Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/06/20 в 11:22:46

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Буддизм, индуизм, язычество... »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Прочее и разное
   Буддизм, индуизм, язычество...
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3 4 5  ...  11 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Буддизм, индуизм, язычество...  (Прочитано 15400 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Nick_Sakva
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2660
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #30 В: 09/28/06 в 09:52:26 »
Цитировать » Править

on 09/28/06 в 05:29:01, Emigrant wrote:
Разумеется, стророны должны при этом в общем согласиться о том, что составляет болезнь, и что есть излечение, хотя бы по некоторому минимальному подмножеству болезней.  
Интересно, что спор здесь идет вокруг вещей, которые, я думаю, всем достаточно легко признать симптомами болезней -- рабство, убийство беззащитных, и т.д.  
 Всем достаточно легко признать симптомом болезни боль.
А устранение боли путем приема опиума тоже можно легко признать излечением...
Wink
Зарегистрирован

Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #31 В: 09/28/06 в 09:53:11 »
Цитировать » Править

on 09/28/06 в 08:45:33, Emigrant wrote:

 
Я, на самом деле, попытался это оговорить -- "что есть излечение" выше. Разве буддист или христианин согласятся в том, чтобы считать гильотину "излечением" в каком-либо смысле?  

 
Ну вот была болезнь - и ее нет. Это излечение.
 
Так буддийский метод помогает решительно от всего: нет человека - нет проблемы.
Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
Бенни
Administrator
*****


б. Бенедикт

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2542
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #32 В: 09/28/06 в 19:52:06 »
Цитировать » Править

Мне кажется (хотя лучше было бы уточнить у практикующих буддистов), что сводить буддизм к "метафизическому суициду" приблизительно столь же корректно, как христианство - к дилемме "люби Бога всем сердцем или вечно мучайся". Там тоже есть опыт, едва ли постижимый извне, и разные попытки его осмысления и словесного выражения.
Зарегистрирован
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #33 В: 09/28/06 в 20:26:39 »
Цитировать » Править

Quote:
(а точнее - оправдание скверного социального положения скверным духовным)
 
Wow.  Ну не водилось в наших палестинах слово виллан.  Со всем кустом значений.  И убеждение, что низкородные - не вполне люди по _существу_ своему.
И Бертран де Борн - продукт воображения Данте.
 
Quote:
Речь-то шла об Исландии.

И там тоже.
 
Quote:
Ну что поделаешь - криминал неискореним.
Но перевод таких вещей в разряд криминала - штука хорошая.

Чем?  На выходе мокрый пень и мертвая сова.  Только названия сменились.
А вынесенных детей, бывало, подбирали...  А заспанных - уже никак.  
 
Quote:
Колумб так хорошо знал, что аж получил за это от королей здоровеннейшей буцки и попал в тюрягу.

И это _совершенно_ ничего не изменило.  Ни на островах, ни на материке.
История с Хоукинсом и торговлей рабами вышла когда с испанским могуществом было все в порядке.  На пике оно было.
И "феодальный проект" существовал в основном в воображении.  А дороги, где кости в десять слоев с обеих сторон - в действительности.
 
  Quote:
а все остальное - никому не нужные виньетки.

Все остальное, исторические факты.  Вольное обращение с которыми ведет к известному результату.  Garbage in - garbage out.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #34 В: 09/28/06 в 21:59:20 »
Цитировать » Править

on 09/28/06 в 05:29:01, Emigrant wrote:

 
Хухичета, спасибо за цитату.
 
Приведенная цитата, как мне кажется, дает способ сформулировать рассуждение о том, в чем и как христианство может быть лучше буддизма (или наоборот) -- именно, для лечения каких духовных болезней оно лучше.  
 
Разумеется, стророны должны при этом в общем согласиться о том, что составляет болезнь, и что есть излечение, хотя бы по некоторому минимальному подмножеству болезней. Интересно, что спор здесь идет вокруг вещей, которые, я думаю, всем достаточно легко признать симптомами болезней -- рабство, убийство беззащитных, и т.д.  
 
Такая постановка вопроса мне кажется вполне разумной и вовсе не наивной.

 
У Вас - да. Smiley Поскольку Ваша постановка вопроса не сводится к тому - что человечнее или что лучше вообще.
 
А по поводу "болезней" первый буддист мира высказывается недвусмысленно, когда говорит о том, что нужно стремиться к устранению гнева, эгоизма и алчности.  
И мне очень импонирует, что Далай-Лама не ставит буддизм превыше всех духовных практик для самосовершенствования.
В этом, как мне кажется, проявляется духовная зрелость.
ИМХО - самыми духовно зрелыми оказываются на сегодняшний день индуисты. Не все поголовно, но большинство. Smiley
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #35 В: 09/28/06 в 22:30:26 »
Цитировать » Править

Quote:
Wow.  Ну не водилось в наших палестинах слово виллан.  Со всем кустом значений. И убеждение, что низкородные - не вполне люди по _существу_ своему.
 
 
Ты знаешь, пообщавшись на Кубани, я поняла, откуда куст значений. И убеждение готово было сложиться. Потому что когда человек собирает друзей отметить пенсию, и друзья, напившись, его убивают, а деревня говорит: ну, дело житейское - тут как-то специально нужно себя убеждать в том, что это по _существу_ своему люди.
О гоблинятах ты уже в курсе. Так что у человека могут быть достаточно твердые принципы и сила воли, чтобы убеждать себя: да, это все-таки люди - а может их и не быть.
 
И главное, убеждения и мнения - одно, а учение - другое. Бертран де Борн хоть обпишись (кстати, он обладал весьма едким чувством юмора - откуда ты знаешь, что ряд его стихов не жестокий стеб?), а учение гласит, что под Богом все ходят одинаково. А вот _то_ учение гласит совсем даже наоборот...
 
Quote:
А вынесенных детей, бывало, подбирали...  А заспанных - уже никак.
 
 
Разговор принимает оборот, на который мне противно сворачивать.
 
Quote:
И "феодальный проект" существовал в основном в воображении.  А дороги, где кости в десять слоев с обеих сторон - в действительности.

 
Хорошо - но в жизни Европы и _это_ - эпизод. А не тысячелетиями длящееся постоянство.  
 
Quote:
Все остальное, исторические факты.  Вольное обращение с которыми ведет к известному результату.  Garbage in - garbage out.

 
Видишь ли, я не хочу писать "черную легенду" буддизма - хотя фактов бы, думаю, нарыла. Но мне это неинтересно. Еще раз: исходный текст доступен. Цель декларирована ясно: расчеловечивание. Топик - буддизм и человечность. Еще вопросы?
Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #36 В: 09/28/06 в 22:32:25 »
Цитировать » Править

Quote:
Мне кажется (хотя лучше было бы уточнить у практикующих буддистов), что сводить буддизм к "метафизическому суициду" приблизительно столь же корректно, как христианство - к дилемме "люби Бога всем сердцем или вечно мучайся".
 
 
В принципе - оно к этому сводимо. Не так, как то делают нежелающие вдуматься, но сводимо.
 
Quote:
Там тоже есть опыт, едва ли постижимый извне, и разные попытки его осмысления и словесного выражения.

 
Хохма в том, что я пыталась постичь его не извне. Это, конечно, был доморощенный дзэн, но попытка была честной.
Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #37 В: 09/28/06 в 22:51:04 »
Цитировать » Править

Quote:
убеждения и мнения - одно, а учение - другое
Вот то. что для убеждений, мнений и толкований учение оставляет столь большой простор - на мой вкус, явное его достоинство.
 
А что человечность в буддизме - не цель, а средство, и быть человеком - не само по себе ценно, а как необходимый этап - это да, конечно. Отсюда и на порядок меньшая, чем в западных религиях, индивидуальстичность и ценность личности как таковой. Но главная разница, по-моему, все же между целями "быть хорошим" и "чтоб было хорошо (или хотя бы не было скверно)".
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #38 В: 09/29/06 в 01:36:44 »
Цитировать » Править

Раз пошла такая пьянка разборка религий, то не стоит слишком много говорить о практической стороне той или иной религии. Поскольку практический религиозный опыт мало того, что индивидуален, он ещё и не доступен в полной мере. В том смысле, что испробовать на себе все религиозные практики мало кому довелось. И любая религиозная практика требует достаточно много времени для достижения каких-либо результатов, а также толкового наставника. Smiley
 
Мне кажутся весьма интересными рассуждения А.Швейцера об этической стороне восточных учений и сравнение их с этикой христианства.
Мои комментарии выделены синим цветом.
 
А. Швейцер:
Будда был реформатор и этим напоминает нам Лютера.
В том, что касается религии, между ними имеется потрясающее сходство. Оба пытаются разрешить проблему спасения. Лютер обеспокоен тем, каким образом может быть получено отпущение грехов, Будда - тем, как достичь избавления от страданий непрекращающегося цикла повторных рождений.
Всё сделанное ими для разрешения этих проблем, доказывает, что они были свободомыслящими людьми. Они осмелились отвергнуть главные принципы религиозного благочестия своего времени: Лютер доказывал, что установившаяся в средневековом христианстве практика подвижничества и монашеской жизни не имеет никакого значения для спасения души; Будда решительно отверг аскезу и умерщвление плоти. И тот и другой искали путь спасения через подвижничество, но, увидев на опыте бесцельность своих попыток, обратились к поиску чисто духовной формы религии.
Особенность учения Будды состоит именно в том, что он отвергает не только распространённую среди брахманов, последователей школы санкхья и джайнистов практику аскезы и самоистязаний, но и такой образ жизни, где всё держится на утехах и наслаждениях.
Будда говорит, что отрешённость от мира состоит прежде всего в том, чтобы человек духовно преодолел стремление к вещам и наслаждениям, а не достигал этого чисто внешним образом, уходя в скиты и аскезу; он говорит, что свобода души от мира, её отрешённость от него доказывается не отказом от мирской жизни, а умеренным удовлетворением своих потребностей и духовной практикой.
Величие Будды состоит в том, что несмотря на свою приверженность идее миро- и жизнеотрицания, он не отвергает простой человеческой жизни. Смягчив суровые требования отказа от мира и жизни, Будда тем самым сделал новую и очень большую уступку идее миро- и жизнеутверждения.
Подобным же образом Лютер, на своём опыте познавший природу человека, отвергает идею миро- и жизнеотрицания средневекового христианства. Но, приняв идею миро- и жизнеутверждения, он идёт дальше, чем Будда; он смело утверждает, что призвание человека и его труд священны.
 
Что касается так называемого "отказа от жизни", то здесь не отказ от жизни как таковой, но стремление остановить колесо сансары. Нужно всё-таки учитывать, что буддизм появился в индуизме. И поэтому в учении Будды одним из главных моментов является вера в закон кармы. А также в то, что если в человеке сохраняются желания и "воля к жизни" - он неизбежно будет воплощаться снова и снова. Однако это не означает, что человек должен доводить себя до физической смерти в данном воплощении. Он должен стремиться к тому, чтобы не было нового воплощения.
 
Величие Будды объясняется не его вкладом в философскую теорию, но тем, что он одухотворил идею миро- и жизнеотрицания, наполнив её этическим содержанием.
 
Будда не является автором заповеди "не убивай и не причиняй вреда" (эту заповедь он перенял у джайнистов), но он безусловно является создателем этики сострадания.
Будда был первым, кто сформулировал фундаментальный закон: и чистый, и сам по себе, дух этики означает некую энергию, которая выполняет в мире то, что ей предназначено этикой.
Только благодаря силе духа, неразрывно с ним связанной, обретает Слово способность что-либо совершить.
 
Не ради достижения духовного совершенства должен человек переносить враждебные отношения и прощать злых, но ещё и ради того, чтобы в мире что-нибудь изменилось.
"С помощью нераздражительности, - учит Будда, - побеждают гнев; с помощью добра побеждают зло; жадность побеждают с помощью подарков; с помощью правды побеждают ложь; с помощью отказа от вражды исчезает враждебность".
То же самое говорит апостол Павел: "Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Рим.12:21).
 
Будда считал, что сознание народа должно быть свободным от предрассудков. Будда отвергал не только учение брахманов, но и все их священные тексты.
Его свободомыслие сказалось и в том, что он разрешил принимать в монастыри представителей презренной касты шудр.  
Будда сделал большое дело, разрешив женщинам вести монашскую жизнь и образовывать свои монастыри.
 
Поддерживается ли огонь с помощью дерева дорогой породы, или досками от собачьей будки, или досками от свинарника, или деревянным треснувшим корытом, или сучьями дерева, из котрого делают касторовое масло, - результат будет один и тот же: яркое пламя, свет и тепло. Так говорил Будда.
 
Свободомыслие Будды было не настолько широким, чтобы потребовать отмены кастовых отличий. По его мнению, они не имеют значения для ушедших в монастыри людей, так как они отказались от всего земного. Но они сохраняют своё значение для людей, продолжающих вести обычную жизнь.
Мысль о реформе общественных порядков была ткаже чужда ему, как и апостолу Павлу. И тот и другой видели своё призвание в том, чтобы человек, забыв о земном, стремился достичь идеала совершенства, к которому его призывали. Земное для них обречено на исчезновение. Заботиться об улучшении условий жизни здесь, на земле, казалось им столь же бессмысленным, как попытка отремонтировать дом, обречённый на слом. Именно поэтому Будда не возражал против наличия каст; точно так же как и апостолу Павлу не пришло в голову требовать отмены рабства, исходя из приниципа христианской любви.  
 
Этика Будды отличается от этики Иисуса тем, что в ней нет требования деятельной любви.
Для Иисуса и Будды общим является то, что этика как одного, так и другого связана с отказом от мира и жизни, что это этика духовного совершенствования, а не этика деятельной любви.
Всё-таки в этике духовного совершенствования и Будды и Иисуса главным является принцип любви. Отсюда следует, что в обоих этических учениях имеется тенденция выразить себя в действии, и тем самым они находятся в некотором родстве с идеей миро- и жизнеутвержждения. Согласно Иисусу, этика самосоврешенствования требует деятельной любви - Будда не делает такого вывода.
 
Будда, проповедник сострадания, обещает спасение лишь отдельному человеку, и не собирается заниматься спасением всех существ. И в этом слабость его учения.
Его этика вызывает у нас беспокойство своей неполнотой.
С Буддой происходит нечто похожее на то, что происходит, когда мы начинаем изучать учение Иисуса. Нам кажется необъяснимым тот факт, что учение Иисуса и его этика непосредственно связаны со страстным ожиданием конца этого мира.
 
Будда предпринимает попытку одухотворить мировоззрение миро- и жизнеотрицания и придать ему этический характер - в этом его значение. Он учит людей, что подавление в душе стремления к вещам имеет гораздо большее значение, чем достижение отрешённости от мира.
Одновременно он требует от своих учеников, чтобы достигнутая ими духовная отрешённость от мира внешне выражалась в следовании этическим нормам.
Поскольку в его учении главной является идея отказа от мира и жизни, он не включает в свою этику рассмотрение вопроса о деятельной помощи. Такая этика казалась ему экзотерической и недостойной рассмотрения, и он всё своё внимание сосредоточил на на эзотерической этике, согласно которой человек должен стремиться достичь такого состояния души, когда в ней не будет не только чувства ненависти, но останутся лишь готовность жить со всеми в мире и чувство добра и любви. Таким образом, он выступает как создатель этики духовного самосовершенствования.
В ходе её создания он формулирует истины непреходящего значения и передаёт свою этику не только индийцам, но и всему человечеству. Он принадлежит к числу величайших этических гениев, каких только знал мир.
Будда дал Индии то, чего она ещё не имела: этическое учение, созданное на основе философской мысли.
« Изменён в : 09/29/06 в 01:43:28 пользователем: Хухичета » Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #39 В: 09/29/06 в 08:25:38 »
Цитировать » Править

Quote:
Вот то. что для убеждений, мнений и толкований учение оставляет столь большой простор - на мой вкус, явное его достоинство.

 
Это все равно что сказать - "гибкость и мягкость составляют основное достоинство скелета".  
 
Quote:
А что человечность в буддизме - не цель, а средство, и быть человеком - не само по себе ценно, а как необходимый этап - это да, конечно.
 
 
О, горе мне. Это не цель и не средство. Это источник дуккха (страдания), который дОлжно осушить полностью, чтобы страдание прекратилось. Понимаете? Хорошо будет тогда, когда от субъекта, которому должно быть "хорошо", ничего не останется. Любая форма экзистенции порождает боль.
 
Буддизм кажется очень милым, пока не въедешь в самую его суть. Люди ошибаются как вы, как прекраснодушный Швейцер, именно потому что до сути добраться не хотят или не решаются: они думают, что готовность буддизма на разнообразнейшие формы социального и религиозного компромисса означает бесконечную толерантность. А это на деле - толерантность самосожженца к любым формам чумы и проказы: ему все равно, чем болеет тело, которое он собрался предать огню. Хухичета, с которым(ой?) я не считаю нужным разговаривать, очаровался(ась) стишком:
 
 
Покуда длится пространство,  
 
Пока живые живут,  
 
Пусть в мире и я останусь  
 
Страданий рассеивать тьму.  
 
Но цель-то этого бодхисаттвы - сделать в конечном счете так, чтобы пространство прекратило длиться, а живые - жить: вот тогда-то тьма страданий и рассеется. И когда знаешь цель - то стишок уже не кажется таким благостным.
« Изменён в : 09/29/06 в 08:27:06 пользователем: Olga » Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #40 В: 09/29/06 в 13:01:59 »
Цитировать » Править

on 09/29/06 в 08:25:38, Olga wrote:

Это все равно что сказать - "гибкость и мягкость составляют основное достоинство скелета".

Ну вот в этом и ключевая разница восприятий: для меня-то, как для неверующего, учение (любое) это ни разу не скелет, а уж скорее инструмент, обслуживающий нужды человека или общества. В крайнем случае - цемент или иной соединительный материал; но гибкие соединения мне не представляются в данном случае хуже жестких.
 
Quote:
Это не цель и не средство.

Я имел в виду средство как необходимую ступень - кажется, ни из какого другого из остальных восьми видов рождений нельзя сделать последний шаг к освобождению, или я ошибаюсь?
 
  Quote:

Это источник дуккха (страдания), который дОлжно осушить полностью, чтобы страдание прекратилось. Понимаете? Хорошо будет тогда, когда от субъекта, которому должно быть "хорошо", ничего не останется. Любая форма экзистенции порождает боль.
Потому я и оговорился: "или хотя бы не было плохо". Если человек воспринимает жизнь как мучение - и самоубийство его, на мой взгляд, вещь нормальная и приемлемая, и опиум как болеутоляющее. Если его к этому не принуждают. Я представляю точки зрения, с которых это ни разу не так - но их не разделяю.
Хотя, бесспорно, системы, в которых земная жизнь отнюдь не рассматривается как сплошное страдание, от которого единственное избавление - в забвении или уничтожении личности, вроде греческой, для меня еще более симпатичны.
Но, по понятным причинам, конечная цель любой религиозной системы - будь то буддийское освобождение, или приближение к богу, или ад с раем, или счастливое царство на земле, очищенной от скверы, и т.д. - меня интересуют постольку-поскольку, как вещи (по моему убеждению) равно нереальные. А вот насколько эта вера побуждает верующего или жреца при жизни участвовать в резне и какими средствами и темпами достигается единообразие образа жизни внутри общины - это мне важнее, и буддизм тут не на худших позициях из-за той самой гибкости. Мне представляется, что вопрос о "нравах" ближе к этому, чем к вопросу, является ли основным итогом усилий верующих по доктрине вечное блаженство, вечное небытие или, скажем, вечная ежедневная резня, перемежаемая застольями.
 
 
 
 
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Olga
Живет здесь
*****


I think therefore I am. I think.

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 4255
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #41 В: 09/29/06 в 13:45:00 »
Цитировать » Править

Quote:
Ну вот в этом и ключевая разница восприятий: для меня-то, как для неверующего, учение (любое) это ни разу не скелет, а уж скорее инструмент, обслуживающий нужды человека или общества.
 
 
Но даже если так - подумайте, можно ли хотя бы какое-то целостное мировоззрение выстроить на этом фундаменте? То есть, частный человек еще может прожить этаким Теофилом из "Того самого Мюнгхаузена", но ведь сообщество задачу своего целеполагания уже ни на кого переложить не может. Даже "инструмент, обслуживающий нужды человека и общества" должен быть твердым и острым, если эи нужды не сводятся к тому, чтобы ежедневно смахивать пыль (а они не сводятся).
 
Quote:
Я имел в виду средство как необходимую ступень - кажется, ни из какого другого из остальных восьми видов рождений нельзя сделать последний шаг к освобождению, или я ошибаюсь?

 
Знаете, я в этом вопросе не разобралась сама до конца. Канон несколько забыт, а благочестивые легенды о богах и демонах, ставших бодхисаттвами - не знаю, насколько релевантны.
 
Quote:
Потому я и оговорился: "или хотя бы не было плохо". Если человек воспринимает жизнь как мучение - и самоубийство его, на мой взгляд, вещь нормальная и приемлемая, и опиум как болеутоляющее. Если его к этому не принуждают.

 
Но если речь идет о безальтернативном внедрении в человека именно такой картины мира?
Понимаете, ведь в христианстве этого не было - и не могло быть - даже в те времена, когда оно было поголовно-обязательным: христианин знал, что вот там-то есть язычники, а вот там-то мусульмане, а евреи вообще здесь под боком, и даже конгда наличие альтернатив его не радовало и воспринималось как повод к вражде и войне - с ним ничего нельзя было поделать. И христианский мир периодически взрывается гуманитарными революциями.  
 
Восток в этом смысле дает куда более мрачную картину - принуждения вроде бы нет, но нет и выхода. Возьмем мою любимую Японию, где так прекрасно помирились язычество, буддизм и конфуцианство - Боже мой, именно они сообразили на 300 лет запаять сами себя в консервную банку.
 
Quote:
Хотя, бесспорно, системы, в которых земная жизнь отнюдь не рассматривается как сплошное страдание, от которого единственное избавление - в забвении или уничтожении личности, вроде греческой, для меня еще более симпатичны.

 
Которой из? Греческих - больше одной Smiley.
 
Quote:
А вот насколько эта вера побуждает верующего или жреца при жизни участвовать в резне и какими средствами и темпами достигается единообразие образа жизни внутри общины - это мне важнее, и буддизм тут не на худших позициях из-за той самой гибкости.

 
Настолько, насколько верующий или жрец при жизни к этому готовы и этого хотят. Ни больше, ни меньше.
А единообразие образа жизни внутри общины - это, на мой взгляд, прямой путь к стагнации и гибели общины.
Зарегистрирован

Кто бросил валенок на пульт? Черт с ней, с Канадой - но когда у нас дисциплина будет!?
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #42 В: 09/29/06 в 14:12:56 »
Цитировать » Править

on 09/29/06 в 13:45:00, Olga wrote:

Но даже если так - подумайте, можно ли хотя бы какое-то целостное мировоззрение выстроить на этом фундаменте? То есть, частный человек еще может прожить этаким Теофилом из "Того самого Мюнгхаузена", но ведь сообщество задачу своего целеполагания уже ни на кого переложить не может.

А сообществ, у которых целеполагание определялось исключительно либо преимущественно религией, я могу припомнить очень мало. Тут главное, по-моему. чтобы материал, из которого стены строятся, к фундаменту подходил.
 
Quote:
Канон несколько забыт, а благочестивые легенды о богах и демонах, ставших бодхисаттвами - не знаю, насколько релевантны.

Постараюсь проверить у знакомых специалистов - я тоже поручиться тут не могу, но впечатление четкое. В хинаянском варианте, по-моему, только так, насчет махаяны надо уточнить.
 
Quote:
Но если речь идет о безальтернативном внедрении в человека именно такой картины мира? \...\ Восток в этом смысле дает куда более мрачную картину - принуждения вроде бы нет, но нет и выхода.

Не совсем понимаю. Альтернатива, мне кажется, и на Востоке все время была - где снаружи общины (в Индии она даже победила, в Индокитае присутствовала постоянно), где вперемежку (как на Цейлоне), где внутри (как в тех же Китае и Японии). Малаец мог податься в ислам не хуже, чем христианин (по результатам судя - даже лучше), а ни у китайца, ни у японца о безальтернативности _видения мира_ я бы не взялся говорить - иначе бы даосские торговцы рецептами пилюль бессмертия разорились бы сразу Smiley
Quote:
Возьмем мою любимую Японию, где так прекрасно помирились язычество, буддизм и конфуцианство - Боже мой, именно они сообразили на 300 лет запаять сами себя в консервную банку.
Консервная банка, в которой два с лишним века нет войны - имхо, это далеко не худший вариант по сравнению со многими куда более открытыми, но и постоянно воюющими государствами. Но тут, конечно, дело вкуса.
 
Quote:
Которой из? Греческих - больше одной Smiley.

Не мистериальной, конечно - гомеровской, с "тем светом" из Одиссеи. Где живому всяко лучше, чем мертвому на асфоделевых угодьях. И, судя по эпитафиям, это был достаточно долговечный взгляд.
Quote:
Настолько, насколько верующий или жрец при жизни к этому готовы и этого хотят. Ни больше, ни меньше.

Да. Но я не считаю, что конкретная догматика и идеология конкретной религии на эту готовность и желание не влияют. (По смежным причинам лучше всего я отношусь к религиям непрозелитическим, но это другая тема, наверное).
Quote:
А единообразие образа жизни внутри общины - это, на мой взгляд, прямой путь к стагнации и гибели общины.
Ну вот тот же буддизм, на мой взгляд, по части разнообразия своих школ и направлений как раз предоставлял изрядные возможности для разномыслия (и разнообразия повседневного поведения) в рамках общебуддийской общины. Унификация в махаянических регионах шла, на мой взгляд, куда более от конфуцианства и неоконфуцианства.
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
Nick_Sakva
Живет здесь
*****




   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2660
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #43 В: 09/29/06 в 14:34:04 »
Цитировать » Править

on 09/29/06 в 14:12:56, Kell wrote:
Ну вот тот же буддизм, на мой взгляд, по части разнообразия своих школ и направлений как раз предоставлял изрядные возможности для разномыслия (и разнообразия повседневного поведения)
Если не углубляться в детали, то можно было бы даже рискнуть утверждать, что, скажем, в "Книге мертвых" вполне описан потусторонний мир большинства остальных религий в виде различных "частных случаев"....  
 
Зарегистрирован

Перед любыми категоричными утверждениями, автор которых явно не указан, подразумевается наличие слов "по-моему мнению", которые опускаются ради экономии места. Никакие слова и термины в моих текстах НЕ несут оценочной нагрузки. 尼珂
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Буддизм и человечность
« Ответить #44 В: 09/29/06 в 18:11:01 »
Цитировать » Править

Quote:
Ты знаешь, пообщавшись на Кубани, я поняла, откуда куст значений.

Да ну?  Это при том, что те благородные от тех вилланов в этом смысле мало отличались?
 
Quote:
А вот _то_ учение гласит совсем даже наоборот...

И то учение гласит, что одинаково.  Только натворить человек мог разного.    
 
Quote:
Разговор принимает оборот, на который мне противно сворачивать.

Я в данном случае говорю о том, что загнать вглубь, не значит - помочь.
 
Quote:
Хорошо - но в жизни Европы и _это_ - эпизод. А не тысячелетиями длящееся постоянство.

Хмммм.... а _где_ такое было тысячелетиями длящимся постоянством?  
 
Quote:
Цель декларирована ясно: расчеловечивание. Топик - буддизм и человечность. Еще вопросы?

Прости, ты из этого теоретического пункта делаешь практические выводы, которые не всегда соотносятся с действительностью.  
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
Страниц: 1 2 3 4 5  ...  11 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.