Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
03/31/20 в 12:25:06

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Роксоланиана - хуруфиты »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Прочее и разное
   Роксоланиана - хуруфиты
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Роксоланиана - хуруфиты  (Прочитано 4721 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Роксоланиана - хуруфиты
« В: 06/09/06 в 12:51:28 »
Цитировать » Править

…В этот мир я не вмещусь
Для начала признаюсь, что западные (христианские) ереси всегда вызывали у меня разве академический интерес и тут я полностью довольствуюсь учением Церкви, а  вот к мусульманским  почему-то всегда была неравнодушна. (Пора задуматься о своих предыдущих существованиях Wink ). Поэтому меня так заинтриговало приведенное в «Роксолане» Загребельного стихотворение Насими, которое в русском переводе выглядит так:
    В меня вместятся оба мира, но в этот мир я не вмещусь.
     Я суть, и не имею места, и в бытие я не вмещусь.
     Все то, что было, есть и будет, все воплощается во мне.
     Не спрашивай! Иди за мною - я в объясненье не вмещусь.
     Вселенная - мой предвозвестник, мое начало - жизнь твоя.
     Узнай меня по этим знакам, но я и в знаки не вмещусь.
     Я самый тайный клад всех кладов, я очевидность всех миров.
     Я, драгоценностей источник, в моря и недра не вмещусь.
     Хоть я велик и необъятен, но я Адам, я человек,
     Я сотворение вселенной, но в сотворенье не вмещусь.
     Все времена и все века - я. Душа и мир - все это я,
     Но разве никому не страшно, что в них я тоже не вмещусь?
     Я небосклон, я все планеты, и Ангел Откровенья я.
     Держи язык свой за зубами, и в твой язык я не вмещусь.
     Я атом всех вещей, я солнце, я шесть сторон твоей земли,
     Скорей смотри на ясный лик мой: я в эту ясность не вмещусь.
     Я сразу сущность и характер, я сахар с розой пополам,
     Я сам решенье с оправданьем, в молчащий рот я не вмещусь.
     Я дерево в огне, я камень, взобравшийся на небеса.
     Ты пламенем моим любуйся, я в это пламя не вмещусь.
     Я сладкий сон, луна и солнце. Дыханье, душу я даю:
     Но даже в душу и дыханье весь целиком я не вмещусь.
     Старик - я в то же время молод, я лук с тугою тетивой,
     Я власть, я вечное богатство, но сам в века я не вмещусь.
 
     Хотя сегодня Насими я, я хашимит и корейшит <Арабское племя и род, из которых происходил пророк Мухаммед.>,
     Я меньше, чем моя же слава, но я и в славу не вмещусь <Перевод К. Симонова.>.
Украинский вариант в некотором смысле еще круче:
В мені живуть обидва світи, та я в світах цих не вміщусь.
Я суть, та місця я не маю і в сутності я не вміщусь.
Все те, що є, було і буде, в мені вже втілилось давно.
Не жди пояснень, йди за мною, - в поясненнях я не вміщусь.
Для мене всесвіт – передвісник, твого життя – початок я.
Мене впізнаєш ти в цих знаках, та я і в знаках не вміщусь.
Ні сумнів, ані здогад істин нікому ще не принесли.
Хто ж істину відкрив, той знає, що в здогадах я не вміщусь.
Ти вглянься в образ мій і спробуй збагнути тайнощі мої.
Хоч поєднав я душу з тілом – в душі і в тілі не вміщусь.
Я перл безцінний, міст коштовний, я путь блаженства в райський сад.
Та знайте, що з моїм багатством я і в раю вже не вміщусь.
В безмежній величі лишаюсь людиною, Адамом я.
Усіх світів я сотворіння, хоч в сотворінні не вміщусь.
Усі часи в мені й століття, душа і світ – усе це я.
Та чи не дивно всім вам буде, що навіть в них я не вміщусь.
Солодкий сон, я місяць, сонце, я душу й дихання даю.
Та навіть в диханні солодкім цілком ніколи не вміщусь.
Я атом речовин, я сонце, я шість сторін землі всії.
Мерщій поглянь на мою ясність, бо в ясності я не вміщусь.
Старий і вічно молодий я, я туго напнутий, як лук.
Я влада, вічності принада, та в вічності я не вміщусь.
Хоча сьогодні Насимі я, я хасиміт і корейшит,
Від власної я менший слави, та я і в славі не вміщусь.
 
Я не настолько наивна, чтобы считать подобные вещи атеизмом, но уж очень масштабная ересь проглядывает из-за таких строк: поначалу можно предположить, что автор в такой способ воспевает Бога, и вдруг он оказывается все-таки Насими, поэтом. А эти манипуляции с вечностью, вдруг вызывающие в памяти теоремы Кантора!
По причине того же неравнодушия к мусульманскому инакомыслию меня заинтриговали уже обсужденные таинственные знаки в Коране (если оставаться в рамках христианской цивилизации, то самым значимым числом я считала бы пи, а самой интересной частью «Кода   да Винчи» - обсуждение геометрических свойств пятиконечной звезды и чисел Фибоначчи – вот здесь автор не соврал, хоть и написал слишком мало).  
Оказывается, у обеих загадок общий ответ и звучит он – хуруфиты, таинственная секта, с членами которой расправлялись с крайней жестокостью. Возможно, мусульманские инквизиторы несколько уступали своим христианским коллегам по части масштабности борьбы с инакомыслием, но уж изобретательности им было не занимать!
Но все по порядку. Вот сначала цитата из той же «Роксоланы» о Насими и хуруфитах. Извините, что длинная, но действительно стоит прочесть.  
Султанша беседует с библиотекарем о поэте.


     - Какова судьба Насими?     - Он убит за вероотступничество, ваше величество.
     - Когда и как?
     - Сто тридцать лет назад в Халебе. О смерти Насими рассказывается в арабском источнике “Кунуз-аз-захаб”. Там говорится, что Насими был казнен во времена правителя Халеба Яшбека. В том году в Дар-уль-адле - во дворце правосудия, в присутствии шейха Ибн Хатиба аль-Насири и наместника верховного кадия шейха Изуддина аль-Ханбали, рассматривалось дело об Али аль-Насими, который сбил с истинного пути некоторых безумцев, и они в ереси и безбожности подчинились ему. Об этом сказал кадиям и богословам города некий Ибн аль-Шангаш Алханафи. Судья сказал доносчику: “Если это вранье, то ты заслуживаешь смерти. Докажи, что сказанное тобой о Насими правда, и я не казню тебя”.
     Насими промолвил: “Келме-и-шахадет”, то есть поклялся, что будет говорить правду, и опроверг все то, что о нем говорили. Но в это время появился шейх, Шихабуддин Ибн Хилал. Заняв почетное место в меджлисе, он изрек: “Насими безбожник и должен быть казнен, даже если захочет покаяться”. И спросил: “Почему же не подвергаете казни”? Аль-Малики ответил вопросом: “А ты напишешь собственноручно приговор?” Тот ответил: “Да”. И немедленно написал приговор, с которым тут же ознакомил присутствующих. Но они с ним не согласились. Аль-Малики возразил: “Кадии и богословы не согласны с тобою. Как я могу казнить его только на основании твоих слов?” Яшбек сказал: “Я его не казню. Султан велел ознакомить его с этим делом. Подождем приказа султана”.
     Так меджлис разошелся во мнениях, а Насими остался в темнице. О деле Насими доложили султану Египта Муайяду, от которого пришел приказ еще более жестокий, чем ожидали судьи. Султан велел содрать с Насими кожу и его тело выставить на семь дней в Халебе, кроме того, отрубить ему руки и ноги и отослать Алибеку Ибн Зульгадру и его брату Насруддину, которых Насими тоже сбил с истинного пути своими стихами. Так было и сделано. Автор “Кунуз-аз-захаб” пишет, что хотя Насими был гяуром и богоотступником - муехидом, но, да простит бог, говорят, что у него были тонкие стихи.
     - Следовательно, даже у его палачей не было сомнений в его величии?
     - В этом нет сомнения, моя султанша. Но можно ли считать его османцем? Он родом из Шемахи (т.е. он и не хасимит, и не корейшит – А.), это азербайджанская земля, и люди, живущие на ней, называют ее “огненной”, потому что там во многих местах из недр пробивается на поверхность огонь и никто не может сказать, когда это началось, почему так происходит и когда будет этому конец. В долинах между гор пышные сады и виноградники, гранатовые и ореховые рощи, а города всегда славились ремесленниками, такими умелыми, что с ними не могли сравняться даже мудрые армяне. В этой земле родился несравненный Низами и еще множество поэтов. Может, рождались они для того, чтобы плакать над ее судьбой, потому что богатство всегда привлекает захватчиков. Так произошло и с Азербайджаном. Во времена Насими его земля стала добычей жестокого Тимура. Все разрушил и уничтожил властитель мира, но дух людской оказался сильнее мощи оружия. Тебризский поэт и философ Фазлулах Наими, словно бы отрицая ненависть, царящую в мире, написал несколько книг о величии человека, среди них книгу любви “Махаббат-наме”, в которой ставил человека на место бога. Ученики Фазлулаха называли себя хуруфитами.
     - Я слышала о хуруфитах, - заметила Роксолана.
     - Хуруфитом стал и Насими. Он назывался Имадеддином, а взял себе имя Насими, по-арабски “душа”, “нежный ветерок”. Это должно было означать - человек сердечный, душевный. По приказу Мираншаха, Тимурова сына, Фазлулаха казнили, его ученики разошлись по свету, преследуемые. Насими тоже вынужден был бежать из родных мест. Много лет под чужим именем, то под видом погонщика верблюдов в караване, то под видом купца, странствовал он по османским городам, был в Ираке, Сирии, бедствовал тяжко, не имея ни прибежища, ни спокойствия, он повсюду нес свое слово, которым прославлял человека. В Халебе настигла его нечеловеческая смерть, но и умирая он упорно повторял: “Аналхагг!” - “Я истина, я бог!”
     Много легенд сложено об этом поэте. В одной из них, сотканной словно бы из слез, любви и горя, рассказывается, будто Насими наутро после казни живой вышел из всех семи ворот Халеба, неся в руках содранную с себя кожу, приговаривал: “Смотри на несчастного ашика <Ашик - поэт.>: с него кожу сдирают, а он не плачет!”
     - Разве такое мужество не может зажечь османский дух? - спросила султанша.
     - Стало уже обычаем не произносить его имени среди правоверных, ваше величество.
     - Разве никто из правоверных не увлекался стихами Насими?
     - От них был в восторге великий Алишер Навои, а несравненный Физули, которому падишах Сулейман, вступив в Багдад, даровал берат <Берат - здесь: султанская грамота о назначении пенсии.>, даже отважился писать назире <Назире - поэтический ответ.> на газели Насими. В стихах самого Насими встречаются имена великих поэтов и ученых Востока - Абу Али Ибн Сины, Хагани, Низами, Фелеки, Халладж Мансура, Шейха Махмуда, Шабустари, Овхади Марагинского.
     И он снова прочел стихи:
 
     Во мне живут миры, все восемнадцать тысяч,
     И скрыт во мне аллах, который скрыт во всем.
 
     Я - тайна всех чудес, сокрытых в этом мире,
     Я - солнце, что всегда горит над миром днем.
 
     Пред вами Насими свою откроет тайну:
     “Я счастлив: бог сокрыт в обличии моем!”
     <Перевод Н. Гребнева.>
 


В оригинале романа использованы иные стихи:
Я – той, що прямує до висот захмарних,
Мій посох там, де сяє зоряна колія.
Ти, о розумнику, не блукай у віках.
Я суть минулого й майбутнього і його суддя.
 
Не менее интересны фрагменты о хуруфитах, приведенные в романе Орхана Памука «Черная книга» (!). На этот роман я наткнулась в поисках рекомендованного Келлом произведения этого автора «Белая крепость». Если изъять описания переживаний героя, тщетно ищущего свою исчезнувшую жену, то останется такое:
 


(Хуруфиты -- члены шиитской общины, основанной в XIV в., верящие в мистическое значение букв.Члены ордена Бекташи)
Фазлаллах Астарабади (основатель шиитской общины хуруфитов), основатель ордена хуруфи, был убит, как собака, к ногам его привязали веревку и труп таскали по всем базарам
…о жизни Фазлаллаха, основателя секты хуруфи и пророка хуруфитов: родился в 1339 году в Хорасане, в Астарабаде, недалеко от Каспийского моря. В восемнадцать лет был суфием, совершил хадж, стал мюридом некоего шейха по имени Хасан.
Фазлаллах объявил себя спасителем, пророком, Мессией, которого ожидали иудеи и к сошествию с неба которого готовились христиане, и одновременно Махди, появление которого возвестил Мухаммед; он собрал в Исфагане семь человек, поверивших в него, и начал проповедовать свое учение.
Его обвинили в ереси на том основании, что он поклонялся не Аллаху, а буквам, людям и идолам, что он объявил себя Махди и верил не в истинный и видимый смысл Корана, а в свои мечтания, которые называл тайным невидимым смыслом; Фазлаллах был схвачен, осужден и повешен. После убийства Фазлаллаха и его близких хуруфиты, преследуемые в Иране, переселились в Анатолию; произошло это благодаря поэту Несими, халифу Фазлаллаха. Нагрузив ставший впоследствии легендарным у хуруфитов зеленый сундук книгами Фазлаллаха и рукописями об учении хуруфи, поэт пошел по Анатолии, от города к городу, заходил в отдаленные медресе, где стены были затянуты паутиной, в жалкие обители, где сновали проворные ящерицы; он приобрел новых сторонников, и для того, чтобы показать халифам, которых он воспитывал, что не только Коран, но весь мир полон тайн, он обратился к играм из слов и букв, которые изобрел, опираясь на свою любимую игру - шахматы. Несими уподоблял линию и родинку на лице любимой букве и точке, букву и точку - губке и жемчужине на дне моря, себя - ныряльщику, погибшему в поисках жемчужины, а ныряльщика, охотно погрузившегося в смерть, - влюбленному, стремящемуся к Всевышнему; завершая этот круг, Несими сравнил Всевышнего со своей возлюбленной (похоже на некоторых христианских мистиков – А.), за что был схвачен в Алеппо, осужден и казнен - с него живьем содрали кожу, труп вывесили в городе на всеобщее обозрение, а потом расчленили на семь частей и - в назидание - захоронили в семи разных городах, где он нашел сторонников и где знали наизусть его стихи.
Учение хуруфи, под влиянием Несими сильно распространившееся в стране османов среди дервишей Бекташи, через пятнадцать лет после завоевания Стамбула привлекло и султана Мехмеда Фатиха: он читал книги Фазлаллаха, говорил о тайнах мира, о вопросах, скрытых в буквах, о тайнах Византии, которые он наблюдал из дворца, где поселился; султан пытался понять, каким образом любая труба, любой купол, любое дерево, на которые он смотрит, могут стать ключом к разгадке тайны другого, подземного мира; когда об этом узнали окружающие султана улемы, они подстерегли хуруфитов, направляющихся к нему, схватили и заживо сожгли их.
…после неудачного покушения на Баязида II, сына Фатиха, многие хуруфиты были убиты и сожжены
В начале XVII века некоторые хуруфиты поселились в отдаленных деревнях, покинутых крестьянами, бежавшими от пашей, кадиев, бандитов и имамов во время восстания Джеляля


Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Ципор
Гость

email

Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #1 В: 06/09/06 в 23:36:07 »
Цитировать » Править » Удалить

Интересно.
 
когда об этом узнали окружающие султана улемы, они подстерегли хуруфитов, направляющихся к нему, схватили и заживо сожгли их.
 
А султан что?
Зарегистрирован
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #2 В: 06/10/06 в 01:03:39 »
Цитировать » Править

Нашел себе другие увлечения, полагаю.
 
На самом деле все это вполне в мейнстриме исламской мистики - все смежные учения (точнее, их лидеры - так-то эти "ереси" были очень распространены) ходили по лезвию ножа, просто кому-то везло на более либеральные периоды или они привлекали к себе меньше внимания властей и богословов. И в то же время влияние таких сект было очень большим в некоторые периоды, причем османские времена оказались сравнительно терпимыми.
 
Мне всегда нравились истории о довольно раннем арабском мистике Ал-Халладже - том самом, который говорил "Я есмь Сущий!" и доказывал это возможностью достать любой дефицит - рыбу в пустыне и т.д. Изрядная доля этих анекдотов (вполне ортодоксальных - для рассказчиков Халладж обычно явный еретик и шарлатан) посвящена именно тому, какой бы неожиданный дефицит запросить, которого он не припас заранее (или как проследить, откуда он все это берет). Но кончил Ал-Халладж, в общем, ничуть не лучше...
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Ципор
Гость

email

Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #3 В: 06/10/06 в 10:25:15 »
Цитировать » Править » Удалить

Нашел себе другие увлечения, полагаю.
 
Просто это интересные взаимотношения получаются между светской и духовной властью.
Зарегистрирован
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #4 В: 06/10/06 в 15:25:48 »
Цитировать » Править

А они вообще у османов были весьма своеобразными. Учитывая, что ключевым оказывался вопрос, является ли султан халифом или он только султан и есть, т.е. светский глава государства.
А вообще решалось на каждый конкретный момент ситуативно с каждой конкретной группой. Взимоотношения между султаном и янычарами, скажем, были еще красочнее. Или даже между султаном и дворцовой гвардией (вот той самой, что Кёсем казнила, например, да и вполне себе мужеского пола султанов резала) - это и вовсе, по закону-то, рабы, да еще и евнухи...
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #5 В: 06/13/06 в 17:41:45 »
Цитировать » Править

Quote:
А султан что?

Сколько я помню, султан Фатих и так пребывал в смертельной ссоре с мусульманским духовенством - он у церкви отобрал вакуфы, т.е. земельные наделы, и отдал своим спагиям.
Но в качестве квазирезюме цитата из книги Веры Мутафчиевой "Дело султана Джема" (сын того Фатиха)
"Прочтите наши стихи - ислам отвергал их, однако ни один наш поэт не был брошен в огонь или заточен из-за стихотворения". Время произнесения сей сентенции героем романа - 1480 г. Любопытно сопоставить с судьбой Насими.
Кстати, если кто-то читал эту книгу - какое мнение о ее исторической достоверности? Автор ведь - доктор исторических наук...
Quote:
Мне всегда нравились истории о довольно раннем арабском мистике Ал-Халладже

А можно ли осмелиться попросить? Embarassed Embarassed Embarassed
« Изменён в : 06/13/06 в 17:43:55 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #6 В: 06/13/06 в 20:17:41 »
Цитировать » Править

1. Аль-Халладж решил обратить в свое учение одного умеренного шиита, довольно влиятельного, и послал ему приглашение на сеанс проповеди с чудесами. Тот ответил:
" - Вот, я стал жертвой любовного влечения и предпочитаю всему на свете общество женщин. При этом я страдаю от облысения, и мне приходится отращивать волосы на макушке и перекладывать их на лоб, закрепляя тюрбаном. К тому же мне приходится красить бороду, чтобы скрыть седину. Если аль-Халладж покроет мою голову волосами и сделает мою бороду черной, не пользуясь краской, я поверю в то, что он проповедует, что бы это ни было. Если он захочет, я стану называть его Вратами Имама, Имамом, Пророком или даже Аллахом Всемогущим.  
Услухав этот ответ, аль-Халладж потерял всякую надежду и перестал думать об этом человеке" (Ат-Танухи, 1, 82, 161)
2. Один мутазилит, узнав, что многие в местности аль-Ахваз "впали в заблуждение из-за аль-Халладжа, который в любое время года давал им любую еду и напитки, а еще дирхемы, которые он называл Дирхемами Силы, утверждал, что тот наверняка припасает все это в каких-то хранилищах... и присоветовал людям привести аль-Халладжа не в его собственный дом, а в дом к кому-нибудь другому и там попросить у него две бусины - красную и черную, пообещав уверовать в него после того, как он их добудет. Аль-Халладж прослышал об этом совете и о том, что кое-кто собирается ему последовать, и отбыл из аль-Ахъваза" (там же, 1, 88, 72)
3. Человек из того же аль-Ахваза прослышал о чудесах аль-Халладжа, но не поверил и решил явиться к нему под видом ищущего наставления в вере. Халладж предложил ему исполнить любое его желание и подарить, что тот хочет. Местность была горная и засушливая, ахвазец сказал: "Хочу свежей рыбы". - "Я пойду помолюсь, чтобы Аллах послал нам свежую рыбц, а ты сиди тут", - ответил Халладж и вышел в соседнюю комнату, а через какое-то время вернулся оттуда с живой рыбой в руках и по колено в мокрой грязи: "Аллах в ответ на мою молитву послал меня к некоему водоему, я поймал для тебя рыбу и перенесся обратно". Ахвазец упорствовал: "А можно мне войти в твою молельню?" - "Изволь", - ответил Халладж; ахвазец заперся в той комнате и с большим трудом обнаружил, что из нее ведет потайной ход во двор с садом, бассейном, оранжереями и складами. В бассейне была рыба, и одну ахвазец поймал. Вернувшись в комнату, он заорал: " Я уверовал! Я уверовал!" - "Ну так выходи"- сказал аль-Халладж. Ахвазец вышел и рванул из дома, а аль-Халладж, увидев рыбу у него в руках, понял, что тайна его раскрыта и бросился в погоню; ахвазец ударил его рыбой в лицо со словами: "Ты заставил меня пройти весь путь до моря, откуда я принес тебе эту рыбу!" и выбежал из дома, но там ноги у него подкосились и он упал. Аль=Халладж вышел и пригласил его назад в дом, но ахвазец воскликнул: "Нет, ты там меня убьешь!" - "Знай, ответил Халладж, - мне не труднее убить тебя и в твоей собственной постели - если я услышу от кого-то, что ты болтаешь об этой истории. А пока молчишь - живи и не опасайся за свою жизнь" - и захлопнул дверь. До самой его смерти ахвазец помалкивал, а уж потом рассказывал направо и налево. (там же, 1, 84, 165)
 
Погорел аль-Халладж не на ложных чудесах, а на формальности: он давал своим последователям предписание, каким обрядом можно заменить хадж в Мекку, и обряд был признан противоречащим сунне. Ему предложили покаяться и отречься от своих речей - он упорствовал; богословы добились у халифа распоряжения о казни аль-Халладжа - и на следующий день халиф заболел, испугался и приказал везиру отложить казнь до его выздоровления. Выздоровел, везир стал настаивать на казни - халиф склонялся к пощаде. Везир пригрозил, что проповедь Халладжа может поколебать трон и попросил: "Позволь мне совершить эту казнь, а если после того тебя постигнут какие-либо бедствия, вели самого меня умертвить". Аль-Халладжа казнили, бедствия были не более обычных в ту пору, и везир уцелел. Хотя говорили, что перед казнью палачей заморочили, пророка подменили вьючной лошадью (совсем как Ифигению!), он скрылся, но еще вернется...
 
Сам же аль-Халладж жаловался, что слава о его чудесах идет такая, что подай он нищему монетку - тут же разнесут, что он это серебро из праха земного создал.
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #7 В: 06/15/06 в 11:45:48 »
Цитировать » Править

Келлу - большое спасибо, очень здравомыслящий был человек. А почему он считается мистиком?
И сразу же вопрос - но ведь за Насими подобных чудес не водилось? Отчего же он подвергся такой жестокой казни? И неужели такие смелые гиперболы, как в том стихотворении, являются обычными? Ведь автор фактически ставит себя на место Творца, даже не все человечество, как кое-кому случалось, но себя лично. Странная все-таки эта наша соседка, мусульманская цивилизация...
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #8 В: 06/15/06 в 14:05:55 »
Цитировать » Править

Quote:
но ведь за Насими подобных чудес не водилось? Отчего же он подвергся такой жестокой казни?
Так и в случае аль-Халладжа проблемы с хаджем были поводом - а причиной то, что он действительно, хоть и не в стихах, заявлял фактически свое единство\тождество с Аллахом, и его "Я есмь Сущий" наделало куда большего шуму, чем все чудеса. Эти личные отношения с богом, ведущие к отождествлению себя с ним (или к осознанию такого тождества) вполне общее место у исламских мистиков. Не все творили чудеса и даже не про всех ходили такие слухи - но подозрение надо всеми было одно.  
Отношения причем были вполне личные. Чуть ли не в "1001 ночи" есть рассказ о том, как черный раб молился о чем-то, заклиная Аллаха во имя Его, Аллаха, любви к нему, рабу. Богослов, проходивший мимо, услышал и спросил: "А с чего ты так уверен в любви к тебе Аллаха?" Раб ответил: "Его любовь ко мне измеряется моей любовью к Нему" и попробовал отвязаться, но богослов, сам склонный к тому же мистическому толку, поклонился ему как мудрецу и возлюбленному Божьему и воздал всяческие почести. Раб воскликнул: "О Господи, я думал, что это обыватель и он меня не поймет - и ошибся; наша с Тобой тайна раскрыта, я не могу больше жить!", лег и умер; а когда богослов перевернул его тело, то увидел, что кожа раба побелела (совсем как у пророка Мусы, творившего чудеса перед Фараоном). Вот такое сочетание громогласности и высокомерия: "всё равно нашей с богом Тайны не поймут!" тоже зачастую восстанавливало против соответствующих сектантов; но чаще, похоже, привлекало. В Османской империи 16-17 века последователей этих мистических учений и сочувствующих было очень много - по некоторым подсчетам, до 10% мусульман...
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #9 В: 06/15/06 в 14:33:43 »
Цитировать » Править

А, быть может, и обычное для нас воспринимание Ходжи Насреддина как такого себе вольнодумца и обличителя жадных мулл тоже не совсем верно? Может, он адепт какой-то народной религии?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #10 В: 06/15/06 в 14:58:54 »
Цитировать » Править

Ну, Насреддин так широко распространился, что ему приписываются сюжеты, которые про кого только не рассказывались - в том числе и про некоторых мистиков и дервишей; кажется, к историческому прототипу Насреддина  это имеет мало отношения, но я о нем почти ничего не знаю*. Но занятно, что очень многие истории соотносят Насреддина с Тимуром, который к мистикам был достаточно мягок.
 
* Идут споры даже о том, в каком веке он жил - в 13  или в 14-15; по наиболее частой версии, родился, кажется, в Сиврихисаре (или в Акшехире) ок. 1205, учился в Конье, жил в Кастамону, умер в Акшехире ок. 1285 (гробница сохранилась, насколько я знаю). Басни самого Насреддина, если не путаю, впервые изданы в Париже в 1923, но библиографии у меня нет. Первое печатное издание анекдотов о нем в Турции - конец 1830-х.
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #11 В: 06/20/06 в 11:49:43 »
Цитировать » Править

Тогда уж разрешите спросить еще об одном мусульманском движении. На хуруфитов похожи лишь по названию - если я не путаю, хурамиты. Как-то связаны с восстанием Бабека. Это тоже Азербайджан? Какая-то крайне неспокойная территория, видно.
Я когда-то видела еще советский фильм "Бабек" об этом восстании, но так и не уяснила - это было чисто социальное движение или какая-то ересь примешалась тоже? Мне казалось, что там были включения из зороастризма.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #12 В: 06/20/06 в 15:06:09 »
Цитировать » Править

Хурамитов и историю Бабека я практически не знаю, так что если кто расскажет - тоже с интересом послушаю.  
А зороастрийские элементы в Закавказье много где мелькают, так что - не исключено.
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #13 В: 06/22/06 в 11:31:38 »
Цитировать » Править

Да вроде все это было связано с еще не забытыми Сасанидами и маздакизмом. Вот тут я точно решила, что маздакизм - от Ахурамазды, но это, оказывается, от имени основателя движения - Маздак.
Ох, как нужен нам исламист Smiley (Или можно сказать мусульманолог  Smiley ).
На восстание не совсем похоже тем, что уж слишком долго продолжалось - больше 20 лет. Скорее напоминало неудачную попытку создания нового государства.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Роксоланиана - хуруфиты
« Ответить #14 В: 06/22/06 в 11:56:48 »
Цитировать » Править

Маздак (чье имя правда от (Ахура)Мазды) - это да, та еще песня была... Он был в свое время популярен и у советских, и у умеренно антисоветских авторов - потому что больно уж его попытка построения утопии, вплоть до обобществления жен и имущества (с благословения государя Кавада!) всякие аллюзии вызывала и тех, кому хотелось аллюзий. Продержалась эта маздакитская утопия (или антиутопия, по вкусу - тем более что началась она, как и положено, после очень невеселых войн - Кавад сам у гуннов в плену посидеть успел) четверть века, крови пролила немало, топили ее в крови еще пущей со всем положенными зверствами.  
Во втором сборнике "Восток" изд-ва Akademia (1935 г. - первый выпуск был дальневосточный, второй - иранский, третьего, кажется, так и не случилось  Sad ) печаталась небольшая (страниц 20-25), но интереснейшая подборка источников по Маздаку - в качестве приложения к соответстующей главе у Фирдоуси (который к Маздаку относился, в общем, достаточно неоднозначно). Если вдруг попадется - очень рекомендую!
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.