Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/08/20 в 15:49:15

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « От ереси к мифу »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Материалы по катарам
   От ереси к мифу
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: От ереси к мифу  (Прочитано 2375 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
credentes
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 936
От ереси к мифу
« В: 01/12/08 в 00:41:54 »
Цитировать » Править

Катары: от ереси к мифу.  
Интервью с Анн Бренон в журнале Le Point, 10.08.2006
 
      Дипломант Школы Хартий и Школы Высших Студий (секция религиоведения), Анн Бренон является одним из лучших специалистов по катаризму, этому «христианскому диссидентству средневековой Европы», по ее удачному выражению. Эта архивист-палеограф вместе с Жаном Дювернуа и другими выработала абсолютно новый подход к этому диссидентству - или ереси, которая вела на костер. Очень долгое время единственными документами, которыми располагали ученые, были труды противников катаров, и потому исторические работы довольно часто основывались на старых обвинениях в манихействе и ориентализме. Открытие в старых фондах библиотек Италии и Франции, а затем публикация в 1970-1980 гг. трех ритуалов и двух трактатов катарского происхождения опровергли эти утверждения и позволили выработать более верные идеи. Наконец, развитие средневековой археологии и раскопки настоящих мест, где жили катары, стали прекрасным дополнением к этим найденным текстам.
 
      Le Point: То, что мы знаем сегодня о катарах и их ереси, очень далеко от образа, существовавшего в 1950-1960 гг.
      Анн Бренон: Фактически, исследования о катаризме, перевернувшие старые представления, были сделаны в последней четверти ХХ века, после публикаций пяти дошедших до нас катарских книг. Три из них являются итальянскими: «Книга о двух началах» Джованни де Луджио и два ритуала, один на латыни, а второй - на альпийском окситан. Две другие - «родом» из Лангедока: Анонимный трактат на латыни и ритуал, прикрепленный к Лионской Библии, иллюстрированной катарской Библии. До тех пор были известны только антикатарские источники, особенно полемические трактаты итальянских доминиканцев и реестры допросов инквизиторов. Имея эти новые источники, легко доказать, что все обвинения в манихействе - не более, чем пропаганда Инквизиции.
      Мы были убаюканы именно этим образом ереси.
      Как и все на свете. Но видите ли, История иногда может полностью обновиться.
      Что мы теперь знаем о верованиях этих еретиков?
      Что это были, безусловно, христиане, без всяких связей с Востоком. Но они отвергали католическую Церковь, которая, как они говорили, в своей жажде власти и богатств сошла с пути Христа и апостолов. Часто говорится, что они использовали только Евангелие от святого Иоанна. Это неправда, их проповеди основаны на всем Новом Завете, как это видно из катарской Библии, сохранившейся в Муниципальной Библиотеке Лиона, и являющейся прекрасным окситанским переводом Вульгаты, версии Библии, распространенной в Западной Европе. И дело здесь не в еретическом прочтении, а в возвращении к простоте ранней Церкви и действительно архаических практиках.
      А чем был обусловлен такой поворот?
      В эпоху Тысячелетия христианский мир был объят страхом перед Апокалипсисом и жаждой Спасения. А католическая Церковь становилась все более догматической (кодификация ее догматики завершилась к XIII столетию), оправдывала насилие и вооруженную борьбу с неверными мусульманами (в Испании и Святой Земле) и еретиками (хотя катары были сторонниками ненасилия). Интересно, что различные ереси, появившиеся в Европе в ту эпоху, сближает именно представление о том, что Римская Церковь «свернула» с пути, в чем они все ее обвиняли.
      Кем были катары в Средиземноморье? Проникла ли ересь во все социальные прослойки? В города? В села?      
Конечно, катары были в таких больших городах, как Тулуза или Каркассон, но их там было не очень много, потому что графы, виконты, и особенно, епископы все время были настороже. Зато их было много (или относительно много) в бургах, бургадах, в более или менее фортифицированных деревнях, castra (множественное число от латинского castrum), построенных в романский период вокруг скромного замка, часто простой феодальной башни.
      И как это было?
      Всё произошло, в сущности, благодаря сельской аристократии, многочисленной и часто безденежной, но зато просвещенной, поскольку именно из этой среды в основном «набирались» «Добрые Христиане», «Добрые Мужчины» и «Добрые Женщины», то есть, катарский клир. Средиземноморье практически не знало права старшинства, в то время как у феодалов Севера право наследования в основном сохранялось за одним, старшим, сыном, которому переходило могущество семейного клана. В Окситании существовал другой правовой обычай, исходящий из Римского права, где сыновья и дочери, часто многочисленные, делили наследство между собой. Они делили и дробили земли и доходы. Мы также видим, что в castra обедневшие сеньоры были менее зажиточны, чем местные бюргеры, у которых они снимали дома, если их старая феодальная башня становилась непригодна для жизни или была слишком маленькой. Но эти совладельцы, делившие одно наследство и не имевшие много денег, все же принадлежали к определенному классу, отличались от других. Они часто прекрасно умели читать и писать (иногда талантливо), были образованы, принимали трубадуров, и даже сами становились ими, как Раймонд де Мираваль, один из певцов «куртуазной любви», создавшей репутацию всему Средиземноморью. Они также принимали и почитали Добрых Мужчин и Добрых Женщин, катарский клир, которые часто были их родственниками.
      Связь мелкой и средней знати, нуждающейся, но уважаемой, с катаризмом, объясняет его укоренение на Юге. И многие ремесленники и торговцы бургов, крестьяне деревень, с восторгом следовали их примеру, хотя часть населения, в зависимости от места и региона, оставалась верной католической традиции.
      За исключением графов де Фуа, графы и виконты преимущественно не были замешаны в ереси, даже если они воевали против крестоносцев. А вот их вассалы, и вассалы их вассалов, почти все, в той или иной степени, были склонны к катаризму, особенно сеньоры Лаурак, Рабастен, Караман…
      Так значит, катарский клир происходил из этой мелкой безденежной и просвещенной знати. Так это они были Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами?
      Так их называли верующие. Фактически, они представляли собой одновременно монашеский и священнический чин. Монашеский, потому что, как католические монахи и монахини, они жили по строгим правилам. Добрые Мужчины и Добрые Женщины давали обеты бедности, целомудрия, послушания, общинной жизни, произнесения ритуальных молитв, прежде всего Отче Наш и Adoremus. Но они были также священническим чином, потому что жили в миру, без затвора, свободно, как попы и викарии Церкви Римской, и исполняли свое служение: проповедовали, ухаживали за больными, умирающими. Принося обеты, катарские монахи, одетые в черное, тщательно следовали принципам: отказывались убивать, и поэтому были вегетарианцами, ели только овощи и рыбу, отказывались лгать и клясться. К тому же, они отказывались признавать католические таинства, практикуя только крещение Духом через возложение рук, одновременно бывшее крещением, покаянием, посвящением (в монахи или епископы), соборованием (consolament).
      Как апостолы Христа, они работали и жили трудом рук своих. Мужчины часто были ткачами, а женщины пряли. Они жили не в изолированных и закрытых монастырях, но в общинных домах, где проживали четыре-пять Добрых Мужчины или Женщины. Таких домов иногда было очень много в некоторых castra. В Мирпуа на Арьеже их было около пятидесяти. На извилистых улочках этих бургад общинные дома были открыты для всех. Для монахов, которые говорили там доброе слово. Для жителей, которые приходили туда послушать проповедь или принести в дар шерсть. Шерсть, которую пряли Добрые Женщины, ткали Добрые Мужчины, и делали ткани. Ткани, которые долгое время составляли основу богатства Тулузэ и всего Лангедока.
      Итак, катары представляли собой в какой-то степени контр-Церковь, со своим клиром. А у них была иерархия, культовые места?
      Никакой церкви, ни часовни, никакого места из «камня и дерева», как говорят их Ритуалы, у них не было. Будучи евангелистами, катары ссылались на Послание святого Павла к Коринфянам: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» Когда катарский монах получал крещение Духом, его сердце становилось храмом Божьим. Так что ни церквей, ни часовен… Но иерархия была: епископы, всегда мужчины, которые крестили и посвящали, по крайней мере, вначале, до крестового похода. Им помогали два коадьютора и диаконы. У каждого епископа была епархия - сперва их было четыре: Тулузэ, Каркассэ, Альбижуа, Аженуа; потом образовалось пятая, Разес, Лиму. Эти епископства были, можно сказать, «автокефальными», то есть независимыми друг от друга, как и православные Церкви. Такое объединение общин вокруг епископа напоминает структуру ранней Церкви.
      Женщины, разумеется, Добрые Женщины, играли ли они значительную роль в катарской ереси?
      Чрезвычайно важным и новым здесь было то, что монахини могли уделять крещение Духом и проповедовать, как и мужчины. Это была революция. Как и все религии Книги, христианство демонстрирует определенную мизогинию, чтобы не сказать больше. К негативному образу нашей матери Евы, соблазнительницы, искусительницы, склонной к необдуманным поступкам, добавлялись особо «сексистские» ремарки из святого Павла типа «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж…» (1 Посл Коринф. 11, 3). Средневековое общество считало женщину чем-то неполноценным, всегда подчиненным отцу, мужу, затем сыну.
      Но было и исключение: в Лангедоке XII столетия женщины пользовались в области наследования обычным правом, которое рассматривало дочь, особенно незамужнюю, наравне с братьями. Если такая дочь была взрослой к моменту, когда становилась наследницей, то она могла стать собственницей, владелицей земли, как и мужчина, распоряжаться своим имуществом, завещать его, заключать сделки, продавать, брать взаймы, давать поручительство, предъявлять судебные иски и даже жаловаться на физическое принуждение. Конечно же, этим могли пользоваться женщины из богатых семей, особенно знати и зажиточных бюргеров. Интересно, что Добрые Христианки, особенно поначалу, происходили из молодых вдов (обычно девушки выходили замуж в 16 лет за более зрелых мужчин), и зрелых женщин, уже проживших свою жизнь. Этих проповедниц было очень много в катарских Церквях, в эпоху до преследований они составляли чуть меньше половины всего клира, около 45 %, как это можно подсчитать из инквизиторских источников.
      В начале, во времена, называемые «золотым веком», в основном проповедовали епископы, а не обычные Добрые Мужчины. Зато мы знаем, что именно в этот период - неслыханная дерзость! - часто проповедовали Добрые Женщины. Их Церкви даже создавали женщинам-проповедницам условия, чтобы они могли лучше завоевывать сердца женской аудитории, да впрочем, не мешали им проповедовать и для смешанной публики. Однако, не было женщин-диаконов или епископов. Наиболее высокой административной функцией для женщин, кажется, было управление «домом» из четырех или пяти Добрых Христианок.
      Это что-то наподобие аббатис, как в католических монастырях?
      Да, но и была большая разница: право проповедовать и свободно выходить. Роль катарской монахини была намного более значительной, чем у ее католической сестры. Конечно, они больше сидели на месте, чем Добрые Мужчины, в связи со своими занятиями: они лечили больных, принимали путешественников, а иногда, в некоторых общинных домах, обучали катехизису девочек - послушниц или сирот - которые росли в этих домах. Там они работали в мастерских, за прялками, прядя шерсть, лен или коноплю.
      Многие из этих Добрых Женщин заплатили жизнью за своё призвание. Многие пошли на костер, но не отреклись.
      Многие из них, как впрочем, и многие Добрые Мужчины, выказали восхитительную самоотверженность. Особенно в Монсегюре, последнем убежище катаризма. Служанки и благородные дамы - но вопреки легенде, там не было Эксклармонды де Фуа - а всего их было около 225 вместе с катарской иерархией Тулузэ и Разес - отказавшись отречься от своей веры, погибли в пламени гигантского костра 16 марта 1244 года.
      Еще один момент: отчего это всеобщее увлечение катаризмом, эти настоящие или мнимые тайны, все эти истории о сокровищах и Граале?
      Прежде всего нужно понять, что катаризм был полностью забыт Историей. Катары были побеждены, и о них говорили только то, что находили в тезисах инквизиторов, не особенно присматриваясь. Впервые катары вновь появились в 1848 году в публикации под названием «Die Katharer», первом серьезном труде по этому вопросу, написанному немецким пастором, влюбленным в историю, Карлом Шмидтом. Но эта книга была популярна только в узких интеллектуальных кругах.
      Затем другой пастор, арьежец по происхождению и ментальности, Наполеон Пейра, первым, в 1870-х гг., окунулся в архивы Инквизиции, и с энтузиазмом заявил, что оживит то, что нашел там, что он, гугенот, обнаружил там своих предков. Он считал их предвестниками Реформы и опубликовал лирическую и романтическую книгу в трех томах под названием «История альбигойцев». В этой книге он первым понял и постарался доказать, что они действительно были христианами. Но когда он добрался до Монсегюра, то его разыгравшемуся воображению не было удержу. Именно он придумал персонаж Эксклармонды де Фуа.
      А она не существовала?
      Нет, она существовала, но в Монсегюре ее никогда не было. Воображение Наполеона Пейра рисовало ему на склонах «пеш» (отдельно стоящей скалы) храм Духа с могилой Эксклармонды. Так родился миф. И этот миф расцвел. Под конец XIX - в начале ХХ столетия, в эпоху расцвета оккультизма и спиритизма, фелибристы, окситанские поэты, не говоря уже об эзотериках разного рода, на все лады перепевали этот миф. Сперва храм Духа стал храмом Грааля. Потом храмом Солнца. В начале ХХ ст. появились гностические секты, как, например, Церковь Монсегюра и Парижа, первый «епископ» которой, мой собрат Жюль Дуанель, архивист департамента Од, чтобы больше верили его рассказам, фабриковал фальшивые пергаменты и создал целую собственную литургию, только весьма на восточный манер.
      В подобных обстоятельствах в 1930-х гг. в высокогорных долинах Арьежа появился некий Отто Ран, нацист, считавший себя романистом и слонявшийся вокруг Монсегюра. Но этот Отто Ран совсем не знал романских языков. Будучи поклонником Адольфа Гитлера и расовых теорий, он попытался соединить грандиозную нацистскую мифографию с "арианством" (Отто Ран здесь пытается соединить сторонников Ария с арийцами, прим. пер.)  «храма» на горе Монсегюр, плодом фантазий Наполеона Пейра, превратившимся в солярный храм. Он пытался доказать, что катары были язычниками, славными арийцами, и более древнего происхождения, чем ненавистная иудео-христианская цивилизация. Если папа, писал позже Отто Ран в своей книге «Крестовый поход против Грааля», организовал крестовый поход против Лангедока и Монсегюра, так это потому, что катары были последними арийцами, поклонниками истинного Грааля, который был не чашей, содержавшей кровь Христову, а изумрудом, символом древних солярных обрядов. Успех Отто Рана, закончившим свою карьеру надсмотрщиком СС в лагере смерти, был довольно относительным в нацистской Германии. Гитлер был им не очень доволен.
      А вот после войны книги фальшивого романиста, переведенные на разные языки, вызвали целую эпидемию фантазмов различных мечтателей, искателей Грааля и несуществующих катарских сокровищ.
 
Интервью проводил Франсуа Жирон.
      
 
« Изменён в : 01/14/08 в 19:48:26 пользователем: credentes » Зарегистрирован

Make the world insecure place for those who violates human rights

"Это Бог дает Добру Своё бытие, и Он есть его причиной..."
Джованни дe Луджио
Книга о двух началах (около 1240 г.)
UncleLex
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 247
Re: От ереси к мифу
« Ответить #1 В: 01/12/08 в 04:11:51 »
Цитировать » Править

on 01/12/08 в 00:41:54, credentes wrote:
Успех Отто Рана, закончившим свою карьеру надсмотрщиком СС в лагере смерти, был довольно относительным в нацистской Германии.

Хороший такой штрих черной краской. Сами-Знаете-Кто, как всегда, в деталях.
 
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: От ереси к мифу
« Ответить #2 В: 01/12/08 в 05:34:44 »
Цитировать » Править

"происхождению и чувствительности" - что именно имеется в виду?
"Арианством" - в смысле связи с последователями Ария?
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
credentes
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 936
Re: От ереси к мифу
« Ответить #3 В: 01/13/08 в 21:53:52 »
Цитировать » Править

Quote:
"происхождению и чувствительности" - что именно имеется в виду?

 
Арьежцы считают что у них есть такая особая "ментальность пиринейских горцев". Я в принципе могу заменить на "ментальность" - это наверное здесь больше подходит.
 
Quote:
"Арианством" - в смысле связи с последователями Ария?

 
У Отто Рана по-моему все смешалось. Ариане с арийцами.
 
С уважением
 
Credentes
Зарегистрирован

Make the world insecure place for those who violates human rights

"Это Бог дает Добру Своё бытие, и Он есть его причиной..."
Джованни дe Луджио
Книга о двух началах (около 1240 г.)
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: От ереси к мифу
« Ответить #4 В: 01/14/08 в 04:40:36 »
Цитировать » Править

Quote:
Я в принципе могу заменить на "ментальность" - это наверное здесь больше подходит.

По-моему, так лучше.  Просто "чувствительность" в этом смысле уже давно не применяется.
 
И с Раном и Арием, может быть, примечание сделать?
А то часть читателей запутается наверняка.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
credentes
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 936
Re: От ереси к мифу
« Ответить #5 В: 01/14/08 в 19:40:48 »
Цитировать » Править

Хорошо, сейчас так и сделаю.
С уважением
 
credentes
Зарегистрирован

Make the world insecure place for those who violates human rights

"Это Бог дает Добру Своё бытие, и Он есть его причиной..."
Джованни дe Луджио
Книга о двух началах (около 1240 г.)
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.