Автор |
Тема: Об австралийцах (Прочитано 3249 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Ципор
Гость
email
|
Вот тут у Иванова-Петрова пост интересный. Было бы любопытно, чтоб кто-нибудь прокомментировал.
http://www.livejournal.com/users/ivanov_petrov/284054
Социальная сложность
Еще со времен чтения Л.Г. Моргана я запомнил удивительное высказывание – что вся наша технологическая цивилизация (по мнению Моргана) проще, чем социальное устройство австралийских аборигенов. Что «весь мир» пошел путем «неорганических технологий», а австралийцы создали «альтернативную цивилизацию» - где основные усилия потрачены на создание социальных технологий.
С тех пор я иногда пытался понять смысл этой метафоры. Что же там за такая сложность? Что конкретно имел в виду Морган? Но почему-то мне не попадалось обзоров по этой теме. Как-то, совершенно озверев в этих бесплодных поисках, я даже пробовал читать работы Р. и К. Берндтов. И всё же это – по сути – полевые наблюдения, а не обобщающая картина, к тому же эти наблюдения частично подвергнуты сомнению и противоречат иным наблюдениям… В общем, ничего не понятно.
А тут мне в руки попалась статья О.Ю. Артемовой «В очередной раз о теории «родового быта» и об «австралийской контроверзе»» (2000). Как я понял, обзоров действительно нет. Почему – не известно. Краткий обзор состояния проблемы дан у Артемовой, и я хоть до некоторой степени представил ту сложность, о которой говорил Морган в 19 веке – и ту, которую еще дополнительно выявили за весь 20-й.
Описывать социальную структуру австралийцев я здесь не буду – потому что надо было бы просто переписывать страницами разноречивые данные. В конце концов, каждый, кто хочет, сможет найти и прочитать… Интереснее другое.
Как признается специалист, автору не удалось понять социальное устройство австралийцев. То есть – в отличие от многогрешного меня, она – специалист именно по этой теме; она прочла «все» работы; и она понимает – на некотором уровне – самые общие вещи, а многие весьма распространенные явления (полуполовины, патрилинейные непоименованные половины) – не понимает. Имеется сложнейшая сеть явлений языковых (диалекты; раньше считали, что названия диалектов – это «кланы» и «племена»), религиозных (конгрегации, распространенные на огромной площади, объединяющиеся для совершения некоторых обрядов), генеалогических (счет и матрилинейный, и патрилинейный одновременно, с дополнительными прибамбасами – ну хотя бы особые группы «через поколение»), и вдобавок, конечно – тотемы и проч.
Меня заинтересовал именно факт – «никто не понимает». В нашей технологической цивилизации есть многие вещи, которых никто не понимает. Это объемные технологические процессы, знание о которых – в полной развертке и во всех деталях – не хранится ни в одной голове, это совокупность дифференцированных знаний разных людей (профессий), которые только вместе обладают необходимым инструментальным знанием о технологическом процессе. И это – сложные технологии, и при том – всё же есть совокупность голов, которая способна обладать о них знанием.
А вот социальную организацию австралийцев не понимают (повторю – как я заключил при некотором достаточно поверхностном чтении литературы; можно не верить) – никто. Ни один исследователь, ни одна совокупность исследователей.
У меня сложилось впечатление, что её не понимают и австралийцы. То есть – в точной аналогии с нашими технологиями – нет ни одного «информанта», которого можно было бы расспросить и вытянуть из него это знание. Система в целом функционирует, то есть нечто устойчивое в ней есть – но, судя по всему, нет способа отделить знание о системе от неё самой. При этом исследователи уже наблюдали распространение явлений на новые группы людей – системы каких-то там восьмиричных секций, наложенных на систему родов (линиджей), распространялись, завоевывая новые области, сочетались с уже принятыми делениями, взаимодействовали с другими системами счета родства… Штука эта способна не только «передаваться по традиции», но и применяться к новым обстоятельствам.
Как мне кажется. самым важным является не факт сложности какой-то социальной системы, а вот этой ее необъективируемости и в этом смысле – нерациональности. При этом система в очень малой мере стохастична, там функционирует множество правил, на разных уровнях – то есть это законоподобная система, и тем не менее – ни один член общества её не знает; нет выделенной социальной структуры, которая её знает (то есть нельзя собрать каких-то там старейшин или шаманов, которые все вместе знают) – и тем не менее она функционирует и поддерживает сложность, несмотря на кардинальные перемены внешнего мира – которые она учитывает (в счет родства включаются и европейцы).
Красивый пример сложности, которая: (квази) рациональна; создается людьми; не является знанием людей (отторжимым от функционирования).
|
« Изменён в : 12/20/05 в 12:31:57 пользователем: zipor » |
Зарегистрирован |
|
|
|
cowrie
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 203
|
На самом деле нельзя понять того , чего нет , то есть устройства общества абстрактных " австралийских аборигенов" . Одних только языков на континенте насчитывалось несколько сот , жили иживут они на расстоянии в тысячи километров друг от друга . Давайте уж тогда поговорим об " европейцах" от саамов до португальцев включительно или об " азиатах" ,придерживаясь того же подхода.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Kell
Живет здесь
Дело вкуса...
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2889
|
Да, слишком высокий уровень обобщения. Часто неуместного.
|
|
Зарегистрирован |
Никому не в обиду будь сказано...
|
|
|
Альвдис
Новичок
Спор ради спора - это без меня, пожалуйста ;-)
Просмотреть Профиль » WWW » email
Сообщений: 20
|
Комментировать тут нечего, потому что всё сказано.
Это не об "австралийцах вообще", это на материале конкретных племен.
Знаем, плавали (я всё это когда-то немноШШШко преподавала). ТОчнее, тонули. Потому что действительно - такие сложности ощущаются ТОЛЬКО изнутри культуры.
МОгу привести другой пример. Берем австралийских миф о первопредках. Вместо сюжета - набор перемещений героев. Кажется, полная бессмыслица и скучища. А для аборигена все эти места - значимы, для него "всё и так ясно".
Но если этнограф поживет среди австралийцев (покочует с ними) лет -дцать, то он сможет понять смысл мифов о перемещениях первопредков, а вот с социальной структурой этого никак не...
|
« Изменён в : 01/15/06 в 21:31:00 пользователем: Альвдис » |
Зарегистрирован |
|
|
|
cowrie
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 203
|
Опять -таки- о каких " конкретных племенах" идёт речь? Хотя бы откуда? Из какой части страны?
Девушка , современные аборигены как бы не очень кочуют. Они живут в домах , ходят в школы , а обрядам обучаются в местах вроде Dandiiri Maiwar- культурного центра при Queensland Museum South Bank.
|
« Изменён в : 01/20/06 в 15:42:10 пользователем: cowrie » |
Зарегистрирован |
|
|
|
cowrie
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 203
|
Вообще этот миф о сложности ,непронятности и так далее аборигенских культур немножко поднадоел. Можно подумать , спросить не у кого - аборигены все люди грамотные и достаточно хорошо говорят по-английски .
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Проблемы среднего образования.
http://kuksha.livejournal.com/47548.html?view=102844#t102844
С уважением,
Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
Вообще-то,они там действительно рехнулись.Ядовитейшую змею в дом
-_в корзинке_.И за индийского математика немного обидно.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ципор
Гость
email
|
V samom dele. A esli budut postradavshie?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
FatCat
Живет здесь
Кошачью суть не утаишь под сапогами или шляпой...
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3589
|
on 01/20/06 в 15:47:20, cowrie wrote:
Вообще этот миф о сложности ,непронятности и так далее аборигенских культур немножко поднадоел |
|
На эту тему хорошо "проехались" в прекрасном фильме "Крокодил Данди". Помните эпизод, когда журналистка пытается сфотографировать молодого аборигена, вышедшего ночью к их костру?
|
|
Зарегистрирован |
Если где-то нужен Кот - обязательно придет!
|
|
|
|