Автор |
Тема: Зачем заводят собственных гуманистов (Прочитано 2149 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Zamkompomorde
Administrator
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
Занятная штука - XIV век в Италии. Не только в отношении бросающихся в глаза событий и явлений. Ренессанс - можно перечислять и перечислять новое и прежде неведомое. Или основательно забытое, что для тогдашней Европы было в чем-то синонимом новизны.
Но одно нововведение особенно поражает. Пропаганда и раньше носила не только религиозную форму. В "Жизнеописаниях трубадуров" приводится несколько примеров того, как песня повлияла на решение принципиальных политических вопросов. Даже выступление Педро II Арагонского против крестового похода на Юг Франции и участие в битве при Мюре объясняли воздействием сирвенты. Вот, мол, великая сила искусства!
Такое влияние приписывали, в частности, Бертрану де Борну, подстрекавшему Генриха Молодого Короля против его отца Генриха II Английского, и не его одного.
Бертран де Борн, голова пока еще на месте:
Правда, Данте решил наказать зловредного трубадура. Раз уж это не удалось при жизни, пришлось это сделать после смерти в "Божественной Комедии". Густав Доре, иллюстрация к оной:
Бертран де Борн наказан за его злобную пропаганду. Правда, только в сладких мечтах великого поэта.
(Литераторы вообще любят отрезать что-либо неугодному персонажу. Вот и Булгаков был непрочь расправиться с Берлиозом. Но чем де Борн успел лично досадить Данте?)
Южнофранцузская сирвента или немецкий шпрух - лишь отдельные примеры таких пропагандистских средств. Но песня, как и проповедь, рассчитана прежде всего на слушателей.
В XIV веке появляются новые методы политической борьбы, связанные со светскими литературой и искусством. Недавно появившийся памфлет рассчитан на образованных и все более многочисленных читателей. Читателей, занимающих видное место в общественной жизни, влиятельных, нередко чиновников и просто приближенных к власти лиц. А то и лиц, представляющих эту самую власть.
Выдающийся флорентийский политик Колюччо Салютати, большой мастер по части памфлетов:
Активно этим новым оружием пользовался знаменитый литератор и ведущий флорентинский политик и гуманист Колюччо Салютати. Не он один. Да и не только флорентинцы. Памфлет набирал силу, шагал за пределы Альп. Гуманисты Памфлетисты стремились расширить аудиторию, и Салютати в дипломатической переписке вовсю использовал приемы из памфлетов.
От флорентинцев изрядно доставалось семейству Висконти, господствовавшему в Ломбардии. Братья Висконти проводили последовательную экспансию и заключили ряд выгодных династических браков. Они или их потомство могли претендовать на господство не только в Ломбардии, но и в Тоскане. Обоснованно опасаясь экономической, военной и политической мощи своих северных соседей и экспансии со стороны этого воинственного рода, республиканцы не особо стеснялись в методах. Авторы, - и Салютати в их числе, - старательно информировали заинтересованных лиц о всевозможных действительных либо вымышленных преступлениях и пороках Бернабо и Галеаццо Висконти, обвиняли их в тирании и невероятной жестокости.
Галеаццо Висконти. Репутация неважная: жестокие пытки, политическое коварство, угнетение и тирания. Гуманисты постарались сделать его незабываемым, но увы - прогреметь наравне с сыном, Джан Галеаццо Висконти, ему не довелось.
Интересно, что многих республикански настроенных флорентинцев очень смущал один факт. В частности, очень удивлялся Боккаччо. Сам Франческо Петрарка поселился при дворе Галеаццо Висконти в Падуе!
Петрарка. Гуманист.
Огорчил коллег по цеху.
Мало того, Петрарка даже писал в защиту своего покровителя, чем отчасти лишил аргументов своих поклонников и придавал блеск двору Галеаццо. Боккаччо упрекал его в том, что Петрарка забыл свою прежнюю ненависть к тирану Висконти, закрывает глаза на его жестокости и преступления и продал свою свободу. На подобные упреки Петрарка отвечал, что предпочитает подчиняться одному тирану, нежели целому тираническому...народу, как это делает Боккаччо. В логике поэту не откажешь: имущество у него отнял не тиран Висконти. Интересно, что Галеаццо использовал Петрарку и в дипломатических целях, посылая его ко французскому двору.
Деспотичные итальянские правители, князья и князьки городов-государств и отдельных анклавов, стремились заполучить к себе какую-нибудь видную фигуру, будь то великий поэт или византийский энциклопедист. Помимо вопросов престижа и общего интереса к отвлеченным дисциплинам, здесь был и практический расчет. Видный гуманист, великий поэт, прославленный философ, энциклопедист, знаменитый во всем христианском мире, становились сами по себе оружием либо эффективной защитой от вражеского оружия. А уж если они писали убедительно и много!
В самом деле, если Падуя приобретала услуги сильного отряда наемников, Вероне было просто необходимо найти адектватный ответ. Завести своего дракона гуманиста. А еще лучше - завести такого дракона гуманиста, какого нет больше ни у кого.
Пьетро Аретино. Свое дело знал. Гуманист не хуже иных; непристойностями увлекался.
|
« Изменён в : 10/02/10 в 20:45:08 пользователем: Zamkompomorde » |
Зарегистрирован |
|
|
|
|