Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
09/22/19 в 17:17:21

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « О советской и малайской науке и технике (2) »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Новая и новейшая история
   О советской и малайской науке и технике (2)
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: О советской и малайской науке и технике (2)  (Прочитано 5972 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #30 В: 03/05/08 в 01:14:16 »
Цитировать » Править

Хороший урожай столетних деревьев объясняют мудростью назначенного год назад начальника, приказавшего их срубить
------------------------------------------------------------------------ ----------------------------------------
  Как известно в трех вещах разбираются все люди: в политике, в медицине и в образовании. А раз речь идет сразу о двух предметах - политике и образовании, то тут число знатоков возрастает вдвое.  
  Образование особенно беззащитно - любая реформа в нем сказывается через многие годы.  
  Мало кто понимает, что серьезные успехи советской науки и техники, те самые, которые дали стране ядерное оружие, авиастроение и многое другое, и которыми по праву мы так пылко гордимся до сих пор, в весьма малой степени обязаны "заботе родной коммунистической партии".
  Радикальная реформа высшего образования в России (ныне почти забытая) произошла в конце XIX века, и основную роль в ней сыграл С.Ю.Витте. Именно он, будучи министром финансов, решительно поддержал организацию в России принципиально новых Политехнических институтов. Введение лабораторных практикумов (это методика), закупка лучшего научного оборудования (это техника), массовая стажировка в Европе молодых людей (это преподавательские кадры) заложили, говоря модным языком, "матрицу". Чуть позже к этой системе присоединились лучшие университеты. В гимназиях резко увеличили часы на физику, математику. Появились реальные училища, а затем и коммерческие училища (техникумы советских времен). В целом была заимствована немецкая система двухуровнего образования: техникум - ВУЗ. Вот эта "матрица" и начала готовить специалистов МИРОВОГО УРОВНЯ.  
  Продержалась эта система без катастрофических перемен и при Советской власти вплоть до 30-годов. Даже рабфаки, эти по существу курсы подготовки в ВУЗ, принципиальных изменений в систему не внесли. К началу тридцатых СовВласть созрела. Одна цитата из первой БСЭ т.14, с.35 (1929 год) о преподавательском составе ВУЗов "он, конечно, совершенно не годится для решения поставленной историей (т.е. Советской властью) задачи". С 1932 года началась решительная "советизация" ВУЗов. До трети (!!!) времени отошло на преподавание самых актуальных наук (История КПСС, Марксистко-ленинская философия, Политэкономия, Научный коммунизм, Научный атеизм). Решительно изменена кадровая политика (понятно в какую сторону: где преподавал бы булгаковский проф. Преображенский со своими взглядами на советские газеты). К 1940 году с реформой ВУЗов в основном покончили (постановление 23.06.1936 года). Школы отделались меньшей "кровью" и  уровень подготовки по естественным наукам худо-бедно сохранили, потеряв, конечно, всю гуманитарную область.  
   Ну, а теперь, немного прикинем числа. Пусть «в полную силу» специалист входит к 40-45 годам. Это значит, что до 1970 года Россия использовала в науке и технике тот самый потенциал, который был заложен еще Витте, ибо в 1970 году людям, окончившим ВУЗы в 1935 году, было еще 55-60 лет. Они еще в полную силу работали в НИИ, учили хотя бы в некоторых  университетах.  
  Когорта великих (Ландау, Капица, Зельдович, Семенов, Тамм, Колмогоров, Королев и многие другие – каждый сам может продолжить этот список легенд в разных областях науки) получили образование еще ТОГДА, когда ВУЗЫ были по существу «виттевскими», а вовсе НЕ СОВЕТСКИМИ. Они учились у людей еще «виттевского» призыва, по ИМИ разработанным планам, по ИХ требованиям.  
  Но это обстоятельство не замечают (верю, что по причине недомыслия, а не по злому умыслу) многие апологеты преимуществ «советского» образования.  
  С конца сороковых годов начался следующий, не менее страшный, этап. Он продолжался примерно до 1980 года. По всей стране массовым порядком образовывались пединституты, университеты и т.д. Каждая область заполучила свой «пед» и «мед», а то и «политех» и даже «университет». Каждый ректор твердо знал: не принял в ВУЗ нужного числа абитуриентов – плохо ему будет. Численность приема росла. СССР даже ненадолго вышел на первое место в мире по числу студентов. Зато качество приема падало катастрофически. Конкурсы превращались в фикцию. Отчислять было опасно, от этого зависит численность преподавателей. Автор лично столкнулся со студенткой второго (!) курса технического (!) ВУЗа, которая считала, что в сантиметре 100 милиметров! Зато по нормативным документам целью высшего образования ставилось сначала «воспитание сознательных строителей коммунизма», и уж потом «обладающих высокой квалификацией…».  
  А тем временем старики (там, где они были) принялись умирать. На их место приходили «новые люди». Не все они хуже, слабее. Были и есть среди них «дети» и даже «внуки» тех легендарных стариков (например, Нобелевский лауреат А.Абрикосов, ученик Ландау), но общий уровень медленно, но неуклонно падает. Не случайно, что именно в тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР прочного лидерства так никогда и не имел. (Дежурная шутка, возникшая в те годы: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире). Дело не только в микросхемах. Отставание множилось. (Японец, после посещения завода: «Мы думали, что вы отстали на 15 лет, а вы отстали навсегда»). В ЦК КПСС было достаточно много неглупых людей, и там начались разговоры, обсуждения и даже публикации о «третьей научно-технической революции» и мерах по ее «овладению», но было уже безнадежно поздно. Да и кто дал бы что-то менять?  
  Так что сейчас в науке и технике мы лишь пожинаем плоды реформ советской власти в высшем образовании.  
  А какие реформы проведем мы?  
  Пока в технических ВУЗах (которых не стало меньше) история КПСС и прочая политэкономия по-прежнему процветают, хотя и в переименованном виде (а куда девать преподавателей?), а вот новейший электронный микроскоп имеет год выпуска – 1973 и уже лет 20 не работает. На нем и учим…  
  Тем временем в американских университетах (не всех) совершенно безобразную систему школьной подготовки по физике/математике благополучно исправляют за 1-2 года и выпускают будущих нобелевских лауреатов."
 http://gazeta.ru/education/2008/01/15_e_2557734.shtml
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #31 В: 03/05/08 в 13:42:50 »
Цитировать » Править

Ничего,Путин уполномочил миллиардера Прохорова вплотную заняться нанотехнологиями,так что скоро Россия будет "впереди планеты всей". Wink.
« Изменён в : 03/05/08 в 13:43:10 пользователем: olegin » Зарегистрирован
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #32 В: 03/06/08 в 13:20:03 »
Цитировать » Править

on 03/05/08 в 13:42:50, olegin wrote:
Ничего,Путин уполномочил миллиардера Прохорова вплотную заняться нанотехнологиями,так что скоро Россия будет "впереди планеты всей". Wink.

 
Да, это ВВП ошибся слегка -- Потанина надо было назначить. А еще лучше -- Черномырдина! Smiley
Зарегистрирован
Lee
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 1668
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #33 В: 03/06/08 в 13:29:37 »
Цитировать » Править

on 03/05/08 в 01:14:16, E.R.Molov wrote:
Хороший урожай столетних деревьев объясняют мудростью назначенного год назад начальника, приказавшего их срубить
 http://gazeta.ru/education/2008/01/15_e_2557734.shtml

 
Мда... Во первых --текст даже не подписан, и компетентность оного читателя неизвестна. Но вот заигранные цитаты вроде самых больших микросхем и "вы отстали навсегда" заставляют поневоле усомнится. Особенно в свете того что ему похоже неизвестно --какой процент в американских естественных науках и технических вузах составляют эмигранты -- и сколько нобелевских лауреатов дала именно эта категория.  
Да и то что реальные училища приравнены автором к техникумам  тоже не говорит в его пользу.
Кстати -- о "мудрой политике" Витте хорошо написал Кремлев.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #34 В: 03/06/08 в 15:40:35 »
Цитировать » Править

on 03/06/08 в 13:20:03, Lee wrote:

 
Да, это ВВП ошибся слегка -- Потанина надо было назначить. А еще лучше -- Черномырдина! Smiley

Lee!Какой Потанин.Им с Прохоровым едва удалось полюбовно развести балансы по Норильскому "Никелю".Еще хорошо,что не "заказали" друг друга(ума хватило!).
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #35 В: 03/06/08 в 20:34:06 »
Цитировать » Править

on 03/06/08 в 13:29:37, Lee wrote:

 
Мда... Во первых --текст даже не подписан, и компетентность оного читателя неизвестна. Но вот заигранные цитаты вроде самых больших микросхем и "вы отстали навсегда" заставляют поневоле усомнится. Особенно в свете того что ему похоже неизвестно --какой процент в американских естественных науках и технических вузах составляют эмигранты -- и сколько нобелевских лауреатов дала именно эта категория.  
Да и то что реальные училища приравнены автором к техникумам  тоже не говорит в его пользу.
Кстати -- о "мудрой политике" Витте хорошо написал Кремлев.

Ничего,Lee,Путин на базе Зеленограда создает российскую Силиконовую долину.Там будет,ИМХО,база всей отечественной микроэлектроники(может тогда и микросхемы не будут такими огромными) Smiley.
Зарегистрирован
E.R.Molov
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 670
Re: О советской и малайской науке и технике (2)
« Ответить #36 В: 03/07/08 в 03:56:00 »
Цитировать » Править

on 03/06/08 в 13:29:37, Lee wrote:

 
Мда... Во первых --текст даже не подписан, и компетентность оного читателя неизвестна. Но вот заигранные цитаты вроде самых больших микросхем и "вы отстали навсегда" заставляют поневоле усомнится. Особенно в свете того что ему похоже неизвестно --какой процент в американских естественных науках и технических вузах составляют эмигранты -- и сколько нобелевских лауреатов дала именно эта категория.  
Да и то что реальные училища приравнены автором к техникумам  тоже не говорит в его пользу.
Кстати -- о "мудрой политике" Витте хорошо написал Кремлев.

 Вообще-то предыдущие дискуссии явно говорят о правоте автора текста, а данные о количестве эмигрантов среди американских нобелевских лауреатов следовало бы привести, не ограничиваясь намеками.
 Использование же "Кремлева" как источника само по себе весьма красноречиво.
Зарегистрирован
Страниц: 1 2 3  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.