Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
01/27/23 в 11:50:09

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Александр Фредро-польский Мольер со Львова »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Александр Фредро-польский Мольер со Львова  (Прочитано 4058 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« В: 10/22/07 в 13:01:03 »
Цитировать » Править

ГОРЯЧИЙ ПАТРИОТ
Александр Фредро родился в 1793 г. В Сурохове около Ярослава(Польша).В 1797 г. Его родители переехали в Бенкову Вишню под Рудками около Львова.Александр никогда не оканчивал школ и лицеев,свое образование он получил в родном доме.Его биограф Фредерик Левестам пишет:»Характер у Фредро был замкнутый,он был весь в себе,в детстве ничто не предвещало у него зарождения таланта комедиографа,который позже так великолепно раскрылся.Впервые в 12 лет он без чьей либо помощи и не пребывая ни под чьим влиянием вдруг начал писать комедии.»
В 1806 г. Трагически в пожаре родного дома погибает его мать-Марианна и отец Яцек под этим впечатлением вместе с детьми переезжает из Рудок во Львов.В 1809 г.Наполеон создает Варшавское Герцогство,в состав которого входит территория Галиции со Львовом.В город вступает корпус князя Йозефа Понятовского – племянника Короля Станислава- и начинается рекрутский набор в армию добровольцев в поход на Россию.16-летний Фредро оставляет литературные труды и вступает уланом в войско.В составе польского корпуса в армии Наполеона принимает участие в Бородинском сражении,где за храбрость получает Золотой Крест Virtuti Militari.Принимает участие в походах 1813-1814 гг. уже в качестве офицера штаба Императора.Участвовал в Битве Народов под Лейпцигом(1813).В 1814 г. Получает из рук Наполеона Орден Почетного Легиона.По завершению войны и низложению Наполеона вернулся в родную Бенкову Вишню.
С 1829 г. Стал членом Товарищества Содействию Наук.В 1846 г.Фредро купил небольшое поместье в околицах Львова и там уже остался жить.Во время восстания «Весны Народов» был избран членом Львовской Народной Рады.Выступал как горячий польский патриот,критикуя бюрократический и чиновнический произвол австрийских властей.Был обвинен имперскими властями в измене и только заступничество наместника Галиции поляка Агенора Голуховского спасло его от тюрьмы.
В 1850-55 гг. Александр проводит в Париже,где встречается с представителями польской эмиграции ,в частности с А.Мицкевичем,который высоко оценил его талант комедиографа и познакомил его с театральными деятелями в столице.С легкой руки эмигрантов Фредро стали называть польским Мольером и отцом польской комедии.В  1861 г. Александр вошел в состав Сейма Крайовего.Совместно со львовским магнатом князем Леоном Сапегой организовал Земское Кредитное Товарищество и Галицийскую СберКассу.Занимался организацией и финансированием Оссолениума.Принимал участие в строительстве первой железной дороги в Галиции.Занимался проблемами села и воспитанием молодежи.За эти заслуги в 1839 г.Фредро становится почетным жителем Львова.В последние годы жизни писатель отошел от общественной жизни,тяжело болел и умер в тесном кругу семьи в 1876 г.Был похоронен в семейном склепе костела в Рудках.Его похороны во Львове вылились в многотысячную манифестацию,куда съехались представители разных организаций со всей Польши.В 1897 г. Стараниями Литературно-Артистического Общества Львова ему был поставлен памятник работы Людвика Маркони.Сейчас он находится во Вроцлаве на городском рынке.
 
ЛЬВОВСКИЙ МОЛЬЕР
Свои первые произведения Фредро начал писать на войне.На сцене он дебютировал в 1821 г.комедией «Пан Гелдхаб». Комедия, в которой Фредро показал, как под напором новых буржуазных отношений шляхетские понятия о чести, долге, общественной значимости человека постепенно сводятся ко все более откровенному преклонению перед денежным мешком, как в шляхетской среде утверждается тип выскочки-приобретателя. Фредровский пан Гельдхаб, жадный и невежественный мещанин, наживший состояние во время наполеоновских войн, стремясь упрочить свое положение, хочет выдать дочь замуж за титулованного жениха. Им становится разорившийся князь Родослав, циничный аристократ, ради обогащения готовый на все. Гельдхаб и его дочь отказываются от прежнего жениха, скромного шляхтича Любомира, но Родослав неожиданно получает большое наследство и, естественно, меняет свои планы. Любомир же, оскорбленный в лучших чувствах, охладевает к своей бывшей невесте.
Польский критик К.Броджинский в то время писал:»Новым явлением и единственным богатством сцены являются комедии Фредро,всегда встречаемые бурными овациями благодарных зрителей»Во Львовском театре ставили такие его бессмертные комедии,как:
«Муж и жена»(1822),»Иностранщина»,»Дамы и Гусары»(1825),»Клятвы женщины»(1833),»Пан Иовяльский»(1832)- комедия, высмеивающая нравы галицийской шляхты. Три поколения, представленные в доме Иовяльского, где происходит действие комедии, отличаются друг от друга вкусами, привычками, обычаями. Пан и пани Иовяльские, милый старый шутник и его почтенная и ограниченная жена, — люди старого времени, сохранившие и смешные анахронизмы прошлого, и то хорошее, что в нем было. Резко отрицательно относится писатель к спесивой и глупой паре — камергеру и его жене, а также к богатому помещику Янушу. Со снисходительным юмором написана молодежь: дочь камергера Елена, поэт Людмир и художник Виктор, случайно попавшие в дом Иовяльского. Любовная интрига после многих перипетий и комических ситуаций завершается благодаря случайности помолвкой Людмира и Елены.,»Месть»(1835)- — пьеса, изображающая мир шляхетского захолустья, во многом сохранившего нравы и обычаи шляхты XVIII в. Основа комической интриги заключается в том, что герои пьесы реент (нотариус) Мильчек и чесьник (чашник) Раптусевич владеют совместно замком, полученным по наследству, и беспрерывно ссорятся. Ссора, завязавшаяся по поводу стены, которую на границе двух владений строит Мильчек и разрушает Раптусевич, затрагивает личные отношения главных героев и их домочадцев. Запутанная ситуация разрешается в конце концов тем, что чесьник, стремясь отомстить недругу, выдает свою дочь Клару за сына Мильчека — Вацлава, а это как раз соответствует желаниям молодых людей. В пьесе шляхетское прошлое представлено как отмирающий, смешной и нелепый в своем чванстве и предрассудках мир. Замечательна, например, по своему комизму фигура хвастунишки, нахала и труса Папкина, который, не имея ни гроша за душой, живя подачками, все-таки не может отказаться от своей шляхетской спеси.Александр Калягин –режиссер театра «ET cetera» в Москве –пишет,что граф Александр Фредро высек польскую аристократию. Высек, досконально зная «за что» и в совершенстве умея «как». Высек ловким хлыстом сатирика, высек с изяществом графа и правдолюбием мужика. Высек более века назад, да так, что и сегодня зал взрывается хохотом и без конца аплодирует фейерверку авторских находок. Фредро — родоначальник польской бытовой комедии, мастер кружевной интриги, блестящих диалогов, мудрой точности характеров и яркого комизма. И это в то время, когда Фредро написал несколько десятков пьес, а театры все время жалуются на отсутствие хороших комедий!  
«Месть» интересно играть и интересно смотреть. Интересно играть, ибо Фредро умел писать роли! Один его Папкин — эта смесь Фальстафа и Тартарена — клад для актера.
Режиссер и актеры ведут спектакль по самому острию гротеска — еще чуть-чуть, и театр станет клоунадой… Но ведут так уверенно, что театр остается театром, озорным и ярким, как цирк, но нигде не скатывающимся на примитивность, нигде не пытающимся рассмешить во что бы то ни стало. Не только Раптусевича и Мильчека — представителей польской шляхты высек Фредро. Драматург презирает и их прислужников. Ибо только чувство глубочайшего презрения могло заставить выползти из-под пера драматурга и взгромоздиться на сцену Панкина — трусливого вруна, неудачливого бонвивана, до краев наполненного великой любовью к себе и бесконечными за себя, любимого, волнениями.
Поклонником творчества Александра Фредро был директор Львовского театра Ян Непомуцен Каминский. Однако уважаемые театральные критики города С.Гоштинский и А.Дунин-Барковский обвинили Фредро в космополитизме,воспевании придворных(шляхетских )традиций, в недостатке народности в образах его комедий и заставили его замолчать на долгих 17 лет.В конце жизни он еще продолжал писать,но комедий своих в театрах уже не ставил.Последними произведениями,что вышли из-под его пера были:»Воспитанница»(1854-55) и «Большой человек для малых интересов»(1854).В своих мемуарах «Три на три»(1844-46)Фредро описал всю свою жизнь:детство,военные походы и творчество.Им написаны повести «Дневник изгнанника»(1831),сказки «Павел и Гавел»,»Обезъяна в ванной»,поэмы «Швец и дьявол»(1854),лирика «pro memoria»,сборник сентенций,поговорок и анекдотов «Записки старика»Известный хронист 19 в. Завадский писал:»Фредро был гений-самородок/Не учился творить-образы сами находили его.Писал с юмором,как будто играючи.Но юмор этот был вдохновением,потребностью его души»Комедии его до сих пор ставятся в театрах,они не утратили своей актуальности,т.к. раскрывают мир человеческих страстей,наклонностей и пороков в свете тонкого и забавного юмора.Театральный мир  Фредро представлен яркой плеядой  образов оригинальных,начиная с придворных нравов и заканчивая бытом мещан.Критик Завадский писал,что каждая комедия,представленная на львовской сцене,была гармоничной и все воображаемые герои автора были как живые.В произведениях писателя добро всегда побеждает зло,любовь выходит победителем из всех превратностей жизни.Фредро был сторонником крепких семейных уз и считал,что личность гармонически формируется в домашнем микроклимате.В его комедиях в разное время переиграли все выдающиеся актеры 19 и 20 вв.
Портрет писателя А.Фредро: http://www.philatelia.ru/pict/cat5/stamp/11593s.jpg
http://www.philatelia.ru/pict/cat5/stamp/11594s.jpg
http://pl.wikisource.org/wiki/Grafika:RaczynskiAleksander.PortretAleksandraFredro.jpg
Памятник А.Фредро,поставленный во Львове и перенесенный во Вроцлав: http://www.lwow.com.pl/pomniki/fredro.html
Семейный склеп Фредров в Костеле в Рудках около Львова: http://castles.com.ua/rudky.html
 
 
 
 
 
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #1 В: 10/22/07 в 16:15:27 »
Цитировать » Править

Спасибо. За мной история женитьбы Фредро.
Напомню, что митрополит Шептицкий - его внук (по материнской линии).
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #2 В: 10/23/07 в 13:41:03 »
Цитировать » Править

В продолжении темы о династии Фредров предлагаю материал о Андрее(Романе) Шептицком - внуке писателя А.Фредро по линии его матери Софии:http://www.ugcc.org.ua/rus/library/xx_st/a_sheptytskyj/
У митрополита Андрея был еще родной брат-Станислав Шептицкий(1867-1950)- тоже внук А.Фредро,генерал Войска Польского.В 1920 г.возглавлял Юго-Восточный Фронт(4 армии),но вследствии недоразумений с Й.Пилсудским снят с должности,в результате чего вызвал его на дуэль офицерской чести,но маршалл вызов отклонил.Награжден Командорским Крестом Ордена Virtuti Militari.Похоронен в Кроссно.
Фото Станислава Шептицкого:http://pl.wikipedia.org/wiki/Grafika:Szeptycki.jpg
« Изменён в : 10/29/07 в 15:28:42 пользователем: olegin » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #3 В: 10/29/07 в 13:09:13 »
Цитировать » Править

Брак с А.Фредром был вторым в жизни Софии Яблоновской, а впервые она вышла замуж в 1814 году, когда ей было 15 лет. Ее первый муж, Станислав Скарбек, был на двадцать лет ее старше – и был личностью весьма неординарной и бесшабашной, а уж как умел тратить деньги! Родился он около Коломыи, рано осиротел и воспитывался у тетки, энергичной графини Жевуской, потом отправился в Вену. К 1809 году он успел промотать  почти все, доставшееся ему от родителей и тетки, но это ничуть не умалило его фантазии и не изменило образа жизни, лишь заставило оставить столицу ради более дешевого Львова.
Юную Софию он завоевал благодаря своему рыцарскому жесту: в 1814 году, когда во Львове пребывала изгнанная неаполитанская королева Каролина (известная нам по похождениям знаменитой леди Гамильтон Smiley ), Скарбек дал в ее честь бал. Но в первый полонез пригласил не королеву, как предписывал этикет, а Софию!  Королева лишь улыбнулась – она тоже ценила красоту.
В браке молодую женщину ждала жизнь отнюдь не монотонная – муж постоянно впутывался в новые авантюры, то добывая железную руду, то занимаясь строительством дороги, но умножая лишь долги. В один день супруг забрасывал Софию подарками, на следующий – продавал все, вплоть до украшений жены и столового серебра, а сам впадал в апатию и неделю-вторую лежал в кровати лицом к стене. После чего вдохновлялся новой головокружительной идеей, откуда-то раздобывал деньги, одаривал свою птичку килограммами бижутерии и рулонами тканей и все начиналось сначала.
Наконец София не выдержала и ушла к Александру Фредро. Бракоразводный процесс длился 11 лет.
Брошенный муж вскоре нашел новый смысл жизни. Ему удалось так заговорить зубы императорской администрации и самому цисарю, что он получил привилей из Вены на строительство во Львове театра. Это строительство действительно стало предприятием всей его жизни – и в результате галицкая столица в 1842 году приобрела самое большое для своего времени театральное здание в Европе (это в довольно сильно измененном виде теперешний театр им. Марии Заньковецкой). Как нарочно, одной из первых пьес, выставленных на сцене нового театра, были «Sluby panienskie» - «Девичьи обещания» Ал.Фредро!
Но Скарбек воистину был человеком незлобивым. И после развода он поддерживал родственные отношения с бывшей тещей. Остаток жизни он посвятил строительству приюта для бедных и сирот в Дроговиже. Умер в 1848 году, как водится. похоронить было не за что.
Возвращаясь к Ал.Фредро – его несколько неожиданный брак с Софией дал многим злословам пищу для зубоскальства, ведь жена была много его моложе. Он, однако же, умел достойно ответить! Кажется, обсценная лексика в цитатах из художественных произведений разрешена (иначе я сама себе назначу бан Smiley ). К такому вот стихотворению
 
“Стары Фредро в ксёнжках гжебе,  
студент его жоне ебе”.  
 
поэт незлобиво приписал продолжение
 
“Ебце, ебце, мое дзятки,  
я ебалем ваше матки”.  
 
Одна из дочерей Фредро, тоже София, вышла замуж за графа Шептицкого – и один из их сыновей стал митрополитом Андреем. Но это уже другая история.  
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #4 В: 10/29/07 в 14:52:37 »
Цитировать » Править

Спасибо-очень интересно!Да, граф А.Фредро за словом в карман не лез!Интересно кому из рода Яблоновских приходится София(Я имею в виду отца и сына-Русских Воевод-Станислава и Яна).Дочь Станислава Яблоновского дала начало Королевской династии Лещинских(Как Польской,так и Французской).Бывший театр Скарбка пребывает в упадке(До чего его довел Ф.Стригун).В отличие от него его коллега Б.Ступка содержит в Киеве свой театр в исправности.Насчет,Ржевусских:Вы имели в виду Розалию Ржевусскую и ее знаменитый салон в Вене?Это тема отдельного разговора.О ней и ее муже-владельце Пидгорецкого Замка-Вацлаве Ржевусском(Как и о его сыне Северине) надо писать отдельную статью.Как видите,Антонина,работы у нас край непочатый.С уважением-Олег.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #5 В: 10/29/07 в 18:16:22 »
Цитировать » Править

Бывший театр Скарбка пребывает в упадке(До чего его довел Ф.Стригун)
 
 Roll Eyes  Roll Eyes  Huh
Нет, родословия той Яблоновской не знаю.  Cry
А была еще София Яблонская, рожденная в 1907 году, путешественница и кинооператор. Но она уж точно Яблоновским не родственница.  Smiley
Вообще 1907 год оказался весьма урожайным - столько интереснейшего народа родилось, что нам сейчас лишь бы столетия отмечать, с Ирины Вильде начиная.  
Quote:
Вацлаве Ржевусском(Как и о его сыне Северине) надо писать отдельную статью

Назовем ее "Козак Ревуха"?
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Александр Фредро-польский Мольер со Львова
« Ответить #6 В: 02/17/08 в 19:05:09 »
Цитировать » Править

Имя Станислава Скарбека начертано золотыми буквами в истории галицкого капитализма. Однако великий предприниматель в графе родился тогда, когда он в 22-летнем возрасте отправился из Галичины в Вену и за семь следующих лет спустил почти все семейное наследство.  
 
Из финансового омута 29-летнего графа, унаследовавшего гены расточительства от своего отца Яна, вытащил счастливый случай. Еврей Верлегер, который был управляющим последнего, Рожнятовского, имения Скарбека на Галичине, нашел там залежи железной руды и с благословения графа начал их разработку. Металлургами были крестьяне от плуга. Они плавили железо на руднике. При этом использовали в технологическом процессе лишь усовершенствованные сыродутные горны и домницы — шахтоподобные печи, обмазанные глиной.
 
Кульминацией экономических проектов, замешанных на риске, становится идея Станислава Скарбека соорудить во Львове невиданных масштабов многофункциональное общественное сооружение. В сердце грандиозного дома, распланированного на целый городской квартал, должен был предстать театр на 1400 мест, «опоясанный» административными и жилыми помещениями, включая отель, магазины и склады. Опыта эксплуатации подобных строений не было ни в Галичине, ни в Европе.
 
Статус общественного сооружения, под который Скарбек «подтянул» дом, разрешил графу сэкономить средства на приобретение участка под театр: власти не только предоставили его бесплатно, но и обязались выполнить часть коммунальных работ: одеть в каменный свод реку Полтву — главный львовский «канализационный» коллектор, протекающий рядом, и разрешить использовать для строительства кирпич местной фабрики. За такую «гуманитарность» театр в течение следующих 50 лет должен был служить городу бесплатно и показывать в 2,5 раза больше немецких спектаклей, чем польских. Лишь по окончании этого срока городская казна начала бы платить фундации Станислава Скарбека за использование театра 17 тыс. золотых ринских ежегодно.
 
Почти квадратный в плане новый театр, длина которого достигала около 96 м, а ширина — 76 м, стал наибольшим тогдашним театральным сооружением Европы. Его торжественно открыли 28 марта 1842 года драмой Ф. Грильпарцера «Иллюзия жизни». Приглашенные на премьеру VIP-ы могли гордо заезжать в просторный внутренний двор в экипажах, запряженных тройкой коней. Ворота нового сооружения были предусмотрительно рассчитаны на конные упряжки элиткласса, а зал мог принимать 1460 зрителей и был третьим по вместительности после миланского Ла Скала на 3000 мест и Дрезденского придворного театра на 2000 мест.
Полностью статью можно прочитать здесь:http://www.contracts.com.ua/show/rus/rubrik_main/04200844.html
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.