Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/05/20 в 05:59:09

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Княжны и королевы, браки и скандалы »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Княжны и королевы, браки и скандалы
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3 4  ...  7 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Княжны и королевы, браки и скандалы  (Прочитано 10037 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #15 В: 03/27/06 в 12:56:49 »
Цитировать » Править

Калуян, Калоян, Калуан - Кало-Иоанн.  Форма имени.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #16 В: 03/27/06 в 15:08:27 »
Цитировать » Править

Т.е., Иоанна могли так называть, а Мануила - вряд ли Huh
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #17 В: 03/27/06 в 15:43:54 »
Цитировать » Править

Если не было второго имени.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #18 В: 03/29/06 в 15:05:37 »
Цитировать » Править

Возвращаясь к половецкой теме – отчего это браки с «красными девками половецкими» даже и для князей – обычное дело, а о «встречных» браках что-то не слыхать?   HuhМожет быть, знатные половчанки перед браком (или даже и раньше) крестились, а половецким ханам затруднительно было это сделать -могло иметь последствием потерю власти? Что вообще известно о вероисповедовании половцев? Huh
Присовокуплю к этому одно из самых забавных толкований «Слова…», которое мне приходилось встречать – автора не помню. По этой версии, знаменитый эпос попросту описывает во всех подробностях свадьбу сына Игоря и Кончаковны, и почти все сцены, вкупе с батальными, на самом деле – воссоздание свадебных обрядов. Помню, что почти весь текст предполагалось толковать аллегорически, кроме фраз типа «…русичи гостей напоили и сами спать улеглись», которые как раз надо понимать совершенно буквально. Grin
Следующим в этом немудрящем исследовании предполагается
Польский раздел
Этих браков, пожалуй, больше всего. Весьма похоже, заключались они также и по причинам удобства бегства под защиту тестя (чтобы никого не обидеть – бежали как с Польши на Русь, так и с Руси в Польшу) в момент опасности.
«Первой киевской княжной на польском престоле была Добронега-Мария (1012-1087), дочь Владимира Святославовича. Ее супругом стал Казимир І (1016-1058 ), князь польский. Видимо, у Казимира была легкая рука: он начал весьма длинный ряд свадеб польских женихов с княжескими дочерьми Киевской Руси и наоборот. Через несколько лет его сестра Гертруда-Елизавета стала женой великого князя киевского Изяслава Ярославовича.»
Впрочем, овдовела при активной помощи уже знакомого нам Всеволода Ярославовича, отца Евпраксии – Адельгейды, и прожила во вдовстве 30 лет.
Сын и внук упомянутого Казимира тоже нашли себе невест в Киевской Руси. Один из них – Болеслав – попутно сделал попытку прихватить и Киев в придачу. Кажется, у Костомарова есть великолепный пассаж о том, как красота и шарм киевлянок вместе с привольной - даже роскошной – жизнью восточнославянской метрополии деморализовали польское войско, которому ничего больше не оставалось, как второпях вернуться домой.
Следующим польским гостем, жаждущим обрести жену у восточных соседей, стал Болеслав Кривоустый, по-простому Кривогубый (или Криворожий, если угодно Smiley). Упомянутая особенность не помешала ему добиться взаимности у дочери Святослава Изяславовича, Збиславы, но помехой стало близкое родство жениха и невесты. Разрешения на брак пришлось просить у Папы Римского. Вопреки всем теориям о нежелательности родственных браков, у влюбленной четы родилось в общей сложности  9 вполне удачных детей, из которых три сына опять-таки привели себе жен из Киевской Руси, а все четыре дочери вышли туда замуж: одна стала женой князя муромского Всеволода Даниловича, вторая – князя курского и переяславского Владимира Всеволодовича, третья  - князя новгородского, четвертая – князя владимиро-волынского.  
Совершенно та же история повторялась и в следующих поколениях, так что наши землячки оказались княгинями силезскими, великопольскими, сандомирскими, краковскими, мазовецкими, добжинскими, опольскими, западнопоморскими.
Все эти браки весьма сильно расширили ареал влияния культуры Киевской Руси. Вот, вроде бы, довольно далеко на западе расположенный Вроцлав. Черниговская княжна Мария Олеговна, жена силезского паладина Петра Влостовича, стала фундаторкой (по-современному спонсором) храма Святой Богородицы, построенного зодчими из Киевской Руси. Ее же дочь Агафия вместе с мужем создали храм Святого Михаила – тоже при соучастии земляков. На фасаде высекли кириллицей имя Агафии.
Увы, как и в случае с венграми, были и другие последствия – польские князи вроде бы могли на более-менее законных основаниях  претендовать на владения в границах Киевской Руси. Продолжение не заставило себя ждать…
 
 
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #19 В: 03/30/06 в 12:27:08 »
Цитировать » Править

Костомаров о нравах киевлян
«В характере киевлян было что-то мягкое, роскошное, сибаритское. Не далее, как через двадцать лет после крещения Болеслав, пришедши на помощь Святополку, и сам потерял свою царственно-победительную крепость, и войско свое развратил и обессилил. Киевские женщины славились сладострастием. Богатство, роскошь и веселая жизнь приманивали всякого, кто только мог поселиться между киевлянами. Через полвека после приключения с Болеславом Храбрым точно то же сделалось с внуком его, Болеславом Смелым: тут поляки забыли и своих жен в Польше, и свои дворы, и хозяйства».
Особенно  отличались киевлянки:
«О кокетстве киевских женщин упоминает и Даниил Заточник, говоря: некогда же видех жену злообразну, приничющю зерцалу и мажущуюся румянцем.
На киевских женщин в преданиях, сохраненных в песнях, легла память легкомысленности, развращения и вместе с тем колдовства. Киевская кокетка привораживает к себе любовников и меняет их по произволу»
 
Возвращаясь к основной теме – продолжаю начатый поляками
славянский раздел
«На чешском престоле также были княжны из Киевской Руси.  Болеслав III Рыжий (ум. 1037г.) взял в жены Передславу, дочь Владимира Святославовича. Дочь Василька, князя теребовельского, была замужем за Вратиславом (ум.1156 г.), князем моравским. Позже княжна Кунегунда (1245-1286), дочь Ростислава Михайловича, князя галицкого, вышла замуж за чешского короля Пржемислава II Оттокара. 1278 г. 45-летний король умер, а печаль вдовствующей королевы развеял Завиша из Рожмберка – магнат, рыцарь и поэт, сочинения которого стали достоянием чешской культуры».
Да и сама Кунегунда, известная также под именем Кунгута, будто бы считается первой чешской поэтессой.
«На болгарском троне пришлось восседать лишь одной княжне – дочери того же Ростислава Михайловича. Она вышла замуж за Михаила I Асеня, царя болгарского. Когда в 1256 г. царь умер, царица-вдова стала женой наследника болгарского трона – Константина Асеня. С ним прожила до его смерти в 1277 г.»
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #20 В: 03/30/06 в 13:18:45 »
Цитировать » Править

Quote:
отчего это браки с «красными девками половецкими» даже и для князей – обычное дело, а о «встречных» браках что-то не слыхать?
У меня предположение ненаучное, даже два. Первое: сложность смены образа жизни в кочевую или полукочевую сторону, то есть мужу от жены из оседлых оказывалось более хлопот, нежели пользы; а уж если эта жена была знатна и обучать ее новому образу жизни как рабыню могло оказаться проблематичным... Второе: не знаю, практиковалось ли у половцев многоженство, но если да - это могло быть достаточным основанием для князя не отдавать родственницу во вторые и третьи жены, а для жениха могло оказаться социально неприемлемым ограничиваться единственной супругой (такие прецеденты позднее, уже при Орде, упоминаются - наряду с религиозными проблемами, конечно). Буду благодарен, если о браке у половцев мне подскажут какие-то реальные источники...
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #21 В: 03/31/06 в 12:37:25 »
Цитировать » Править

Увы. никаких реальных источников не знаю. Браки с половчанками - по любой летописи в любом количестве, а наоборот... Для хазаров Гумилев вывел целую теорию - о привилегированном положении потомков браков "иудейка-тюрок" и о их ущемленных кузенах с "зеркальным" набором, а для половцев... Но "ненаучные" аргументы кажутся довольно убедительными.
Дописано
Вот что мне попалось вот здесь
http://www.znanie-sila.ru/online/issue_786.html (Вообще, интересно)
Quote:
мы совсем не знаем случаев обратных браков (а они должны были быть!), когда бы за степных ханов выходили замуж русские княжны. В том, что они были, убеждает в первую очередь история вдовы черниговского князя Владимира Давыдовича. Так и не названная по имени дочь городенского князя Всеволодко Давыдовича овдовела в 1151 году, когда в битве погиб ее муж, и она бежала в Степь со своим сыном Святославом Владимировичем, чтобы выйти за половецкого хана Башкорда. Последний не только вырастил пасынка, но и добился для него доли в отцовском наследстве, посадил на престол и затем приходил с ним на помощь к его стрыю, Изяславу Давыдовичу, со своей конницей.
« Изменён в : 03/31/06 в 15:42:03 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #22 В: 04/05/06 в 12:47:23 »
Цитировать » Править

Для не имеющих возможности просматривать ссылки - отмахнувшись от еретиков на западе, мы находим их на востоке. Рыжые половцы германского происхождения предполагаются еще и несторианами. Но, продолжая разговор не по теме:
Варяжские гости
Сначала – факультативное лирическое отступление. Один историк из, как у нас с некоторого времени модно говорить – диаспоры, то есть уже более американец, чем украинец (то ли Прицак, то ли Грабович) письменно страшно удивлялся по поводу яростного отрицания теории о норманнском происхождении слова «Русь» или Руси вообще. Не стесняются родства с этими морскими разбойниками англичане и французы, не последнее государство они основали на Сицилии, чего же нам так комплексовать? Отнюдь не склонная комплексовать из-за родства с каким бы то ни было народом, я все-таки в норманнскую теорию не верю. Потому что «грозные и свирепые варяги» (в украинской исторической литературе даже появился роман, в самых черных красках живописующий «варяжское иго») отчего-то предстают как весьма простодушные, чтобы даже не сказать – простоватые парни, которых русичи (князья) использовали в собственных целях, а потом то ли досрочно отправляли в Вальгалу руками добрых новгородцев, то ли сплавляли на юг, в Византию.  
Именно такую картину я вижу мысленно, перечитывая историю сватовства Гаральда, позднее норвежского короля, к второй легендарной дочери Ярослава Мудрого – Елизавете. Второй – это чисто условно, порядка старшинства Анастасии, Елизаветы и Анны мы не знаем.
Гаральд, родич княгини Ингигерды-Ирины, вырос при дворе Ярослава, весьма похоже, что на правах бедного родственника. С 15 лет пребывал в княжеской дружине – и тут стал добиваться руки Ярославны.
Никакой летописец не описывал сцены сватовства в подробностях, так что каждый вправе сравнивать ее с чем угодно. Я лично вспоминаю в этом месте, как Берен просил руки Лютиен. Но Ярослав был воистину Мудрым (хотя при жизни его так не называли, это позже придумали), так что сумел отказать Гаральду в весьма мягкой форме. После чего жених удалился совершать подвиги, а также составлять стихи, в которых сетовал, что, несмотря на его многочисленные таланты, дева с золотым ожерельем (Елизавета) им пренебрегает. К числу этих талантов принадлежали умения ездить на быстром коне, плавать в пенистых волнах, ездить на лыжах – и слагать стихи тоже. При втором сватовстве Ярослав, возможно, объяснил: чтобы добиться руки киевской княжны нужны несколько иные таланты. Может быть, он даже напрямик объяснил, что отпустит нежно любимую дочь в чужую и суровую страну только в качестве королевы.  
И, притом, Ярослав сам был женат на скандинавке, но не сработал ли здесь половецкий вариант? Т.е. – половчанок в жены берем, но дочерей своих половцам не отдаем?
Возвращаясь к стихам Гаральда, то ли постарались переводчики, то ли так было на самом деле, но Елизавета названа там «светловолосой». Это уже зацепка, и я всегда представляю Анастасию – смуглой брюнеткой, Елизавету – русоволосой, Анну же – шатенкой.
При следующем сватовстве Гаральд предстает уже королем норвежским. Не хочу обидеть гордого викинга, но, кажется, что-то непонятное случилось с его племянником, так что место на троне освободилось.  
Увы, недолго Гаральд III наслаждался норвежским престолом и таким желанным браком – он ввязался в распрю между английским королем и его братом на стороне последнего и погиб в 1066 г. Быть может, Елизавета одновременно узнала о своем вдовстве – а также об отмщении, потому что к берегам Англии  приближался флот Вильгельма Завоевателя.
Не знаем, как справилась киевлянка с таким поворотом судьбы – но после этого она вышла за датского короля Свена II Естридсена, с которым прожила до его смерти в 1076 г. Считается, что именно Елизавета устроила брак своего племянника, Владимира Мономаха, и дочери того самого последнего саксонского короля Англии, Гиты.
Похоже сложилась судьба еще одной киевской княжны на норвежском троне – Малфреди, дочери Мстислава Владимировича (внучки Мономаха). Она была женой Сигурта I Магнусона, а после его смерти – датского короля Ерика II Емуна. Старшая сестра Малфреди, Ингеборга, вышла тоже за датчанина –Кнута Лаварда - короля бодричей-ободритов (так и просится экскурс о западных славянах). Их сын, Вальдемар, естественно, нашел себе жену на родине матери – Софью, дочь князя юрьевского и переяславского Владимира Всеволодовича. Софья тоже овдовела и второй раз вышла за  пфальцграфа саксонского Людвига Богобоязненного.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #23 В: 04/05/06 в 13:22:15 »
Цитировать » Править

Ну, что до Харальда и его маннсенга о Ярославне, не следует преувеличивать личностность этого приема - он был достаточно формален, и песня-самохвалка более чем условно рекламирует Харальда именно как жениха\кавалера. А вот что "порядочный человек после этого должен жениться, или девица будет опозорена" - такая тенденция была, маннсенг мог для скальда привести к большим неприятностям.
 
А "светловолосый" в старонорвежском, насколько я понимаю, просто аналог "красивоволосый", штамп "волосы у него были светлые и красивые" кочует по всем сагам. В английском, кажется, и сейчас есть похожая двусмысленность с fair
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #24 В: 04/05/06 в 13:27:47 »
Цитировать » Править

Гаральд и Елизавета - история не вполне ясная, и не такая уж романтичная, как это выглядит в стихах.
Одновременно у Елизаветой у него была другая подруга жизни, от которой он имел двух сыновей, которые впоследствии и поделили власть в стране. У нас обычно пишут "сыновья от наложницы", но похоже, эта дама, звали ее, если не ошибаюсь, Тора , была знатного рода, с могущественной родней, также считалась за законную жену.
От Елизаветы у Гаральда было две дочери. Старшая, Мария, была любимицей отца и, по легенде, умерла в тот день, когда его убили в Англии.
Кстати, есть небезынтересный роман, где автор пытается эти противоречия с двумя женами как-то логически обхяснить - Вера Хендриксен "Королевское зерцало".
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #25 В: 04/06/06 в 14:59:52 »
Цитировать » Править

Ох, история совсем не оставляет места для романтики. "Королевское зерцало" я бы прочла. А нет в сети?
Но - продолжаем
В заключение – парижская сюита.
Наконец мы добрались до третьей из сестер – Ярославн. Самая известная, самая легендарная – Анна Ярославна, дочь киевского князя на французском троне. Анна-Агнес, королева Франции.  
Легенда в самом деле и красивая, и трогательная.  Вспомним ее.
Сначала – долгое сватовство Генриха І, представителя третьего поколения династии Капетингов, вынужденного искать себе невесту далеко от родины из-за папского эдикта, запрещающего браки между родственниками. Ярослав согласился далеко не сразу – он хотел видеть Анну императрицей. Наконец переговоры завершились согласием – и, преодолев длинный путь через всю Европу, прекрасная киевлянка приезжает в Францию – тогда еще очень далекую от позднейшего положения светоча и законодателя мод континента. Первая встреча с королем – он пленен ее красотой, она же разочарована – немолод, некрасив, довольно неотесан. Брак и супружеская клятва на привезенном Анной Евангелии, позднее названном Реймским.  
(И сразу же комментарий к этому эпизоду.  В 1717 г. Петр І, путешествуя за границей, ошеломил присутствующих, когда, осматривая достопримечательности Реймского собора, начал вслух читать текст показанного ему Евангелия. В Франции никто не имел понятия о происхождении книги, считая ее греческой).
Продолжая эпизоды легенды, составленной из жизни героини – переход Анны в католичество, рождение, после длительного периода бездетности, сына Филиппа и еще двух сыновей. Коронация Филиппа в семилетнем возрасте. Генрих умирает и Анна остается матерью-регенткой при малолетнем короле. Поздняя любовь Анны и графа Валуа – и последующий брак. Автограф Анны Ярославны от 1075 г. – последнее датированное свидетельство жизни знаменитой женщины. Версии относительно времени смерти и места захоронения.
Искушенный читатель ждет уже развенчивания легенды. Некоторые уточнения будут – но, как ни странно, их не так уж много.
«Русская женщина имеет полное право жаловаться на невнимание к ней старинных грамматиков», - писал Федор Буслаев. Даже Анна – слишком много пробелов в ее биографии. Мы не знаем года ее рождения (варианты – 1022, 1024, 1025,  1028, 1031, 1032, 1034), старшинства Анны среди сестер, места рождения (Киев или Новгород), года выхода замуж (1044, 1045, 1048,  1049, 1051 – на выбор. Вроде бы самый вероятный вариант – 1049 или 1050 г.), которой по счету женой Генриха она была (второй или третьей). Неизвестный год рождения Филиппа. Существует упорная легенда о том, что у королевской четы, кроме сыновей, была и дочь. Не знаем, были ли у нее дети во втором браке. Год смерти Анны неизвестный.  К многочисленным путаницам, касающимся особы Анны во французских хрониках добавились также ошибки русских исследователей 18-19 в. А что же знаем точно?
Годы жизни Генриха – 1008-1060, так что можем предположить его возраст во время встречи с невестой. Был ли он красивым – категория ненаучная, но информацию о его смерти в очень пожилом возрасте приходится отклонить. Коронована была Анна в Реймском соборе, но вовсе не в том шедевре зрелой готики (построенном гораздо позже), а в полудеревянной базилике времен Карла Великого, сгоревшей в 1210 г. Никакого изменения Анной вероисповедования не было, как не было и полного размежевания восточного и западного христианства  – сам такой обряд возник в 15 в. Весьма похоже, что версия о продолжительной бездетности королевской четы возникла потому, что годом брака считали 1044 – год вдовства Генриха и, возможно, первого неудачного сватовства. Сыновей Анны и Генриха звали Филипп, Роберт, Гуго. Роберт умер в 14-летнем возрасте, Филипп на протяжении 48 лет правил Францией.
Созвучие имен следующей за Капетингами династии Валуа с именем графа Рауля Валуа дало возможность некоторым исследователям фантазировать, что уже старший сын Анны, Филипп, был сыном не Генриха, а графа Рауля. Совершенный вздор.
Некоторые исследователи делали осторожное допущение о том, что у венценосной четы, кроме сыновей, была и дочь, возможно, умершая в раннем возрасте. Не знаю, как относительно русских популярных изданий, а вот по украинским одно время вовсю гуляла легенда, героиней которой стала обнаруженная якобы дочь Анны и Генриха по имени Единга (или Эдинга), в 19-летнем возрасте оставившая королевский двор и по неясным причинам прожившая всю остальную жизнь в немецкой деревне – даже вроде бы могила нашлась (на всякий случай – это Пух, теперь предместье Мюнхена, вдруг кто-то имеет возможность проверить). Всеми здравомыслящими исследователями эта легенда категорически отрицается.
Интересно, кто бы вообще мог такое придумать. У меня были сильные подозрения насчет авторства Наталены Королевы, весьма талантливой писательницы и гениального фантазера. Приписывала же она себе происхождение от испанской аристократической семьи королевских кровей (Лачерда – кстати, ее фамилия к королевскому происхождению отношения не имеет, это по мужу, которого звали Королив-Старый), первый брак с персом-зороастрийцем, тесные контакты с современными ей (20 век) последователями катаров и множество других невероятных вещей. Между прочим, никто ничего не опроверг. И все-таки – нет. Нашлись у нее сведения о святой Ормузде, дочери чешской королевы (тоже святой) Людмилы, о бегстве византийской аристократки из императорского двора, как-то увязанном с посещением Константинополя Ольгой – может, Едингу скомпилировали из этих двух персонажей. Но никакой твердой информации о действительном происхождении упомянутой легенды нет.
Раз уж зашла речь о Наталене Королеве, авторке «Легенд старокиевских», то я очень хотела бы порекомендовать ее «Quod est veritas» - еще один роман о Пилате, если у кого-то будет возможность прочитать. Там, по-моему, самая симпатичная литературная Мария Магдалина, нисколько не блудница, а гетера самого высшего разряда, вроде Таис Афинской, но еще покруче, потому что при этом и деловая женщина.  
Возвращаясь же к Анне – что осталось невыясненным. Теперешнее место хранения Реймского Евангелия – городская библиотека Реймса; время от времени всплывает вопрос о ее гербе – в описываемую эпоху гербов не существовало, были лишь гербовые печати. Библиотека, привезенная Анной в Францию, до Французской революции хранилась в Сенлиском монастыре – дальнейшая судьба неизвестна.
Почти всю эту информации я почерпнула из статьи Наталии Крутенко «Анна Киевская – королева Франции»,  опубликованной в журнале «Всесвіт» (№5-6 за 2001 г.). Для желающих серьезно изучить материальные следы Анны в истории – авторка рекомендует  труды И.Срезневского, В.Лазарева, М.Каргера – о семейном портрете Ярослава Мудрого в Софийском соборе, где есть и Анна; Е.Мельникова, О.Холодилина, П.Черных – об автографах Анны; В.Пашуты – об отношениях Руси и Франции в эпоху Ярослава; Л.Жуковской – о Реймском Евангелии. Из украинских же исследователей самым серьезным и интересным считается М.Котляр.  
Художественных же  сочинений было столько, что и перечислить трудно – один из последних, например, роман французской писательницы Р.Дефорж «Под небом Новгорода» (я читала в том же «Всесвите» - довольно скучный).
 
И, кое-как разобравшись с Анной, упомяну еще  
литовские браки (чтобы с чистой совестью перейти к горячо любимому 16-му веку)
Довмонт, великий(исправляю - не великий, просто князь, это мне не терпится перейти к литовскому периоду. Заметил Фарнабаз - А.) князь литовский (ум.1296г.) был женат на дочери князя переяславского и новгородского Дмитрия, Марии. Матерью Владислава Ягайла, о котором и писать излишне, была княжна тверская Юлиана. К числу династических вполне может быть отнесен его брак с Сонкой Ольшанской – к читавшим Сапковского – это та самая, известная больше красотой, чем строгостью обычаев.
Оставаясь в ожидании досуга и внимания знатоков ересей и черных месс  Wink – Антонина.
« Изменён в : 04/06/06 в 16:05:17 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
*****


CНС с большой дороги

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 16204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #26 В: 04/06/06 в 15:27:50 »
Цитировать » Править

Cдам статью, обязуюсь.
 
С уважением,
Антрекот
Зарегистрирован

Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #27 В: 04/07/06 в 08:56:49 »
Цитировать » Править

Хендриксен,кажется, в сети нет. У меня книга имеется. Если есть интерес - расскажу. сейчас замечу только, что Тора зеркально повторила судьбу Елизаветы. Если Елизавета после смерти Гаральда вышла замуж за датского короля Свейна, то Тора - за шведского короля Хакона. Так что вариант с "наложницей" никак не проходит.
Еще о романах. В России самым популярным романом об Анне Ярославне является опус Антонина Ладинского "Анна Ярославна - королева Франции". А Владимир Валуцкий, сценарист фильма об Анне написал роман "Три королевы" - про всех дочерея Ярослава. но я его не читала.
« Изменён в : 04/07/06 в 08:57:45 пользователем: nava » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #28 В: 04/07/06 в 13:53:08 »
Цитировать » Править

К Наве - интерес есть, да еще какой, я уже все доступные сетевые библиотеки перерыла. Конечно, расскажите, "буде возможно". Странно, как они сумели мирно ужиться - вот у Ярослава Осьмомысла с его Настей какой все трагедией обернулось.
Ссылки на художественные произведения я не стала давать нарочно - во-первых, много, во-вторых, путано. А Ладинского вообще не люблю, каюсь. Sad
А вообще - благодарю за интерес и снисходительность к многочисленным ошибкам.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Евпраксия и еретики
« Ответить #29 В: 04/07/06 в 16:01:22 »
Цитировать » Править

Кто из нас без ошибок?  WinkПо Хендриксен, на Елизавете Гаральд женился-таки по любви. Но, поскольку права его на престол были не бесспорны -очень мягко говоря, он нуждался в помощи влиятельных родственников Торы, и провозгласил королевой и ее, как истый мужчина, надеясь, что как нибудь все рассосется, и Елизавета смирится с положением вещей. Однако она не смирилась и заняла позицию -"королева  должна быть одна".
поэтому Гаральд отправил ее в ссылку на отдаленный остров, предполагая, что она сломается. И регулярно туда наведывался, надясь, что она попросит прощения. Но - нашла коса на камень. По прошествии скольких-то лет Гаральд понял, что никаких просьб не дождется( да и власть его укрепилась), отослал от двора Тору и вернул Елизавету.
Авторесса честно признается, что это только ее версия, но она выглядит логично, поскольку Тора в связи с Гаральдом последний раз упоминается в 1062 г., Елизавета же была с ним вплоть до гибели 1066 г., и сопровождала в злополучном походе в Англию.
Да, сыновей Торы звали Магнус и Олав. Старший, магнус, в пресловутом походе не участвовал, а оставался в Норвегии наместником отца.
Дочери Елизаветы - Мария и Ингеборг. Мария, как мы знаем, умерла в 1066 г., судьба Ингеборг мне неизвестна. Адам Бременский сообщает, что у Елизаветы также был сын от второго мужа - Свейна.
« Изменён в : 04/07/06 в 16:03:13 пользователем: nava » Зарегистрирован
Страниц: 1 2 3 4  ...  7 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.