кампосине, они добрались до долины Эбре и Аско. Там Пейре хорошо знал одну таверну и ее хозяйку: он часто и подолгу бывал там во время зимовок с отарами на пастбищах Фликса и Тортозы. Он также хорошо знал свойства местного вина: договорившись с добрым человеком, тем же вечером, когда все достаточно много выпили, он попытался споить Арнота Сикре – которому никогда особо не доверял – чтобы выявить, не предаст ли он их. Но молодой человек, чувствуя ловушку, притворился пьяным и уверял его в своей преданности. На третий день они были в Сароса, на четвертый в Ллейда. Они шли в темпе, подходящем доброму человеку. Когда-то давно, еще до Несчастья, еще до того, как он был посвящен как добрый человек, а потом бежал в Арагон, чтобы вести жизнь бедного ремесленника, Гийом Белибаст тоже был молодым пастухом, сильным и выносливым. Но теперь ему было уже за сорок, а сидячая работа, монашеские посты и воздержание, несколько ослабили его силы. В густонаселенном квартале Ллейда, на берегу Сегре, возле переправы, в виду гордо возвышающегося на скале города, где строился большой кафедральный собор, четверо путешественников переночевали у своей соотечественницы, бедной женщины и доброй верующей Эсперты, вдовы кузнеца Берната Сервеля. Эта пара бежала из Тараскона от Инквизиции более десяти лет тому с тремя маленькими детьми. Но они жили в такой нищете, что теперь остались в живых только старая мать и самая младшая дочь, Матева, которой тогда было около 14 лет. Гийома Белибаста приняли с большой радостью, он благословил хлеб и проповедовал для своих верующих. Арнот Сикре тоже слушал проповедь с напускной радостью. На заре пятого дня путешественники отправились дальше.  
 
 
 С этого момента для доброго человека начинался настоящий прыжок в неизвестность. Они переправились через Сегре, несмотря на высокие мартовские воды, и стали пересекать графство Уржейль, направляясь к границам графства Фуа. После Аграмуна, где они ночевали в таверне, они начали подниматься в горы. Между Аграмуном и Понцем, когда перед ними уже высились высокие охряные и голубые вершины Сьерра де Кади, стрекочущая сорока, прилетев слева, пересекла им дорогу. Это случилось на шестой день пути. Гийом Белибаст побледнел. Его отец давным-давно, еще в Кубьер, что под горой Бюгараш, рассказывал ему об этих приметах. «Святой Дух, помоги нам!» Эта птица – предвестница несчастья. Это Несчастье ведет их по дороге. Но потом добрый человек пошел дальше. «Если Отец Небесный призывает меня, пусть исполнится воля Его».
 
 
Ловушка захлопывается в Тирвии
 
 Они перешли поток Понц, перебрались на правый берег. Дорога превратилась в тропку, идущую по балконам отвесных склонов, вдоль узкого ущелья над кипящей Сегре. С заледенелых вершин их обдавало холодным дыханием снега. Вскоре, совсем недалеко от Траго, бурлящий разлившийся поток преградил им путь. Высокие ледяные воды затопили брод. Как пройти? Тогда Пейре Маури, великий пастух, горец, снял башмаки, закатал штаны, и одного за другим, перенес вначале двух юношей, Арнота Марти и Арнота Сикре, а потом доброго человека Гийома Белибаста на своих крепких плечах через бурлящий поток. Когда вечером они прибыли в Траго, где намеревались провести ночь, перед ними возник золотой силуэт Санта-Люсии, одной из простых горных церквей графства Уржейль, нависающей над долиной Сегре. И тогда добрый человек решил сказать проповедь своим трем товарищам, проповедь об аде и рае. Утром седьмого дня – они были в дороге уже неделю! – они начали путь по снежным перевалам. Вечером, перед тем, как повернуть на запад, чтобы добраться до виконтства Кастельбо, они посмотрели на юг, вниз, на голубые склоны долины, по которым они взобрались; потом на восток, на Сиу д’Уржейль и нагорья далекой Сердани, откуда струилась Сегре, становясь ручьем. Все четверо в ту ночь спали в бургаде Кастельбо, возле гордого замка, принадлежавшего кастеляну графа де Фуа.
 
 
 
 На восьмой день пути, у подножия пика д’Эста и горы Руш, они должны были достигнуть намеченной цели в высокогорном графстве дю Паллар. Когда они остановились на ночь в корчме бургады Тирвия, только Арнот Сикре знал, что они уже пришли – и далеко не уйдут. Что место, куда стремятся остальные путешественники – всего лишь иллюзия: никакая пожилая еретическая верующая, никакой тайный добрый человек никогда не ждали своих братьев в этих горах. Именно в Тирвию, и ни в какое другое место, Жак Фурнье, епископ и инквизитор Памье, приказал шпиону привести доброго человека  - еретика. Тирвия, находящаяся в высокогорном Паллар, была связана пастырскими соглашениями с аббатством Бульбонн, и там прелат мог рассчитывать на союз и поддержку. Местный сеньор, приходской священник, нотариус и бальи были предупреждены. На заре девятого дня в корчму ворвались солдаты. Четырех путешественников связали и арестовали. Арнот Сикре указал на Гийома Белибаста, на которого надели кандалы. «Предатель, Иуда, ты меня продал, как продали Христа». Вечером из маленькой сеньоральной тюрьмы Тирвии грубо вышвырнули Пейре Маури и его кузена Арнота Марти: шпион скрыл их идентичность, заявив солдатам, что это – обычные горцы, которых наняли в качестве проводников. В течение двух дней и двух ночей оба пастуха, преодолевая по 80 километров за раз, добрались до долины Ногера Палльяресе, потом до Ллейда, Бесейте, Морельи и Сан Матео. Они должны были предупредить верующих и сообщить им ужасную новость. Их последний добрый человек был схвачен. Теперь Инквизиция Каркассона и Памье пойдет по их следам.
 
Пасха 1321 года. Несчастье вернулось. Гийом Белибаст долго оставался узником замка Кастельбо, принадлежавшего графу де Фуа. Всё это время власти пытались договориться о том, чьей юрисдикции подлежит еретик. Граф де Фуа и сенешаль Франции, инквизитор Каркассона и инквизитор Памье, епископ Уржейля и король Арагона. Летом 1321 года его в кандалах привели в королевство Франция, через высокие перевалы. Еретика вели открыто, чтобы его все видели, чтобы продемонстрировать его позор и поражение. Через долины Ребенти и Од его привели в Каркассон. Теперь он был во власти Инквизиции.
 Мы не знаем ничего о процессе, проведенном против него инквизитором Жаном де Боном, из его допросов ничего не сохранилось. Церковный судья вынес ему приговор окончательного осуждения, поскольку отдал его на костер в руки светской власти – архиепископа Нарбоннского, светского сеньора Кубьер, родины семьи Белибастов. Там, в Виллеруж-Терменез, осужденный добрый человек в неизвестный нам день между сентябрем 1321 и ноябрем 1322 года, отправился в свое последнее путешествие – на смерть в огне. В 1305 году, до того, как он начал свое долгое покаяние в Церкви добрых людей, пастух Гийом Белибаст собственными руками убил пастуха архиепископа Нарбонны, по имени Бертомью Гарнье, родом из Виллеруж. Поучительная казнь убийцы превратилась в мученичество последнего известного доброго человека. Без сомнения, падшего доброго человека, но имевшего мужество не отречься. Его Иуда, Арнот Сикре, после того, как он продал инквизиционной полиции пастухов Гийома Маурса, Гийома Бэйля и, наконец, Жоана и Пейре Маури, получил от своего церковного начальства ожидаемую награду – ему возвратили имущество его матери Себелии, конфискованное из-за ереси, и наняли на работу. Потому, благодаря отчету, написанному им своим хозяевам, нам известны последние слова Гийома Белибаста, еретика, который должен был взойти на костер: «Меня не заботит, что станет с моим телом: оно не принадлежит мне. Оно принадлежит князю мира сего… Всё, что от Отца Небесного в этом мире – это дух».
Зарегистрирован

Make the world insecure place for those who violates human rights

"Это Бог дает Добру Своё бытие, и Он есть его причиной..."
Джованни дe Луджио
Книга о двух началах (около 1240 г.)
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.