Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
01/27/23 в 12:17:35

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Семейные хроники 16-го века »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Семейные хроники 16-го века
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 ... 9 10 11 12 13  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Семейные хроники 16-го века  (Прочитано 25337 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #150 В: 01/02/08 в 02:03:01 »
Цитировать » Править

on 08/21/07 в 10:52:02, antonina wrote:
В лен от венгерского короля он получил закарпатский город и замок Мукачево (город замечательно красивый), где о нем до сих пор помнят. В замке недавно установили ему памятник. Там такая поза характерная - палец указывает куда-то вниз, считается, что у подержавшегося за палец исполнится самое заветное желание. Естественно, палец уже отполирован до блеска.  Smiley
Вторая примечательная владелица замка - знаменитая Илона Зрини, с которой я надеюсь разобраться подробнее.

 
Вы имеете в виду Мукачевский замок "Паланок"?
Официальный сайт Замка:http://www.zamokpalanok.mk.uz.ua/
« Изменён в : 01/02/08 в 02:07:46 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #151 В: 01/02/08 в 15:47:21 »
Цитировать » Править

on 04/19/06 в 11:15:22, antonina wrote:
Черная княжна (готический раздел)
 
Заключение 3 – портретное.
Поскольку я и так последнее время пребываю в довольно мрачном умонастроении, писать о Гальшке мне не хотелось. И сама героиня, и среда ее обитания – совершенно не в моем вкусе. Но тут начали происходить показавшиеся мне роковыми вещи: сначала нашлось несколько книг со сведениями о Гальшке, которые я считала давно потерянными, а потом еще в одной публикации совершенно постороннего характера (об экологии озера Свитязь) я вдруг наткнулась на репродукции портретов главных действующих лиц этой истории! Они-то и заставили меня отважиться на сей опыт.
Правда, то, что считается портретом Гальшки, скорее разочаровывает – может быть, потому, что на самом деле это фрагмент картины Матейка «Проповедь Скарги». Матейко, художник 19-го века изобразил под видом Гальшки свою современницу, кокетливую барышню в якобы глубокомысленной позе. (К сему приписываю – существует еще одно изображение Гальшки, которое я, впрочем, рассматривала стоя среди массы полок с книгами, еще и увертываясь от передвижений других покупателей, так что могу описать лишь поверхностные впечатления. Это уже больше похоже на 16 век – болезненно хрупкая фигурка, темные одежды, лишь голова покрыта белым покрывалом, узкое аскетичное лицо, большие темные глаза. Не знаю, подлинный это портрет или фантазия на тему – как выглядела знаменитая трагическая героиня). Но зато остальные!
Не столько красивое, сколько очень приятное и вызывающее невольную симпатию мужское лицо – это Сангушко. Что-то в его облике напоминает о Юге или Востоке, хотя черты – европейские. Глаза небольшие, но красиво расставленные, чуть насмешливые, чуть грустные.
Мраморная безупречность без единого изъяна, идеальные дуги бровей, ровный нос, богатая, прихотливо украшенная одежда, волосы старательно убраны под какое-то подобие берета. Беата Костелецкая. Какие на самом деле страсти скрывались под этим совершенным обликом!
И, наконец, мужчина уже почти пожилых лет, больше напоминающий городского патриция с примесью армянской крови, чем владетельного князя. Лицо несколько тяжеловатое, почти седая борода. Василь Острожский.
Хранятся же эти картины в Острожском историко-культурном заповеднике.    
 
К сему же – если кто-то захочет высказаться насчет юридической стороны дела – милости прошу. Я же на будущее оставлю за собой защиту Беаты.

Портрет Гальшки Острожской:http://www.interesniy.kiev.ua/imglib/_newimage/old/population/gorojane/142/news_1049_1_20064.jpg
Современники говорили, что красота Гальшки не увяла, но превратности судьбы вызвали нервное расстройство. Рассудок ее то покидал, то вновь возвращался. Жизнь свою одна из самых желанных невест того времени окончила в родном Острожском замке. Часами она могла смотреть в бездну, открывавшуюся из окон балкона. Согласно легенде, однажды Гальшка и выбросилась с этого балкона. «Но вниз не упала. Ее подхватил и унес на своих крыльях ветер. Тихими лунными ночами часто видели, как она с распущенной косой, невероятно прекрасная, такая, какой была в пятнадцать лет, в белой фате витает над Замковой горой и жалобной чайкою стонет, чтоб добрым людям поведать о своей вечной печали и скорби по напрасно погибшей жизни, которую у нее отобрали злые алчные люди» (по Петру Андрухову).
Прижизненных портретов Гальшки не сохранилось, поэтому в 1996-м ректор Острожской академии профессор Игорь Пасичнык инициировал конкурс на лучший портрет легендарной меценатки. Его участником и лауреатом стал известный украинский художник, один из ведущих иконописцев современности киевлянин Юрий Никитин.  
Директор центра по изучению наследия Острожской академии Ярослава Бондарчук говорит о картине Никитина: «Его портрет Острожской княжны по своей композиции, колориту, одежде, аксессуарам наиболее отвечает стилю школы Лукаса Кранаха Младшего, в котором рисовали женские портреты при польском королевском дворе в середине XVI века. Однако не это определяет его основную ценность. Именно такой была Гальшка: бледной, болезненной, беззащитной женщиной, утомленной королевскими склоками, борьбой за ее богатство, невзгодами злой судьбы и вместе с тем исполненной ренессансного чувства собственного достоинства и упования на Бога».
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #152 В: 01/02/08 в 16:41:59 »
Цитировать » Править

on 05/06/06 в 11:14:11, antonina wrote:

А город без магдебурского права, как ни странно, Львов. Полтава - самый восточный город, получивший это право. О львовском ноу хау стоит рассказать отдельно. При смене королей львовский магистрат никогда не просил о новых привилегиях, а только о подтверждении старых, выданных предыдущими королями. В доказательство приводились либо эти старые документы, либо их превосходные копии. Естественно,  все эти документы никогда королевской канцелярии не видели, а изготавливались во Львове же. Но в момент смены короля никто этого не проверял, а потом уже было поздно отнимать. И, когда вдруг начали искать оригинал документа о магдебурском праве, то ничего не нашли.

 
ТОЛЬКО ФАКТ:
Львов уже в 1352 году,т.е.за 4 года до привилегии Магдебургского права(даной в 1356 году торжественно на площади Рынок Королем Казимиром ІІІ Великим),имел магистрат по немецкому магдебургскому праву,который состоял из бурмистра и консулов и использовал в своей печати тот же герб,что и позже.("Хроника города Львова"Д.Зубрицкий,стр.33-35-1356 год-)
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #153 В: 01/02/08 в 17:35:34 »
Цитировать » Править

on 04/19/06 в 11:15:22, antonina wrote:
Черная княжна (готический раздел)
 
Заключение 2 – мистическое.
Безусловно, личность с биографией Гальшки просто обречена на посмертное существование. Так и произошло: за честь принимать в своих стенах «черную княжну» спорят даже несколько замков, в том числе такие, где она при жизни и вовсе не бывала. Но, как ни странно, в Доминиканском монастыре во Львове, где произошел один из самых громких эпизодов нашей истории, Гальшка до сих пор не наблюдалась. И это при том, что появление призраков там официально поставлено на поток, служа аттракционом для туристов. Большинство туристов прекрасно знает, что упомянутые призраки – лишь студенты местного театрального вуза, но исправно пугаются. Вот только отваживаются на подобные упражнения лишь студенты-парни, а девушки то ли слишком совестливые, то ли пугливые (где вы, неустрашимые женщины 16-го века?) Поэтому Гальшки у нас нет.

 
Во Львовском музее истории религии начали зарабатывать на призраках. Сотрудники водят к Гальшке Острожской - легендарной княжне XVI века.Анастасия Машталир, которая играет Гальшку - иногда забывается и говорит от ее имени. А о самой себе - Насте - говорит "она". В третьем лице.
 
Настя Машталир: "Коли я писала цей текст, я намагалася відчути Гальшку, коли почала проводити перші екскурсіі. я намагалася відчути цей зв'язок, відчути її, як би вона поводилася в тій чи іншій ситуаціі. Зараз я настільки влилася в цю роль, що коли стою із своїм ліхтарем, я просто стою нею".
 
Анатастия утверждает, что хозяйка ей посылает странные, мистические сны. Нашептывает.
 
Анастасия Машталир, сотрудница музея: "З кожним місяцем, я відчуваю, як мені все більше і більше бракує бути Гальшкою. Хочеться кожний вечір іще, ще й ще. А чому сьогодні немає, а чому сьогодні я не можу розповісти, не можу стати нею.  
 
Каждую четвертую ночь Гальшка приходит сюда. И эти ночи повторяются все чаще.  Привидение Гальшки Острожской отвоевывает все больше клеточек в сознании Насти. А тут еще работа. Ведь вскоре ей придется становиться Гальшкой каждую ночь. Так задумала начальница музея.Настя - не актриса. Она историк. Но вера в потустороннее, которую внушил внутренний голос, изменила ее жизнь.  
 
Анастасия Машталир: "Коли я починала говорити екскурсії, перші екскурсії, я намагалася почути цей зв'язок, я намагалася відчути її, як би вона поводилася в тій чи іншій ситуації, як вона б це окреслила. Зараз я настільки влилася в цю роль, що коли я стаю на своє звичне місце з своїм ліхтарем, я просто стаю нею.  
 
Через несколько недель после того, как было записано это интервью, привидение Гальшки Острожской исчезло из старого костела. Точней - исчезла Настя.  
 
Гальшка: "Будь ласка, нікому не розповідайте про те, що ви сьогодні побачите, вам все одно ніхто не повірить.  
 
Неожиданно для коллег и знакомых она бросила работу и уехала из Львова. Может быть - навсегда. Так же, как и Гальшка, бежавшая от мучителей.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #154 В: 01/09/08 в 12:08:50 »
Цитировать » Править

Здравствуйте и с Новым годом всех!
Хочу уточнить: когда эта тема начиналась (довольно давно), то призрака Гальшки еще не наблюдалось. А что этот образ производит попросту магическое влияние - подтверждаю из собственного опыта. Я, честно говоря, даже боялась к нему возвращаться, да и теперь несколько боюсь... Совершенная правда, когда я это писала, то со мной происходили - ну, не то, чтобы сверхъестественные, но довольно неожиданные вещи.
Поэтому я пока отважусь лишь пересказать довольно известный анекдот об обретении Львовом магдебурского права. Дата довольно ранняя (раньше, кажется, только Санок), но когда при праздновании очередного юбилея, уже в наше время стали искать оригинал акта, то не нашли. Копий сколько угодно, а подлинника нет! И, наконец, выяснилось - его и не было. При смене короля магистратура сама смастерила акт и подсунула следующему королю якобы просто для подтверждения давних привилегий. Но, кажется, похожим образом поступали еще египетские жрецы, во всяком случае, при Птоломеях.  Smiley
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #155 В: 01/17/08 в 14:05:07 »
Цитировать » Править

Портреты некоторых героев истории Гальшки  
http://gioconda.livejournal.com/323570.html#cutid1
Роман Сангушко, брат Дмитрия
 
http://gioconda.livejournal.com/308255.html
 
Беата Острожская – попробуйте сказать, что не красавица!
 
Там есть и сопроводительный текст.  
Но с чувством глубокого удовлетворения Smiley Smiley Smiley отмечу, что юридическая сторона дела у меня не хуже. По крайней мере, вот такого я бы не написала
 
 
Quote:
Цікавим був шлюбний кодекс тих часів, коли в народі не заборонялося викрадати наречених.

 
 
Вроде бы брачный кодекс 16-го века – не тайные знания какие-то. %)
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #156 В: 01/17/08 в 19:26:56 »
Цитировать » Править

Евстахий Сангушко был прославленный дивизионный генерал во время наполеоновских войн.Однажды он даже спас князя Йозефа Понятовского.У него был скандальный для того времени роман с Юлией Потоцкой-женой Яна Потоцкого(написавшего "Рукопись,найденную в Сарагосе").После войн жил в своем имении Славута и оставил после себя объемные мемуары.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #157 В: 02/12/08 в 18:45:38 »
Цитировать » Править

13 февраля - 400 лет со дня смерти князя Константина-Василия Острожского. Любопытная статья
http://www.zn.ua/3000/3150/61968/
 
даже с некоторыми сенсациями
 
Quote:
Первые впечатления относятся к началу его карьеры, когда малолетний сын знаменитого великого гетмана литовского и полководца князя Константина Ивановича Острожского оказался (после смерти отца в 1530 г.) в положении «бедного» магната. Малолетний княжич воспитывался под опекой матери, княгини Александры, а его имения — наследство отца — находились под управлением сводного брата Ильи. В 1531 г. в судебном порядке было пересмотрено завещание отца, и начались конфликты на почве наследства. Еще одно неблагоприятное обстоятельство: в 1539 году умер князь Илья, который незадолго до смерти женился на Беате Костелецкой и отписал ей значительную часть владений Острожских.
Уже в 1540 году князь Василий (в возрасте 14 лет!) добился пересмотра несправедливых судебных решений. В дальнейшем завещание брата Ильи все-таки было дезавуировано, однако несколько замков, в том числе и родовой Острог, еще долго оставались за Беатой и ее дочерью Гальшкой. В 1541—1546 гг. острожские имения находились под временным патронатом королевы Боны Сфорцы, покровительницы княгини Беаты. Только в 1574 году удалось вернуть значительную часть владений, принадлежавших Беате, но в ее руках оставалась еще большая часть наследства Острожских. Поэтому в течение нескольких десятилетий главной целью князя Василия было стрем­ление объединить в своих руках все острожские имения. Исследователи счита­ют, что достижение упомянутой цели предопределяло действия князя в иных аспектах политики магната на просторах Польско-Литовського государства. Впрочем, именно в таких, достаточно экстремальных условиях закалялся характер будущего властителя Руси.

 
...Будь я на самом деле воинственной феминисткой,  Smiley впору было бы поднять крик: почему мужской характер должен закаляться за счет племянницы, запертой в башне?
 
 
 
Quote:
Все же апологетам «ревнителя православия» придется смириться с новыми фактами, которые недавно актуализировал Т.Кемпа. Так, в 1599 г. князь вынашивал идею заключения новой религиозной унии, но на этот раз с протестантами! Во время известного съезда протестантов в Вильно он отстаивал наиболее радикальные пункты нового объединения (до сих пор было известно только о политическом блоке между православными и протестантами). К согласию не пришли по разным причинам, одна из них — лидеры православного монашества были очень неуступчивыми.

 
Гм...
А вообще - любопытно.
 
 
 
 
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Shimori
Редкий гость
**


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 70
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #158 В: 04/10/08 в 14:51:51 »
Цитировать » Править

on 07/28/06 в 15:14:50, Antrekot wrote:
На  
Можете себе представить, что получилось.  В общем, господа иезуиты столкнулись со всеми прелестями _успешного_ госсоциализма инкского образца - и вдобавок не очень понимали, _что_ собственно происходит и _откуда_ берется такая жуткая потеря инициативы (вгонявшая их в полную истерику).

Про потерю инициативы - это здесь что имеется в виду? И где можно узнать про саму истроию подробнее?
Зарегистрирован

Shimori Suitatsu
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #159 В: 04/10/08 в 15:00:03 »
Цитировать » Править

Об источниках лучше у мудрейшего Антрекота спросить. Я читала лишь полудетскую книгу под названием "Отцы иезуиты". Там эта потеря инициативы описывалась так, что по собственному почину индианские подопечные иезуитов не совершили бы никакого обычного хозяйственного дела, на все им требовался приказ.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #160 В: 02/16/09 в 10:20:14 »
Цитировать » Править

Возвратиться в порубежье 16 и 17 веков меня заставила обида. На академических историков, которые один преинтересный эпизод разве что проговорили скороговоркой. И на исторических беллетристов, совершенно проигнорировавших сюжет, из которого, ничего не добавляя, можно сделать:
• военно-политический детектив о борьбе двух крупных государств за лидерство в регионе, включительно с таким средством воздействия. как введение ограниченного контингента вооруженных сил на территорию третьей страны;
• произведение батального жанра с многочисленным сражениями на суше и вблизи реки;
• авантюрный боевик с заговорами, отравлениями, бегствами, погонями при самых неожиданных сопроводительных обстоятельствах;
• роман Артуровского толка о том, как храбрые рыцари завоевывают престол для короля, а потом женятся на его дочках;
• драму в духе Шекспира об ожесточенной борьбе за власть внутри одного семейства вместе с местным вариантом леди Макбет.
 
Кроме этого, обсуждаемый сюжет содержит также длинные и разветвленные родословия для любителей сего жанра. Поскольку я как раз к таким принадлежу, то с родословия и начинаю.
Следуя моде раннемодерной эпохи, молдавский род Могил своим предком провозгласил героя древнего Рима, Муция Сцеволу. Согласно более реалистической версии, протопласта рода звали Пуриче (вошь) и оказал большую услугу самому известному молдавскому воеводе Стефану Великому. Когда во время сражения против венгров в 1486 г. под Стефаном убили коня, Пуриче подвел ему своего и еще и помог сесть в седло, поскольку Стефан был небольшого роста. С этого Пуриче начался рост значения рода Могил. Достоверно известно, что Йоан Могила во второй половине 16-го века был логофетом и доверенным лицом господаря Александра, сына Петра Рареша. Александр настолько высоко ценил логофета, что даже отдал ему в жены свою родную сестру Марию. От этого брака родились сыновья Иеремия, Георгий и Симеон. Все трое сделали блестящую карьеру. Георгий избрал для себя стезю духовную и стал молдавским митрополитом (между прочим, Йоан Могила тоже в конце жизни постригся в монашество), Иеремия и Симеон отличились как государственные деятели.
В частности, Иеремия длительное время был амбасадором – послом Молдавии в Речи Посполитой, добился в «стране пребывания» огромного влияния и установил обширные связи. Настолько обширные, что Могилы, пожалуй, не сразу смогли бы ответить на вопрос о том, какую именно страну  считают своей родиной: в Речи Посполитой они получили индегенат (право на шляхетство, на деле приравнявшее их к крупнейшим магнатам) и приобрели значительные земельные владения. А в 1595 году польское войско, возглавляемое коронным гетманом Яном Замойским, поддержало претензии Иеремии на молдавский престол и завоевало этот престол для своего ставленника, прогнав предыдущего господаря Степана Резвана (это и был тот самый единственный цыган, когда-либо восседавший на троне). Естественно, делалось это не только ради симпатию к Иеремии: взамен он обязался признать двойной протекторат над Молдавией – как со стороны Турции, так и со стороны Речи Посполитой, так что это, фактически, было попыткой возвратить спорное княжество в сферу влияния Речи Посполитой.
Опекуны Могил могли бы предвидеть, что  легко и быстро дело не окончится. Так и случилось: в 1597 году воевода волошский Михай Отважный прогнал Иеремию, тогда правительство Речи Посполитой вновь отправило в Молдавию войско, на сей раз под предводительством Станислава Жолкевского. В поход с ним выступили и многочисленные представители магнатских семей вместе с собственными вооруженными отрядами – Вишневецкие, Корецкие, Потоцкие. Они разгромили волошские войска под Тарговиштами в 1599 году. Молдавский престол достался Иеремии, волошский – его брату Симеону. «Ограниченный контингент» еще на какое-то время остается, чтобы еще раз, уже под командованием Иеремии Могилы разбить войска претендента-Михая.
Иеремия Могила был женат на Елизавете Чамартовне, их дети – сыновья Константин, Александр, Богдан, дочери Регина (в крещенье Ирина, но больше известна как Раина), Мария, Катерина, Анна. От брака Симеона Могилы с Маргаритой Венгерской родилось шестеро сыновей: Михаил, Гавриил, Петро (будущий митрополит и просветитель, согласно мнению большинства его биографов родился в 1596 году в Сучаве), Павел, Иван и Моисей. Из покровов гробов в монастыре Сучевица, где позже были похоронены братья Иеремия и Симеон Могилы, мы можем составить себе приблизительное представление об их внешности: крепкие, даже дородные бородачи несколько ассирийского типа в роскошных одеждах наподобие риз.  
В награду за рыцарскую поддержку магнаты-заступники получили дочерей господаря Иеремии. Михаил Михайлович Вишневецкий (он, в отличии от знаменитого Дмитра Вишневецкого-Байды, принадлежал к младшей ветви рода и был сыном Михаила Александровича, православного, и Гальшки Юрьевны Зеновичевны, кальвинистки) женился на Раине, Катерина вышла за Самийла  Корецкого, Мария за Станислава Потоцкого, Анна же была замужем трижды: за Пшерембским, позже за Чарнковским, а в третий раз за своим шурином Потоцким, который, по-видимому, к этому времени овдовел. Хотелось бы верить, что, помимо политических расчетов, эти союзы заключались также из-за взаимной симпатии молодоженов. Во всяком случае, зятья не раз на деле доказывали свою преданность семье тестя. Если же сестры-Могилянки были хоть немного похожи на старшую, Раину, о внешности которой мы можем судить благодаря известному портрету (будто бы копия с прижизненного, правда, нарисованного в более зрелые годы княгини), то они были весьма привлекательными девицами, а некоторая ориентальность лишь прибавляла им экзотической прелести. Добавлю к этому, что впоследствии внук Иеремии и его тезка, сын Раины Иеремия Вишневецкий женился на внучке Яна Замойского, Гризельде. А в семье Потоцких сохранилась традиция выбирать себе супруг из рода Могил – Могилянкой была бабушка Миколая Потоцкого, известного скандалиста, страстного почитателя Почаевской Богоматери и покровителя гениального художника Пинзеля.
Казалось бы, все окончилось самым лучшим образом: престол – даже два престола, - завоеваны, красавицы-невесты выданы за отважных рыцарей, остается лишь жить и радоваться. Но дальше пошли такие  страсти, которые был бы способен адекватно воссоздать разве Шекспир.
Симеон недолго занимал волошский престол. Похоже, он не нашел общего языка со своими подданными, этим воспользовались оппоненты, вспыхнуло восстание, поддержанное турками – и Симеон был вынужден Волощину оставить. Четыре годы спустя, 30 июня 1606 года умер его брат Иеремия, господарский престол унаследовал старший сын покойного, Константин. Часть бояр была недовольна властью зеленого юнца и предложила трон Симеону.  Симеон заручился поддержкой турков, сбросил Константина и сам занял его место. Возмущенные родственники устроили заговор, заговорщиков возглавила вдова Иеремии, Елизавета Чамартовна, которая якобы отравила Симеона. Боярский совет посадил на трон старшего сына Симеона, Михаила, однако он не процарствавл и нескольких месяцев: уже 27 декабря 1607 года умер. Официальной причиной смерти называли болезнь, а как было на самом деле – Бог знает.
Похоже, что распределение сил на этом этапе было таким: потомков Симеона поддерживали турки, потомков Иеремии – поляки. Тем не менее, после несчастливого для них 1607 года Симеониды решили оставить неблагодарную отчизну и перебрались в Речь Посполитую, точнее, в Галичину, и поселились вблизи Жовквы, где приобрели несколько имений. Одной из причин такого выбора места жительства было то, что владелец Жовквы. Станислав Жолкевский, был покровителем и опекуном осиротевшей семьи. Из истории братьев Журавницких мы знаем, что он очень всерьез относился к подобным обязательствам. Второй же причиной, заставившей Могил осесть вблизи галицкой столицы, была необходимость учить младших членов семьи. В настоящее время все исследователи – украинские, румынские, русские, -согласились на том, что первоначальное образование юные господаричи получали под надзором профессоров-дидаскалов из Львовской братской школы, имеющей в то время колоссальный авторитет (правда, неизвестно, было ли это образование домашним или приобреталось в самом учебном заведении). Пиетет к Львовской школе Петро Могила сохранил и в свои зрелые годы, устроив по ее примеру Киевскую братскую школу и пригласив туда преподавать львовских профессоров. Куда более темным остается вопрос о том, где он получил дальнейшее, высшее образование. Его панегиристы не забывали упомянуть об европейских штудиях будущего митрополита, но, к сожаления, не назвали конкретных учебных заведений. Позднейшие исследователи выдвигали предположения об Замойской академии и об известном иезуитском коллегиуме «Ля Флеш» во Франции, конкурирующем с Сорбонной. Там Могила будто бы учился у Варона, профессора Декарта. Увы, не нашлось никаких документальных подтверждений привлекательной гипотезы о том, что Петро Могила был студентом Сорбонны, так что сейчас этот вопрос даже не рассматривается. Исследователи исходят также из временных соображений: поскольку в 20-22 года Петро Могила был уже офицером польской армии, на беззаботное студенчество ему, похоже, времени бы не хватило.
Но возвращаемся в Молдову, к двоюродным братьям Петра, потомкам Иеремии. Они еще раз призвали на помощь польских свойственников и в 1608 году Стефан Потоцкий и Михаил Вишневецкий возвратили престол Константину. После этого Михаил решил, что пока довольно с него молдавских дел, забрал свою господаривну Раину и вместе с ней переселился в собственные владения на Левобережье, где чувствовал себя и хозяйничал как самостоятельный удельный князь, не забывая при случае пощипать и соседей. Семья счастливо прибавлялась: родились сын Иеремия, похоже, названный в честь деда с материнской стороны – раньше у Вишневецких это имя не встречалось, и дочь Анна. Если бы князь Иеремия и в дальнейшим придерживался мудрого решения заниматься собственными землями и не вмешиваться в молдавские споры!
Потому что там как не было покоя, так он и не установился. Константин продолжал пропольскую политику и отказался платить дань в турецкую казну. Турки выдвинули своего ставленника, Стефана Томшу, он разбил войска Константина, а сам Константин то ли утонул, то ли был утоплен в Днестре. Стефан Потоцкий попробовал еще раз помочь уцелевшим потомкам своего тестя, но на сей раз фортуна была не на его стороне, турки разгромили польское войско под Сасовым Рогом, сам Потоцкий попал в плен, а Речь Посполитая вынуждена была на официальном уровне отказаться от любого вмешательства в молдавские и волошские дела. Сейм даже принял по этому поводу решение – «конституцию».  
Но в 1615 году два другие свойственники Могил, Самийло Корецкий и Михаил Вишневецкий, руководствуясь больше семейными, чем государственными интересами и поставив под угрозу с огромным трудом заключенный мир между Речью Посполитой и Портой, опять выступили на помощь Могилам, посадив на престоле очередного господарыча, Александра. Ответный ход противника не заставил себя ждать.
Уже в следующем году противники Могил убрали Михаила Вишневецкого, отравив его. Поскольку иначе добраться до князю не удалось, ему, согласно хронике Яким Ерлича, дали яд вместе с причастием. Убийца то ли был греческим монахом, то ли только выдавал себя за такого. В отсутствии богатого союзника, у Самийла Корецкого начались финансовые затруднения, нечем было платить наемным войскам, которые в конце концов ушли. Воспользовавшись этим, турки очередной раз разгромили противников, посадив на трон своего ставленника Томшу. Самийло Корецкий и братья Александр и Богдан Могилы попали в турецкий плен.
Спасая свою жизнь, Александр и Богдан приняли ислам. Такое же предложение сделали и Самийлу Корецкому (относительно его вероисповедования в разные периоды жизни, то тут есть разные свидетельства, но вообще-то Корецкие поддерживали униатскую церковь), но тот не захотел и слушать. Дальнейшая история Корецкого довольно известна. Султан все-таки не велел казнить пленника, который ему чем-то заимпонировал, а распорядился закрыть его в башне под стражей, чтобы он там подумал о своем положении и опомнился. Из этой башни до сих пор никому не удавалось сбежать – вплоть до Корецкого, который проделал это при помощи доверенного слуги и местных православных монахов. Этот слуга целый год исправно посещал своего хозяина, выдавая себя за безвредного дурачка, а когда совершенно вошел в доверие стражи, передал узнику вместе с вином напильник. Разъяренный султан погнал целую армию в погоню за беглецом, но безрезультатно, при помощи все тех же монахов Самийло сумел возвратиться на родину. Пережитое, однако, не заставил его утихомириться: второй раз он попал в турецкий плен после битвы под Цецорой и на сей раз уже ему сбежать не удалось.
Между тем, у наследников Михаила Вишневецкого дела тоже шли не лучшим образом. Собираясь в молдавский поход, покойный князь наделал долгов, вдова не сумела их возвратить и в 1618 году, 11 июня, была вместе с детьми приговорена к баниции. Правда, никто особо не рвался выгонять из государства представителей могущественного рода, но для Раины пережитые потрясения оказались не по силам. В следующем году она умерла.  
С ее завещанием связана мрачная легенда, не раз позже обыгрываемая в литературе: якобы она заставила сына дать клятву верности православной вере и угрожала ему материнским проклятьем, если бы он эту клятву нарушил (в момент смерти матери княжичу было 6-7 лет). На деле, похоже, все было проще: 18 января 1619 года, незадолго до смерти, Раина Вишневецкая-Могилянка составила «фундуш» в пользу Мгарского монастыря, в котором записала: «И хто би колвек тую фундацію нашу нарушити і касовати в напотомніє час мълъ, або одімовати, що-с ми раз надали, або на старожитную благочестивую восточного православія въру нашу наступовати, отмъняти, теди нехай будет на нем клятва святих отецъ, иже в Никеи, и разсудитися со мною маєт перед маєстатом Божиім».
В действительности это, особенно последнее предложение, были довольно обычной юридической формулой, которая встречалась и гораздо позже. Так, например, Миколай Потоцкий в конце 18-го века тоже грозил всем, осмелившимся уничтожать им созданное, судом перед маестатом Божьим – и не особо это помогла.
Не могу не упомянуть еще одну любопытную деталь. Помните Исайю Копинского, поверженного противника Петра Могилы в борьбе за пост Киевского митрополита? Так этот Исайя был личным духовником княгини Раины!
Так что, естественно, с определенной долей преувеличения, можно сказать: одной из причин бурных событий, разыгравшихся в середине 17-го века, была и внутренняя распря в семействе претендентов на молдавский престол.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #161 В: 02/17/09 в 13:16:06 »
Цитировать » Править

В одной монографии о жизнедеятельности Петра Могилы впервые прочитал,что его род ведет начало от Муция Сцеволы.Поначалу не поверил.Но недавно вновь с подтверждением этого факта столкнулся,читая архивные хроники.ИМХО,доля правды в этом есть.А это его брат-Симеон.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #162 В: 02/17/09 в 14:46:37 »
Цитировать » Править

Ну, а кто писал эти архивные хроники? Панегиристы, которых у Могил, особенно у Петра, было предостаточно. Правда, в стихах получалось лучше Smiley
А, может, герб Могил где-то найдется? Я, кажется, встречала в сети.
Кстати, по-румынски (или молдавски) они Мовилы.
UPD - на портрете по ссылке дядя Петра Могилы и дед Яремы Вишневецкого, тоже Иеремия.
« Изменён в : 02/17/09 в 14:48:17 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #163 В: 02/17/09 в 15:11:49 »
Цитировать » Править

Ну, на римское происхождение тогда вроде бы повальная мода была, так что только самый ленивый генеалог не научился хоть от Ромула с Нумой родословные выводить.  Smiley
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Семейные хроники 16-го века
« Ответить #164 В: 02/17/09 в 16:05:58 »
Цитировать » Править

Ой,извиняюсь,Антонина,конечно же это Иеремия на портрете.А это он вместе с семьей. А это герб рода Могил.
Зарегистрирован
Страниц: 1 ... 9 10 11 12 13  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.