Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/04/20 в 11:39:54

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Станислав Людкевич-львовский композитор-долгожител »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Станислав Людкевич-львовский композитор-долгожител
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Станислав Людкевич-львовский композитор-долгожител  (Прочитано 5598 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Станислав Людкевич-львовский композитор-долгожител
« В: 10/16/07 в 12:07:40 »
Цитировать » Править

         Станислав Филиппович Людкевич вошел в историю музыкальной культуры как заметный композитор, музыковед, фольклорист, бонна и музыкально общественный деятель. Художник прожил большую творческую жизнь. Она началась в конце ХІХ ст., когда Станислав Филиппович приехавши  во Львов, активно участвовал в организации юбилейного вечера И.Франка. Это было в 1898 г. Тогда он выступил как дирижер и композитор. На концерте прозвучал хор для Франковой арии “Вечный революционер”. Творческий путь Людкевича продолжался еще целых долгих 80 лет после этого памятного вечера.
 
         В январе в 1979 г. музыкальная общественность широко отмечала 100-летие со дня рождения корифея украинского музыкального искусства, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии им. Т.Г.Шевченко, профессора С.П.Людкевича.
 
         С.Людкевич родился в 24.01.1879 г. в местечке Ярославе на Западной Украине (в данный момент входит в округ Польши). Отец композитора – бонна народной школы – крепко любил музыку.Он знал и понимал искусство, с особенным уважением относился к местной культуре. Игрой на фортепиано овладел у известного украинского композитора М.Вербицкого. Он же был и первым учителем музыки Станислава .
 
         Поступив затем в начальную школу в Ярославской гимназии, Станислав Филиппович стремился глубже изучать музыку. Он поет в хоре, а затем становится его руководителем, начинает писать музыку. Заканчивая это заведение, Людкевич уже имел в своем композиторском портфеле несколько произведений – это хоры “Гамалия”, “Призыв к славянам”, 7 пьес для фортепиано. Кстати, последние с успехом исполняются пианистами и сегодня. Это, в частности, “Предостережение матери”, “Зачарована песня”, “Тихий вечер” (на тему Й.Брамса). Эти фортепианные миниатюры продолжают линию западноевропейской романтичной музыки Ф.Шуберта, Ф.Мендельсона, Й.Брамса. Миниатюры Людкевича искренни, лирические, они проникнуты украинскими народнопесенными интонациями.
 
         С 1898 г. по 1901 г. Людкевич учится во Львовском университете на филологическом факультете. После его окончания он преподает украинский язык в одной из гимназий Львова.Параллельно композитор  работает в Музыкально драматичном Институте им. Лысенко, готовит к печати “галицко-русские народные мелодии”, выступает со статьями музыковедов и рецензиями .
 
         В 1903-1904 гг.композитор на военной службе в Вене; там он имел возможность вслушиваться в оркестровую и оперную музыку, а впоследствии, в 1907 г. он еще раз едет в Вену, дабы пополнить свои профессиональные знания. На протяжении этого времени Людкевич учится у О.Цемлинского (композиция и инструментовка) и Г.Греденера (полифония), слушает лекции по истории и теории музыки у Г.Адлера и Г.Римана.Позже Станислав Филиппович написал докторскую диссертацию, посвященную вопросом программной музыки. Вернувшись домой, он весь уходит в работу. Из 1908 г. Людкевич становится директором Музыкально драматического Института им. Лисенко.
 
         в 1914 г. Людкевича призывают в австрийскую армию, вскоре он попадает в плен и по окончании войны находится в Казахстане. Возвращаясь в 1918 г. из плена через  Киев, Станислав Филиппович встречается со Стеценком и Леонтовичем. Он знакомится с их творчеством, ведет беседы о дальнейших путях развития украинской музыки.
 
         На то время Людкевич был уже зрелым музыкантом. Формирование его мировоззрения и гражданской позиции связаны с теми огромными событиями начала ХХ века, которые всколыхнули все общество. Это события российской революции, речи революционных демократов И.Франка, Леси Украинки, М.Коцюбинского, забастовки рабочих на Западной Украине, лихолетие первой мировой войны и, наконец, Октябрьская революция.
 
         Творческая зрелость пришла и благодаря его глубокому изучению музыки композиторов 18-19 ст., в результате постоянного композиторского труда, серьезных поисков собственного музыкального стиля. В период 1902-1918 гг. Станислав Филиппович написано много музыки. Это хоровые, вокальные фортепианные и оркестровые произведения. Среди них такие известные композиции художника, как кантата-симфония “Кавказ”, песнь “Черемоше, брате мой”, исправление украинской народной песни “Гегилка”, ария “Свободной Украине”, цикл вариаций “Элегия”  . Именно эти произведения вошли в историю украинской музыки как выдающиеся классические образцы.
 
         С 1919-1939 гг. Людкевич пишет многожанровую музыку. Но ведущим в его творчестве остается вокально симфонический жанр. Назовем 2 кантаты – “Завещание” (сл.Шевченка) и “Наймита” (на стихотворении И.Франка). Именно в этих произведениях композитор воплотил идею борьбы с поработителями, создал яркие драматичные образы. Продолжает писать в хоровых и романсных жанрах, обрабатывает украинские народные песни. Стоит назвать такие романсы, как: “За буераком буерак”, “Одна песнь голосненька”, хоры “Наша дума, наша песня”, обработки народных песен “О Бондаривну”, “Бодай ся когут знудив”, “Ой песенки” как др.
 
         На 30-е годы приходится увлечение Людкевича инструментальной музыкой. Первые его попытки в этом направлении относятся к началу века. Тогда составитель написал “Каприччио” и “Симфонический танец”. Значительных успехов композитор достигает уже в 20-30-ые годы. Главным образом это композиции одних частей “Меланхоличный вальс”, “Каменщики”, “Галицкая рапсодия”, “Веснушки”, “Моисей” и др.
 
         Заслуживает внимания и камерно- инструментальное искусство Людкевича. Это его фортепианные произведения “Варкарола”, “Песни без слов”; скрипичные “Чабарашка”, “Тихое воспоминание”, “Сарабанда”, ф-нне трио фа диез минор. Композитор стремится к высокому профессионализму и в то же время к широкой популярности  своих произведений. В них чувствуется влияние Лисенко, Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Шумана, Брамса и Вагнера.
 
         С 1939 г. С.Людкевич – профессор,завкафедры новооткрывшейся Львовской консерватории им. Лисенко, старший научный сотрудник филиала Института фольклора Академии Наук УССР. Много сил отдает композиторскому делу: пишет хоровое детище “За мир”, завершает кантату “Наймит”, переделывает прежде созданную кантату “Свободной Украине”. Прерванное фашистской оккупацией творчество Людкевича возобновилась в 1945 г. Продолжается и его педагогическая деятельность. Станислав Филиппович активно работает в симфоническом жанре, создает оперу “Довбуш”.
 
           В конце 40-х годов появились 2 симфонических поэмы – “Днепр” и “Песня юношей”, в которых воплощена героика военных лет.
 
         В первой половине 50-х годов Людкевич завершил “симфонию Прикарпатья”, ф-нний единство и оперу “Довбуш”. Впоследствии композитор напишет ряд программных симфонических произведений: “Наше море”, “Не забудь юные дни”, “Пассакалию”, сюиту “Голоса Карпат”, начало “Ой не ходы, Грицю”. Много сил он отдает воспитанию молодых музыкантов, научному труду. Им начата книга по народному творчеству и хрестоматия по истории гармонии.
Награды:1969-Госпремия им.Т.Шевченко за кантаты-симфонии "Кавказ" и "Заповит"
1969-Народный Артист СССР
1979-Герой СоцТруда
Проживши во Львове 100 лет С.Людкевич стал легендою при жизни.О нем ходило масса анекдотов и рассказов.Вот некоторые из них:
В отеле "Жорж" в кофейне традиционно собирались игроки в карты.Приходил туда и Людкевич( с точностью швейцарских часов),садился за свой любимый столик,заказывал чашку кофе и рюмочку конъяка,скурпулезно лично отсчитывал официанту чаевые и включался в игру.Выинрать у него практически было невозможно,но старожилы знали одну хитрость против маэстро:кто-то из картежников начинал в разгар игры громко фальшиво петь.Людкевича это так раздражало,что он переставал следить за игрой и проигрывал.
...Как-то Людкевич засиделся у Ф.Колессы допоздна за картами.Домой уже было поздно возвращаться и хозяин пригласил гостя остаться на ночлег.После долгих уговоров маэстро согласился,но при условии,что он поедет и заберет свою пижаму без которой ему не уснуть.К удивлению хозяина,Людкевич оперативно съездил домой и возвратился счастливый, прижимая к груди свою дорогую пижаму.
 
         Умер С.П.Людкевич над 101 году жизни и похоронен на Лычакове(Его знаменитый "Прометей"):http://ukrainainkognita.org.ua/Photobank/Photo/lychak/photo/2_4.jpg
 
Фото композитора:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/3/37/Stanislav_lyudkevych.jpg
« Изменён в : 02/08/08 в 19:12:06 пользователем: olegin » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Станислав Людкевич-львовский композитор-долгож
« Ответить #1 В: 10/16/07 в 12:34:38 »
Цитировать » Править

Из анекдотов (Людкевич был героем множества)
Людкевич великолепно играл в карты, а предпочитал это делать  в кавярнях, держащих свои оркестры. Существовал единственный способ заставить его ошибаться: уговорить музикантов играть фальшиво. Этого он выдержать не мог и партию проваливал.
-----------------------------------------------------------
 
Однажды в Стрыю (город за два часа езды от Львова) на вокзале Людкевич подошел к милиционеру и спросил:
-Пане полициянт, отчего так долго не едет шестерка? (Трамвай, которого в Стрые отродясь не было)
Оказалось, композитор, мысленно углубившись в какую-то музыкальную тему, на конечной остановке львовского трамвая, вместо на другой маршрут, пересел на пригородную электричку и доехал до другого города.
 
------------------------------------------------------
У Людкевича была масса друзей-поэтов, преимущественно членов группы "Молода муза". Однажды он, как самый обеспеченный из компании, обязался до отвала накормить пирожными поэта Карманского, как раз вернувшегося из Бразилии. (Поэзия Карманского была страшно печальной - смерти, болезни, несчастная любовь и прочее).
На каком-то по счету пирожном Людкевич не выдержал.
-Такой лирический поэт, а жрет, как лошадь!
------------------------------------------------------------------------ ------------------------
Всю жизнь курил, как паровоз, и дожил до сотни с лишним лет.  
 
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Станислав Людкевич-львовский композитор-долгож
« Ответить #2 В: 02/06/08 в 10:59:29 »
Цитировать » Править

Quote:
Родился  24.01.1879

 
С датой рождения Людкевича какие-то напонятные вещи. Когда-то меня уверяли, что ее подкорректировали, чтобы при жизни композитора отпраздновать его 100-летний юбилей.
Во всяком случае, неделю назад я слышала радиопередачу ("Аколаду" Марти Кінасевич) посвященную 120-летию со дня его рождения! Вот что любопытно, вела эту передачу его жена, Зеновия Штундер. Она рассказала любопытные вещи о происхождении Людкевича.
Итак, музыкальные способности достались ему и от матери, и от отца. Отец, Пилип Людкевич, был в родстве с Вахнянынами (Анатоль Вахнянын - композитор и один из основателей "Просвиты" ). Мать, Гертруда Дижовская, была не только очень одаренной пианисткой, но и получила превосходное музыкальное образование. Ее отец настолько всерьез относился к воспитанию дочери, что самолично переписывал для нее нотные альбомы. Ее мать - урожденная Коростенская (тоже очень известный род).
Любимый учитель Ст.Людкевича, Андрей Шахнович, в свою очередь учился у Ом.Огоновского. Тут вообще без комментариев. А еще одним учеником Шахновича был один из Колесс, только я не поняла, кто. По смыслу вроде бы Филарет, но у меня записано - Александр.
И в завершение - еще один анекдот.
 
Людкевич едет в Коломыю на свой творческий концерт. Естественно, мысленно погружается в музыку ... и через час обнаруживает, что поезд едет совсем не туда. Выходит, долго ищет телефон и наконец сообщает, что, к своему прискорбию, очень опоздает.
По ту сторону провода крайне удивлены.
- Маэстро, мы же вам сообщали, что концерт через две недели!
« Изменён в : 02/06/08 в 11:00:24 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Станислав Людкевич-львовский композитор-долгож
« Ответить #3 В: 02/07/08 в 21:25:08 »
Цитировать » Править

Любимцы богов
 
Исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося украинца: композитора, теоретика, педагога, общественного деятеля Станислава Людкевича
 
  Людмила КУЧЕРЕНКО  
 
Эта дата осталась почти совсем не замеченной и в Киеве, и во Львове — городе, где Станислав Филиппович провел большую часть земного пути. Настоящий любимец богов — он прожил сто лет и сохранил до конца здравый ум и неповторимый юмор. Когда к нему во Львов отовсюду приезжали журналисты, чтобы накануне славного юбилея записать воспоминания человека, который переписывался с Николаем Лысенко и был знаком с Иваном Франко, он смеялся: «Вот вы собираетесь меня чествовать, а что будете делать, если я упаду и испорчу вам праздничные мероприятия»? Но успел-таки патриарх украинской музыки встретить сотый день рождения, который 24 января 1979 года отмечала музыкальная общественность...  
 
Людкевич работал во всех академических жанрах, за исключением балета. И, я, как человек, который в течение двадцати пяти лет работы в Национальной радиокомпании давал и дает его музыку в эфир, могу, положа руку на сердце, сказать, что не знаю ни одного неинтересного, проходного произведения в творчестве Станислава Филипповича. Хотя, опять-таки, опираясь на свой рабочий опыт, должна отметить, что в радиофонотеке хранится немало музыкальной макулатуры, из которой мы в советские времена, хочешь-не хочешь, обязаны были составлять концерты, потому что живые «классики», члены СКУ, не услышав свои «шедевры», жаловались высокому начальству, даже до ЦК КПУ доходили...  
 
Что касается биографии Станислава Людкевича — она стоит того, чтобы о ней рассказать. Родился он в городе Ярославе (ныне Польша). Как все представители интеллигенции того времени, получил широкое образование. В 1901 году закончил философский факультет Львовского университета (нужно было получить профессию, которая могла материально обеспечить), после чего работал в гимназии во Львове, преподавая украинский язык. Но музыка, которой он увлекался с детства (первой учительницей была мать — она училась игре на фортепиано у М. Вербицкого) влекла юношу к себе. Первые свои произведения — хоры, сольные песни, фортепианные миниатюры — юноша написал еще в 14 лет. Но композиторское образование приходилось получать самостоятельно, знакомясь с партитурами классиков, теоретическими пособиями и опираясь на слуховой опыт. Со временем Людкевич стал брать уроки композиции у М. Солтыса во Львове, у О. Цемлинского в Вене. К тому же он слушал лекции педагогов польской консерватории, посещал музыковедческий факультет Венского университета. И даже специально ездил в Мюнхен и Лейпциг, где преподавал немецкий теоретик Гуго Риман. Более того, он успел написать диссертацию по проблеме программности в музыке. В 1908 году после смерти А. Вахнянина Станислав Филиппович стал директором Музыкального института им. Н. Лысенко во Львове. Мобилизованный во время Первой мировой войны в 1914 году в австрийскую армию Людкевич попал в плен и до конца войны находился в Перовске (Казахстан), а потом в Ташкенте. Не тратя времени даром даже в такой сложной ситуации, он прислушивался к местному фольклору. Поэтому неудивительно, что в написанных в то время фортепианных пьесах сочетаются мотивы украинских и среднеазиатских мелодий. Рассказывают, что когда осенью 1939 года во Львов вошли советские войска, Людкевичу сказали: «Профессор, в городе большевики». «Да, — ответил он, — и с этим ничего не поделаешь». Вспоминает профессор Национальной музыкальной академии, ученица Станислава Людкевича Тамара Франковна Гнатив:  
 
— Людкевич был исключительно порядочным и принципиальным. Когда после войны проходило судилище над ректором Львовской консерватории композитором Василием Барвинским, Людкевич с негодованием встал, сказал, что это безобразие, и вышел из зала. Все ноты Барвинского тогда были сожжены, его сослали в Сибирь. Хотя Людкевич бедствовал материально, как и вся интеллигенция, он с каждой зарплаты в Сибирь посылал Барвинскому деньги.  
 
А вообще, мне кажется, я знала Станислава Филипповича всегда. Это была фигура харизматичная, окруженная ореолом обожания. Он жил в нашем районе. Его хорошо знали мои родители. Когда я училась во Львовской музыкальной десятилетке, он часто приходил общаться с учениками. А уже в консерватории мне особенно повезло: я занималась у него по сольфеджио, гармонии, полифонии. Причем ходила не вместе с группой, а индивидуально. Он был Ученым с большой буквы: блестяще делал доклады на заседаниях и съездах Союза композиторов Украины. Сейчас вышел двухтомник его статей, который в советские времена (тогда это был однотомник) уничтожили. Во-первых, потому что там упоминались репрессированные музыканты. А во-вторых, там нашли что-то националистическое. Но, может потому, что ему уже было за семьдесят, педагогика его утомляла. Станислав Филиппович мог спросить меня: «Пани-товарищ, какой предмет сегодня мы с вами будем изучать»? Хотя иногда он так загорался, что мог долго и интересно рассказывать о тех или других музыкальных произведениях, которые знал блестяще. Отличался как педагог редкой доброжелательностью, всем ставил пятерки. Когда декан Иларион Емельянович Греневецкий сделал ему замечание как-то: «Нельзя всем ставить пятерки», Людкевич на экзамене часть студентов выслушал, а остальным сказал: «Приходите завтра, сегодня пятерки закончились». Но, бывало, мы от него страдали. Он был большим знатоком народной песни. Как-то на экзамене, когда я уже все ответила и стояла в дверях, он вдруг спросил: «Скажите, а знаете ли вы все варианты песни о Самийле Кишке»? Я с перепугу убежала. Тогда он стал расспрашивать всю группу, и всех выгнал, потому что никто этого не знал. Очень ревнивым был в отношении своих студентов: все спрашивал, хожу ли я на лекции к другим профессорам. Я вынуждена была врать и говорить, что ни к кому не хожу.  
 
Станислав Филиппович охотно ходил на все собрания студенческого научного общества. И когда тер лоб или дергал огромный бант, который носил на шее вместо галстука, все знали: произведения, которые показывали студенты-композиторы, ему не нравятся. Мирославу Скорику, который учился у него по композиции, Людкевич сказал: «Вы очень талантливый. Но я вашей музыки не понимаю и заниматься с вами не могу». Его знания по языку и литературе были огромны. У профессора была феноменальная память, он дословно мог пересказать, что говорил, скажем, Франко о Бортнянском или ком-то другом. Но он был очень рассеянным, забывал события сегодняшнего дня. И студенты над этим посмеивались. Когда я — молодой преподаватель — уже работала в Киевской консерватории, приезжая во Львов, часто встречалась со Станиславом Филипповичем. Он подробно расспрашивал меня о Ревуцком и Лятошинском, которые тогда еще были живы, о моей диссертации. А потом спрашивал, почему я так давно не приходила к нему на занятия.  
 
В молодости у него была очень красивая внешность, в него все барышни во Львове были влюблены. Был очень мягким, субтильным, утонченным человеком. И когда я впервые услышала в исполнении оркестра под управлением Николая Колессы его кантату-симфонию «Кавказ», масштабное произведение, наполненное мятежным духом, я была поражена, как эта музыка не соответствует его фигуре.  
 
Среди тех журналистов, кто последним видел Станислава Людкевича, была преданная служительница радиоэфира Альбина Бутук, которую Национальная радиокомпания Украины специально командировала во Львов для встречи с «живой историей».  
 
— Чтобы прийти в двухэтажный домик на Военной улице, где жил Людкевич, я сначала связалась с его женой Зиновией Штундер — языковедом, которая упорядочивала все письма и документы, связанные с жизнью и творчеством Станислава Филипповича, — вспоминает А. Бутук. — Я была поражена благородством человека, стоявшего на пороге столетия: он поцеловал мне руку, угостил чем Бог послал и охотно ответил на мои многочисленные вопросы, хотя говорить ему было трудновато — дикция была не очень четкая. Но я таки использовала в передаче частушку, которую записал сам Иван Франко, собирая фольклор, как тот говорил, в «глубинке». (Они вместе с Людкевичем посещали кружок, где изучали народное творчество).  
 
Фольклор — это была ведущая тема нашего разговора. О чем бы ни говорилось — он вновь возвращался к песне. Отмечал, что надднепрянский фольклор более сложный и разветвленный, нежели гуцульский. Мне повезло, что я смогла пообщаться с этим человеком».  
 
Что говорить? Нам всем повезло, что мы жили в одно время со Станиславом Людкевичем, что можем слушать, хотя, к сожалению, нечасто, его величественные хоровые произведения, утонченные камерные миниатюры... Он был одним из последних могикан, представителем творческой элиты. Не той, новейшей, «сытой», которую видим с бокалами шампанского в модных дорогих журналах. Он был настоящим аристократом духа.  
 
Мемориальная плита,посвященная С.Людкевичу:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b0/Мемо_Станислав_Людкевич.jpg
Особняк,в котором проживал с женой композитор:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/e/e9/Дом_Людкевича.jpg
« Изменён в : 02/07/08 в 21:41:39 пользователем: olegin » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Станислав Людкевич-львовский композитор-долгож
« Ответить #4 В: 02/08/08 в 10:21:26 »
Цитировать » Править

Радует, что тогда философия была профессией для заработка...
 
«Профессор, в городе большевики». «Да, — ответил он, — и с этим ничего не поделаешь».
 
В оригинале это звучало, кажется, так: "Нас визволили і на це немає ради". Но по смыслу сходится.  Smiley
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.