Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/06/20 в 14:02:08

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Знаменитые деятели культуры и просвещения Беларуси »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Крывия, Литва, Беларусь
   Знаменитые деятели культуры и просвещения Беларуси
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Знаменитые деятели культуры и просвещения Беларуси  (Прочитано 3857 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Знаменитые деятели культуры и просвещения Беларуси
« В: 04/29/08 в 19:30:05 »
Цитировать » Править

Франциск Скорина: «Да совершенен будет человек…»
 
Франциск Скорина жил и творил на ниве христианского просвещения в эпоху европейского гуманистического Ренессанса (первая половина XVI в.). Он глубоко почитаем в Беларуси. Его именем назван главный проспект белорусской столицы, многие улицы, учебные заведения страны. Орден Франциска Скорины – высшая государственная награда. Однако многое в жизни великого гуманиста до сих пор покрыто тайной. Несколько столетий исследователи изучают загадку его личности, пытаются воспроизвести этапы жизни и творчества издателя и комментатора первой печатной Библии на старобелорусском языке, адресованной не только белорусам, но и всем восточнославянским народам. Его Библия вышла раньше немецкой, изданной Мартином Лютером. Скорина почти на полстолетия опередил польских и российских издателей. Но и сегодня жизнеописание великого просветителя обозначено только пунктирно. Неизвестны точные даты его рождения и смерти, место захоронения, весьма противоречивы сведения о вероисповедании.
 
А ведь поиски вели десятки пытливых умов, так как значение деятельности Скорины для развития европейской письменности трудно переоценить.
 
ФРАНЦИСК «ИЗ СЛАВНОГО МЕСТА ПОЛОЦКА»
 
Белорусский просветитель и первопечатник Франциск Скорина родился, по его же выражению, в «славном месте Полоцке», в купеческой семье. Относительно даты рождения большинство исследователей склоняется к 1490 г., именно он был определен при праздновании 500-летия со дня рождения первопечатника. 1990 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Скорины. Обоснованием данной версии служит достоверный факт, что в 1504 г. Скорина поступил в университет польского города Краков на факультет свободных искусств, куда принимали по достижении 14 лет. Обнаруженные более ста лет назад акты засвидетельствовали, что спустя два года он был удостоен ученой степени бакалавра. По некоторым данным, довольно солидное по тем временам образование позволило юноше стать секретарем короля Дакии (провинции на территории Румынии).
 
Материально юноша не нуждался: отец торговал пушниной и шкурами по всей Европе, а после его смерти дело перешло к старшему сыну Ивану.
 
Через несколько лет Франциск оказался в Италии, где в 1512 г. после сдачи экзаменов при Падуанском университете получает звание доктора медицины. Сохранились записи протокола экзамена, где, в частности, говорится: «Он проявил себя столь похвально и превосходно во время строгого испытания, излагая ответы на заданные ему вопросы и отвергая выдвинутые против него доказательства, что получил единодушное одобрение всех присутствующих ученых без исключения и был признан обладающим достаточными знаниями в области медицины». Позднее он сам себя будет именовать: «в науках и лекарстве учитель», «в лекарских науках Доктор», «ученый» или «избранный муж».
 
БЕЛОРУССКАЯ БИБЛИЯ
 
При финансовой поддержке белорусских меценатов Ф. Скорина основывает в столице Чехии Праге типографию. 6 августа 1517 г. он выпускает Псалтырь, затем почти каждый месяц – новую книгу Библии. За два года он издал 23 иллюстрированные книги. На заре книгопечатания (Гуттенберг изобрел наборную печать лишь в середине XV в.) такой темп был невозможен без предварительной подготовки. Вероятно, Скорина уже имел рукописи всех книг Библии в переводе на родной язык, чем занимался несколько лет после учебы в Италии.
 
Изданная Ф. Скориной Библия в его переводе на старобелорусский язык – уникальное явление. Написанные им предисловия и послесловия запечатлели необычное для той эпохи чувство авторского самосознания, патриотизма, историзма, осознание неповторимости каждого события жизни.
 
Восхищает и оформление книг Скорины. В первую белорусскую Библию издатель включил почти полсотни иллюстраций: многочисленные заставки, иные декоративные элементы, гармонирующие с версткой страниц, шрифтом и титульными листами. В его пражских изданиях множество орнаментальных украшений и графических инициалов. Позже, в изданиях, выпускаемых на родине, он использовал таких инициалов более тысячи. Уникальность первой белорусской Библии также в том, что издатель и комментатор поместил в книгах сложный по композиции и символическому смыслу автопортрет. По мнению некоторых исследователей, в символических гравюрах зашифрована догадка о гелиоцентрической системе. Если вдуматься, это не вызывает большого удивления. У Франциска Скорины много общего с Николаем Коперником. Примерно в одно время они учились не только в Польше, но и в Италии. Оба изучали медицину. Возможно, встречались. Но главное в том, что Ф. Скорина и Н. Коперник являются основоположниками нового времени, порождением одной духовно-исторической среды.
 
Книги Ф. Скорины – бесценное достояние мировой культуры. Полного собрания его оригинальных изданий нет ни в одной библиотеке мира. Чешские издания (23 книги) стали общедоступными лишь после их факсимильного воспроизведения издательством «Белорусская энциклопедия» в начале 1990-х гг. В прошлом году по инициативе немецкого слависта Ганса Ротэ осуществлено факсимильное переиздание с теоретическими и текстологическими комментариями еще более редкого издания Ф. Скорины «Апостол».
 
Трудно однозначно ответить, почему именно Прага была избрана Скориной для осуществления задуманного. Некоторые исследователи полагают, что белорусский просветитель был связан с белорусско-польской королевской династией Ягеллонов (а во время пребывания Франциска Скорины в Праге чешским владыкой был Ягеллон Людвиг I). Вообще, династия Ягеллонов сыграла значительную роль в жизни Европы. Король Ягелла обвенчался с княжной Софьей Гольшанской в Новогрудке (ныне районный город в Беларуси). Наследники Ягеллы на протяжении всей средневековой истории заключали династические браки с королевскими и царскими дворами. От Ягеллонов ведет начало и дом Романовых.
 
Возможно, главную роль в выборе места основания типографии сыграла не симпатия короля, а ранее изданная чешская Библия, которую Ф. Скорина взял за образец. Где точно находилась типография белорусского первопечатника, к сожалению, неизвестно.
 
В канун 480-летия белорусского книгопечатания в Праге открыт памятник Франциску Скорине и установлена памятная доска.
 
ВРАЧ, СЕКРЕТАРЬ, САДОВНИК
 
Около 1521 г. Скорина возвратился на родину и основал в Вильне первую восточнославянскую типографию. Уже в следующем году он издает «Малую подорожную книжку», где объединяет Псалтырь, тексты церковных служб и гимнов и астрономический церковный календарь. В марте 1525 г. там же Скорина выпустил «Апостол» («Деяния и послания апостолов»). Этой книгой спустя 40 лет начали в Москве российское книгопечатание Иван Федоров и Петр Мстиславец – уроженцы Беларуси.
 
Почти десять лет Скорина совмещает должности секретаря и врача на службе у виленского епископа – внебрачного королевского сына. Одновременно занимается издательским делом, помогает брату в торговле.
 
Ф. Скорина много путешествует. Он наведывается в Виттенберг к основателю немецкого протестантизма Мартину Лютеру. Как раз в это время (1522–1542 гг.) основатель лютеранства переводил на немецкий язык и издавал протестантскую Библию. К тому же он был доктором теологии, а Скорина глубоко интересовался социально-правовыми и этическими проблемами в контексте библейского учения. Однако сближения между ними не состоялось. Более того, Лютер заподозрил в белорусском первопечатнике католического миссионера и покинул город.
 
Несмотря на это в их судьбах много схожего. Мартин Лютер, издав протестантскую Библию на немецком языке, фактически канонизировал его. То же самое можно сказать о роли Франциска Скорины в формировании белорусского языка. Бесспорно влияние его книг и на русский язык.
 
Примерно в то же время, когда Ф. Скорина посещал М. Лютера, он побывал в Москве с просветительской миссией. Вероятно, он предложил свои услуги как издатель и переводчик. Однако по приказу московского князя был изгнан из города. Привезенные им книги публично сожгли как еретические, поскольку они были изданы в католической стране. Не вызывает сомнения, что некоторые из них все же сохранились. Но влияние белоруса Ф. Скорины на формирование русского языка в большей мере произошло позже – посредством издания книг в Московии И. Федоровым и П. Мстиславцем, которые использовали в своей работе труды соотечественника.
 
Вскоре Ф. Скорина по приглашению последнего магистра Тевтонского ордена прусского герцога Альбрехта посещает Кенигсберг. Но в это время в Вильне во время пожара, уничтожившего две трети города, сгорела типография Скорины. Пришлось, несмотря на гнев герцога, возвращаться. Драматические события на этом не закончились. Во время пожара погибла его жена. Годом раньше умер старший брат. Его кредиторы, польские «банкиры», предъявили долговые претензии Франциску, и он оказался в тюрьме. Правда, через несколько недель королевским указом был освобожден, взят под королевскую опеку и юридически приравнен к шляхетскому (дворянскому) сословию. Монарх выдал ему специальную привилегию: «Пусть никто, кроме нас и наследников наших, не может привлекать его к суду и судить, какой бы ни была значительной или незначительной причина его вызова в суд…».
 
Издательская и просветительская деятельность не принесла Ф. Скорине дивидендов, скорее истощила его первоначальный капитал. После смерти своего покровителя – виленского епископа – Франциск отправляется в Прагу. Он поступает садовником к королю Фердинанду I Габсбургу, который позже станет императором Священной Римской Империи.
 
Можно задаться вопросом: что за необычное превращение врача и издателя в садовника? Скорее всего, Ф. Скорина был ботаником-садоводом. В те времена медицинское образование включало в себя и познания в области ботаники. По некоторым данным, Скорина в Праге специализировался на разведении цитрусовых и трав для врачевания.
 
Сохранилась переписка чешского короля со своим секретарем, из которой выясняется, что «итальянский садовник Франциск» (так называли там Ф. Скорину) служил у него до июля 1539 г. Именно тогда король удостоил его прощальной аудиенции. Спустя 13 лет Фердинанд издал грамоту, в которой сообщалось, что «доктор Франтишек Рус Скорина из Полоцка, который некогда жил, наш садовник, в этом королевстве Чешском был чужестранцем, сошел на вечный покой и оставил после себя сына Симеона Руса и определенное имущество, бумаги, деньги и прочее, ему принадлежащее». Король приказал всем служащим государства помогать сыну Скорины при получении наследства. Архивы свидетельствуют, что Симеон унаследовал и профессию отца: был практикующим врачом и садовником.
 
О том, чем «Франциск из славного места Полоцка» занимался перед смертью и возвратился ли он к издательскому делу, история умалчивает.
 
БОЖЕСТВЕННОЕ И ЗЕМНОЕ
 
Просветительские комментарии Ф. Скорины к библейским книгам содержат в себе признаки мышления времен Ренессанса, базирующегося на оценке Библии как боговдохновенного произведения мудрых и талантливых авторов. Они содержат в себе фрагменты изящной письменности, теологии, философии, правоведения, политической идеи. Внимание читателей акцентируется на судьбе главных героев и основной мысли каждого раздела. Комментарии интересны и тем, что в них зарождалось белорусское стихосложение.
 
В своих комментариях к книгам Библии Франциск Скорина заложил основы отечественной экзегетики – толкования библейских и древних текстов. Как библиист и христианин он учитывал богословские традиции; как просветитель времен Ренессанса – использовал научную критику.
 
В XVI в. сложилось два метода толкования Библии – исторический и символический. Символический применялся обычно при толковании библейских текстов мифологических и художественных жанров, а исторический – в толковании новозаветных книг. Ф. Скорина использовал эти методы комплексно: учитывал реальность событий священной истории и одновременно выявлял их символические смыслы. Такие толкования содержат издания Пятикнижия Моисеевого, пророческих книг, иных библейских текстов. Понятие «символ» он обозначил термином «знамя», «ознаменование». Символический метод позволил ему тематически расширить библейские сюжеты.
 
В предисловиях ко всем книгам Библии Ф. Скорина отмечает, что они написаны как для внутреннего, духовного постижения великих тайн бытия, так и для обычного прочтения. Он был убежден: наука и религия, каждая своим путем, ведут нас к постижению правды – земной, ограниченной местом и временем, и небесной, вечной. Божья истина выходит за рамки земного бытия с его законами логики, поэтому трудна для постижения. Ведь даже философы во главе с Аристотелем не могли понять, как Бог сотворил мир из ничего. Поэтому истинная мудрость – в сотрудничестве науки и религии, в их взаимодополнении. Белорусский просветитель писал: «Двоякая правда: Божия и человечья. Двоякий суд: Божий и человечий. Двоякая похвала: от Бога и от человека».
 
Основой морали и правового общества, согласно Скорине, является врожденный закон, написанный Богом в сердце человека: «То чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех; и то не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь». Этот категорический императив христианской и общечеловеческой этики позже развивал немецкий философ И. Кант, придав ему правовое содержание: предписывалось всегда поступать так, чтобы максима (правило) твоего поступка могла быть основой всеобщего законодательства. За 260 лет до Канта белорусский просветитель доказывал, что именно на евангельском моральном императиве основываются все законы. В предисловии к библейской книге «Второзаконие» Ф. Скорина предложил классификацию права, выделив гражданское («посполитое», «земское»), семейное, обязательственное, уголовное, международное, военное («рыцарское»), государственное («царское»).
 
Основную же этическую категорию «добро» Ф. Скорина вслед за Аристотелем и христианскими философами связал с понятием «прекрасное».
Ссылка:ТУТ
Фильм о жизни Ф.Скорины.
« Изменён в : 04/29/08 в 19:33:01 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Знаменитые деятели культуры и просвещения Бела
« Ответить #1 В: 04/29/08 в 19:37:37 »
Цитировать » Править

Афоризмы просветителя Ф.Скорины:
 
«И всякому человеку потребна чести, понеже ест зерцало жития нашего, лекарство душевное, потеха всем смутным, найболей тым, они же суть в бедах и в немощах положены, надежа истинная…».
 
«Понеже от прирожения звери, ходящия в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведають гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
 
«Закон прироженый в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека».

 
В «Зале сорока» Падуанского университета нарисованы фресковые портреты сорока величайших выпускников этой alma mater. Среди них, второй после Галилея, — Франциск Скорина.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Знаменитые деятели культуры и просвещения Бела
« Ответить #2 В: 04/29/08 в 19:53:08 »
Цитировать » Править

Наполеон Орда
 
Наполеон Орда (11.2.1807 - 26.4.1883) - знаменитый художник, композитор и пианист, жизнь и творчество которого связаны с Беларусью. Родился в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (теперь Ивановский район Брестской области) в семье инженера-фортификатора Михаила Орды. В 1823 г. он успешно окончил Свислочскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Виленского университета. Во время учебы Наполеон Орда стал членом тайного студенческого общества "Зоряне", за участие в котором был в 1827 г. исключен с четвертого курса и арестован. После 15-месячного тюремного заключения вернулся в Вороцевичи, где находился под надзором полиции.
 
Наполеон Орда принял активное участие в восстании 1830-1831 гг. После его подавления будущий художник, опасаясь репрессий, был вынужден под чужим именем выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 г. получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже. В это время определяются его приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью. Наполеон Орда познакомился с выдающимися деятелями европейской культуры - А. Мицкевичем, Ф. Шопеном, Ф. Листом, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Гуно, Г. Берлиозом, О. Бальзаком, А. Стендалем, П. Виардо, И. Тургеневым. Все эти люди оказали большое влияние на творчество Н. Орды.  
 
Парижский период жизни принес Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Вместе Фредериком Шопеном он музицировал на вечерах в домах Плятеров и Чарторийских. Принимал участие в литературных собраниях, сопровождая игрой на фортепиано поэтические импровизации Адама Мицкевича. С 1847 г. работал директором Итальянской оперы в Париже. Занимался сочинением и преподаванием музыки.  
 
Художественное образование наш знаменитый соотечественник получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Первые циклы рисунков Наполеона Орды появились после его путешествия в 1840-1842 гг. по Франции и Рейнской области. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру (1842-1844 гг.).
 
В 1856 г. после объявления российским императором Александром ІІ амнистии эмигрантам Н. Орда оставил семью, обеспеченную жизнь и успешную карьеру в Париже и в 49-летнем возрасте вернулся на родину. После смерти матери в 1859 г. в связи с его участием в восстании 1830-1831 гг. родовое имение было конфисковано. Художнику было позволено лишь взять его в аренду. По возвращении из эмиграции он жил в Вороцевичах, Гродно (1862-1863 гг.), потом перебрался на Волынь, где работал домашним учителем музыки у генерала Адама Ржевусского.
 
В 1866 г. Наполеон Орда был арестован по подозрению в участии в восстании 1863-1864 гг. и посажен в Кобринский тюремный замок. В 1867 г. военно-полевой суд приговорил художника к высылке в отдаленные губернии России. Благодаря стараниям жены и помощи посла Франции приговор впоследствии отменили. Тем не менее Наполеона Орду царские власти лишили права аренды и проживания в родовом имении. Ему было позволено лишь поселиться у родственников в имении Молодово Кобринского повета.  
 
Наполеон Орда много путешествовал, рисовал карандашом, акварелью, гуашью и сепией архитектурные пейзажи Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Его произведения, отличающиеся строгой документальностью, являются ценнейшим источником для историков архитектуры и реставраторов, так как большинство запечатленных им объектов уже не существует или их внешний вид претерпел значительные изменения. Художественное наследие Наполеона Орды представляет собой более 1150 акварелей и графических работ. Среди них более 200 зарисовок мест в Беларуси, связанных с жизнью известных людей и архитектурных памятников (Каменецкая вежа, Горы-Горецкий земледельческий институт, замки, монастыри, усадьбы и дворцы в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно и др.). Большинство (977) художественных произведений Наполеона Орды находится в Национальном музее Кракова (Польша), куда они были переданы в 1886 г. его родными. Часть рисунков имеется в Народном музее в Варшаве, альбом акварелей находится в библиотеке им В. Стефаника во Львове (Украина). Большой коллекцией литографий с рисунков Наполеона Орды располагает Национальная библиотека Беларуси.  
 
Свои рисунки Наполеон Орда систематизировал и разложил по папкам, в которых собраны произведения за период 1840—1880 гг. Белорусский материал размещен в папках по Гродненской губернии (I860— 1877 гг., 144 планшета), Минской губернии (1864—1876 гг., 64 планшета), Витебской губернии (1875—1876 гг., 35 планшетов), Виленской губернии (1875—1877 гг., 50 планшетов), Могилевской губернии (1877 г., 15 планшетов). Кроме этого, художник выделил «портфели» с рисунками по Волынской, Киевской, Подольской, Ковенской губерниям, Княжеству Познаньскому, Западной Пруссии и Галиции, Франции и Германии, Испании и Португалии. Рисунки Наполеона Орды широко используются в многочисленных историко-краеведческих изданиях.  
 
Композитор Наполеон Орда является автором виртуозных и мелодичных танцевальных миниатюр - более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен на слова С. Витницкого и А. Плуга. Его произведения звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. Учебник Н. Орды "Грамматика музыки", изданный в 1873 г. в Варшаве, был высоко оценен Станиславом Монюшкой и на десятки лет стал лучшим пособием по теории музыки.
 
Умер Наполеон Орда в Варшаве. Согласно завещанию его похоронили в Янове (теперь Иваново Брестской области) в фамильном склепе.
 
В 2007 г. во всем мире отмечается 200-летие со дня рождения Н. Орды, это событие включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО.
Ссылка:ЗДЕСЬ
 
Картины Наполеона Орды в Галерее Польской Живописи.
 
Украинские странствия Наполеона Орды
« Изменён в : 04/29/08 в 19:55:34 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Знаменитые деятели культуры и просвещения Бела
« Ответить #3 В: 04/29/08 в 23:50:40 »
Цитировать » Править

СТАНИСЛАВ МОНЮШКО (1819-1872)-родоначальник польской национальной оперы белорусского происхождения.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Знаменитые деятели культуры и просвещения Бела
« Ответить #4 В: 05/08/08 в 21:51:31 »
Цитировать » Править

Марк Шагал-Великий художник из Витебска.
Галерея его работ.
Дом-музей в Витебске.
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.