Автор |
Тема: Против мифов: Охота на ведьм (Прочитано 24143 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
nava
Beholder
Живет здесь
Несть глупости горшия, яко глупость.
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 1508
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #90 В: 07/04/07 в 12:18:50 » |
Цитировать » Править |
Мне попадалась только протестансткая статистика, но - да, видимо, в оснвном в ведовстве подозревались вдовы и старые девы. Т. е. женщины, живущие сами по себе - а это было неправильно.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
credentes
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 936
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #91 В: 07/04/07 в 13:22:51 » |
Цитировать » Править |
Quote:
Это смотря где.
В Англии - уже обсуждалось. В Шотландии - невесело. В Скандинавских странах - по-разному, но сильно получше.
В Германии - так же, как у католиков в Германии же, если не хуже.
В Швейцарии - то же самое.
Граница шла не по конфессии, в общем, а по характеру судопроизводства.
В насквозь католической Ирландии инцидент был, кажется, вообще один.
С уважением,
Антрекот |
|
По цифрам не юго- западу Германии:
Годы Протестантские земли Католические земли
процессы казни % казней процессы казни % казней
1560- 40 218 4,5 150 896 6
1600
1601-
1670 114 402 3,5 167 1437 8,6
Насчет возраста жертв В. Монтер дает после анализа 195 дел (из них 155 женских) - это Швейцария, Англия и Франция - то средний возраст - 60 лет. То есть подтверждается стереотип ведьмы-старухи.
Семейное положение - на основании анализа 582 дел он же дает 37% вдов, 14% незамужних, 49% замужем.
(Erik Midelfort . Witch Hunting)
С уважением
Credentes
|
|
Зарегистрирован |
Make the world insecure place for those who violates human rights
"Это Бог дает Добру Своё бытие, и Он есть его причиной..."
Джованни дe Луджио
Книга о двух началах (около 1240 г.)
|
|
|
antonina
Beholder
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #92 В: 07/09/07 в 11:37:48 » |
Цитировать » Править |
Большое спасибо. Но для презентабельности статистики - хорошо бы еще и соотношение населения (на протестантских и католических территориях), хотя бы приблизительно.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
antonina
Beholder
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #93 В: 11/13/07 в 18:34:25 » |
Цитировать » Править |
Для разнообразия – украинская ведьма
Оксана Кись Украинская ведьма (эскиз социального портрета) © Гендерные Исследования. – ХЦГИ, 2000. - №5, с.274-285
Там много интересного, но юридический аспект дела:
Quote:
Анализ документов и материалов судебных процессов по делам о чародействе обнаруживает существенные отличия украинского и западноевропейского образа ведьмы и отношения к ее действиям со стороны общественности, церкви, государства. Речь идет прежде всего о рассмотрении ее действий исключительно как нанесения материальных убытков: по этой причине возбуждали, как правило, гражданское дело [Антонович, 1872, с.327]. Степень вины соотносили прежде всего с размерами нанесенных убытков (принимая во внимание также и личность потерпевшего), и на этом уже основании определяли вид наказания [Ефименко, 1883, с.398]. Судебные санкции ограничивались обычно телесным наказанием, штрафом, церковной эпитимией и торжественной присягой об отказе от занятий чарами [Антонович, 1872, с.327; Єфименко, 1883, с.398].
Примечателен тот факт, что судебные иски такого толка практически лишены какой-либо религиозной почвы, т.е. обвинений в связях с нечистой силой и служении дьяволу. В.Антонович отмечает, что лишь в пяти процессах из ста содержится упоминание черта, да и то лишь мимоходом [Антонович, 1872, с.328]. Полностью светский характер процессов о чародействе является самой приметной чертой преследования ведьм в Украине. Различие между западноевропейским и украинским судами состоит в содержании самого обвинения: на Западе оно зиждется прежде всего на подозрении в контактах ведьмы с нечистой силой, богоотступничистве и измене церкови; в Украине – речь идет прежде всего об ущербе, нанесенном какому-либо физическому лицу, его здоровью, имуществу или благосостоянию. Именно поэтому в других странах ведьму привлекали к ответственности чаще всего государственные или церковные институции, тогда как в Украине судебные разбирательства на эту тему начинались исключительно по иску частных лиц [Штепа, 1928, с.65]. Таким образом, в Украине мы по существу не можем говорить о преследовании ведьмовства (чаровництва) как такового, а лишь о возмещении ущерба, который мог быть нанесен при его помощи. |
|
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
Ev
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 201
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #94 В: 02/19/08 в 10:54:49 » |
Цитировать » Править |
on 09/16/05 в 12:58:27, Antrekot wrote:
Немного статистики по охотам.
Источник - Левак.
[td].
Место |
Время |
Подсудимых |
Казнено |
Процент |
Фрибург |
1607-1683 |
162 |
53 |
33% |
Женева |
1537-1662 |
318 |
68 |
21% |
Невшатель |
1568-1677 |
341 |
214 |
63% |
Пеий де Во |
1537-1630 |
102 |
90 |
90% |
Люксембург |
1509-1687 |
547 |
358 |
69% |
Графство Намюр |
1509-1646 |
270 |
144 |
54% |
Гернсей |
1563-1634 |
78 |
33 |
46% |
Департамент Норд |
1542-1679 |
187 |
90 |
48% |
Остроботния, Фин. |
1665-1684 |
132 |
20 |
15% |
Шотландия |
1563-1727 |
402 |
216 |
54% |
Графство Эссекс |
1560-1672 |
291 |
74 |
24% |
(*) 60 из 74 смертных приговоров были делом рук одного [вычеркнуто цензурой] охотника на ведьм
С уважением,
Антрекот
|
|
Интересно, что при такой статистике Россия - такая же зона "Охоты на ведьм", как и другие европейские страны.
Подход Левака - "только данные, которые как-то документально подтвердить можно". Смотрим по России за "шотландский" период, с 1563 по 1727 год.
1. О казнях после 1563 века есть источник, основанный на документах, - "Синодик опальных" Ивана Грозного.
http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html
опальные записаны на страницах «приказного списка» в четкой хронологической последовательности (...)Грозный поручил составление поминальной книги своим дьякам, открыв перед ними дверь секретных опричных архивов. Дьяки, боясь в чем-нибудь отступить от строгого приказа, выписывали подряд имена казненных из подлинных судных документов
Вообще, есть мнение (А. Булычёв. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. – М., 2005. – С. 35), что ведьмы в "Синодик" не должны были попадать по религиозным соображениям, как представительницы профессии несовместимой с христианскими убеждениями: "Всякое бо волхование отречено есть Богом, яко бесовское служение есть" (Стоглав). Тем не менее, есть две недвусмысленные записи.
http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/05.html
1569 год
[ведун баба волхву] Мария
1575 год
В Новегороди 15 жен, [а сказывают ведуньи, волхвы].
Итого, 16 ведьм.
Сожжение колдунов за порчу татарского царевича-эмигранта в Астрахани в 1590/91 году. царь отправил в Астрахань Астафия Пушкина с приказаньем пытать ведунов, по чьему умышлению испортили царевича, и после пытки пережечь.
Но об этом сообщает летопись, и в рассказе есть сказочные подробности - некий араб пытает и жжёт колдунов волшебным мастерством.
http://www.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=2&manuscript=010&pagefile=010-0018
http://militera.lib.ru/common/solovyev1/07_04.html
С 17 веком легче, документов больше. Большую работу в Московском архиве Министерства Юстиции (дела Новгородского, Московского, Белгородского столов) проделал Н. Я. Новомбергский.
http://www.rulex.ru/01140305.htm
Проф. Новомбергский опубликовал документы о десяти сожженных.
В 1647 году, Терентий Иевлев и Агафья Кожевникова. Новомбергский опубликовал царский указ шацкому воеводе их "на площади в струбе оболокши соломою сжечь" (Колдовство в Московской Руси XVII столетия. - СПб., 1906. - С. 73). Обвинялись Иевлев и Кожевникова "в ведовстве и во всяких порчах" (Описи архива Разрядного приказа XVII века. – СПб., 2001. – С. 536)
В 1666 году, шесть "баб ведьм", безымянных, обвинение - вся та же порча (Колдовство в Московской Руси. - С. 94, источник - донесение некоего И. Л. Гаврилова).
В 1676 году, Панко и Аноска Ломоносовы. Новомбергский опубликовал Указ: "велеть казнить смертью, сжечь в срубе" (Колдовство в Московской Руси. - С. 108).
Это, конечно, не всё. Тот же Новомбергский нашёл грамоту 1653 года с изложением указа Алексея Михайловича о сожжении за колдовство: «учнут ворожить или, которые учнут людей портить, и по твоему государеву указу таких злых людей и врагов Божиих велено в струбах сжечь безо всякой пощады» (Колдовство в Московской Руси. - С. 108)
Было бы странно, если бы за всю историю Указа его применили только два раза.
Британский славист В. Ф. Райан приводит пример казни пяти человек вскоре после издания Указа.
(ссылка)
«Возможно, ближе всего к панике, вызванной колдовством, Московское государство подошло в 1656 - 1660 годах (т. е. после издания «Соборного Уложения» 1649 года!). Тогда было возбуждено следствие в маленьком городке Лух, к северо-востоку от Москвы. К следствию было привлечено множество людей обоего пола, в основном по оговору подследственных. В данном случае явный политический контекст отсутствовал. Многие детали обвинения обычны для русской народной магии и веры в колдовство. Предполагаемые ведьмы обвинялись в том, что они кричали звериными голосами, «портили» травами и кореньями, клали крест под пяту (обычный способ демонической магии, известный по более поздним свидетельствам), портили свадьбы, насылали чары «по ветру» (особый вид исключительно вредоносной магии, хорошо известный в России) рассыпали соли. В итоге, пять мужчин были казнены (вид казни в документах не указан). Это важное дополнение к ряду уже известных уже известных ведовских процессов в России опубликовано в 1991 году: Kivelson. Through the prism of Witchcraft. P. 74-94» (В. Райан. Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. – М., 2006. – С. 601)
С. М. Соловьёв:
http://www.balkaria.info/library/s/soloviev/tom13.htm
«В 1674 году в Тотьме сожжена была в срубе при многих людях женщина Федосья по оговору в порче; при казни она объявила, что никого не портила, но что перед воеводою поклепала себя, не перетерпя пыток.»
(Согласно современному комментарию, ныне документ, на который ссылается Соловьёв, находится в РГАДА. Ф. 141. Приказные дела старых лет. Оп. 141/5, дела 1674 г. (С. М. Соловьёв. Сочинения. Кн. 7. – М., 1991. – С. 343))
Е. Н. Елеонская
http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=4190
в Московском архиве Министерства Юстиции (Приказный стол, столбец 734) нашла дело о сожжении кабального человека М. Свашевского в 1677 году. «Мишка Свашевский после долгого и запутанного сыска был сожжен и главной причиной этой строгости были найденные у него отречение от Бога и заговор с обращением к бесам» «сложное дело Мишки Сващевского, кончившееся смертным приговором для обвиняемых» (Е. Елеонская. Заговор и колдовство на Руси в XVII – XVIII столетиях // Русский архив. – 1912. – № 4. - С. 622, 624; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства Юстиции. Т. 16. – С. 58). «Для обвиняемых», следовательно, как минимум, двое казненных.
Далее, известное сожжение Алены Арзамасской в 1671 году воеводой Долгоруким: "людей портила… учила ведовству... за ее воровство и с нею воровские письма и коренья велели зжечь в струбе" (А. Попов. Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. М., 1857. - С. 107-108).
В 1672 году воевода Я. Н. Одоевский в Астрахани приговорил К. Семёнова: «за заговорные письма казнить, сжечь» (Акты исторические. Т. 4. – 202, LXXV).
В 1687 году был сожжен за колдовство дворянин И. С. Жеглов, документы найдены историком А. Т. Шишковым в РГАДА.
http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0031(01_07-2004)&xsln=showArticle.xslt&id=a33&doc=../content.jsp
Последняя казнь 17 века состоялась 8 января 1690 года: «волхвов и чародеев, нижегородских жителей, коновалов Дорошку Прокофьева и Федьку Бобылева, за их воровство и на их государское здоровье за злой волшебный и богоотметный умысел казнить смертью… сжечь в срубе». (ПСЗ. Т. 3. – СПб., 1830. – № 1362). Обвинение – Д. Прокофьев на Государя «стихи о назначении тоски по Андрее Безобразове [боярине, жаждавшем царской милости] на него по ветру пустил». Ф. Бобылев обучал Д. Прокофьева колдовскому ремеслу.
Итак, 17 век даёт 23 казненных за колдовство.
Первая треть 18 века. Здесь спасибо современной исследовательнице Е. Б. Смилянской. В 1702 году был сожжен монах Дионисий вместе с написанными им волшебными письмами (Е. Б. Смилянская. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. – М.: Индрик, 2003. – С. 197, 342; РГАДА. Ф. 371. Оп. 2. Д. 1117. 1702 г.). В 1720 году казнили «Минку Буслаева и его товарищей» [то есть, как минимум, ещё двоих] за «волшебство и приворот» (Там же. – С. 198, 341; РГАДА. Ф. 371. Оп. 1. Ч. 1. Д. 1272. 1721 г.). В 1736 году сожгли колдуна Я. Ярова (Там же. – С. 198, 352; РГИА. Ф. 796. Оп. 21. Д. 328. 1740 г.). Впрочем, последняя казнь на несколько лет позже «шотландского периода».
Итак, с 1563 года по 1720 год – 43 достоверно казненных по колдовским обвинениям. Не Шотландия, но цифры почти того же порядка. Если сравнить с Финляндией: у нас 13 казненных за тот же период, за который у них - 20. В принципе, вполне можно включать Россию в историю witchcraft hunting.
(Поправила ссылку, чтобы тред не разъезжался. R2R)
|
« Изменён в : 02/19/08 в 12:23:18 пользователем: R2R » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #95 В: 02/19/08 в 11:47:43 » |
Цитировать » Править |
Спасибо.
Ну не Шотландия - разница примерно впятеро. И не системная охота как таковая.
А текст указа вот он:
1653 (161) г., января 14. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении колдовства и хранения отреченных книг и заговоров 161 генваря 14
Указал государь послать грамоты во все в те городы, которые ведомы в Розряде [велеть вгородех воеводам и приказным людем]Въдомо государю учинилося, что в городъх и в уездех и в селех и в деревнях многие незнаючие люди, забыв страх Божии, [смертнои] и не помятуя смертнаго часу, коренья держат и травы отравные и теми кореньми и отравными людей портят многими розличными порчами и заговорные еретические [держат] отреченные книги держат и костьми ворожат. И государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, // милосердуя о тех погибших заблужих душах, велет им свои государев милостливой указ известить, хто с нынешнего ево государева указу оттаких злих богомерских дел не отстанут, о[т]реченых и еретических книг заговорных несожженных преж и хто учнет коренья держать и травы держать и траву чинить и костьми ворожить, хто учнет к ворожом ходить и тем злым людем, врагом Божиим, того б государь великои жестоко казнил без пощады [и домы]
РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Оп. 13 (Приказной стол). Стб. 203. Л. 466–467. Черновой отпуск.
1653 г., 9 февраля.
Грамота на Тулу с указом о запрещении колдовства
От царя, государя и великого князя Алексея Михайловича на Тулу Осипу УварьевичуСухотину. Как к тебе ся наша грамота придет и ты на Туле всяких чинов служилым и жилетцким людему приказные избы сказати не одиножды и в торговые дни велел биричем прокликати не по один день. Въдомо нам учинилось, что на Туле и в Тульском уезде многие незнающие люди, забыв страх Божии, и не помятуя смертного часа, и не чая себъ вечные муки, держат у себя отреченныеи еретические и годателные книги и писма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к вядуном и кворожеямь и на гадателных книгах костьми ворожат. И тъмь кореньемь и отравы и еретическимизаговоры многих людей портят и от тое их порчи многие люди мучатся розными болезньми и помирают. И мы, великий государь, милосердуя о тъхь погибшихь и заблудшихь // душахь, которые такое злое дъло делают, не помня страха Божия, велель имь нашь государев милостливои указ сказати, чтоб они с нынешнего указу от таких от всьх злыхь и богомерских дъль отстали, а у ково какие отреченные и еретические писма были и они б тъ писма сожгли и в нынешний в Великоипость ко отцомь духовнымь приходили безо всякого сумн&ния и впредь никаких богомерскихь дъль не держали и ть отреченные и еретические писма и заговоры и гаданья и книги и коренья итравы пожгли и к ведуномь и к ворожеямь не ходили и никакова ведовста не держались и костьмии инымь ничьм не ворожили и людей не портили.
А которые люди с сегоднешнего указу от такихь злыхь и богомерскихь дель не отстануть иот отреченных и еретическихь книг и писмь и коренья // и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держатьили учнут к вядуном и к ворожеямь приходить или ведовства какова держатца или костьми илиинымь чъмь учнут ворожит или которые учнут людей портить и по нашему указу такихь злыхь людей и врагов Божиихь велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть [в кострах жечь] безо всякие пощады и домы ихь велено разорить до основания, чтоб впредь такие злые люди и враги Божии и ихь злые дела николи не воспомянулись. А как на Туле всяких чинов людем наш указ скажешь и ты б о том к нам отписал с ыными нашими делы.
Писано на Москве лета 7161 февраля в 9 день.
РГАДА. Ф. 210. Оп. 13 (Приказной стол). Стб 203. Л. 463–465. Список.1653 г., марта 13.
Обратите внимание, _связь с дьяволом_ вообще не инкриминируется. Инкриминируются нанесение ущерба и ересь, причем именно в этом порядке.
С уважением,
Антрекот
|
« Изменён в : 02/19/08 в 11:48:11 пользователем: Antrekot » |
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #96 В: 02/19/08 в 12:29:38 » |
Цитировать » Править |
В Европе, кажется, такое положение дел тоже было. За нанесение ущерба, насколько я помню, могли осудить в до-христианские времена. А в христианские времена на каком-то этапе ересь тоже начала фигурировать.
Интересно получается. О ведьмах у нас, в России, как-то вообще меньше пишут.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ev
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 201
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #97 В: 02/19/08 в 12:57:06 » |
Цитировать » Править |
Спасибо.
Да, разница впятеро и населения в Шотландии, без сомнения, было меньше.
Очень Вам благодарен за возможность прочесть документы. Простите, правильно ли понял, что они пока не опубликованы?
Согласен с замечаниями, только немного уточню.
А которые люди с сегоднешнего указу от такихь злыхь и богомерскихь дель не отстануть иот отреченных и еретическихь книг и писмь и коренья // и отравы не сожгут и после нынешнего нашего указу отреченные и еретические книги и писма и коренья и отравы учнут у себя держатьили учнут к вядуном и к ворожеямь приходить или ведовства какова держатца или костьми илиинымь чъмь учнут ворожит или которые учнут людей портить и по нашему указу такихь злыхь людей и врагов Божиихь велено во обрубех, обложивше соломою, жечь на смерть
Учтём, что "или" в др.-рус. языке означало то же, что и сейчас - "или, либо" (Срезневский). То есть, сжигать по Указу могли и за приход к ведунам и ворожеям с любой целью и за любое ведовство. Не только с нанесением ущерба.
Да, связь с дьяволом - принципиальная составляющая "Охоты". В то же время, и по решению нашего Стоглавого Собора (ещё безоговорочно авторитетного в 1653 году): "Всякое бо волхование отречено есть Богом, яко бесовское служение есть". Не следует ли из этого, что служение ведунов бесам должно было предполагаться православными христианами? Хотя в царском указе оно не упомянуто, что показывает равнодушие светских властей к демонологии. Действительно, бесспокойство вызывал конкретный ущерб.
|
« Изменён в : 02/19/08 в 12:57:48 пользователем: Ev » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #98 В: 02/19/08 в 18:17:47 » |
Цитировать » Править |
Нет, они опубликованы точно.
Опарина Татьяна Анатольевна как минимум публиковала.
А связь с дьяволом на нашей территории - это уже более позднее время. И уже не охотничье.
С уважением,
Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Shimori
Редкий гость
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 70
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #99 В: 03/05/08 в 11:47:55 » |
Цитировать » Править |
http://www.draeconin.com/database/witchhunt.htm
|
|
Зарегистрирован |
Shimori Suitatsu
|
|
|
Shimori
Редкий гость
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 70
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #100 В: 03/06/08 в 13:19:10 » |
Цитировать » Править |
via LJ-user kassidi
В широких кругах принято считать, что "Молот ведьм" был официальным руководством инквизиции. Это основано на том, что авторы его были, действительно, инквизиторами.
Реальность несколько отличается:
В 1486 г. Генрих Крамер написал упомянутую (довольно гадкую) книгу. В это время он вел некий процесс над подозреваемыми в ведьмовстве в Инсбруке. Методы, которыми он вел процесс и его инсинуации вызвали настолько резкий протест со стороны местного епископа, что тот остановил процесс. Второй соавтор книги, Шпренгер, судя по всему, не имел к книге в действительности отношения. Его имя было привлечено Крамером с целью придать книге авторитета, а на самом деле они со Шпренгером были в плохих отношениях.
Желая придать своим взглядам авторитет, Крамер обратился в Рим и в университет Колоньи. Собственно, обычно "Молот" издают с папской буллой, якобы его одобряющей и с одобрением университета. В действительности, Папа никогда не читал "Молот". В своей булле он осудил колдовство, что вполне понятно. Булла была написана в ответ на жалобу Крамера о том, что местный епископат не верит, что колдовство - это зло и мешает работе инквизиции. Папа в ответ написал, что ведьмы - это плохо и что с ними надо бороться, а инквизиторам не мешать. Крамер вставил послание папы в качестве предисловия к "Молоту", чтобы создать впечатление, что Церковь "Молот" одобряет. Есть мнение, что "булла" - это вообще не официальная булла, а частное письмо Папы Крамеру, данное с тем, чтобы он показывал его тем, кто препятствует его инквизиторской работе. Об эксцессах Крамера Папа не знал и книги в глаза не видел (и не упоминает о ней в письме).
С университетом Колоньи еще более мерзкая штука. Одобрение университета было сфабриковано Крамером - т.е. это сознательная подделка. Он действительно послал "Молот" на апробацию в университет. Университет категорически осудил книгу за неэтичность и несправедливость представленных в ней процедур ведения следствия и за неортодоксальные толкования Писания Крамером. Т.е. была прямая ложь Крамера.
Фактически, инквизиция никогда не использовала процедуры, описанные Крамером - а мнение об их широком использовании и о массовости процессов над ведьмами, широко циркулирующее, ведет свое начало от полухудожественного и невежественного антиклерикального памфлета французского автора (‘Histoire de l’Inquisition en France’ Etienne Leon de Lamothe-Langon, 1829). В то время такие мифы легко попадали в историографию, - надо помнить, что не без участия такого известного человека, как Петрарка, был фактически сфабрикован целый миф о темном и невежественном средневековье, который довлел над историками довольно долго - и только в XX веке исследования медиевистов окончательно положили ему конец... среди серьезных специалистов. А массовая аудитория как жила под знаком мифа, так и живет. Но вернемся к Крамеру.
Итак, его книга была осуждена католическим университетом, а через четыре года после ее публикации, за применение неоправданных и эксцессивных методов ведения следствия, был осужден инквизицией и сам автор (1490 г.). Про то, что осуждению способствовал псевдосоавтор "Молота" - Шпренгер - сказал по памяти от читанного где-то, настаивать не буду.
Т.е. фактически, "Молот" - эпизодическое явление в истории инквизиции, причем на излете средних веков (конец XV века), и он никогда не был ни одобрен Церковью, ни имел в ней официальное значение - напротив, несмотря на попытки автора подделками его "протолкнуть" он был фактически отвергнут Церковью и инквизиторы, кроме автора, не пользовались его процедурами - а за пользование автора осудили.
Зато потом "Молот" был взят на вооружение светскими судами протестантских государств и там уже сыграл печальную роль.
Из доступного в сети я бы обратил внимание на пару публикаций, одна из которых научная, а вторая более популярна, но тоже интересна (обе на английском):
Christianity And The Witch Hunt Era - http://bibleapologetics.wordpress.com/christianity-a.../
Кстати, следует обратить внимание, что там, со ссылкой на недавние публикации ученых, приводятся цифры. С 1300 по 1500 год, по подсчетам медиевистов, по всей Европе было вынесено около 700 смертных приговоров по "ведьмовским" делам. И из них только 137 - результат работы инквизиции. За 200 лет во всей европе. Т.е. "десятки тысяч" и даже "тысячи" невинных людей - это, мягко скажем, преувеличение.
Jenny Gibbons, Recent Developments in the Study of The Great European Witch Hunt - http://www.draeconin.com/database/witchhunt.htm
|
|
Зарегистрирован |
Shimori Suitatsu
|
|
|
Ev
Живет здесь
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 201
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #101 В: 03/16/08 в 22:19:42 » |
Цитировать » Править |
on 02/19/08 в 18:17:47, Antrekot wrote:
Нет, они опубликованы точно.
Опарина Татьяна Анатольевна как минимум публиковала. |
|
Нашёл, спасибо.
http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_9_9.pdf
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #102 В: 10/23/08 в 09:09:04 » |
Цитировать » Править |
Некоторые островные прелести.
Итак, ведьмы по закону приравняны к еретикам. Стандартная казнь, предусматриваемая законом везде - сожжение.
Реформисты в вопросе о колдовстве совпадают с ортодоксами. Тот же Виклиф, подтверждая свою позицию слоями и слоями цитат из Писания, доказывает, что богоугодного колдовства и чародейства _не бывает_, и, соответственно, любая такая практика подлежит осуждению.
Но это - в области теории. А что происходит в судах?
1390 год
"Во вторник третьего дня, марта 13, в правление Ричарда II,.. с согласия мэра и олдермэна рассудив об этом деле, потому что таковые прорицания, магическое искусство и прочие заблуждения явным образом противоречат доктрине священного писания и являются обстоятельством постыдным и позорящим всю вышепомянутую городскую общину, а так же из того с легостию могут проистечь убийства, а так же добрые и законопослушные жители могут незаслуженно пострадать и лишиться имени и репутации, и так далее, решили, что названный Джон [Беркинг] должен быть в тот же день выставлен у позорного столба в Корнхулле, и стоять там один час того дня. И шерифам города Лондона отдано распоряжение объявить о причинах такого наказания. И после этого они должны вернуть его в тюрьму, где он и должен пребывать, пока вышеуказанные мэр и олдермэн не отдадут иного распоряжения об его освобождении. Затем в субботу, 19 день марта, вышеназванный Джон Беркинг был приведен к присяге, что покинет он пределы города и больше никогда туда не вернется и что в будущем не станет он прибегать к прорицаниям."
цит по Лестрендж Юэн стр 9, подстрочник мой
Это стандартный приговор за колдовство, ведовство и прочие разности, не повлекшие за собой прямой уголовщины, то есть, за _сам факт_ ворожбы. Час позорного столба. Продолжение - в шею из города - имело место не всегда, а только если действия или последствия носили преступный характер (класса хулиганства).(*)
При этом существующий писаный закон игнорировали не только городские суды, но и церковные власти - и сами монархи.
2 января 1406. Генрих V пишет епископу Линкольна, обращая внимание на то, что у него в епархии колдуны буйствуют непомерно. Ну, ревность Ланкастеров в вопросах веры известна. Однако... что он пишет? "и поручаем ему отыскивать таковых, расследовать дело и задерживать их, пока не раскаются".
Закона как и не было.
(*) Суды очень четко различали эти вещи. Например, 1592, дело Агнес Хэйлс из Стеббинга. Ее обвиняли в том, что она колдовством довела до смерти двух человек. Суд признал ее виновной в попытке колдовства, имевшего целью причинить вред, и... невиновной в убийстве. Год тюрьмы и 4 выстойки у позорного столба зв крайне антиобщественное поведение и попытку нанесения физического ущерба.
|
« Изменён в : 10/23/08 в 09:36:49 пользователем: Antrekot » |
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Цидас
Живет здесь
Привидение Ципор
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2090
|
|
Re: Против мифов: Охота на ведьм
« Ответить #103 В: 10/26/08 в 23:20:27 » |
Цитировать » Править |
Сожжения за ересь и колдовство в России в 13-м - 18-м веках:
http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky.html
|
|
Зарегистрирован |
"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
|
|
|
|