Автор |
Тема: Выдержки из львовского путеводителя (Прочитано 3962 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
R2R
Administrator
    
STMS
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 5667
|
Попёрто из дневника BumbleBee http://www.diary.ru/~bumblebee/?comments&postid=4914717 *** В 1704 году Карл XII сумел штурмом овладеть Львовом. На разграбление города он дал не три дня, как было принято, а только два часа. По-видимому его солдаты по этому делу имели высокую квалификацию, ибо и тех двух часов, а также контрибуции хватило, чтобы город надолго пришел в упадок. *** С горой Буденицей связана легенда, что рыцари, которые стояли здесь на страже, прозевали вражеское наступление. За это они были прокляты. Их души пребывали в недрах горы и черт стерег их. Однажды пьяный драгун осмелился играть с чертом в карты на эти души и выиграть, после чего души были отпущены на свободу. *** ... В честь спасения бургомистра в XVII веке город установил памятный знак в виде льва. В XIX веке патриотическая польская молодежь решила перенести его со двора Ратуши на Высокий Замок. Но они смогли донести льва только до середины пути. Чтобы предотвратить дальнейшие манифестации, полиция сама доставила скульптуру на запланированное место. *** Во время осады Львова войском Богдана Хмельницкого монахи-бернардинцы отличились особой стойкостью. Часовой-монах увидел приближение казацкого войска на 5 минут раньше, чем часовой на башне Ратуши. За это бернардинскому монастырю была дарована особая привилегия - часы на его башне на 5 минут опережают другие городские часы. (прим. автора: Сейчас они к сожалению стоят. Или это мне не повезло?) *** Здесь (в Центральном Архиве - в помещении бернардинского монастыря) среди прочих хранится письмо, подписанное Владом Дракулой - прототипом известного персонажа. *** Украшение еврейского квартала была синагога "Золотая роза", построенная в 1582 году итальянским архитектором Павлом Счастливым. В свое время со всех сторон ее окружали дома, и зайти в синагогу можно было только через ворота дома №27 по улице Ивана Федорова, известного как дом Исаака Нахмановича. Эта особенность впоследствии сыграла выдающуюся роль в истории синагоги "Золотая роза". В 1603 году король Сигизмунд передал синагогу ордену иезуитов, чтобы они на этом месте построили свой костел. Тогдашний владелец дома Нахмановича, Мордехай Исаакович, послушно отдал ключи от синагоги иезуитам. Но он отказался пропускать их через ворота дома, который оставался в его частной собственности, а другого входа в синагогу не было. После этого возник судебный процесс, который продолжался до 1609 года, который в конечном счете выиграли евреи. *** С венской победой Яна III Собеского связано и изобретение бубликов. Один венский пекарь специально выпек для Яна пряник в виде стремени. После этого рецепт изготовления бубликов (берем дырку и облепляем тестом) распространился на весь мир. ***
|
|
Зарегистрирован |
"Кто играет с динамитом, тот придёт домой убитым"
|
|
|
Кот Муций
Живет здесь
    
I hunt, therefore I am.
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 1660
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #1 В: 05/10/05 в 13:13:36 » |
Цитировать » Править
|
Horosho! A gotovit' dyrki ot bublikov otdel'no tam ne umeut?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #2 В: 05/10/05 в 13:39:46 » |
Цитировать » Править
|
У нас - научились. И продают. 40 центов дырка. А приятель мой львовский рассказывал про львовские памятники. Говорит, отношение вполне языческое. Был Ленин и было известно что. Поставили Шевченка - не помогло. Подумали - поставили Бандеру. Никакого эффекта. Еще подумали, поставили Чорновила (старшего, естественно, и лучше б не ставили, потому что пил-то скульптор, а похмелье явно у монумента). Но и Чорновил не помог, как и при жизни. Теперь хотят Франца-Иосифа ставить в качестве последнего заклинания - а вдруг "бабця Австрiя" вернется? С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
R2R
Administrator
    
STMS
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 5667
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #3 В: 05/10/05 в 14:34:20 » |
Цитировать » Править
|
Quote:У нас - научились. И продают. 40 центов дырка. |
| But how? Можно на это как-нибудь посмотреть? Quote:Еще подумали, поставили Чорновила (старшего, естественно, и лучше б не ставили, потому что пил-то скульптор, а похмелье явно у монумента). |
| Оффтоп, об эффекте и языческом отношении: у нас в Челябинске есть такой концертный зал имени Прокофьева. Этот зал однажды закрылся на ремонт, и ремонтировали его лет 15. Напротив него одно время стоял памятник первопроходцам-основателям (растерянного вида мужчина, напряжённо вглядывающийся в здание табачной фабрики через забор, который был ему чуть выше колен и символизировал Челябинскую крепость), но пошли дожди, первопроходец размок и развалился на составные части, и его убрали - вероятно, чтоб не позориться. Вместо него поставили памятник - вот кому? - а композитору Прокофьеву. Точнее, посадили. В качестве укора судьбы, похоже. Бронзовый Прокофьев несколько лет сидел, наполовину уронив с колена наземь громадный нотный альбом, подперев голову рукой и с выражением терпеливого, стоического ожидания на лице глядя на стоящий в лесах и пребывающий в состоянии перманентного ремонта концертный зал своего имени. Правда, недавно он таки дождался. Отремонтировали. Так что, может, и жителям Львова надо просто подождать?
|
« Изменён в : 05/10/05 в 14:37:41 пользователем: R2R » |
Зарегистрирован |
"Кто играет с динамитом, тот придёт домой убитым"
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #4 В: 05/10/05 в 17:20:21 » |
Цитировать » Править
|
Quote: Такие круглые маааааленькие булочки из бубличного теста. Называются "дырка от бублика". Вот бублик за 1.60, а вот дырка за 0.40. Отдельно. Quote:Так что, может, и жителям Львова надо просто подождать? |
| И Австрия вокруг наступит сама? Вообще-то в прошлый раз оно так и произошло. Поляки только нервничали почему-то... А история хороша. Но если бы дело было у нас, то леса бы сняли и обнаружилось бы, что там не консерватория, а музей первопроходцев. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #5 В: 06/23/05 в 16:19:18 » |
Цитировать » Править
|
Quote: В 1704 году Карл XII сумел штурмом овладеть Львовом. *** |
| До этого город никто не сумел взять на протяжении 400 лет. Да и тот штурм удался по вине кармелитов босых. Quote:В честь спасения бургомистра в XVII веке город установил памятный знак в виде льва. |
| Это именно спасение от похищения Самийлом Немиричем. Antonina
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #6 В: 11/25/07 в 13:14:32 » |
Цитировать » Править
|
***... В честь спасения бургомистра в XVII веке город установил памятный знак в виде льва. В XIX веке патриотическая польская молодежь решила перенести его со двора Ратуши на Высокий Замок. Но они смогли донести льва только до середины пути. Чтобы предотвратить дальнейшие манифестации, полиция сама доставила скульптуру на запланированное место.*** ------------------------------------------------------------------------ -------------- Сейчас этот памятник реставрируется(восстанавливается украденный щит,который держал в лапах Лев и на котором была надпись "Благодарные мещане г.Львова-рыцарю Лоренцовичу").Его позже установят на площади Рынок в центре города на старом его месте. ------------------------------------------------------------------------ ----------------- ***Здесь (в Центральном Архиве - в помещении бернардинского монастыря) среди прочих хранится письмо, подписанное Владом Дракулой - прототипом известного персонажа.*** ------------------------------------------------------------------------ ------------------------- Читаем в «Хрониках» у Зубрицкого:»По просьбе львовских купцов Мартына Хмеля и Станислава Дывного.специальных депутатов от города,волоский господар Ян Влад,который титуловал себя владетелем «аж до самого моря и в земле венгерской над замками Омлаш,Фогераш и Герзек»,предоставил львовским купцам привилегию на свободную торговлю в своих краях после оплаты пошлины в Рыбнике по 2 венгерских золотых с воза товаров.(Книга 1076,С.473 и Книга 1166,С.131). ------------------------------------------------------------------------ --------------------------- ***Украшение еврейского квартала была синагога "Золотая роза", построенная в 1582 году итальянским архитектором Павлом Счастливым. В свое время со всех сторон ее окружали дома, и зайти в синагогу можно было только через ворота дома №27 по улице Ивана Федорова, известного как дом Исаака Нахмановича. Эта особенность впоследствии сыграла выдающуюся роль в истории синагоги "Золотая роза". В 1603 году король Сигизмунд передал синагогу ордену иезуитов, чтобы они на этом месте построили свой костел. Тогдашний владелец дома Нахмановича, Мордехай Исаакович, послушно отдал ключи от синагоги иезуитам. Но он отказался пропускать их через ворота дома, который оставался в его частной собственности, а другого входа в синагогу не было. После этого возник судебный процесс, который продолжался до 1609 года, который в конечном счете выиграли евреи.*** -------------------------------------------------- По другой легенде еврейка Роза пожертвовала своей девственностью,чтобы Король Сигизмунд дал разрешение на строительство синагоги для еврейской общины.С тех пор она звалась "Золотая Роза"(разрушена прямым попаданием снаряда во время ВМВ) Синагога на гравюре художника ХІХ в.:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Golden_Rose_Synagogue_02.jpg Все что от нее осталось сегодня:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d3/Golden_Rose_Synagogue.jpg ***Насчет бубликов(сушек)это скорее находка чисто русская.А вот в Вене после битвы 1683 г. пекари преподнесли Собесскому не как у нас каравай,а сделали булочки в виде полумесяца который подсмотрели на Зеленом Знамени Пророка,которое из столицы Король направлял в дар Папе Римскому.Отсюда и пошли круассаны-только не могу понять почему под фр.названием(Дело-то происходило в Австрии)
|
« Изменён в : 12/13/07 в 16:59:31 пользователем: olegin » |
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #7 В: 11/30/07 в 11:07:36 » |
Цитировать » Править
|
А круассан - это не от слова "крест"? Получилась бы неплохая шутка - крест в виде полумесяца. Еще в начале 17-го века в Киеве существовал цех бублейниц - единственный цех, где мастерами были женщины.
|
« Изменён в : 11/30/07 в 11:10:07 пользователем: antonina » |
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
Бенни
Administrator
    
б. Бенедикт
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2542
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #8 В: 11/30/07 в 11:54:05 » |
Цитировать » Править
|
Все-таки croissant - причастие от французского глагола croitre (лат. crescere) - расти. Индоевропейский корень *kor. Крест же, как считается, в современные языки пришел тоже из латыни (crux), а в латынь - предположительно из финикийского.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #9 В: 11/30/07 в 20:03:01 » |
Цитировать » Править
|
Короче,французы как всегда слямзили и присвоили себе это австрийское изобретение по праву лучших и изысканных кулинаров Европы?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Бенни
Administrator
    
б. Бенедикт
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2542
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #10 В: 11/30/07 в 20:15:40 » |
Цитировать » Править
|
Могло быть и так. Кстати, немецкое название этого хлебобулочного изделия - Hoernchen, т.е. рожок. Тоже немного созвучно, но исходный корень - *ker, а не *kor.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #11 В: 11/30/07 в 20:28:17 » |
Цитировать » Править
|
Осталось выяснить происхождение блюд беф-строганов и судак Орли.Но для этого прийдется,по-видимому, открывать новый трейд о кулинарных изысках.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #12 В: 12/06/07 в 22:17:57 » |
Цитировать » Править
|
Ну как не мне,как коренному львовянину,не продолжить путеводитель:Итак... БАНДИНЕЛЛИ:ДЕД и ВНУК ВНУК Дворец Бандинелли-архитектурный памятник познего ренессанса на пл.Рынок под N2.Дом был построен в конце 16 ст.(1593 г.).В начале 17 в. Купец из Флоренции Роберто Бандинелли,получивши львовское гражданство,купил этот дом и основал в нем классическую почту европейского образца.Его имя дом носит до сих пор. В 1629 г.Король Сигизмунд ІІІ предоставил Бандинелли привилегию на содержание регулярной Королевской почты и титул королевского постмагистра.Львовяне могли каждую субботу отправлять и получать письма со всей Европы ,но эти услуги стоили достаточно дорого.Отправка,например, 6 граммов корреспонденции до Гданьска равнялась суточному заработку квалифицированного ремесленника.Бумага в то время была грубой и тяжелой, поэтому львовский магистрат в скором времени отказался от таких дорогих услуг.Бандинелли вложил в свое детище почти все сбережения и этот шаг мэрии полностью его разорил.Не спасли купца даже каменные дельфины-символ процветания в торговле-которыми он украсил портал над входом в свой дом. Фото дворца,на портале которого видны «злосчастные» дельфины: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Lviv_-_Bandinelli_Palace.jpg О знаменитом скульпторе,ученике Микеланджело -Бандинелли, Баччо (Bandinelli, Baccio)-деде Роберто следует остановиться подробно,т.к. слишком велик вклад этого мастера в культуру Эпохи Возрождения. Годы жизни и творчества Баччо:1493-1560. Итальянский ювелир, скульптор и живописец. Ведущий скульптор во Флоренции после отъезда МИКЕЛАНДЖЕЛО в Рим в 1534 г., находился под опекой Козимо I де Медичи. Его подражание Микеланджело заметно в скульптуре «Геркулес и Как», которая расположена как отдельно стоящая композиция на Пиацца делла Синьория, Флоренция, и служит противовесом «Давиду» Микеланжело.. Талант Бандинелли наиболее отчетливо виден в низко рельефной резьбе по дереву, например, в незабвенной серии «Пророков» для хора в соборе Флоренции. Как состоявшийся график, он выполнял гравюры и рисунки. Флоренция.Площадь Синьория.Перед входом в городскую Ратушу по левую сторону расположена скульптура «Давид»Микеланджело,а напротив-«Геркулес и Как»,выполненная дедом нашего героя Роберто: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/be/Piazza_della_Signoria_1.JPG По преданию она закрывает настенный рисунок,выполненный Микеланджело,который поспорил,что стоя спиной к приговоренному к виселице на площади,нарисует его профиль.Великий Мастер в тот день прославил себя,еще раз всем доказав,что может творить своими «божественными» руками вслепую. Между учениками Великого Mастеpa- Леонардо Да Винчи- находился сын одного ювелира Бартоломео или, как сокращают в Тоскане, Баччо. По отцу его следовало называть Баччо ди Микеланджело, но из ненависти к знаменитому Буонарроти он этого не пожелал и был известен как Баччо Бандинелли. Между тем Леонардо, познакомившись с рисунками этого Баччо, их расхвалил, чем отчасти заслужил его бесконечную преданность. Имея, по-видимому, как образец «Св. Иеронима» работы Леонардо Да Винчи, Баччо, сообщает Вазари, вылепил из воска фигуру этого кающегося пустынника высотою в полтора локтя, совершенно иссохшую, так что на ней были видны изможденные мышцы и большая часть жил, натянутых на кости, и сухая морщинистая кожа. "Эта работа, — говори знаменитый биограф, богатый всевозможными сведениями — была выполнена так тщательно, что все художники, и особенно Леонардо, признали, что никогда ничего лучшего и с большим искусством выполненного в этом роде видано не было». Так вот, благодаря рвению людей, как этот Баччо , достаточно оказывалось заботящихся о распространении и сохранении в веках славы величайшего из флорентийских художников. И даже если бы все его работы без исключения разрушились и исчезли, он был бы известен и почитаем потомками не меньше, чем какой-нибудь Фидни, от которого также не осталось достоверных работ. Остается добавить, что не переведенная в более долговечный материал восковая скульптура Баччо Бандинелли затем бесследно исчезла, тогда как ее образец, то есть «Св. Иеронима» Леонардо, невредим и существует поныне: но это не наносит большого ущерба справедливости высказанных здесь соображении. Старательный Баччо был вместе человеком без меры тщеславным и склочным, и многие его избегали и опасались. Однако Леонардо при его наблюдательности и знании людей, как говорится, закрывал на это глаза, а неумеренными похвалами только разжигал тщеславие и самонадеянность этого Баччо. Так что, помимо тончайшего сочувствия, Мастеру были свойственны еще и пристрастия. Лаокоон — знаменитая античная мраморная группа, найденная в 1506 г. в винограднике гражданина Ф. де'Фредди на Эсквилине, в Риме (а не в термах Тита, как гласит обычное предание, в подтверждение которого в упомянутых термах до сих пор показывают нишу, где будто бы был найден Л.). Папа Юлий II вскоре приобрел эту группу, уступив де'Фредди пожизненно доходы с заставы Порта-Сан-Джованни до суммы 600 дукатов золотом (ок. 3000 руб. золотом) ежегодно. В ватиканском "дворе статуй" или Бельведере была проектирована архитектором Дж. ди Сан-Галло особая ниша для Лаокоона. Браманте сделал с Л. первую бронзовую копию по восковой модели Джакопо Сансовино. Микеланджело прилежно изучал Л. и указал, что группа сделана не из одной глыбы мрамора, как говорится у Плиния. Когда Франциск I, после победы при Мариньяно (1515) требовал от Льва Х группу себе в подарок, папа, для удовлетворения французского короля, заказал Баччо Бандинелли копию Лаокоона; эта копия (с изменениями) находится ныне в музее Уффици, во Флоренции. Бандинелли же был и первым реставратором Л., найденного без правых рук отца и младшего сына и без правой кисти руки старшего сына. Но свою реставрацию он не внес в оригинал, а только сделал в упомянутой копии. Скульптурные работы знаменитого деда Роберто можно посмотреть на итальянском сайте,посвященном Баччо Бандинелли: http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/b/bandinel/ http://www.scultura-italiana.com/Biografie/Bandinelli.htm А также скульптура «Фавна» в Эрмитаже: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm88_0_1_34_1.html
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #13 В: 12/13/07 в 17:04:51 » |
Цитировать » Править
|
Если еще не надоело,то продолжим путешествие по городу: Галицкая, Ивана Федорова и Музейная площадь Улицы Львова Илько Лемко (перевод с украинского) Перпендикулярно к площади Кафедральной к югу от площади Рынок идет улица Галицкая - одна из самых старых и самых известных во Львове. Свое название она сохранила с XІV века. Застройка - ренессанс, барокко, сецессия, классицизм. В том месте, где улица Галицкая пересекает улицу Братьев Рогатынцив, стояли Галицкие ворота городских укреплений, оттуда начиналась дорога на Галич. Галицкие ворота были величественным, мощным и достаточно сложным фортификационным сооружением, о котором заботился цех портных. В 1549 году здесь установили часы, которые стали наибольшим украшением башни вместе с городской тюрьмой, магазинами и лавками, которые разместили в ней. При часах постоянно находился трубач. Установил часы на Галицких вратах монах-бернардинец, сын львовянки, Станцель, за что городская власть наградила его двумя гарнцами малмазии, вина, которое привезли из стран Южной Европы. В том же 1549 году подняли на башню часовой колокол. Когда они портились на Ратуше, снимали часы с Галицких врат и переносили на Ратушу. В частности, это делали в 1571-м, когда Ратушу уничтожил пожар. Постепенно оборонные стены Львова перестали играть свою функциональную роль, и уже до конца XVІІ века Галицкие ворота настолько запустели, что комиссия не смогла даже найти ключей от часовой кладовой. Механизм заржавел, а на самой башне поселились птицы. Сами галицкие ворота разобрала австрийская власть в конце XVІІІ века. Под №1 при польских временах был магазин одежды Брилля, а до 90-х годов прошлого века магазин трикотажа "Луч", в настоящее время там магазин одежды "Репортер"; под №3 - ювелирный магазин Ганда и ателье дамских шляп Дизендрука, а с советских времен размещен магазин меда "Пчелка". В доме №4 при Польше был пошив и продажа шляп Кафки, в 1950-х - ремонт обуви, в настоящее время - магазин одежды "Видиван". В доме №5 до 1939 года было производство ковровых дорожек Гегедюса, в настоящий момент там магазин "Гардины". Под №6 в 1950-х работал магазин мебели, потом к 1980-ым содержался посудно-хозяйственный магазин "Радуга", где можно было купить самые разнообразные изделия из хрусталя, цветного и гутного стекла, в настоящее время там престижный магазин часов "Секунда" и магазин мобильной связи "Фокстрот". В доме №7 до 1939 года были бакалейные товары Ожминского и магазин одежды Шнека, теперь там спортивный магазин "Олимп". Под №8 при Польше содержался магазин мужской одежды Ляуфера, от 1950-х годов - комиссионный магазин, а в настоящее время там магазин стройматериалов. Под №9 при Польше была кондитерская Рауха, в 1950-х - мебельный магазин, потом магазин трикотажа и галстуков, в настоящий момент там бутик головных уборов "Шапо" (прежний салон сумок и шляп "Мила") и игральные автоматы. В доме №10 при польских временах было ателье дамских шляп Шренцеля, в 1950-х - ателье мод второго разряда, а к началу 90-х годов прошлого века достаточно популярный магазин детских товаров и игрушек "Малыш", в настоящий момент ресторан быстрой еды "Где Манджаро". Бывший магазин "Культтовары" под №11 превратился в начале века в магазин бытовой электроники и оргтехники, а теперь там магазин мобильной связи "Мобилочка" и магазин цифровой техники "Цифра". В доме №12 при Польше было производство корсетов Пезена, ювелирный магазин Гольдштайна и магазин одежды Шокальской, при советской власти работали комиссионный и магазин резиновой обуви, теперь - строительных материалов и "Еврозоо" соответственно. Под №13 на протяжении польского властвования содержался магазин галантерейных товаров Блюменкранца, в советское время - магазин текстилю и металогалантереи, в настоящий момент там гастроном самообслуживания "Сонцевир". Под №14 при Польше был магазин модных товаров Хенрика Бертеля, от 1950-х - "Детский мир", до недавнего времени сюда выходили витрины мебельного салона Berlonі, расположенного на улице Братьев Рогатинцив, в настоящий момент это помещение переоборудуют. В доме №15 при Польше был магазин одежды Гандельмана и магазин обуви Краха, в советское время здесь был магазин "Кинофотолюбитель", в настоящее время там магазин меховых изделий "Соболь", который в 1990-х переехал сюда из пересечения ул. Галицкой и площади Рынок. Известен обувной "Сапожок" под №16 работает здесь с советских времен. Под №17 во время Второй мировой содержался магазин женской одежды Штаубера, в настоящее время хорошо известен из советских времен кооперативный магазин "Колосок", где продавали первые во Львове колбасные изделия по кооперативным ценам. Под №18 до восьмидесятых годов работал мясной и колбасный магазин, до недавнего времени - магазин одежды, а теперь тут кафе-бар. На пересечении ул. Галицкой с улицей Братьев Рогатинцив (№19) с начала ХХ века существует аптека, которая при Польше называлась "Под золотым орлом" и принадлежала Лешеку Складовскому, в середине 1990-х здесь установили барельеф с изображением богини здоровья Гинеи, при Польше в этом доме также содержались Купеческая заимодавчая касса и Польский торговый банк, в настоящее время там оборудовали салон "Киевстар". В жилом доме №20 при польских временах были магазины: одежде Дройовской и искусственных цветов Жепецкой. В последние годы там действовал музыкальный центр "Меломан". В доме №21 при польских временах были магазины парфюмерий Зенкера и трикотажа Trykot, в советское время - Областное статистическое управление и издательство "Советская школа", теперь там издательство "Мир", а с недавних пор - "Укрсиббанк". В этом же доме до конца 1990-х содержался знаменитый магазин детских игрушек "Лис Микита", названный в честь героя сказки И Франка. На улице перед магазином в советские времена и в первые годы независимости продавали сахарных петушков и оригинальные детские деревянные народные игрушки, которые изготовляли мастера с Ивано-Франковщины. Ближе к кафедральному костелу на улице женщины и доныне продают предметы прикладного искусства, в частности коврики. В начале девяностых там эпизодически вели несанкционированную торговлю образами и картинами, которые выставляли на каменный парапет часовни Боимов, на углу возле которой к началу 1990-х стоял газетный киоск. Улица Галицкая с конца 1980-х является традиционным местом исполнения оригинальной уличной музыки. Чаще всего в начале ХХІ века здесь играл ретро-оркестрик известных львовских музыкантов Профа (Сергея Маковецкого) и Чуба, выполняли свою музыку путешествующие гитаристы, свирельщики, исполнители кельтской музыки на лютнях и волынках, путешествующие латиноамериканские музыканты в ярких пончо и постоянный атрибут европейских городов - уличные аккордеонисты и скрипачи. Улица Ставропигийская ведет от рыночной площади к площади перед собором святой Евхаристии (прежний Доминиканский собор), которую уже во времена украинской независимости 1993 года по неизвестной причине почему-то назвали Музейной, хотя музей атеизма здесь ликвидировали сразу после развала Советского Союза. (Если я не ошибаюсь - на самом деле только переименовали, забрав часть помещений и удалив из названия музея слово атеизм, но оставив историю религии - прим. Манкурта) С XVІІІ века ее называли Доминиканской, потому что монастырь ордена доминиканцев существовал там с XІІІ века. В течение двух месяцев 1945 года площадь носила название Максима Зализняка, а с 1946 до 1993 года была Ставропигийской. Застройка площади - барокко, классицизм. Монастырь доминиканцев на этом месте учредили еще в XІІІ ст. по просьбе жены князя Льва Данииловича - венгерской принцессы Констанции, которая была католичкой и на чужбине скорбила по своей религии. С XV и до середины XVІІІ века там стоял величественный костел в готическом стиле. Из-за аварийного состояние его разобрали в 1748 году вместе с прекрасной часовней Матери Божьей, построенной в 1604 году на средства Яна Свошовского. Часовня в стиле раннего барокко по красоте и художественной ценности не уступала часовням Боимов и Кампианов, которые дожили до наших дней. Новый костел в барочном стиле в 1748-1764 годах построили по проекту военного инженера, генерала артиллерии и коменданта Каменец-Подольского Яна де Витта. В те времена существовала добрая традиция хранить от предыдущего уничтоженного сооружения все ценное. Доныне в южной части храма есть алебастровое надгробие XV-XVІ веков - память о старинном готическом костеле, который исчез еще 260 лет тому назад. В советское время храм Божьего Тела закрыли, как во многих львовских божьих домах, в нем устроили склад, а 9 апреля 1970 года открыли Музей [истории] религии и атеизма и установили внутри подвешенный под куполом маятник Фуко, который своим отклонением подтверждал процесс вращения Земли. В музее работал кинолекторий, где читали лекции на атеистические темы и демонстрировали атеистические научно-популярные фильмы. Из экспонатов Музея атеизма самыми известными были диарамы "Иезуитские пытки" и "Казнь восставших римских рабов", которые своим натурализмом должны были демонстрировать всю жестокость христианской Церкви. Каждую субботу и еженедельно в храме проводили концерты органной музыки. По случаю обустройства атеистического музея в 1970 году у каменной скульптуры святой на южной части крыши над порталом забрали из рук крест, к сожалению, его не восстановили за 15 лет независимости. С 1990-х Доминиканский собор стал греко-католическим храмом Святой Евхаристии, особенно популярным среди львовской национально сознательной молодежи по большей части из-за проповедей отца Миляна: молодые люди на воскресные проповеди приезжают сюда со всех закоулков Львова. Во время возобновления храма возникали коллизии между Церковью и музейными работниками, которые упрямо хотели оставить за собой некоторые помещения, в частности, обвиняли новых хозяев в уничтожении органа. До 2005 года эти трения устранили. Фонарь храма реставрировали в 1960-х годах прошлого века. В 2006-м на площади близ собора установили памятник Никифору Епифанию Дровняку, всемирно-известному украинскому художнику Лемкивщины. Все львовяне уже давно привыкли к скверику между Доминиканским собором и зданиями, которые примыкают к ансамблю Валашской церкви, собственно там, где стоит памятник лемкивскому художнику. Конечно же, в древнем Львове такого свободного пространства в принципе не могло быть, каждый квадратный метр земли плотно застраивали. Именно на этом месте со средневековых времен располагался украинский квартал, и до конца XVІІІ века на небольшом лоскутке земли существовали аж (!) две параллельных улицы - Зацерковна и Криве Коло. Позже улица Криве Коло изменила название на Арсенальную, потому что впритык подходила к Королевскому арсеналу. Из-за аварийного состояния домов в этом месте их постепенно разбирали и окончательно снесли в конце 20-х годов прошлого века. Тогда же это пространство решили не застраивать и обустроили там сквер. От площади Музейной на юг идет улица Ивана Федорова, названная так в 1949 году в честь украинского первопечатника, который издал в 1574 года во Львове первую украинскую книгу "Апостол". Разные части этой улицы в разные времена называли Доминиканской боковой, Руськой боковой и Бляхарской. Застройка улицы - барокко, классицизм, сецессия. В доме №1 с 1946 года содержалась портняжная артель имени 8 Марта, в настоящее время это жилой дом. В жилом доме №2 в 50-х годах прошлого века содержалось общежитие №7 политехнического института, в настоящий момент - компьютерная фирма "БС". Под №8 при польских временах действовало Общество еврейских купцов, в настоящее время там живут люди. На этой улице стоит прежнее здание Ставропигийского института (№9), на фасаде которого помещена мемориальная таблица в честь Ивана Федорова. В этом помещении в советское время учредили сначала ремесленное училище №2, которое впоследствии стало полиграфическим, а в настоящее время это Ставропигийский профессиональный лицей. Дальше в доме №11 при польских временах был переплетный цех Гевака, а в советское время - библиотека Ленинского района им. Т. Г. Шевченко, в настоящий момент работает магазин канцтоваров "Четар". Под №12 при польских временах была молочарня Галя, в настоящий момент это жилой дом. В доме №16 со времен независимости содержится Церковный кредитный союз. В жилом доме №20 с советских времен опорный пункт правопорядка. В доме №21 при Польше была парикмахерская Рампа, а в 1990-х открыли новый букинистический магазин "Редкая книга". Под №27 во времена Польши содержались Общество мелких еврейских купцов и фабрика бетона Доминика, в настоящий момент там Арт-бар, еще до 70-х годов ХХ века над воротами дома висела шестиугольная звезда "Щит Давида", теперь на этом месте мемориальная доска в честь еврейского философа Давида Галеви. В жилом доме №29 при польских временах была пекарня Вальдмана, в настоящее время помещение еврейского общества. Со времен Второй мировой войны дома под №№22-30 постепенно уничтожались. Особенно в последние годы ужасают своими руинами остатки домов №№28 и 30, которые обычно служат пристанищем для львовских беспризорных. Очень гротескно выглядит пункт приема стеклотары, который работает последние несколько лет в руинах дома №30.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: Выдержки из львовского путеводителя
« Ответить #14 В: 12/13/07 в 17:41:27 » |
Цитировать » Править
|
Продолжаем путешествие улицами древнего Львова: Оригинальный текст - газета "Поступ" Львов 30-х годов ХХ столетия Записал Илько ЛЕМКО Перевод с украинского Старый Львов остался только на фотографиях и в памяти. Все меньше остается живых свидетелей довоенных времен во Львове. О том, что обязательно должно остаться в нашей памяти, об интересных львовянах, которых уже нет, о духе города, о его учреждениях, школах, магазинах, которые тоже сегодня исчезли, рассказал "Поступу" известный львовский врач-педиатр Богдан Надрага. Родная улица На Доминиканской, 11 (Ставропигийская), где мы жили, в 20-30 годах прошлого столетия было Краевое кредитное общество. Дом был собственностью этого общества, и на первом этаже располагалась их контора. Мы жили неподалеку. На этаж выше нас некоторое время проживал великий украинский писатель и литературовед Василий Щурат, директор гимназии василиянок на улице Длугоша (Кирилла и Мефодия). Рядом с помещением господина Щурата была адвокатская контора моего отца и очень известного львовского адвоката Владимира Охримовича. Он был больше этнографом и литературоведом, но профессия, на которую он жил, - адвокатура. Отец с Владимиром Охримовичем преподавали право в Украинском тайном университете. В этом же доме содержался также Ревизионный союз украинских кооперативов - важное заведение, которое объединяло наши кооперативы по всей Галичине. Директором там был Иван Филипович. Позже Ревизионный союз купил себе очень хороший дом на улице Технической. Очень хорошо помню аптеку на углу Доминиканской и площади Рынок, которая позже стала музеем. Мы хорошо знали ее владельца - украинца Михаила Терлецкого, который происходил из г. Борислава. Семья Терлецких имела поля в Бориславе и Тустановичах, и когда там нашли нефть, эти земли стали очень дорогими. Терлецкий продал землю и приобрел дом, в котором содержалась аптека. Господин Михаил был одним из немногих украинцев, которые побывали в 1936 года на Олимпиаде в Берлине. В аптеке продавали готовые лекарства, но по большей части их готовили по рецептами. Очень интересным человеком была помощница Терлецкого госпожа София Гургула, дочка пароха Валашской церкви на улице Руськой. Ее отец имел пять дочек. Семья Михаила Терлецкого после вступления советских войск во Львов в 1939 году выехала на запад. Валашская церковь Нашей парафияльной церковью была Валашская. В межвоенное время существовали три входа в нее - от Руськой, 3, Подвальной, 9 и Бляхарской (Ивана Федорова). Главный вход со стороны Руськой и вход от Ивана Федорова сейчас почему-то закрыты. Валашская церковь принадлежала к Ставропигии - так называемого колятора, церковного опекуна. Без согласия колятора митрополит не мог назначать пароха. Москвофилы, которых тогда называли кацапами, не хотели давать такие должности сознательным людям и почти все время назначали своих. Митрополит Шептицкий додумался, как обойти эту процедуру: назначать не пароха, а администратора, для чего не нужно было согласия колятора. Одним из таких настоятелей был отец Демъян Лопатинский. Вообще москвофилы имели свои места, кроме Ставропигии, на улице Руськой, в Народном доме на Рутовского (Театральной) и на Курковий, 14 (Лисенко). Там до сих пор на фасаде осталась надпись русским языком. В те времена среди парафиян Валашской церкви были две враждебных стороны. Когда в воскресенье в конце Службы Божьей сознательные украинцы пели "Боже великий, єдиний, нам Україну храни", москвофилам это не нравилось, и у выхода из церкви на лестнице возникали столкновения, порой с дракой. Тогда это называли "бучей", а фактически это была толкотня. Среди тех настоятелей , которых называли кацапами, были высококультурные интеллигентные люди. Например, отец Давыдяк. Его сын Евген работал адвокатом и имел канцелярию на Руськой, 3. Евгений Давидяк был очень умным и культурным человеком, но немного чудаковатым: он считал, что электричество является вредным и в своем помещении до самой Второй мировой войны имел керосиновое освещение. Хотя Евген Давидяк происходил из "кацапской" семьи, однако он был одним из ректоров Украинского тайного университета. Был еще один известный москвофил, очень умный, честный и справедливый адвокат Заяць, который подписывался Заяц. К парохам Валашской церкви также принадлежал господин Павенский, он тоже имел сына-адвоката. Среди настоятелей можно вспомнить и отца Омельяна Горчинского. Он был катехитом в украинской гимназической Родной школе на Мохнацкого (Драгоманова). Когда наступили военные времена, митрополит Шептицкий рукоположил Горчинского на епископа. Этот исключительно добрый человек умер в большевистской ссылке. На улице Гродзицких (Друкарская) в те годы существовала очень хорошая традиция маевки. У дома с фигурой Матери Божьей на протяжении мая ежедневно собирались местные жители и без священника делали службу, пели акафист к Матери Божьей. Площадь Рынок На площади Рынок, 5 имел свою винодельню Райх, она содержалась в пивной, и туда вниз вела лестница. Члены Союза украинских адвокатов еженедельно собирались на заседание, а после того шли к Райху на перекус. Они говорили, что идут "к Богачевскому", потому что Reich по-немецки значит богатый. Немного дальше была торговля копченостями Линднера, ополяченного немца, как говорили, большого польского патриота и шовиниста. В следующем доме, на площади Рынок, 8, был большой магазин украинского "Маслосоюза". Здесь продавали чрезвычайно качественные молоко, масло, сыр и сметану. "Маслосоюз" экспортировал свои изделия даже в Британию. На площади Рынок, 10, кроме книжного магазина НТШ, содержалась редакция очень почтенной украинской газеты "Діло". Последний номер я сам видел, он вышел 14 сентября 1939 года. Редактором журнала был Иван Кедрин-Рудницкий, литературным редактором - Михаил Рудницкий, редактором был также доктор Иван Нимчук. Иван Кедрин-Рудницкий происходил из полуеврейского рода, его отец вступил в брак с еврейкой. Он был сыном священника и влюбился в красивую еврейку, но семья протестовала против того, чтоб сын на ней женился. И тогда ее отдали на воспитание в монастырь студиток (прежний монастырь на улице Вичевой). Она там была два года, потом выкрестилась и пошла под венец. Еще один Рудницкий, Антон, вступил в брак с Марией Сокил, певицей, которая приехала к нам из Восточной Украины после революции. Как и все обычные дети, я любил конфеты. Мне их покупали в украинском магазине "Фортуна нова" на Руськой, 20. Владелицей магазина была госпожа Авдиковичева, которая на улице Городоцкий имела свою фабрику сладостей. Дешевых конфет не заворачивали, однако более дорогие паковали. Сладости были чрезвычайно вкусны. На площади Рынок, 27 содержалась кондитерская "Пчелка", помню, мы там покупали очень вкусные пампушки. А как не вспомнить о прекрасной кондитерской Гефлингера на площади Святого Духа (Ивана Пидковы)! Кондитерская Залевского на Адемической была для нашей семьи слишком дорогой. Нужно заметить, что тогда детям не покупали так много конфет, как теперь. Конечно, мы все любили мороженое, наилучшим мороженым во Львове считалось итальянское. Итальянцы открыли целую сеть магазинов, один из первых был на площади Соборной. Мороженое были разнообразное: фруктовое, шоколадное, сливочное в конусообразных вафельных стаканчиках. На площади Рынок, 25 содержался магазин Котовича, где продавали горячую колбасу. Под номером 32 в доме Циппера (здесь теперь трехэтажный универмаг) был магазин часов и драгоценностей. Владелец заведения, еврей Циппер, часы там и продавал, и ремонтировал. С южной стороны площади Рынок у аптеки содержалась кофейня немецкой фирмы "Майн". Когда там готовили кофе, запах было слышать далеко на улице. Другая кофейня этой фирмы "прописалась" на Академической, где теперь расположен известный гастроном "Сквозняк". Очень известным был магазин деликатесов госпожи Теличковой на углу Академической и Хорунщини (Чайковского). Там продавали дорогие копчености, мясо, вина. На витрине вывешивали дичь - кабанов или оленей. Учеба в гимназии Я ходил в гимназию в Народном доме на Рутовского (Театральная), она была расположена на третьем этаже, а приблизительно в 1932-1933 гг. гимназия переехала на Пекарскую, 19 в прежний дворец Бесядецких. Интересно, что в украинской гимназии, содержать которую помогала Польша, директорами всегда были сознательные украинцы, большинство предметов преподавали по-украински, а по-польски лишь польский язык, историю и науку о современной Польше. Профессора-поляки относились к нам достаточно лояльно, а некоторые даже благосклонно. На Шевченковский день мы к школе не шли, а следовали в Украинскую гимназию на теперешней улице Степана Бандеры. И там происходили праздничные мероприятия. На первом этаже Народного дома на Рутовского была випозычальня (прокат) книжек Сидора Громницкого. Заплатив злотый или полтора за месяц, можно было брать домой книжки. Школьные письменные принадлежности мы покупали на ул. Руськой, 20 в Союзном базаре, там был магазин канцтоваров вместе с книжным магазином, теперь здесь отделение банка. Кроме письменных принадлежностей, там можно было приобрести украинские книжки. Больший выбор украинских книжек был в книжном магазине Научного общества имени Шевченко на площади Рынок, 10. Сам книжный магазин занимал весь этаж от Рынка и от улицы Руськой. Там было несколько залов с художественной, литературоведческой, технической литературой. Довоенные цены В довоенном Львове цены были достаточно высокими. За килограмм сахара нужно было заплатить один злотый, за железнодорожный билет до Самбора - пять злотых. Ботинки чешской фирмы "Батя" также стоили пять злотых. Книжки были очень дороги, особенно учебники. Я не имел возможности приобрести все пособия, потому одалживал их у товарищей. Очень часто мы пользовались б\у учебниками. На углу Краковской и Армянской содержался книжный магазин Бодека. А больше всего книжных и антикварных магазинов было на улице Стефана Батория (Князя Романа), здесь можно было достаточно дешево купить и не новые книжки, заклеенные или подшитые. Когда я закончил гимназию, мне купили униформу за 80 злотых в магазине на площади Мицкевича, где теперь большой книжный магазин. Тогда это был очень модный магазин одежды. За гимназию нужно было платить 220 злотых на год. Существовала также система льгот, когда родители могли платить половину этой суммы. Проезд в трамвае стоил двадцать грошей, но покупали также билеты с пересадкой, они стоили двадцать пять грошей, то есть двумя трамваями разных линий можно было пользоваться со значительной скидкой. Кондуктор отвечал за порядок, и этот порядок никто не осмеливался нарушить: заходили в вагон лишь з задней площадки, а выходили лишь через переднюю. Львовское радио Мой стрыйко(дядя), брат папы, был электротехником-любителем. Он был человеком достаточно зажиточным и почти ежегодно покупал новые радиоприемники немецкой фирмы "Телефункен". Стрыйко всегда продавал старую модель и покупал более новую. Мы преимущественно настраивались на Берлин и Варшаву. Львовское радио слушали с помощью трубок на таком приемнике, маленькой шкатулке с хрусталиком, который пропускал магнитные колебания лишь в одном направлении. Интересными были программы "Веселой львовской волны" с радиоперсонажами Тоньком и Щепком, еще были такие персонажи, как радца Строньц и цьотка Банцюхова(пол.). В целом львовские батяры - очень колоритное явление. И интересно, каким там был удельный вес собственно украинцев, потому что они очень часто денационализировались, полонизировались, но вносили туда и украинский элемент.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|