Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/04/20 в 12:28:37

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Музыкальные традиции Львова:от классики до джаза »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Музыкальные традиции Львова:от классики до джаза
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Музыкальные традиции Львова:от классики до джаза  (Прочитано 4879 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Музыкальные традиции Львова:от классики до джаза
« В: 12/17/07 в 18:05:41 »
Цитировать » Править

Ранее мы уже рассказали о музыкальной деятельности во Львове и Галиции младшего сына знаменитого Моцарта в отдельной теме,а также о творчестве и деятельности композиторов Львовской консерватории таких как Людкевич и Колесса,в отдельном посте была выложена творческая биография нашей знаменитой оперной певицы-Кульчицкой.
Теперь поговорим о становлении классической музыкальной школы во Львове и тех людях,кто стоял у ее истоков:
 
Эльснер (Eisner) Юзеф Антоний Францишек (1.06.1769, Гродкув, Силезия, - 18.4.1854, Эльснерово, близ Варшавы) - польский композитор, дирижёр, педагог.  
Учитель Фредерика Шопена:
Был дирижёром оркестра немецкого театра в Брно (1791- 1792), основал Музыкальную академию и Филармоническое общество во Львове. С 1799 работал в Варшаве. Был главным дирижёром "Театра Народовы" (1799-1824). Организовал начальную музыкальную школу (1811), музыкальное отделение при Драматической школе (1817, в 1821 преобразована в институт музыки и декламации; он был его ректором и профессором). Преподавал в Варшавском университете (1824-31), Главной музыкальной школе (был её руководителем в 1826-31, в 1826-29 у Эльснера учился Ф. Шопен), Школе пения при "Театре Народовы" (1831). Юзеф Эльснер (1789 - 1854). Он посвятил свою жизнь разносторонней музыкально - просветительской деятельности. В течение многих лет Эльснер состоял директором Национальной оперы, затем возглавлял основанную в 1821 году Варшавскую консерваторию, несколько позже получившую наименование Главной школы музыки, где преподавались музыкально-теоретические предметы. В Главную школу музыки Шопен поступил осенью 1826 года после окончания лицея. В консерватории он занимался теоретическими предметами и композицией под руководством Ю. Эльснера, у которого, по-видимому, брал уроки еще до поступления. Эльснер, многоопытный педагог, умный и чуткий руководитель, бережно охранял своеобразный талант юного музыканта. Осторожный в высказываниях, скупой на похвалы Эльснер, наблюдая в течение трех лет за музыкальным развитием своего ученика со все большим энтузиазмом отмечает его успех и необычайный творческий рост. На исходе первого года занятий в 1827 году он пишет в отчете: «исключительные способности». В 1829 - год окончания консерватории - «исключительное дарование, музыкальный гений».
 
Основал ряд музыкальных обществ. Писал теоретические и критические статьи, был редактором сборников польских народных песен. Один из основоположников польской национальной оперы (автор 45 опер, зингшпилей, мелодрам и других сценических сочинений). Продолжая традиции венской классической школы, в то же время опирался на польский музыкальный фольклор. Среди сочинений - оперы "Султан Вампун" (1800), "Лешек Белый" (1809), "Король Локетек..." (1818), 8 симфоний, полонезы для оркестра; струнное трио, 11 струнных и 2 фортепьянных квартета, скрипичные дуэты, пьесы для фортепьяно, кантаты, мессы, хоралы и другие культовые сочинения.  
 
А вот ученик самого Шопена, львовский пианист и педагог армянского происхождения Кароль Микуля, как окзалось, сознательно ориентировался в своем песенном творчестве на романтическую австро-немецкую Lied и писал музыку на немецкие тексты.Он долгое время учился у Ф.Шопена в Париже,затем начал распространять его музыку по всей Польше и в частности у себя в Галиции,где после Моцарта-младшего возглавил музыкально-хоровое общество им.Св.Цецилии после реорганизованное в консерваторию.
Например,этюды Фридерика Шопена (1810-1849) публиковались под редакцией его ученика и ассистента Кароля Микули (1821,Львов – 1897,Львов).
В своей работе, завершенной в 1879 году, Микули опирался на уникальные материалы: прежде всего, на подлинные автографы, а также на прижизненное парижское издание фортепианных произведений Шопена (с его собственноручными пометками), по которому композитор занимался со своими учениками. О песнях Микули рассказала, продемонстрировав их образцы, исследовательница из Львова Люба Кияновская. Недавно она защитила докторскую диссертацию, посвященную музыке Галиции — края, в развитии культуры которого равным образом участвовали украинцы, поляки, австрийцы, представители других соседних народов.Кароль Микули вырастил во Львове целую плеяду не только европейски известных пианистов,но и звезд мирового уровня.
 
Мориц Розенталь (18.12.1862,Львов — 3.09.1946,Нью-Йорк) — последний представитель шопеновской и листовской традиции. Он родился в Львове, где учился в 1872–1874 годах у великого пианиста Кароля Микули, который был любимым учеником Фредерика Шопена, затем стажировался у Р. Джозеффи в Вене и завершил свое образование в Веймаре у самого Ференца Листа (1876–1878). Игре Розенталя были присущи грация, изящество, легкость, виртуозный блеск и светская элегантность — словом, все лучшие черты исполнительской школы Шопена и Листа. После такой аттестации ожидаешь услышать нечто потрясающее, но технические несовершенства ранних грамзаписей всё же не дают в полной мере представления об игре одного из самых великих пианистов XX века. Единственное, что заметно,— это особая манера рубато — свободного произнесения мелодии, особенно в кадансах, когда последний мотив замедляется и подается как бы крупным планом, а мелодия парит в своем независимом ритмическом измерении, словно не замечая мерного волнообразного движения пассажей сопровождения. Как ни странно, кульминация сыграна не столь уж совершенно технически — но так ли важна формальная чистота, когда с нами говорит медиум музыки Листа и Шопена?
 
Мечислав Хоршовский (польск. Mieczysław Horszowski; 23 июня 1892, Львов — 22 мая 1993, Филадельфия) — польско-американский пианист и музыкальный педагог.
 
Первые уроки игры на фортепиано получил у своей матери, ученицы Карла Микули. Затем учился в Вене у Теодора Лешетицкого. С девятилетнего возраста начал концертировать и к 1911 г. устал от карьеры вундеркинда и решил отказаться от музыкальной деятельности и изучать в Париже литературу и философию. Однако Пабло Казальс убедил Хоршовского отказаться от этого решения. Хоршовский поселился в Милане и гастролировал по всему миру, а в 1940 г. переселился в Нью-Йорк и затем в Филадельфию, где преподавал в Кёртисовском институте: его учениками были, в частности, Ричард Гуд, Мюррей Перайя, Антон Куэрти и др.
 
В репертуаре Мечислава Хоршовского важное место занимали как Моцарт и Бетховен, так и композиторы XX века — Венсан д'Энди, Артюр Онеггер, Кароль Шимановский, Игорь Стравинский, Богуслав Мартину, Эйтор Вилла-Лобос и др.
 
Лучший из оркестров так называемой "золотой эры" танцевальной музыки - оркестр под управлением Марека Вебера, виртуозного скрипача, выдающегося шоумена, блестящего дирижера во главе созданного им коллектива.  
 
Марек Вебер родился 4 ноября 1888 года в австрийском городе Лемберге. С ранних лет скрипка настолько увлекла его, что ничем кроме музыки мальчик не мог заниматься. Сценический дебют Марека состоялся необычайно рано. В 12 лет он выступил на сцене в Черновцах. Успех скрипача-вундеркинда настолько окрылил дирекцию варьете, что ему тут же предложили гастрольный контракт на год. Вопреки воле отца, который мечтал, чтобы его сын получил медицинское образование, юный музыкант бежит из дома, но в скором времени возвращается. Отец признал за сыном право стать музыкантом. И однажды Европа услышала его оркестр. "Как замечательно звучит скрипка самого Марека Вебера! Говорили, что он играет на Страдивари", - рассказывает ведущий программы.  
 
Самая знаменитая запись оркестра Марека Вебера - пасодобль "Рио-Рита". В начале 30-х годов появился на американских экранах фильм "Рио-Рита". И вот пасодобль из этой картины кто только не исполнял, самые различные оркестры. Можно отдавать предпочтение одному или другому коллективу, но Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она блистательно сыграна. Джаз-оркестр Марека Вебера разогнал Гитлер в 1933-м, когда пришел к власти, как порождение негров и евреев.  
 
Творческий путь:
В 1906 году Вебер поехал в Берлин учиться в Stern’schen Konservatorium. В 1908 году у Вебера уже был свой первый оркестр, а с 1914 года он управлял салонным оркестром берлинского отеля «Adlon». С начала 1920-х гг. танцевальный оркестр Марека Вебера стал записываться для Parlophon, затем для Deutsche Grammophon и с 1926 года на для Electrola. В эти годы оркестр Вебера был одним из самых популярных в Европе. Репертуар оркестра был типичным для своего времени (польки, вальсы, танго, фокстроты и т. п.), и хотя сам Вебер недолюбливал современный ему джаз, в составе ансамбля работали лучшие музыканты-джазмены берлинской сцены. Имя Вебера было на афишах почти всех крупных отелей Берлина.
 
В 1933 году Вебер эмигрировал в США, где какое-то время выступал с оркестром. После войны он завёл ферму и вёл уединённый образ жизни. Умер Вебер в Чикаго 9 февраля 1964 года.
 
 
 
 
 
« Изменён в : 02/06/08 в 10:55:05 пользователем: olegin » Зарегистрирован
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #1 В: 12/18/07 в 09:43:49 »
Цитировать » Править

Кстати, именно Мареку Веберу обязано "раскруткой" знаменитое танго Оскара Строка "О, эти черные глаза" - оркестр Вебера был его первым исполнителем.
записи оркестра до сих пор переиздаются на дисках, часто звучат на радио. на первом месте, разумеется"Рио-Рита", немногим уступает "Китайская серенада" .
Вообще, не только довоенная Германия, но и Польша, и Прибалтика были в джазовом отношении весьма продвинуты. В Берлине прославился "белый Армстронг" - Эдди Рознер, в Варшаве работал Ежи Петербургский, чье танго "Последнее воскресенье" ( у нас известное как "Утомленное солнце") стало символом времени, в Риге - Оскар Строк... Всему этому, как было упомянуто, с приход к власти Гитера пришел конец.
Жизнь Марека Вебера после эмиграции, несомненено, сложилась в бытовом отношении благополучнее, чем у Рознера или Строка, но прежней популярности у него не было. Его исполнительская манера считалась слишком "европейской", и не вписывалась в американскую традицию.
Извините за оффтоп.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #2 В: 12/18/07 в 12:56:42 »
Цитировать » Править

Спасибо,nava,за дополнение.Извиняться не надо-что в самом деле за церемонии!Всегда рад любому мнению и готов спорить и обсуждать:так что заходите в гости почаще!Насчет популярности его в США-вы правы:она пошла на спад.В Европе он был номер 1,а здесь негритянский("черный джаз")-одни Луи Армстронг с Майлсом Девисом чего стоят!А теперь о Эдди Рознере: Поначалу Рознер, выбравший себе псевдонимы "Ади", "Джек" и "Эдди", выступает в оркестре Марека Вебера, а затем переходит в джаз Стефана Вайнтрауба, чья джазовая направленность, в отличие от оркестра Марека Вебера, была более ярко выражена.Далее его карьера складывалась гораздо благополучнее Марека.
Зарегистрирован
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #3 В: 12/18/07 в 13:10:55 »
Цитировать » Править

До поры до времени.
Пока в лагерь не попал. Уже в советский. Правда, сумел пережить и вернулся на сцену.
Что касается Строка, то ему в сравнении с Рознером несколько более "повезло" в период "борьбы с космополитизмом" - его не посадили, а только запретили исполнять его музыку.Петербургский как-то сумел  после войны гонений избежать, но по свету его помотало изрядно.
Поэтому я и сказала, что Вебер более удачлив - но не на творческом уровне.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #4 В: 12/18/07 в 17:51:40 »
Цитировать » Править

Интересные статьи:
 
---Об Оскаре Строке:http://tangoman.narod.ru/oskarstrok2.htm
 
---О Эдди Рознере:http://www.kackad.com/article.asp?article=274
 
     http://www.nestor.minsk.by/jz/articles/1998/06/jz0611.htm
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #5 В: 12/18/07 в 19:43:36 »
Цитировать » Править

ИСТОРИЯ ЛЬВОВСКОЙ ОПЕРЕТТЫ
 
   
ЛЬВОВЯНИН, ОПЕРЕДИВШИЙ БОРОДИНА
Автор: Сергей ГУПАЛО  
Станислав Дунецкий
 
Известно, что первым создать оперетту в России попытался Александр Бородин в 1867 году. Но многие ли знают, что во Львове украинская оперетта существовала с 1859 года? История музыки рассказывает о становлении и развитии украинской оперетты на театральных подмостках Киева, Харькова, Одессы. Есть даже утверждение, что украинская оперетта родилась во время советской власти в 1936 году. Имеется в виду «Сорочинская ярмарка».  
 
Конечно, по идеологическим мотивам утверждение, что на территории СССР оперетта иного народа существовала раньше российской, появиться не могло. Но именно украинская оперетта, родившаяся во Львове, была первой в славянском мире! В середине XIX века это вызвало восхищение даже у гордых поляков, которые, как и украинцы, притеснялись Россией, Австрийской империей и Австро-Венгрией. До этого времени в Европе, как известно, господствовала так называемая парижская оперетта, за ней — венская. Кстати, в Санкт-Петербурге театр «Буфф» возле Александринского театра, где представлялись иностранные оперетты, соорудили только в 1870 году. В то время оперетта как грозное оружие сатиры и юмора для высокопоставленных лиц была нежелательным видом искусства. В Российской империи особенно музыкальные цензоры относительно оперетты держали ухо востро.
 
А вот во Львове австрийские чиновники от искусства разрешили некую вольность. В этом городе нарушителем театрального спокойствия стал Станислав Дунецкий. Представитель украинской шляхты (фамилия его предков была Дунец) удивил не только Львов, но и европейские театры. Львовянин Станислав Дунецкий взбудоражил и рядовую публику, и великих композиторов, которые напророчили ему большое будущее.  
 
Во Львове в середине XIX столетия появилось именно то, чего подспудно ожидали многие. Украинская оперетта в стиле буфф отвечала украинской, польской и еврейской ментальностям. И хотя ставленниками Австрийской империи во Львове были поляки, которые обязывали композитора использовать либретто только на польском языке, простолюдины древнего Львова ощутили, что театры не только для аристократии.
 
Станислав Дунецкий родился 25 ноября 1839 года во Львове в семье известного адвоката. Долгое время он прожил в городе Жовква, где его мама была управляющей имением знаменитых Собеских. Именно мама, умелая пианистка, привила Станиславу любовь к музыке.
 
Как известно, в середине XIX века не только во Львове, но и во всей Европе господствовала немецкая и австрийская музыка. И юному музыканту очень повезло на еще одного учителя пения. Это был младший сын известного композитора В.-А.Моцарта Вольфганг. А игре на фортепиано Дунецкого учил лучший воспитанник Шопена Кесслер.
 
После окончания Львовской музыкальной студии Станислав Дунецкий учился в Липской консерватории, где подружился с американским скрипачом Ваузханом и где окончательно убедился в своих потенциальных возможностях.  
 
И вот позади четырехлетняя учеба. Станислав Дунецкий возвращается в родной Львов. Ему только девятнадцать, но он очень смел и уверен в собственных силах. Концерт Дунецкого, состоящий из симфонии и песен, имел большой успех. Такого во Львове еще не видели. Но молодой человек неожиданно направил свои силы в иное русло. Оказалось, что классическая музыка ему не по душе. Станислава Дунецкого околдовала оперетта Ж.Оффенбаха «Орфей в аду». Он уловил, что необычный этнос Львова жаждет не того, что предлагали австрийские музыканты и композиторы. Так родился львовский буфф, именно в таком стиле начал сочинять оперетты молодой композитор.
 
Это было своеобразным вызовом тихой театральной жизни. Однако перед Станиславом Дунецким возникла и проблема: во Львове никто ему не хотел писать либретто, чтобы не быть причастным к такой «ереси». И тогда Станислав Дунецкий написал либретто сам! Так в мае 1859 года во Львове появилась оперетта «Корилла». Ощутимого успеха не было. Публика по-разному относилась к сочинению, имевшему заметные недостатки. Молодой композитор не был удовлетворен достигнутым, а потому уехал учиться в Венскую консерваторию. Затем повышал профессиональный уровень в Брюсселе, где им восхищался непревзойденный «герольд» новой инструментовки Гектор Берлиоз.
 
Музыкальное образование Станислав Дунецкий завершил в 1863 году. Возвратившись на родную землю, он работает капельмейстером Черновицкого театра, совершенствует свой стиль, делает много творческих наработок.
 
Молодого композитора восхищает Ж.Оффенбах. Но в провинции у него не только нет единомышленников, здесь даже слово «оперетта» пахнет развратом. А вот во Львове к оперетте тогда уже привыкли, просто ассоциировалась она с немецкими и австрийскими театрами. Станиславу Дунецкому показалось, что именно в родном городе он сможет реализовать свою мечту.  
 
И вот он на Львовщине. Вблизи Олеска и Пидгирцев вместе с братом Павлом собирает местный фольклор, пишет оперетту «Пажи королевны Марысеньки». Это был новый буфф. Вдохновленный Гектором Берлиозом, молодой сочинитель трудится неустанно. Авторитетный в то время Анчиц в элитарном Dzienniku Literackim заметил: «Станислав Дунецкий выработал свой собственный стиль, который оригинален настолько, что Дунецкого можно узнать среди тысячи других; и хотя львовский композитор воспитан на французском искусстве, у него есть то важное, что так необходимо для великих творцов, а еще у него есть в творчестве характер чисто славянский». (Слова «украинец», «украинский» на территории Австрийской империи и Австро-Венгрии в официозе не использовали.) Так львовянин, представитель украинской полонизированной шляхты стал первым из славян, кто сочинил оперетту. Только через три года российский композитор Александр Бородин сделает подобную попытку, но его постигнет неудача.
 
Оперетта «Пажи королевны Марысеньки» Станиславу Дунецкому доставит много неприятностей со стороны властей. Ему запретят именовать королем главное действующее лицо произведения, поэтому Ян станет князем, а гетман Мазепа вообще останется без фамилии. Но наиболее удачный и смелый буфф Станислав Дунецкий предоставит зрителям в 1866 году. «Соблазн, или Хохлик» сотрясет не только театральные подмостки, но и дремавшую совесть. Сатира и юмор в буффе окажутся неожиданно смелыми. Слово «хохлик» в то время означало «хохол», то есть «украинец», а по-польски — еще и домовой. И вот в оперетте Хохлик склоняет молодого жениха к пьянству, убийству и любви. Происходят и другие необычные «преобразования» в оперетте, обнажая существенные недостатки людей, высмеивая человеческую глупость. Это сочинение имело наибольший успех не только во Львове, но и в Кракове, Праге, Берлине. Молодой композитор из Львова стал известен на всю Европу. Но он не остановился на достигнутом, сочиняет еще «Месть Стаей», «Панну Присю», «Одалиски», пишет песни.
 
В 1866 году молодого композитора вдохновило «Слово о полку Игореве». Ощутимый источник для творчества Станислав Дунецкий увидел в эпосе родного народа, поэтому на время отказался от излюбленного приема в стиле буфф, решив сочинить музыкальную поэму. Напомним, что лишь в 1869 году Александр Бородин решит написать оперу «Князь Игорь»; тогда Станислав Дунецкий уже будет завершать свое сочинение.
 
Поэма была в вагнеровском стиле. Вместе с братом Павлом Станислав Дунецкий длительное время изучал «Слово о полку Игореве». Работа львовского композитора над собственной поэмой «Игорь» обсуждалась на Европейском съезде музыкальных критиков, состоявшемся в Вене в 1866 году. Мнение было единогласным: «Замысел молодого львовского композитора — путь к новой школе, что в ближайшее время станет эпохальным в музыкальной жизни». Итоги Венского съезда освещал во Львове Dziennik Literacki, и высокая оценка «нарушителя театрального спокойствия» удивила многих заангажированных театралов.
 
В 1867 году Станислав Дунецкий вместе с братом много работал над «Игорем» в Олешкове, что возле Коломыи. А еще — лечился, поскольку у него обнаружили туберкулез. В местных гуцулах Дунецкий почувствовал много родственного «Слову…», и это придавало ему сил. Но здоровье было подорвано серьезно. Страшная, неизлечимая на то время болезнь забирала силы.  
 
Осознавая, что жизнь кончается в начале творческой карьеры, Станислав Дунецкий уезжает в Венецию, где климатические условия и хорошие врачи продлили его жизнь еще на год. До последнего дня — 16 декабря 1870 года — Станислав Дунецкий работал над песней Ярославны для своего «Игоря».
 
Ему так и не удалось усовершенствовать любимое дитя — украинскую оперетту. Не успел он дописать и поэму. Болезнь оказалась непобедимой. Брат композитора Павел почему-то не обнародовал почти оконченного «Игоря». Все это привело к тому, что и сочинения, и самого «отца» так называемой славянской школы оперетты забыли. Кстати, в последние дни жизни Станислава Дунецкого с ним работала питерская оперная певица Барановская, выступающая под псевдонимом Пальма. Не она ли известила санкт-петербургских либреттистов и композиторов об эпическом произведении львовского композитора? Не здесь ли истоки оперы «Князь Игорь» Александра Бородина?
 
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #6 В: 12/18/07 в 20:15:43 »
Цитировать » Править

ИСТОРИЯ ЛЬВОВСКОЙ ОПЕРЫ
 
 
ОПЕРНАЯ СТОЛИЦА ГАЛИЧИНЫ — ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ
 Марина ЧЕРКАШИНА  
 
Оперный театр во Львове, как и отдельные города, селения и даже целые народы, имеет несколько дат рождения, расстояние между которыми измеряется столетиями. За 225 лет, когда и были сделаны первые шаги созданного в тогдашней столице королевства Галичины и Лодомерии постоянно действующего «кесарско-королевского привилегированного театра», менялись здания, в которых работала труппа, направленность репертуара и сам характер деятельности, изменения касались и национального облика театра. На первых порах был он австро-немецким, наследовал во всем великую имперскую столицу и европейский центр культуры — Вену. В репертуаре господствовали немецкоязычные драмы, предназначенные для привилегированного слоя населения — государственных служащих, австрийской аристократии. Для более демократичной разнонациональной аудитории, состоявшей из украинцев, поляков, евреев, армян, ставили музыкальные представления. Среди последних на первых порах предпочтение отдавалось немецким зингшпилям, то есть пьесам, в которых музыка чередовалась с разговорными сценами. Но постепенно театр из драматически-музыкального превратился в музыкальный. Оперные представления начали определять репертуар, поскольку более соответствовали пестрому составу населения города.
 
Львов во всем, в том числе в музыкально-театральной жизни, стремился быть похожим на маленькую Вену. Львовяне имели возможность знакомиться с популярными в Европе оперными произведениями, с балетами и пантомимами, слушать гастрольные выступления известных певцов. Театр имел постоянный состав солистов и хористов, свой оркестр, которым руководили опытные дирижеры. Оркестр играл важную роль в развитии музыкальной жизни города, не только участвовал в представлениях, но и давал самостоятельные концерты. Австрийский театр во Львове осуществлял официальную политику онемечивания. Это вызывало двойное отношение к его деятельности и в конце концов привело к окончательному падению. Но он прекратил свое существование лишь после более чем столетней истории, преисполненной разнообразных событий, взлетов и кризисов, смены антрепренеров, от таланта и вкусов которых зависело все: формирование труппы, приглашение солистов и дирижеров, выбор репертуара.
 
Несмотря на то, что австрийская сцена помогла столице королевства Галичины утвердить себя в качестве европейского города с развитой культурной средой, польское и украинское население Львова стремилось иметь свой театр. С конца ХVIII века тут начинает свою деятельность один из основателей польской театральной культуры Войцех Богуславский. Австрийская и польская антрепризы долгое время существуют не только в соперничестве, но и в определенном взаимодействии. Богуславскому удалось привлечь к сотрудничеству известного композитора и дирижера, немца по происхождению, Юзефа Эльснера, будущего учителя Фредерика Шопена. Эльснер приехал во Львов в 1792 году, в начале своей карьеры, его пригласили на должность капельмейстера немецкого театра. На немецкие тексты были написаны и его первые оперы. Со временем он выполняет заказы Богуславского и пишет произведения для польской сцены.  
 
Польская опера утверждается во Львове как культурная ячейка, выполняющая важные национально-патриотические функции. Произведения исполняются здесь на польском языке, печатаются польские переводы либретто самых популярных опер общеевропейского репертуара. Значительное место в афише занимают произведения польских композиторов. Польская оперная труппа из Львова с успехом гастролирует в Кракове, Перемышле и других городах. Здесь вместе работают артисты как польского, так и украинского происхождения. Конечно, говорить о полнейшей гармонии национальных отношений не приходится. Украинское население Галичины испытывало притеснения и не имело возможности свободно развивать собственную культуру. Однако существование в совместном пространстве диктовало свои требования и накладывало отпечаток на процесс формирования украинской культуры в регионе, составлявшем зону этнического пограничья.  
 
Самостоятельная история украинской оперы началась во Львове лишь в 1939 году. В то же время политические события диктовали насильственное прекращение в бывшей столице Галичины, а теперь в провинциальном городе Советской Украины деятельности польского оперного театра. Долгое время эту деятельность изучали только польские исследователи. В украинских источниках об этом не упоминалось по известным причинам. Ситуация коренным образом изменилась в последние годы. Музыкальную культуру Галичины и контекст длительных польско-украинских отношений, сложившихся на этой территории, начали совместно исследовать украинские и польские музыковеды. Инициатором этого плодотворного начинания выступил Институт музыки Высшей педагогической школы в польском городе Ряшеве и его директор профессор Лешек Мазепа, руководитель отдела исследований музыкальной культуры этнического пограничья, председатель Ряшевского музыкального общества и к тому же — бывший львовянин. Учрежденные по его инициативе международные научные конференции Musica Galiciana проводятся поочередно в Ряшеве и в одном из украинских городов. По их материалам выпускаются научные сборники, печатающиеся на двух языках, — украинском и польском. Такое же двуязычие царит и на самих конференциях, участники которых понимают друг друга без перевода.  
 
Седьмая международная конференция Musica Galiciana проходила в Ряшеве и была посвящена 225-летию музыкального театра во Львове. В ней приняли участие музыковеды из Кракова, Варшавы, Вроцлава, Ряшева, из немецкого города Кемница, а также украинские исследователи из Львова и Киева. В их выступлениях была освещена разносторонняя деятельность австрийских, польских, украинских оперных и балетных трупп, существовавших во Львове и имевших значительное влияние на развитие музыкально-театральной культуры всей Галичины. Эти театральные центры удовлетворяли культурные потребности, вписывались в контекст европейской культуры своего времени и вместе с тем всегда воспринимались в их конкретной национальной определенности. При этом их политическая заангажированность проявлялась по-разному и получала в докладах научных работников различную оценку. Интересными были размышления львовских музыковедов Марии Загайкевич, Любомиры Яросевич, Любови Кияновской о художественной ценности воплощенных на львовской сцене оперных и балетных произведений украинских композиторов. Львовские исследовательницы справедливо подчеркивали решающее значение в формировании неповторимого облика львовского театра, благодаря постоянной работе над первочтениями новых произведений. Конечно, были спектакли разные, в том числе слабые в художественном плане, однодневки. Были и очень удачные работы, к которым, по мнению докладчиков, следовало бы возвратиться. Ведь без репертуарного поиска и без сотрудничества с современными мастерами театр будет обречен на провинциальную вторичность. А такая опасность возникала на протяжении долгих 225 лет как раз тогда, когда поиск нового прекращался из-за финансовых затруднений, театр начинал работать «на кассу» и забывал о своей миссии носителя национальных идеалов и вместе с тем общечеловеческих культурных ценностей.
 
Конференция в Ряшеве была прекрасно организована. Она проходила в красивом здании дворца Любомирских, где сейчас расположен Институт музыки Высшей педагогической школы Ряшева. Ее успешному проведению оказывали содействие такие солидные спонсоры, как министерство культуры и национального наследия Польши, министерство национального образования, маршальское управление Подкарпатского воеводства, банковый фонд им. Леопольда Кроненберга, воеводский дом культуры, ряшевская фирма GAJM.
http://www.zn.ua/3000/3680/31003/
 
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #7 В: 12/18/07 в 22:20:20 »
Цитировать » Править

ЛЬВОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР им.С.Крушельницкой
 
В конце XIX века было принято решение о строительстве Большого городского театра. В 1895 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект, в котором среди многих участников, была фирма «Г. Гельмер и Ф. Фельнер», построившая к тому времени более сорока театров в России и Австро-Венгрии, в Болгарии и Германии. Среди архитекторов, работавших в этой фирме, были такие известные мастера, как, например, автор проекта Краковского театра Я. Завейский.
 
Компетентное независимое жюри в Лейпциге единогласно признало наилучшим проект выпускника Берлинской архитектурной академии, директора Львовской высшей художественной школы З. Горголевского (1845-1903 гг.). Он удивил жюри выбором места для строительства, предложив центр города, хотя на то время место, выбранное Горголевским, было сильно застроено. Архитектор смело предложил «спрятать под землёй» речку Полтву, протекающую в этом месте, а вместо фундамента впервые в Европе использовал цельную бетонную основу.
 
Первый камень в основание театра был заложен в июне 1897 года. З. Горголевский сам руководил и земляными, и строительными, и распорядительными работами, привлекая к строительству лучшие львовские и зарубежные фирмы.
 
Основная нагрузка легла на известную в то время строительную организацию инженера И. Левинского. Для строительства использовались местные материалы. За границей изготавливались формы деталей из мрамора и специальное полотно для росписи фойе. Монтаж электрического освещения проводила австрийская фирма «Сименс», механизацию сцены — польская фирма из города Санок.
 
Строительство длилось почти три года. Оно было осуществлено на средства, выделенные городской управой и добровольные пожертвования. Стоимость строительства составляла 2,4 миллиона австрийских крон.
 
Театр построен в классических традициях с использованием форм и деталей архитектуры ренессанса и барокко, или в стиле, называемом «псевдоренессанс». Театр, богато декорированный как внешне, так и внутри, стал сосредоточением скульптурных и художественных произведений Западной Европы конца ХІХ столетия.
 
В отделке театра принимали участие такие мастера скульптуры, как П. Войтович, А. Попель, Е. Печ, Т. Баронч, художники: Т. Попель, М. Герасимович, Т. Рибковский, З. Розвадовский, С. Дембицкий, С. Рейхан.
 
Фото театра:http://image.otdihinfo.ru:8125/WWW/images/6902.jpg
А это река Полтва,которая протекает под нашей Оперой одетая в бетон:http://infostore.org/info/2523369/Poltva_040107_tm_i09.jpg?s=760&r=0
 
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #8 В: 02/05/08 в 23:43:22 »
Цитировать » Править

Совсем забыл рассказать о нашем знаменитом альтисте с мировым именем Юрие Абрамовиче Башмете:
 
 Во Львове к его пятидесятилетию музыковед Ирина Чернова-Строй издала книгу "Юрий Башмет - грани совершенства".      
Башмета, к  
сожалению, невозможно купить в Киеве. Говорят, весь тираж увез в Москву сам альтист.
А если учесть, что это первая книга о Башмете вообще (не считая его собственных воспоминаний "Вокзал мечты") с мизерным тиражом в 600 экземпляров, из которых 500 уехали с Башметом, то можно говорить о настоящем раритете. Автор писала книгу, не контактируя с Башметом, но прекрасно ориентируясь в его музыкальных записях и в уникальном архиве, собираемом отцом альтиста - Абрамом Башметом, живущим во Львове.  
Работу над этим подробнейшим архивом Абрам Борисович начал 30 лет назад, еще до того, как широкой общественности стало понятно, что его Юрочка - незаурядная личность. Со слов Абрама Башмета, этого Леопольда Моцарта современности, написана одна из важнейших глав книги - "Поклон матери".  
 
У Ирины Черновой-Строй готов и украиноязычный вариант книги, ничуть не уступающий русскоязычному. Но, видимо, к такому повороту событий наш книжный рынок не готов даже теоретически. Хотя сам Ю. Башмет написал автору: "С благодарностью и восхищением. Браво!" Вот был бы роскошный PR нашему книжному рынку, если бы на презентацию украинской версии книги в Киев приехал Башмет. Во Львове презентация русскоязычной версии уже прошла во Дворце Потоцких в присутствии Ю. Башмета. Но, как водится, осталась незамеченной отечественными СМИ.  
 
"Под таким уж небом и под такой уже звездой возник этот город, что как-то невольно рождается здесь стремление к прекрасному..." "Под таким уж небом и под такой уже звездой возник этот город, что как-то невольно рождается здесь стремление к прекрасному..." Эти слова принадлежат историку и поэту, бургомистру Львова XVII века Юзефу Бартоломею Зиморовичу.
Именно здесь мама - Майя Кричевер-Башмет - учительница-филолог (светлой памяти которой посвящена эта книга), на концерте в филармонии сказала маленькому сыну, указывая на музыкантов симфонического оркестра: "Вот и ты, когда станешь взрослым, тоже будешь сидеть на сцене". На что Юра ответил: "Нет, мама, я всегда буду стоять".  
 
Дед Башмета любил петь и танцевать. Именно он привез внукам пианино и электрогитару. Своего любимца Юру он баловал, посылая деньги даже после окончания учебы со словами: "Консерваторию он кончил, а кушать он не кончил..." Другой дедушка мог по слуху спеть скрипичный концерт Мендельсона, а бабушка Циля училась в консерватории по классу вокала. Другая бабушка - Дарья Шапченко - прекрасно знала и пела народные гуцульские песни.  
 
Отец, Абрам Башмет, предоставивший для книги уникальный семейный архив, был инженером. Обладатель баритона, он с удовольствием пел оперные арии и старинные романсы. Со своей женой, будущей матерью музыканта, тоже страстной поклонницей искусства, он познакомился в театре-студии.  
 
В семье уже рос сын Евгений, и матери, у которой было больное сердце и диабет, врачи запрещали рожать. Но она сказала: "Может, это будет необыкновенный ребенок, а я загублю талант..." И решилась. "Мама! Она была мудра и своей любовью вложила в меня уверенность, что у меня что-то получится", - говорит Юрий. После одного из его концертов во Львове, когда ему никак не удавалось погрузиться в импровизационное состояние, которое может в конце концов привести к вдохновению, мама сказала: "Знаешь что, дорогой, ты вырос в настоящего мастера, прекрасно играешь, мне очень понравилось. Тебя мучает, что не было вдохновения. Но этого не может быть каждый день в каждом концерте"...  
 
Юра рос веселым, гармонично развитым ребенком: играл на скрипке, альте, гитаре, электрогитаре, фортепиано, ударных. Увлекался прыжками в воду, фехтованием, катался на коньках и велосипеде, в совершенстве овладев такой дворовой премудростью, как езда на велосипеде задом наперед.
В юности он был поглощен джазом и легкой музыкой. С этим репертуаром они с братом даже выступали перед публикой. Позднее он стал играть в известной джазовой львовской группе Мирослава Скорика "Веселые скрипки". Объездив всю Украину, он слыл здесь популярным... гитаристом. Была и рок-группа: "Свой первый рок-коллектив я организовал еще во Львове, и, надо сказать, наша группа была довольно популярна. Кстати, я и альтом-то занялся именно из-за рока. Несколько больший по размеру и более низкий по звучанию альт долгое время оставался в тени, уступая почетное место не только скрипке, но и виолончели. Мне казалось, что, занимаясь на альте, я смогу больше времени уделять гитаре. Но классическая музыка все же взяла верх". Кстати, именно в этот период, когда Башмет играл на гитаре песни "Битлз", длинные волосы были в моде. Они остались у него такими и поныне.  
 
В гостеприимный дом на узенькой львовской улочке любили приходить друзья детства и юности, а впоследствии - выдающиеся коллеги Мстислав Ростропович, Гидон Кремер, Олег Каган. Здесь, например, Святослав Рихтер вкушал особенную икру из баклажанов. Ведь мама Юры Башмета была прекрасной хозяйкой и рукодельницей. Именно она придумала пришивать под левым плечом пиджака лоскуток, чтоб не протиралась ткань от постоянного трения с инструментом. А через много лет известный кутюрье прислал в подарок Башмету концертный смокинг с маминым изобретением...
 
Ссылка:http://www.pravda.ru/culture/2003/4/68/194/11465_Bashmet.html
 
 Он удостоен почетных званий Заслуженный артист РСФСР (1983 г.), Народный артист СССР (1991 г.), Государственной премии СССР (1986 г.). Государственных премий России (1994 г. , 1996 г. ), премии Аward-1993 — «Лучшему музыканту-инструменталисту года» (этот титул сродни кинематографическому «Оскару»). Юрий Башмет — почетный академик Лондонской академии искусств.
 
В 1995 году он награжден одной из самых престижных в мире премий Sonnings Musikfond, присуждаемой в Копенгагене. Ранее этой премии были удостоены И. Стравинский, Л. Бернстайн, Б. Бриттен, И. Менухин, И. Стерн, А. Рубинштейн, Д. Шостакович, М. Ростропович, С. Рихтер, Г. Кремер.
 
В 1999 году указом министра культуры Франции Юрию Башмету присвоено звание офицера изящных искусств и словесности.Президент Италии присваивает ему звание командора ордена «За заслуги перед Итальянской республикой». В 2002 году президент России В. В. Путин награждает его орденом «За заслуги перед Отечеством».
 
В 2000 году Российское биографическое общество присвоило ему почетный титул «Человек года».
 
Официальный сайт альтиста:http://www.yuribashmet.com/
 
И еще о нем:http://bashmet.mdmbank.ru/bashmet/bio/
« Изменён в : 02/05/08 в 23:44:57 пользователем: olegin » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #9 В: 02/06/08 в 10:11:40 »
Цитировать » Править

Должна также с прискорбием отметить  Smiley, что мы пропустили 120-летие со дня рождения Людкевича. Ладно, туда я кое-что напишу, но у меня была бы также просьба насчет М.Скорика.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #10 В: 02/07/08 в 21:04:23 »
Цитировать » Править

Выдающийся украинский автор – Мирослав Скорик

Этот мужчина в рекомендациях не нуждается. Поколение 60-х знает его популярные эстрадные песни, музыку к кинофильму «Тени забытых предков». Его «Мелодия» стала настоящим инструментальным шлягером. А вообще в музыкальном мире Мирослав Скорик — классик украинской музыки, автор универсальной одаренности.
 
Мирослав Скорик - композитор и музыковед, лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины, кандидат искусствоведения, завкафедрой композиции Львовской консерватории, председатель Львовского отделения Союза композиторов, секретарь Союза композиторов Украины и завкафедрой истории украинской музыки Киевской консерватории и руководитель Центра музыкальной украинистики. Мирослав Михайлович часто вспоминает свое детство. В годы сталинских репрессий в 1947 г. его семья, в числе многих других, была выслана в Сибирь, в дальний шахтерский городок Анджеросуджинск.После смерти Сталина семья смогла вернуться домой,во Львов.
 
М.Скорик вырастал в семье, где любили и знали музыку. Его родители  играли на разных инструментах. К ним часто наведывалась всемирноизвестная певица Саломея Крушельницка, сестра его бабушки. Она и заметила,что ее внучатый племянник обладает  абсолютным музыкальным слухом. Именно она настояла на том, чтобы его  родители  отдали Мирослава в музыкальную школу. После окончания которой с 1955 по 1960 гг. была учеба во Львовской(в классе у А.Солтыса и С.Людкевича), а позже с 1960-63 гг. в Московской консерваториях(в классе у Д.Кабалевского). Уже здесь он начал писать фортепианные композиции. Их часто включали в свои сольные концерты известные украинские и российские исполнители. Достижения Мирослава Скорика заметил и высоко оценил  Дмитрий Шостакович. До сих пор он хранит в своем архиве его письмо, в котором маэстро благосклонно отзывается о его творчестве.
 
Слава Скорика как композитора  началась еще с шестидесятых годов. Он первым внес в украинскую национальную музыку ритмы джаза. Кроме серьезной музыки кантат и концертов, которые исполняются сегодня во всех музыкальных заведениях Украины, Мирослав Скорик является автором музыки к таким популярным культовым фильмам как "Тени забытых предков" по повести Коцюбинского, "Царевна" Ольги Кобилянской, "Каменный крест" Леси Украинки.
 
На вопрос  пишет ли что-нибудь М.Скорик в настоящий момент, он отвечает: — Да, я и сегодня иногда пишу песни. О современной эстрадной музыке в Украине я, к сожалению, невысокого мнения. Не могу назвать практически ни одного эстрадного композитора,который вызывал бы у меня интерес. Более того в настоящее время исполнители часто сами себе пишут песни. Все-таки прежде было четкое распределение: автор писал музыку — певец ее исполнял. Ведь не всегда певец может быть и композитором. У современных эстрадных  исполнителей песни довольно примитивны, у них короткая жизнь. На протяжении последних 30 лет в Украине появилось много ярких композиторов, которые пишут необыкновенно интересную музыку. Приятно отметить,что сегодня  у нас отсутствует деления на левых и правых. Хотя иногда искусственно поднимается шум: «Эти — авангардисты, а те — не авангардисты!» Глупости! Выводы  будет делать  публика и критики.
 
М.Скорик — организатор международного музыкального фестиваля «Контрасты», сколько ежегодно проходит во Львове. Невзирая для необыкновенно напряженный жизненный ритм, автор продолжает активные творческие поиски.
 
Мировая премьера оперы украинского композитора Мирослава Скорика "Моисей", поставленной Львовским Государственным Академическим театром оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой, вне сомнений, стала одним из самых заметных событий в культурной жизни Украины на протяжении последнего времени. Оргкомитет общенациональной программы "Человек года – 2003“, организованной социально общественным фондом "Звоны будущего“, назвал имена лучших украинцев по итогам  года. Среди лауреатов – был известный львовский автор Мирослав Скорик, который был отмечен в номинации "Деятель искусств года“.
 
А уже в  2004 году Мирославу Скорику присвоили звания “Львовянин года”. За это решение городские депутаты на сессии проголосовали единогласно.
Награды композитора:
Заслуженный деятель искусств Украины(1969)
Народный артист Украины(1988)
Лауреат Госпремии им Т.Шевченко(1987)
Кавалер Ордена "Знак Почета" СССР(1971)
Ордена "За Заслуги" ІІІ ст.(1998)
 
Фото Маэстро:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/uk/3/3d/Скорик_Мирослав.jpg
« Изменён в : 02/08/08 в 13:40:54 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #11 В: 02/07/08 в 21:07:17 »
Цитировать » Править


Форте пианиста Мирослав Скорик: «Было такое время, когда я не написал ни одной ноты»
Автор: Татьяна КОЗЫРЕВА (Львов)  
 
Есть художники, для общения с которыми не всегда нужен информационный повод. Они сами по себе — повод, отдельная планета и неисчерпаемый творческий источник. У Мирослава Скорика много титулов, регалий — он и народный артист, и лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, и член-корреспондент Академии искусств Украины, и профессор, и кандидат искусствоведения, и заведующий кафедрой композиции Львовской консерватории, и председатель львовского отделения Союза композиторов… Но прежде всего Скорик — человек творческого непокоя. Художник, одно слово которого намного весомее, чем повседневные массмедийные арии тех, кто «греблі рве» или «в скалі сидить»…
 
— Пан Мирослав, логично спросить у художника, что вдохновляет его на творчество — особенно в наше противоречивое время?
 
— Это очень сложный вопрос. И, поверьте мне, никто из творческих людей точно не ответит вам, что, когда и как возникает... Это какой-то подсознательный процесс. Относительно того, что вдохновляет, возможно, буду говорить какие-то тривиальные вещи — но вдохновляет именно жизнь. Особенно нынешняя.
 
— А помните, когда вы впервые подошли к фортепиано?
 
— Музыкальные способности я проявил довольно рано — примерно в пять-шесть лет. Я уже много раз рассказывал эту историю, так что извините, если в чем-то повторюсь. Мои родители были музыкальными людьми, хотя и не профессионалами. Мама играла на фортепиано, а отец в юношеские годы даже хотел быть композитором. Так что они поддержали мое желание стать музыкантом. Я писал песни, играл на фортепиано, но родители до определенного возраста не очень хотели отдавать меня в музыкальную школу. И в первый класс я пошел в обычную. Отец был хорошо знаком с Соломией Крушельницкой, потому решил показать меня знаменитой певице. Явившись к пани Соломии, я начал играть на фортепиано, а чуть позже сказал, что это фортепиано фальшивит.
 
— Действительно фальшивило?
 
— Она дома занималась вокалом, а под вокал фортепиано настраивают немного ниже. И Соломия Крушельницкая тогда поняла, что у меня абсолютный слух, и посоветовала родителям отдать меня в музыкальную школу. Так и началась моя музыкальная карьера. А еще очень советовала родителям отдать меня в музыкальную школу Мария Колесса — мама Филарета Колессы.
 
— А никогда не жалели, что пошли именно по этой, музыкальной стезе?
 
— Никогда. Как тогда запрягся — так и до сих пор. Хотя судьба у меня весьма сложная. Еще в 1947 году мы с родителями оказались в Сибири. Там я продолжал учиться в семилетней школе. У меня были очень хорошие преподаватели. Играть на скрипке меня учил педагог, который с нами поехал в Сибирь, а на фортепиано — педагог из Москвы, которая в свое время училась у Рахманинова. Потом, когда уже вернулся во Львов, а это было в 1955 году, мне было трудно поступать в консерваторию. Согласитесь, после семилетки... Но я поступил-таки на теоретический отдел и начал заниматься композицией. Позже учился в аспирантуре Московской консерватории в классе Дмитрия Кабалевского. Он очень мне нравился как преподаватель — прежде всего тем, что был чрезвычайно ответственным: если уже занимался со студентом, то два часа, не меньше. Несмотря на то что очень много гастролировал, потом все лекции отрабатывал. Мы с Кабалевским долгое время приятельствовали, он меня приглашал домой — я знаком со всей его семьей. У нас были тесные дружеские отношения. Позднее я вернулся во Львов, потом 15 лет работал в Киеве. Более десяти лет тому назад снова вернулся во Львов. Уже долгое время преподаю во Львовской и Киевской консерваториях.
 
— В прошлом вам действительно везло на встречи с яркими людьми. А с кем сегодня комфортнее сотрудничать?  
 
— У меня много друзей — выдающихся музыкантов, с которыми я долгое время сотрудничал и сотрудничаю. Это — скрипачи Олег Крыса, Юрий Мазуркевич, Богодар Которович, виолончелистка Мария Чайковская, пианисты Дмитрий Башкиров, Николай Сук, Владимир Винницкий, Александр Слободяник. У меня еще есть оркестр старинной музыки, с которым я работаю и исполняю много произведений.  
 
— Вы руководите кафедрой во Львове и, конечно же, у вас свой взгляд на «новую музыкальную волну» — на тех, кто сегодня учится в консерваториях, а уже завтра будет определять уровень музыки в обществе. Что вы думаете об этом поколении? Что вы до них стараетесь донести, доказать?  
 
— Прежде всего то, что композиция — это такая же профессия, как и все другие, не касающиеся музыки, и у этой специальности свои законы, поэтому нужны профессиональные навыки, одинаковые для всех композиторов, возможно, даже для всех эпох. Как пианист не сможет виртуозно заиграть серьезные произведения, если не будет учить гаммы и этюды, так же и композитор — если не вырабатывает композиторскую технику, которая существовала с давних пор и существует ныне, он не сможет дальше развиваться. Вот поэтому я и стараюсь привить своим студентам навыки профессионализма. А дальше уже композитор идет своим творческим путем. У меня более 30 учеников, из них большинство — члены Союза композиторов. Многие из них уже народные и заслуженные, лауреаты различных премий. И мы действительно отличаемся друг от друга, потому что, еще раз повторяю, я никогда не навязываю идеологию — речь идет только о техническом обучении.
 
— А есть у вас любимые ученики?
 
— Студенты были разные — более талантливые, менее талантливые. Всегда любил таких, которые много и серьезно работают. Это Евгений Станкович, Иван Карабиц, Владимир Зубицкий, Анна Гаврилец, Виктор Степурко. Их много.
 
— Вы человек известный в Украине. Тогда почему до сих пор не переехали окончательно в столицу, что держит вас именно во Львове?
 
— Мне все равно где жить — каждый из этих двух городов мне одинаково близок. Единственное, что могу сказать: прожив определенное время в Киеве, снова возвращаюсь во Львов, чтобы со временем снова вернуться в Киев.
 
— А бывают моменты в жизни, когда даже музыка может стать бременем, когда она вас измучивает, даже надоедает?..  
 
— Бесспорно, всякое бывает. Тогда на какой-то срок работа откладывается. Кстати, у меня были такие времена, когда не написал ни одной ноты...
 
— А есть что-то, что вас сегодня более всего раздражает, — в городе, в стране, в обществе?  
 
— Непорядочность. Когда не держат слова...
 
— Тогда, если можно, — о том, что вас наиболее привлекает в людях?
 
— Порядочность прежде всего.
 
— Учитывая все ваши ипостаси и огромную занятость, любопытно узнать, в чем находите отдых, релакс?
 
— По-разному случается. Например, люблю собирать грибы. Считайте, что это моя вторая профессия. Правда, моя жена Адриана боится, чтобы я не съел какой-нибудь поганый гриб и не умер... Но пока, как видите, мы живы! Считаю, что наши отношения с женой — не для обсуждения в широком кругу. Я суеверный. Наконец, боюсь ее перехвалить — вдруг мой бриллиант похитят, а вдруг он потускнеет? Тем более что стаж нашей супружеской жизни еще не столь продолжителен. Тем не менее за несколько лет она мне создала такие условия... Представляете, у меня нет хлопот ни с какими хозяйственными проблемами. Возможно, она должна давать мне меньше свободы, не взваливать все заботы на свои плечи. В конце концов наш сын Назар тоже подрос и помогает при возможности. В те последние годы я написал очень много музыки. И искренне убежден, что это — неопровержимая заслуга жены. И не имеет значения ее профессия: если она ко мне хорошо относится, это — самое важное. Я, правда, запрещаю ей петь... Иногда даже запрещаю ей слушать какую-то музыку. Слушаем тогда, когда есть желание, вдохновение, когда это нас интересует.  
* * *
 
«В творчестве он ловит каждый неповторимый момент»
 
— Когда вижу на его концертах многих людей, которые пришли, чтобы послушать именно Скорика, когда вижу его в роли дирижера, то иногда думаю: это же с ним еще час назад мы вместе обедали или ходили что-то покупать, — говорит жена композитора Адриана. — Для себя я всегда разграничиваю эти две его грани — будничность и творчество. Иногда думаю: боже, неужели это он? Быт я абсолютно не ощущаю. Возможно, кто-то думает, что когда композитор творит, то двери в его комнату закрыты, он на всех цыкает — не заходите, я не ем, не сплю... Этого у нас нет, и не нужно думать, что в нашем доме постоянно звучит музыка. Процесс творчества состоит из моментов довольно непривычных. Я никогда не забуду, как однажды у нас был очень длинный перелет, Мирослав, казалось, дремал. Но вдруг он схватился и спросил, нет ли у меня какой-нибудь бумажки? Начертил нотный стан... Очевидно, это был ключевой момент какой-то ухваченной фразы музыки, живущей в нем постоянно. Просто как специалист, как профессионал он ловит каждый неповторимый момент, чтобы немедленно его зафиксировать. Поэтому муж, как правило, пишет очень много. Я веду к тому, что его творческий процесс для меня абсолютно необременителен. Если меня кто-то спрашивает, как вам живется с мужем-гением, то отвечаю: я просто живу. Как женщина, у которой много в жизни было и рифов, и взлетов, и невзлетов, я счастлива, что дожила до того момента, когда могу об этом сказать. Несмотря на то что мой муж, наверное, возразит мне, мотивируя тем, что я обнародовала довольно интимные вещи, я хочу об этом сказать и не боюсь об этом говорить, поскольку я так уверена в его чувствах и в наших взаимных чувствах, что не верю, что кто-то может сглазить. Наоборот, я считаю, что об этом нужно говорить, поскольку жизнь коротка. Зачем говорить потом — как меня любили, как я любила, нужно говорить сейчас — в такое сложное, в такое смутное время. И еще я абсолютно убеждена, что в жизни нет ничего случайного.  
 
ИЗ ДОСЬЕ.  
 
Мирослав Скорик родился в 1938 году во Львове. В 1947-м его семья была репрессирована по политическим мотивам и выслана в Сибирь в шахтерский город Анджеросуджинск.  
 
После смерти Сталина семья вернулась во Львов, где в 1955—1960 годах Мирослав учился во Львовской государственной консерватории им. Н.Лысенко. В 1960—1963 годах изучал композицию в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.Чайковского. С 1963 года работает во Львовской, а с 1966-го — в Киевской государственной консерватории им.П.Чайковского (ныне Национальной академии музыки Украины).
 
Творческий актив Скорика — опера, балет, реквием, концерты, произведения для оркестра, ансамблей, музыка к более сорока фильмам (в частности, к киношедевру «Тени забытых предков» режиссера С.Параджанова), к театральным спектаклям, джазовые и популярные композиции. Произведения композитора регулярно исполняются в Украине, Германии, Франции, Австрии, Голландии, Болгарии, Чехии, Словакии, Польше, Великобритании, а также в США, Канаде и Австралии. Часто выступает как дирижер и пианист с исполнением собственных произведений.
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #12 В: 02/08/08 в 10:25:36 »
Цитировать » Править

Извините, но я текста № 10 почти не поняла.  Embarassed
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #13 В: 02/08/08 в 13:46:02 »
Цитировать » Править

on 02/08/08 в 10:25:36, antonina wrote:
Извините, но я текста № 10 почти не поняла.  Embarassed

Пардон,Антонина,это моя вина-скопировал текст,прежде внимательно его не прочитав.У кого-то видимо были трудности с переводом(Можно было его,не переделывая,отправлять в тред "Юмор") Smiley.Ситуация курьезная-я чуть было не стал посмешищем Wink.Правду говорят:"7 раз отмерь-1 отрежь!".Лучше не скажешь.(Упс!)
Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Музыкальные традиции Львова:от классики до джа
« Ответить #14 В: 02/08/08 в 13:55:23 »
Цитировать » Править

Кстати, приближается обед, посплетничаем.  Smiley Может, знаете что-то насчет такой любопытной пары - Мирослав Скорик - Лариса Скорик? (Кажется, это предыдущая жена. Или это он - ее предыдущий муж?)
« Изменён в : 02/08/08 в 13:57:04 пользователем: antonina » Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
Страниц: 1 2  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.