Автор |
Тема: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после него (Прочитано 30753 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
Я больше хотел обратить внимание на битву при Лигнице в 1241 г.,где поляки с Тевтонами противостояли татаро-монголам.А насчет 3-х разделов Польши и доли Пруссии,так после 2-й мировой поляки все равно отыгрались на немцах(пруссаках),повыселяв их со своих земель(Вроцлав,та же Легница).А заселяли они свои западные земли опять же беженцами с Галиции(Львова),которых в свою очередь выгоняли советы(НКВД),после воссоединения западных земель Украины.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
Нашел в Восточной Литературе "Хронику провинции Ливония"Бальтазара Руссова как раз по нашей теме о магистрах тевтонского ордена в Ливонии после Грюнвальда(начиная с 1413 г.).Даю сразу же ссылку:http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Russow/text23.phtml?id=1289 А здесь нашел информацию о нашем герое-князе Витовте,что показательно на белорусском языке.Даю ссылку:http://grunwald.iatp.by/wit.htm Памятник Витовту в Каунасе:http://s18.photobucket.com/albums/b139/yardkeeper/kaunas/IMG_40841.jpg Печать Витовта:http://grunwald.iatp.by/images/wit-p1-1.jpg
|
« Изменён в : 01/11/08 в 13:14:31 пользователем: olegin » |
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
Присовокупляю любезно присланные мне цитаты в подтверждение другого взгляда на все ту же проблему русских-руських. Русь, русские, русины в московский период Пространная летописная повесть о Куликовской битве (датир.конец 14-го -40-е 15-го века) «И бысть сеча зла и велика и брань крепка, трусъ велик зело, яко же от начала мира сеча не была такова великим княземъ руским , яко же сему великому князю всеа Руси. Бьющим же ся им от 6-го часа до 9, прольяша кровь, аки дождевая туча, обоих-руских сынов и паганых; множество бещисленое падоша трупья мертвых обоих: и много руси побьени быша от татаръ, и отъ руси тотари, паде трупъ на трупе,и паде тело тотарьское на телеси крестьяньском .Инди видети беаше русинъ за тотарином ганяшеся,а тотаринъ сии настигаше.Смятоша бо ся и размесиша, коиждо бо своего супротивника искааше победити….. ...Да тем же рыданиемъ исполнишася москвици мнози небывалци, то видевше, устрашишася, и живота отчаявшеся, и на беги обратившеся, и побегоша, а не помянуша, яко мученици глаголаху другъ ко другу: «Братие, потерпим мало: зима яра, но рай сладокъ, и страстен меч, но сладко венчание» А ины сыны агаряны на бег възвратишася от крича велика, зряще злаго убийства. И по сих же, въ 9 час дни, призри Господь милостивыма очима на вси князи рустии и на крепкыа воеводы и на вся крестьяны и дръзнувше за крестьяньство и не устрашившеся , яко велиции ратници… И мнози князи рустии и воеводы прехвалными похвалами прославиша пречистую Матерь Божию Богородицю. И пакы христолюбивый князь похвали дружину свою…И возвратися оттуду въ богохранимый град на Москву, в свою отчину… Тогда же Мамай …еще восхоте ити изгоном на Русь… » Сказание о Мамаевом побоище (Первая четверть 15 века) «…Сынове же русскыа в полку его гръко плачуще, видяще друзи свои побиваеми от поганых, непрестанно покушающеся, яко званнии на бракъ сладкаго вина пити. Волынецъ же възбраняше им, глаголя : «Пождите мало, буавии сынове русскые, будетъ ваше время коли утешитися, есть вы с кем възвеселитися !» ..Поганые же половци увидеша свою погыбель, кликнуша еллинскым гласом, глаголюще: «Увы нам, Русь пакы умудрися: уншии с нами брашася, а доблии вси съблюдошася ! И обратишася погании, и даша плещи, и побегоша.Сынове же русскые,силою Святого Духа и помощию святыхъ мученикъ Бориса и Глеба, гоняще, сечаху их, аки лес клоняху, аки трава от косы постилается у русскых сыновъ под конскые копыта.Погании же бежаще кричаху, глаголюще : «Увы нам, честный наш царю Мамаю! Възнесе бо ся высоко –и до ада сшелъ еси !» Мнозии же бо уязвении наши и те помагаху, секуще поганых без милости: единъ русинъ сто поганых гонить» ………. Рече же князь великий : «Слава Тебе, вышний Творец Царю Небесный, милостивый Спасъ, яко помиловал еси нас , грешных,не предалъ нас в руце врагом нашим, поганым сыядцем. А вам, братьа, князи и боаре, и въеводы,и молодые люди, русскые сынове, сужено место лежати межу Доном и Непром,на поле Куликове, на речке Непрядве. Положыли есте головы своа за землю Русскую, за веру христианьскую.Простите мя, братие, и благословите в сем веце и в будущем !» И прослезися на длъгъ час и рече князем и въеводам своим : «Поедем, братье ,въ свою землю Залесскую, къ славному граду Москве и сядем на своих вотчинах и дединах; чести есмя себе доступили и славного имяни!» Повесть о стоянии на Угре (1480-81г) «О храбри мужествени сынове рустии ! Потщитеся свое отечество, Рускую землю, от поганых сохранити, не пощадите своих глав, да не узрят очи ваши разпленения и разграбления домов ваших, и убьяния чад ваших, и поругания над женами и детми вашими, яко же пострадаша инии велицыи славнии земли от турков ,еже глаголю: болгаре, и сербы, и грецы,… .» Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков Создана в 80-е годы XVI века псковским иконописцем Василием. «…варвар, литовский король Степан, паки устремление пути показует на Рускую землю, попущением же Божиим,грех ради наших. И начало болезнем Руские земли тамошныя украины приемлет, яко забывше Бога и возвратившеся на грехи, яко рече Писания…… и, паки, второе, приводят всех головъ боярских, и детей боярских, и голов стрелецких, и сотников, и стрельцов, и всех псковичь к вере, рекше, х крестному целованью, яко же преже, абы за Бога и за своего государя, царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и за его государевы дети, и за святыя церкви, и за православную христианскую веру, и за град Псковъ битися с литвою до смерти безо всякия хитрости…. ..государевы бояре и воеводы промеж собя всю Окольную стену во Пскове на места розделиша, в коем месте коему воеводе быти. Такоже кождо у собя детей боярских,и голов стрелецких,и стрельцов, потом уже и всех посадцких псковских, наровцких стрельцов и всех псковичь , по чину розчитав, поставиша.Всю же стену вооружиша людьми и народы, пушки же, и пищали, и ручницы, и всякими укрепленьми, против государева недруга уготовившеся… От полуденныя страны богохранимого града Пскова дым темен: литовская сила на черность псковския белыя каменныя стены предпослася, ея же вся литовская земля очертети не может.Сему же дыму, литовскому воинству, пришедшу за пять поприщъ до Пскова града.» ==================== Тем не менее, остаюсь при своем мнении. Плодить лишние сущности не нужно, но различать существующие - необходимо. Потому что это разные сущности.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
Антонина,спасибо за летописный текст(Смутно догадываюсь откуда источник ).Но не об этом.Раз уж снова заговорили о Куликовой Битве,то давайте расставим все точки над "І".Волынец по летописи это не кто иной как Боброк-Волынский Дмитрий Михайлович (2-я пол. XIV в.) - воевода. Сын литовского князя на Волыни Кориата-Михаила Гедиминовича. Боброк-Волынский был тысяцким у нижегородского князя Дмитрия Константиновича, а затем перешел на службу к моск. Вел. князю Дмитрию Ивановичу Донскому, сумел стать влиятельнейшим из бояр и женился на его сестре Анне. Принимал участие во всех походах Вел. князя, способствуя усилению Московского княжества. Особо отличился в Куликовской битве 8 сент. 1380, командуя вместе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским засадным полком, внезапный удар которого решил исход сражения в пользу русских.Так что теперь понятно,кто был главным героем на Поле Куликовом. Вот вероятный портрет нашего с Вами "волыняки":http://www.hrono.info/img/kartiny/matorin.jpg Идем далее. Несмотря на утверждения летописцев, что с приходом Иоанна на престол великого княжения мир и тишина воцарились в Северной Руси, Великому князю Московскому Иоанну I и повоевать пришлось немало, и нередко подкуп и коварство пускать в ход, чтобы утвердить Москву главою Руси. Самое жестокое противоборство пришлось ему преодолеть в соперничестве с Тверскими князьями, которые также стремились стать во главе городов русских. летопись сообщает, что в битве с тверским князем Александром Михайловичем в 1332 году у города Переславля московские войска терпели поражение, да и самому Калите грозило пленение. От поражения и плена спас Московского князя воевода Родион Несторович Рябец со своей дружиной. За свое спасение Иоанн Калита жалует Родиона Несторовича Рябца сельцом Коробово и "областью вкруг реки Всходня на пятнадцать верст". Наступает момент стать сельцу Коробово - селом Тушино. Упомянутый выше Родион Несторович Рябец был сыном боярина Нестора Рябца, пришедшего из Галицкой земли в 1300 году со своей дружиной (1500-1700 человек) на службу к московскому князю Даниилу Александровичу, младшему сыну Александра Невского. Даниил встретил его ласково, пожаловал боярство и дал в удел Волок-ламский и прочие вотчины. Сын Нестора - Родион, награжденный Иваном Калитой сельцом Коробово, оставляет его своему сыну Ивану Родионовичу, который за рыхлость тела был прозван - "квашней". Это прозвище перешло в фамилию бояр Квашниных. Иван Квашнин участвует в 1380 году в Куликовской битве, служит воеводой в Костроме. В честь победы на Куликовом поле Иван Квашнин в 1390 году при впадении Сходни в Москва-реку заложил Спасо-Преображенский мужской монастырь, где и был похоронен после смерти. Иван Квашнин успел воспитать трех сыновей, двое из которых стали родоначальниками бояр Квашниных. Третий сын - Василий Иванович Квашнин отличался отменным ростом и толщиной, за что и был прозван "Туша", ему и достались в наследство сходнеские наделы. Но, как и в случае с фамилией Квашнины, вышедшей из прозвища - "Квашня", Василий Иванович Квашнин стал Василием Ивановичем Тушиным, его потомки - боярами Тушиными, а село Коробово - Тушино. Бояре Тушины были воеводами в Себеже, Ивангороде, Пронске и Костроме. В летописях упоминается, что в 1536 году селом Тушино владеет храбрый воевода Тушин. Последним в летописях упоминается боярин Ждан Тушин, который был послом Ивана Грозного при дворе германского императора Рудольфа и датского короля Христиана. К 1570 году, во времена правления Ивана Грозного, мужская линия рода Тушиных внезапно обрывается. Может быть, это явилось следствием репрессий царя. В это время дочь последнего боярина Тушина - княгиня Теляковская - все свои наследственные владения передает в Спасо-Преображенский монастырь "на помин усопших отца своего и брата Тушиных", а сама постриглась в монахини. Теперь Вы знаете кому обязан своим возникновением знаменитый российский боярский род Квашниных-Самариных.Вот мы и воздали должное нашим землякам:Волынцу и Галичанину.Пусть знают наших.Шануймося,пишаймося,бо ми того варті!
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Бенни
Administrator
    
б. Бенедикт
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2542
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #124 В: 01/16/08 в 21:14:17 » |
Цитировать » Править
|
Есть и другие версии происхождения Боброка. См. http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?t=1828 и далее по ссылкам.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #125 В: 01/16/08 в 22:31:22 » |
Цитировать » Править
|
Все это,конечно,версии преданий "старины глубокой".
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #126 В: 01/17/08 в 13:53:48 » |
Цитировать » Править
|
Боже, а я так испугалась, откуда взялась новая тема и о чем она
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #127 В: 01/19/08 в 00:09:15 » |
Цитировать » Править
|
Я решил переименовать тред,Антонина,т.к тематика уже давно вышла из границ описания одной лишь Грюнвальдской битвы. По поводу спора о родстве терминов русский,русин,руський нашел интересную статью и привожу выжимки из нее: Русины живут по обоим склонам Карпат, в Галиции (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области Украины, а также принадлежащая сейчас Польше трагическая Лемковщина), Буковине, Венгрии, Румынии, Молдавии. Предки русинов жили и в низовье Эльбы, откуда их немцы частично вытеснили на Восток и Юго-восток, а оставшуюся часть практически полностью ассимилировали. Русины принадлежат к малороссам, отличаясь от них особенностями языка и этнографическими признаками. Это является следствием их шестисотлетнего отделения от основной части русского народа; и нахождения все это времени в оккупации. Сами русины зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, русскими они также называют свой народ, язык и веру. Но, как и раньше, в дальнейшем я буду называть их русинами (хотя это и не правильно) – чтобы постоянно не уточнять о каких русских, собственно говоря, идет речь в данный момент. Русские жители Румынии и Молдавии зовут себя руснаками. И все их соседи: волохи (румыны), мадьяры, словаки и немцы называли этот народ не иначе как русским. Словаки и румыны называли русинов – «рус», немецкие колонисты (поселившиеся в этих краях еще в 12 столетии) – «русс», мадьяры – «орос». Русины распадаются на мелкие группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и национальной одеждой... Отдельно стоит упомянуть названия «бойки» (от слова бойкий), и «лемки» (от слова «лем» – лишь: «Я маю лем одну корову».) И бойки и лемки – это названия, данные им соседями, сами себя и они называют русинами. В 1890 году количество русинов в Австро-Венгрии было 3 105 221 человек, из них в Галиции – 2 835 674 человек. Одной из древнейших коренных областей проживания русинов является Прикарпатская Русь. В настоящее время это самая чистая ветвь потомков древней Руси. Именно здесь наиболее сохранились древнерусский язык и культура. Традиционное имя русин сохранилось в Прикарпатье с 9 века до настоящего времени. Во время переписи населения в 1930 году официально признало себя русинами 60% жителей края.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #128 В: 01/21/08 в 13:56:14 » |
Цитировать » Править
|
Какие-то в этой статье странные смеси с Эльбой, чистыми потомками и древнерусскими языком и культурой... Какой это год?
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #129 В: 01/21/08 в 18:54:01 » |
Цитировать » Править
|
Статья довоенная.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Kurt
Beholder Живет здесь
    
Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3164
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #130 В: 01/21/08 в 22:44:01 » |
Цитировать » Править
|
Видел в одном личном фонде экс-архива Института марксизма-ленинизма в Москве комментарий переводчика к немецким материалам по оккупации Беларуси: "Weissruthenien (Белая Рутения)" - и дальше о Руси-Рутении, Закарпатье, закарпатских русинах и т.п. Ниже приписка партийного начальника (который хотел книжку об оккупации писать): "Идиотизм".
|
|
Зарегистрирован |
З павагаю, Kurt/Lenwe the Green Elf
"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R) "There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #131 В: 01/21/08 в 23:00:07 » |
Цитировать » Править
|
Так у партийных бонз в то время совдепии на все разумное,что шло в разрез с политикой партии и правительства была единая резолюция.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder Живет здесь
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #132 В: 01/22/08 в 13:54:40 » |
Цитировать » Править
|
Но в данном случае он прав.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
Oetavnis
Завсегдатай
   
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 189
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #133 В: 01/25/08 в 17:25:07 » |
Цитировать » Править
|
Quote:Чуть испугавшись – ой-ой-ой, не слишком ли громогласно? |
| Я цитировал патриотическую популярную книгу. Это типичный для них стиль. Да и времена были громогласные – вы хотя бы на выражение лица Витовта на картине Матейки «Грюнвальдская битва» посмотрите. Так что пафос тут как раз к месту. Quote:Вы каких детей Витовта,убитых Орденом, имели в виду?Насколько мне известно,единственная дочь Витовта-Софья-вышла замуж за московского князя Василия І,чем укрепила московско-литовскую партию. |
| Разумеется, я имел в виду не дочь. Это весьма известная красивая история, её еще обычно пересказывают с таким поэтическим видом – как Орден согласился помочь Витовту только при условии, что он оставит своих детей у них в заложниках, как Витовту пришлось нарушить соглашение, как крестоносцы убили детей, и как Витовт потом жалел, потому что больше сыновей у него не появилось. Если вас интересуют упоминания об этом случае в интернете, то например http://www.library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1144790192&archive=&start_from=&ucat=8& Quote:В конце июня 1392 г. Витовт перешел на сторону Ягайло, сжег несколько замков тевтонских рыцарей (после этого крестоносцы убили двух сыновей Витовта, которых удерживали в качестве заложников). |
| И есть даже гравюра 19 века, изображающая двух прелестных играющих детей, к которым со спины подбираются крестоносцы с кинжалами.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
olegin
Живет здесь
    
Я люблю этот форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3520
|
 |
Re: ВКЛ и Речь Посполитая до Грюнвальда и после не
« Ответить #134 В: 01/25/08 в 22:02:22 » |
Цитировать » Править
|
on 01/25/08 в 17:25:07, Oetavnis wrote: Я цитировал патриотическую популярную книгу. Это типичный для них стиль. Да и времена были громогласные – вы хотя бы на выражение лица Витовта на картине Матейки «Грюнвальдская битва» посмотрите. Так что пафос тут как раз к месту. |
| Яну Матейке на этой картине позировал литовский князь-львовянин,депутат Галицийского Сейма,Адам Сапега-известный у нас магнат и меценат,горячий патриот Польши,участник восстания 1863 г.(Он сформировал за свой счет 5-и тыс.корпус,который был разгромлен российскими войсками,а князь экстрадирован в Галицию и прощен Францом Иосифом,т.к. в свое время много сделал для Австрии,представляя в Вене в "Избе Панув" Галицийских магнатов и получив от Императора Орден Золотого Руна).Дворей князей Сапег(отца-Леона и сына-Адама) частично сохранился у нас во Львове по ул.Коперника(Сейчас-это Дом архитектора). Материалы о князе на Польской Википедии:http://pl.wikipedia.org/wiki/Adam_Stanisław_Sapieha Quote:Разумеется, я имел в виду не дочь. Это весьма известная красивая история, её еще обычно пересказывают с таким поэтическим видом – как Орден согласился помочь Витовту только при условии, что он оставит своих детей у них в заложниках, как Витовту пришлось нарушить соглашение, как крестоносцы убили детей, и как Витовт потом жалел, потому что больше сыновей у него не появилось. Если вас интересуют упоминания об этом случае в интернете, то например http://www.library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1144790192&archive=&start_from=&ucat=8& |
| О его малолетних детях от брака с смоленской княжной Анной Святославовной очень мало информации-в основном одни легенды. Витовт Кейстутьевич был женат трижды. Его третьей женой с 1418 г. была княжна Ульяна Ивановна Гольшанская, от этого брака детей не было. От первого брака у Витовта было два сына Иван и Юрий, которые были, якобы, отравлены в Кёнигсберге меченосцами, и дочь Софья (1371-1453). Ссылка:http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2010 Точнее Анна Святославовна кн. Смоленская (дочь Святослава Ивановича кн. Смоленского) Другая жена - Мария Андреевна кн. Лукомская и Стародубская. Последняя - третья жена (с 1418 г.) - Ульяна Ивановна кн. Ольшанская (ум. 1448) - это ее второй брак, в первом она была за Иваном Мстиславовичем кн. Карачевским. Ссылка:http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=1917&st=40&start=40 Далее снова о женах Витольда(Витаутаса,Витовта и Александра при крещении в Трокском замке),но снова ничего нет о судьбе его малолетних детей. Ссылка:http://www.rchgi.spb.ru/Pr/bchm00/ivanov.htm Ищем далее:Гедиминовичи.Потомки Кейстута.Здесь видим,что кроме Софии,у Витовта были двое сыновей-Иван и Юрий:http://www.hrono.info/geneal/geanl_lt_12.html В Хроносе о детях Витовта ничего не упоминается:http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vitovt.html Теперь переходим к легендам Рынского Замка(сейчас-территория Польши),где Первым комтуром был Фридрих фон Валленрод (брат Конрада фон Валленрод, Великого магистра Тевтонского ордена - 1391-1393) и где по преданию в стену замка была заживо замурована тевтонами княжна Анна(жена Витовта) вместе со своими детьми:http://www.zamekryn.pl/ru/o-zamku/legendy.html Еще интересная информация:обнаружен пояс Витовта и сейчас проводится его экспертиза на атрибутировку:http://community.livejournal.com/medieviste/332734.html
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|