Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/04/20 в 11:13:55

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Опасные связи »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   Опасные связи
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Опасные связи  (Прочитано 2738 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Опасные связи
« В: 12/25/07 в 14:13:13 »
Цитировать » Править

Les liaisons dangereuses
 
(Поскольку тема бессмертного произведения Шодерло де Лакло время от времени на форуме всплывает, я позволю себе поместить одну критическую статью, ему посвященную. Формальный повод остаться в рамках раздела – то, что автором статьи (и переводчиком «Опасных связей» на польский язык) является Тадеуш Бой-Желенский, одно время даже львовянин. Текст несколько сокращен. Прошу прощения, если французские собственные имена неверны – я этот роман читала только в польском переводе, а с французским у меня… Embarassed Embarassed Embarassed )
 
Пьер Амбруаз Франциск Шодерло де Лакло родился в Амьенс в 1741 г. в буржуазной семье. Еще в молодости проявлял литературные склонности, наследственные в его роду. Но в 18-м веке литература еще не была профессией, поэтому молодой Лакло, окончив учебу, на 20-м году жизни становится артиллерийским офицером. Легкость пера и сноровка в написании мадригалов сделали его желанным посетителем парижских салонов, где он мог также собирать материалы для своего будущего шедевра. В 1774 году он обращает на себя внимание изящным «Письмом к Марго», тремя годами позже пишет комическую оперу, хоть без особого успеха. В 1778, переведенный в провинцию в качества офицера инженерных войск, чтобы развеять скуку и освежить мысль воспоминанием о блестящем парижском свете, пишет «Опасные связи».
Книга появилась в 1782 году и  успех ее был необыкновенным. Это – единственная книга, написанная Лакло, позже он пользовался своим пером только для брошюр и политических заметок. Веяние приближающейся революции не содействовало творениям чистого искусства. Возможно, Лакло неприятно поразила опека полиции, поместившей его книгу в индексе как «развратную и аморальную».
(Очень кратко о дальнейшей жизни Лакло: в 1789 году он становится секретарем принца Орлеанского, называвшегося в революционные годы Филиппом Эгалите. Был правой рукой принца и, согласно слухам, вдохновителем его политики и автором множества интриг против законной династии. В 1791 г. редактирует «Журнал друзей Конституции», позже возвращается в армию как бригадный генерал, в 1793 году от казни его спасает только протекция … Робеспьера, для которого Лакло якобы писал тексты выступлений. После Термидора оказывается в составе корпуса генерала Моро, умирает в 1803 году в Италии)
Единственная книга, написанная Лакло, принадлежит к непреходящим ценностям французской литературы. Она вдвойне интересна: как несравненное выражение изображаемой эпохи и как психологический шедевр, с которым мало что может сравниться. Всю книгу наполняют только дела любовные, так же, как наполняли они «общественную жизнь» той эпохи, о которой один из ее недобитков выразился – кто тогда не жил, тот не знает, что такое наслаждение от жизни. Самая родовитая французская аристократия, со времен Людовика XIV запертая в золотой клетке двора и приговоренная к принудительному безделью, постепенно оттесненная от администрации и политики, не находила естественного выхода для своей энергии.  Буйная молодежь, которую не особо привлекала военная служба, требующая в новую эпоху чрезмерной дисциплины и дающая слишком мало почестей, проявляет свой темперамент на охоте и на той особой охоте, где в качестве преследуемого зверя выступает женщина. Любовные приключения – вот повод проявить свою отвагу, талант, жажду славы. «Сколько великих дипломатов, сколько безымянных великих политиков, более изощренных, чем Дюбуа, более проницательных, чем Берни, среди той кучки людей, что соблазнение женщины сделали единственной целью своей жизни. Сколько исследований, терпения, таланта, изобретательности! Какая комбинация романиста и стратега!» (братья Гонкур). В то время, как часть Франции 18-го века занимается вопросами экономики, политики, науки, для другой части любовь становится содержанием жизни, разговоров, литературы, любимым развлечением, целью амбиции – всем.
Очевидно, этот божество, укрощенное и перемещенное из святыни в будуар, само не могло избежать некоторого преображения. Целью любви в 18-м веке (до распространения идей Руссо) было срывание с нее всяческих покровов. Ни следа от того обожествления, которым она была окружена в эпоху Людовика XIV, ни следа от того языка, полного почитания и культа женщины, закрывающего своими почти религиозными формулами всю материальную сторону любви. Все это отпадает, любовь становится синонимом похоти, мимолетной склонности, «обменом двух капризов и соприкосновением двух кожных покровов». Особенно преображается любовный стиль. В XVII веке самая легкомысленная Селимена считает своим долгом прикрывать мимолетные фантазии своего кокетства фразеологией высокого чувства, в XVIII веке, наоборот, даже подлинное чувство стыдливо прячется за маской безразличия и цинизма. Ежели одевает иногда плащ трубадура, то делает это лишь из-за умственного извращения, либо – как Вальмон в отношении госпожи де Турвиль – в поиске какого-то нового раздражителя для пресыщенного сердца. Синтезом эпохи становится знаменитое изречение: «Единственной стороной, сколько-нибудь стоящей в любви, является ее физическая сторона»; весь балласт чувств отпадает, даже ревность выходит из моды, осужденная как смешной и нецивилизованный пережиток. Женщина, волей-неволей, приспосабливается к новому стилю. Прежняя богиня, которая, как знаменитая Julia d'Angennes, требовала 14-летнего ухаживания, прежде чем увенчать столь терпеливое служение, теперь соглашается на значительное сокращение времени обязательного ухаживания. Согласно всеобщему мнению, «достаточно женщине три раза сказать, что она красива. чтобы она сначала поблагодарила, потом – поверила, позже - вознаградила». Допустим даже, что женщина, особенно с трудным характером либо же начинающая в любовных турнирах, - сопротивляется дольше, чем это принято, тогда ухаживание длится две недели, даже месяц, - до наступления момента, когда дама показывается со своим поклонником в ложе Оперы и таким образом – согласно обычаю, даже церемонии, почти возведенной светскими дамами в ранг религиозного обряда – официально представляет обществу увенчанного любовника.
В этих турнирах женщина не раз переходит и к активной роли. В пустошь чувственной жизни ее гонит, прежде всего, тщеславие. Общественное положение женщины почти что зависит от того, чтобы привлечь к себе, хоть ненадолго, мужчину, пользующегося в тот момент наибольшим успехом. Мужчина «в моде» - это магическое слово, побеждающее и молодость, и красоту. Такой мужчина может ступать по женщинам, унижать их – это только увеличивает его притягательность. Каждое утро, просыпаясь, застает у своей кровати пакет любовных писем, которые – как герцог Ришелье – небрежно бросит в шкатулку с надписью «письма, которые мне некогда было прочесть». После смерти этого нестора золотой молодежи нашли пять нераспечатанных листов, в которых пять великих дам умоляли о часе его ночи.
Век «галантности» не знает понятия дискретности. Своей жизнью, каждым ее днем создавать анекдот, который мог бы стать салонным развлечением – вот мечта всех этих петиметров, вот чем измеряется их стоимость и успех в свете, вот ступеньки, по которым принято подниматься на трон «модного мужчины», героя дня. Приключение Превана и его троих «неразлучных» - типичное для 18-го века благодаря своей чистоте линии и симметрии – один из образцов этого, по-современному говоря, спорта. Место сентиментального жаргона у мужчин занимает дерзость, наглость, насмешка над самыми нежными сердечными потребностями. Завоевать женщину, ни единым нежным словом не смягчая ее слабости, даже больше – ставя ей перед глазами образ человека, которого она любит и которому изменяет – это определяющая черта интеллектуального разврата холодных Дон Жуанов. До высоты догмы возводится принцип – не порывать с женщиной, не располагая средствами для того, чтобы ее погубить.
Не все эти салонные триумфаторы обладали даром творческой оригинальности. Последнее слово оставалось за модой. А слово это иногда звучало как парадокс, как, например, теория, созданная на основании практики неким философом того времени – самое высокое доказательство уважения и деликатности дает женщине тот, который завоевывает ее благодаря насилию, этим он показывает, что «почитает ее принципы и стыдливость, берет всю вину на себя, избавляет ее от угрызений совести».
Но и женщины не отстают. В то время, как слабые становятся добычей, более сильные заблаговременно учатся опознавать «в сегодняшнем любовнике завтрашнего врага» и разрабатывают целое искусство, как получить от первого все возможное наслаждение и не стать жертвой второго. Примечательным в этом смысле является приключение госпожи де Мертей с Преваном и ее автобиография, для которой – согласно мнению современников – автор имел изобилие образцов. В склонности к разврату, в немилосердной и извращенной жестокости женщины некоторого типа даже превосходят мужчин..
Очевидно, при этой легкости общения, при этом злоупотреблении любовными впечатлениями чувства притупляются. Поэтому Дон Жуан 18-го века вынужден искать острых приправ для своего потерявшего чувствительность нёба. «Макиавеллизм проникает в любовные развлечения, становится их доминирующей чертой. В этот момент Лакло пишет с натуры свои «Опасные связи», которые для морали любовной в 18-м веке во Франции стали тем же, чем и трактат «Государь» для политической морали в Италии 16-го века».
Вот фон, на котором разыгрывается история «Опасных связей». Особенно удачной является композиция книги. Написанная в письмах с сохранением изысканного эпистолярного искусства своего времени, она не содержит ни одного лишнего предложения, каждое имеет свой вес, является искусным мазком, обогащающим целость новой и интересной подробностью. Эпистолярная форма не делает действие медленным – оно завязывается достаточно сильно и ясно уже на первых страницах, пробегает по весьма сложному руслу, чтобы к концу повествования ринуться к катастрофе. Актеров на сцене всего несколько, но связи между ними обозначены так мастерски и разнообразно, что почти исчерпывают всю психологию любви во всех ее оттенках.
Над действием доминирует фигура маркизы де Мертей, в ручке которой собираются  все нити интриг. Это, без сомнения, один из наиболее сильных женских литературных типов, существо с горячими чувствами и иссушенным сердцем, умна и проницательна настолько, что Вальмон со всей своей экспериментальной психологией кажется сравнительно с ней и в ее руках подлинным ребенком; эта «очаровательная маркиза» производит иногда впечатление попросту тревожное. Госпожа де Мертей – это, несмотря на молодость, ветеран, закаленный как сталь в той беспрестанной любовной войне, который была светская жизнь 18-го века и когда рыцарю недостаточно было победы над женщиной, но требовалось – говоря языком того времени – ее погубить. Эпоха, когда женщина юридически была лишена почти всех прав, но фактически в правящем классе стояла почти что выше закона – должна была создавать такие типы.
Партнером де Мертей является Вальмон, интересный из-за своей примеси интеллектуального дилетантства, предчувствие типа, столь обильно представленного в более поздней литературе. Его генеалогию можно вывести от Мольеровского Дон Жуана, в сравнении с которым Вальмон кажется хрупким – особенно на фоне куда более сильной де Мертей (Это приводит меня к еще одной любимой пьесе «Камінний господар» Леси Украинки, тоже являющейся примером женского реванша. Весьма характерная черта этой пьесы – подлинный адреналин явно превосходящая Жуана донна Анна находит не в любовном спорте, а в политике, к которой и пытается приобщить своего партнера. А это уже не 18-й век, это современность… - А.). Их переписка составляет большую часть книги, но разница в том, что де Мертей ни на миг не перестает быть госпожой своих мыслей и поступков, в то время, как Вальмон постоянно «переигрывает» ради своей партнерши и, то обласканный похвалой, то ударяемый насмешкой, дает вести себя как ребенка за поясок, при этом даже не сомневаясь в своей будто бы силе. Поглощенный, куда сильнее, чем сам догадывается, чувством к госпоже де Турвиль, Вальмон не раз задел тщеславие де Мертей в способ, которого она ему не простила. С того момента она так над ним издевается, так его дразнит и соблазняет, что он приносит в жертву возлюбленную для того, чтобы – вещь самая страшная для человека покроя Вальмона – остаться с носом. Тогда на миг они – будто два великолепные хищники  - начинают сражение, в котором Вальмон гибнет, прежде чем сумел осознать, насколько он был игрушкой в чужих руках.
Не менее мастерски очерчены другие фигуры драмы. Дансени – это сама молодость вместе с ее невинностью и отсутствием характера, пышнословьем в любви, которая на деле оказывается не любовью к конкретной женщине, а потребностью в самом чувстве. Доминирующей чертой избранницы Дансени, Сесили, является насквозь женская уступчивость, вынуждающая ее всегда быть тем, чем сделает ее более сильная рука. В своей «истории греха» она проходит путь от выхода из монастырских ворот и до возвращения туда же – едва ли осознавая, что с ней происходит. Ее мать – примечательный тип личности, заботящейся об исправлении целого мира, но не замечающей того, что происходит в собственном доме. Ее определяющей чертой, как и у многих патентованных моралистов, является тщеславие, мастерски используемое де Мертей. Госпожа де Турвиль, в первой части книги несколько раздражающая своим убийственным резонерством,  во второй зато, проходя через ад мук и унижений, изумляет силой чувств и безоговорочностью преданности. И, наконец, старая госпожа де Розмон,  привлекательная тем очарованием, которое было подлинным цветком той эпохи, и над которым не властен ни возраст, ни болезнь.  
Между ними и разыгрывается действие повести. Вальмон любит де Турвиль, которая его обожествляет. Дансени завоевывает сердце Сесили – с полной взаимностью. Казалось бы, из этой двойной идиллии невозможно извлечь ничего интересного. Как Вальмон растоптал сердце своей возлюбленной и стал причиной ее смерти, почему он по дороге сломал жизнь Сесили и сам погиб от руки Дансени – это тайна маркизы де Мертей и ее умелого макиавеллизма. Госпожа де Турвиль возбудила в Вальмоне чувство более глубокое и чистое, чем то, что он когда-то ощущал к де Мертей – приговорена к смерти. Вальмон неуклюже задел де Мертей своими признаниями в любви к другой – приговорен к смерти. Сесиль – невеста человека, когда-то оскорбившего маркизу тем, что порвал с ней первым – его позор предрешен. Эта женщина-демон, правда, салонный, но один из наиболее ярких, созданных литературой. А как мила и умна! Попасть в ее руки не советую, но поговорить с ней пожелал бы каждому.
Интересной была история этой книги. Сразу же после появления она обрела огромную популярность с примесью скандала. Позднее, забытое среди вулканических потрясений рождающейся новой эпохи, это произведение почти совершенно пропадает с горизонта, чтобы появиться там под конец 19-го века в эпоху психологического романа и «Цветов зла». «Эта книга, если и обжигает, то на манер льда». Сегодня она лежала бы, несомненно, «с поджатыми губками» на полках классиков, ежели бы не старания историков литературы, непрестанно от нее отрекающихся. Итак, пребывает в разделе «литературы аморальной», с беспокойством косясь в сторону Паскаля или Боссюе. Когда-то они встретятся…
 
 
-------------------------------------------------------
Похоже, что последнее пророчество не оправдалось. Сюжет «Опасных связей» вовсю используют кинематографисты, в одном из воплощений текста действие переносится в наше время, а роль демонической маркизы исполняет Катрин Денев. Но – вот уступка духу времени – компрометируют маркизу не ее аморальные похождения, а вполне себе коррупционная афера «расхищения благотворительных фондов в особо крупных размерах». Сесиль в современных фильмах в монастырь не отдают, а вот де Турвиль не щадили ни разу. Вальмон то гибнет на дуэли, то совершает самоубийство. Как ни странно, не выходит сухой из воды и де Мертей. В свое время, чтобы справится с ней, автору понадобилась тяжелая артиллерия в виде оспы. Сейчас, казалось бы, оспа не страшна, но и современных фам фаталь занимают вещи посерьезнее совращения провинциалок и тинэйджеров.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Опасные связи
« Ответить #1 В: 12/25/07 в 15:24:35 »
Цитировать » Править

Про "Опасные связи", современные версии, и проч.
Я помню где-то пять экранизаций. Наиболее известен фильм Милоша Формана, но мне он как раз не понравился. В роли Вальмона отметились Джон Малкович и Алан Рикман, ныне более известный как профессор Снейп.
А в помянутом вами фильме Вальмона играл Жерар Филип...
Но это были еще цветочки. Несколько лет назад в Штатах вышла адаптированная для тинейджеров версия, где действие переносилось в современную молодежную среду. Эту фильму как-то показывали по одному из наших каналов, но, к стыду своему, признаюсь, я не стала смотреть. Нервы берегла.
Попадался мне также книжный сиквел  под названием "Зима красоты", повествующий о дальнейшей судьбе маркизы, авторства какой-то современной дамы, но фамилию я забыла.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Опасные связи
« Ответить #2 В: 12/26/07 в 13:16:07 »
Цитировать » Править

Книга Шодерло де Лакло "Опасные связи" на рус.яз.:http://www.lib.ru/INOOLD/DELAKLO/opasnye_swyazi.txt
 
Портрет французского генерала-писателя:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Laclos.jpg
 
« Изменён в : 12/26/07 в 13:25:01 пользователем: olegin » Зарегистрирован
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Опасные связи
« Ответить #3 В: 12/26/07 в 14:39:14 »
Цитировать » Править

Ну и до кучи. У Андре Моруа в "Литературных портретах" есть замечательное эссе о Шодерло де Лакло.
 
Ксати, в мои студенческие времена в филологической среде "Опасные связи" были весьма популярным текстом. В отличие, например, от "Манон Леско". Времена те были советские, так что "голливудская поддержка" здесь не при чем.
Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Опасные связи
« Ответить #4 В: 12/26/07 в 21:32:43 »
Цитировать » Править

Предлагаю еще один вариант биографии Ш.де Лакло:
 
Появление "Опасных связей", впервые изданных в марте 1782 года, в Париже, сопровождалось необыкновенным успехом и даже скандалом! Успех объяснялся исключительными достоинствами самой книги, впоследствии названной мировым шедевром, а скандал возник оттого, вездесущая критика и общественное мнение сочли роман неприличным, почти ..порнографическим! Именно из-за этого перед Лакло закрылись двери многих столичных салонов и на карту оказалась поставленной даже его военная карьера! Писателя обвиняли в распущенности и - самое главное - любовании пороком.
 
Это и неудивительно, ведь главные герои его книги - люди, если будет позволено так выразиться, "насквозь" циничные, презирающие даже намек на нравственность и мораль!
 
Но, несмотря ни на что, они вызывают у читателя некоторую симпатию, чувство смешанное с восторгом и восхищением такой "ослепительной" аморальностью! (И это длится - замечу в скобках, - уже почти две сотни лет с лишком!) В этом и есть главный шарм и главная загадка романа.
 
Этого - то и испугалось добропорядочное "светское общество" прочтя первые главы романа Де Лакло.
 
Кем же был он, этот человек, вызвавший шквал негодования и в то же время бурю восторга во всей читающей (да и равнодушной к литературе тоже!) Франции? Каковы страницы его жизни?
 
Известно о нем не так уж и много, а что известно, то основательно подзабыто: Не каждому из нас интересно рыться в старых книгах и справочниках на запыленных временем полках. Разрешите мне выступить в роли архивариуса... Может быть, чуточку пристрастного, но все же...
 
Пьер - Амбруаз - Франсуа Шодерло де Лакло родился 18 октября 1741 года в Амьене, в семье чиновника - дворянина. Дворянство было не родовым, а пожалованным грамотой короля. Не обладая ни знатным происхождением, ни состоянием, он мог сделать карьеру только в военной сфере, чем и воспользовался. Закончив артелерийскую школу, служил в военных гарнизонах Страсбурга, Безансона, Ла-Рошели....
 
С 1769 по 1775 годы, в чине младшего лейтенанта, он проходил службу в Гренобле: причем совсем не скучая. По словам Андре Моруа, "он наблюдал жизнь местной знати, нравы которой были весьма легкомысленны. Он любил болтать с дамами и выслушивать их признания, тем более, что все они ведь гораздо охотнее откровенничают с невоюющими поверенными своих чувств, чем с великими завоевателями сердец, и только ждут случая рассказать о своих любовных делах".
 
Вся эта милая, легкая болтовня и послужила основой для романа, сводящего с ума с первых же страниц!
 
Де Лакло, по словам Андре Моруа, "был поклонником Руссо и Ричардсона. Он читал "Клариссу Гарлоу", "Новую Элоизу", "Тома Джонса" и это помогло ему изучить технику романа".
 
В Гренобле, в светских салонах и пышных будуарах, он нашел своих персонажей.
 
Говорили, что тонким прообразом Маркизы де Мертей стала законодательница мод Гренобля, маркиза де ла Тур дю Пин- Монтобан. А в чертах шевалье дю Вальмонта можно отыскать самого автора. Но все это, повторяю, слишком тонко и условно, также как условно в литературе само понятие: "прототип".
 
Кстати сказать, к моменту опубликования своего романа, де Лакло уже несколько "пообвыкся" на литературной стезе - сочинил немножко стихотворений, эротических сказок, пьес, оперных либретто, которыми восхищались любители домашних спектаклей и скучающие светские красавицы. Так что до романа оставалось всего то два шага. И капитан де Лакло их сделал.
 
Более того, создав роман, он пошел по стопам его главного героя, шевалье де Вальмонта и в 1783 году (*Точная дата - увы!- неизвестна - автор.) соблазнил дочь крупного военного чиновника, Соланж - Мари Дюперре, сестру французского адмирала.
 
В результате пылкой связи у него родился внебрачный сын. Правда через три года грешный союз был узаконен венчанием в церкви, а сорокатрехлетний Де Лакло стал самым верным и сентиментальным из мужей.
 
Вот отрывок из его письма мадам Де Лакло, написанный много позже: "Вот уже почти двенадцать лет, как я тебе обязан счастьем! Прошлое - порука будущего. Я с удовольствием замечаю, что наконец - то ты чувствуешь себя любимой, но всё же, разреши сказать тебе, что за двенадцать лет, ты могла в этом вполне убедиться..."
 
Между тем шедевр Лакло жил своей, отдельной жизнью. Книга наделала много шума. Только при жизни автора вышло пятьдесят ее изданий! Публика жаждала узнать подлинные имена персонажей и что греха таить, многие видели в героях свои черты, узнавали линии своих судеб и поступков. Все общество и Версаль и Париж жаждало познакомиться с автором книги. Командир полка, где служил Лакло даже нервничал: "Как так, столь способный офицер, артиллерист и вдруг ударился в написание какой - то скандальной беллетристики! Для военного пушки должны быть прежде романов!" Вероятно, вняв душой и сердцем увещеваниям командира полка, блистательный романист и психолог, Шодерло де Лакло решил похоронить свой литературный дар под толщей книг о фортефикации и артилерийском деле: В частности, он одним из первых приступил к созданию "полого ядра" - снаряда, изобретение которого совершило переворот в военном искусстве!
 
В одном из своих трудов по военному делу он подверг критике несколько положений теории Себастьена Вобана - крупного авторитета в этой области, чем вызвал гнев высших чинов, самого военного министра и, после неудачных попыток оправдаться, вынужден был уйти в отставку.
 
В этот трудный период друзья (виконт де Ноай, большой поклонник Лакло!) представили его герцогу Орлеанскому, Филиппу. Герцог принял де Лакло на службу и вскоре тот стал одним из видных деятелей партии герцога Филиппа, находящегося почти все время в опозиции королевской власти.
 
Автор "Опасных связей", мастер литературной интриги и рискованного сюжета, стал искусным политическим интриганом, его обвиняли во множестве заговоров и скандалов, он множество раз крайне рискованно заигрывал с дамой по имени Смерть. Почти также, как и шевалье де Вальмонт, окончивший жизнь в дуэльном поединке: рискующий, циничный, целующий Смерти не только руки, но и уста!...
 
Историей не доказано, но похоже, Шодерло де Лакло был одним из тех, кто подготовил 18 брюмера. С приходом Бонапарта к власти его карьера взлетела резко вверх - он был восстановлен в армии в звании генерала артиллерии!
 
В 1792 году, во многом благодаря генералу де Лакло, в битве при Вальми была одержана победа республиканско - наполеоновской армии над коалицией австро - прусских войск и французских роялистов- одна из первых побед будущего Императора Франции.
 
Генерал Де Лакло участвовал в сражениях в составе Рейнской и Итальянской компаний, а затем получил назначение в Неаполитанскую армию, под командованием Маршала Мюрата; но в начале сентября 1803 года, едва прибыв на место назначения, генерал попал в лазарет.
 
5 сентября 1803 года он скончался не приходя в сознание. В местечке Торанто - по другому - Тарента (Италия), в маленьком, походном лазарете.
 
Врачи констатировали смерть в результате сильного нервного истощения и острой кишечной инфекции (дизентерия)
 
Он был похоронен на одном из островов, вблизи городка. В очень живописном месте.
 
На его могилу сослуживцы, кроме скромного венка, положили маленькую книжку, которую он всегда носил с собой.
 
Ту самую, единственную, сделавшую его знаменитым...
 
Второго романа, сентиментального, поучительного, рассказывающего о пылком любовном чувстве и счастливых брачных узах, генерал Де Лакло так и недописал. Сохранились лишь листки черновой рукописи. Может быть этот роман сделал бы Шодерло Де Лакло еще более знаменитым, чем изысканный, холодный, скандально невозмутимый, рельефно отточенный, истинно французский,- в каждом абзаце, в каждой букве, в каждой точке!- первый?: Кто может знать? История не любит сентиментального вздоха "бы": Его для нее не существует. Может, и к лучшему...
 
P.S. В 1815 году могила генерала Лакло была до основания разрушена неизвестными вандалами и осквернена Прах не найден.
 
Роман "Опасные связи" на русском языке, в полном объеме, с тщательными комментариями, издавался последний раз в 1967 году, в знаменитой серии Всемирная Литература" Отдельных изданий - не перечесть!
 
Снято несколько киноверсий романа.. Герои генерала Лакло продолжают жить. Уже третье столетие.
 
Блистательный и тонкий Шодерло достиг своей цели, сказав в предисловии к переому изданию романа: " Я решил написать произведение которое бы выходило за рамки обычного, вызвало большой шум и продолжало греметь, когда меня уже не будет"
 
* Я намеренно не пишу здесь о литературных достоинствах знаменитого шедевра. Каждый из вас, мой читатель, может взять в руки книгу и убедиться в правоте Андре Моруа сказавшего, что эта книга "возраста не имеет и написана для людей с чистым сердцем, несмотря на всю свою скандальность".
 
Светлана Макаренко. 30 июля 2001 года. Семипалатинск.
 
Зарегистрирован
Kell
Живет здесь
*****


Дело вкуса...

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 2889
Re: Опасные связи
« Ответить #5 В: 12/26/07 в 23:13:57 »
Цитировать » Править

Quote:
Роман "Опасные связи" на русском языке, в полном объеме, с тщательными комментариями, издавался последний раз в 1967 году, в знаменитой серии Всемирная Литература" Отдельных изданий - не перечесть!
Не вполне ясно, что имеется в виду под "последним разом". Последний раз в серии? Или последний раз с хорошим аппаратом? В последнем случае некоторые издания не учтены - скажем, в изд-ве "Правда" в 1985 г., чтоб недалеко ходить...
Зарегистрирован

Никому не в обиду будь сказано...
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Опасные связи
« Ответить #6 В: 12/27/07 в 17:40:15 »
Цитировать » Править

Жерар Филип? Может, путаю, но мне кажется, что фильм снят позже, Денев в том фильме уже довольно в возрасте.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Опасные связи
« Ответить #7 В: 12/27/07 в 18:57:26 »
Цитировать » Править

Итак разберемся во всех экранизациях романа:
 
Опасные связи-1960
Les Liaisons Dangereuses
Жанр драма
Режиссёр Роже Вадим
В главных
ролях Жанна Моро
Жан-Луи Трентиньян
Жерар Филип
Длительность 106 мин.
Страна Франция
Год 1959
 
Опасные связи (фильм, 1988)
Режиссёр Стивен Фрирз
В главных
ролях Гленн Клоуз
Джон Малкович
Мишель Пфайффер
Страна США
Год 1988
IMDb ID 0094947
 
«Опасные связи» (англ. Dangerous Liaisons) — кинофильм. Экранизация одноименного романа Шодерло де Лакло, считающаяся на настоящий момент наиболее удачной и точной.
Действующие лица и исполнители
Маркиза де Мертей — Глен Клоуз
Вальмон — Джон Малкович
Мадам де Турвиль — Мишель Пфайфер
Сесиль Воланж — Ума Турман
Шевалье Дансени — Кину Ривз
 
Расхождения между фильмом и книгой
 
Сценарист очень тщательно следовал за оригинальным произведением. Единственное исключение — судьба, постигшая маркизу. В книге её лицо безобразит оспа и она слепнет на один глаз, в кинофильме она только подвергается общественному осуждению. Вторая частность — персонаж, сыгранный Малковичем — чуть более жесток и кровожаден, чем был Вальмон в книге.
   
Так как сама книга «Опасные связи» представляет собой эпистолярный роман, где о событиях, произошедших с героями, они рассказывают друг другу в письмах, основой для сценария явилась пьеса, сделанная из писем Кристофером Хэмптоном и шедшая несколько лет перед этим на сцене. Писатель явился также ко-продюсером фильма.
 
Награды
З Оскара (лучшие декорации, костюмы и адаптированный сценарий), и 4 номинации.
Сезар за лучший зарубежный фильм
Многочисленные другие награды.
 
Вальмон
Valmont
Жанр драма
Режиссёр Милош Форман
В главных
ролях Мэг Тилли
Аннетт Бенинг
Длительность 137 мин.
Страна США
Год 1989
IMDb ID 0098575
 
Опасная связь
A Dangerous Affair
Жанр триллер
Режиссёр Элан Метцгер
В главных
ролях Грегори Хэррисон
Конни Селлекка
Страна США
Год 1994
IMDb  
 
Жестокие игры (фильм)
Cruel Intentions
 
Жанр драма
Режиссёр Роджер Камбл
Продюсер Нил Моритз
Автор
сценария Шодерло де Лакло (роман),
Роджер Камбл (сценарий)
В главных
ролях Райан Филиппи
Сара Мишель Геллар
Риз Уизерспун
Сэльма Блэр
Шон Патрик Томас
Оператор Тео ван де Санд
Композитор Эд Шеармур
Кинокомпания Columbia Pictures
Длительность 94 мин.
Бюджет 11 млн. $
Страна США
Год 1999
IMDb ID 0139134
 
Жесто́кие и́гры (англ. Cruel Intentions; точный перевод — «Жестокие намерения») — американский фильм 1999 года. Адаптация французского романа конца XVIII века Les Liaisons Dangereuses (Опасные связи), написанного Шодерло де Лакло.
 
В отличие от других экранизаций романа, действие перенесено в современный Нью-Йорк (США), а возраст героев уменьшен для того, чтобы приблизить фильм к подростковой аудитории.
 
Фильм вышел на экраны 9 марта 1999 года.
 
Слоганы
Игра с любовью опасна для жизни…
Are you in, or are you out?
What you can't have, you can't resist
Everyone does it, no one talks about it
They're old enough to know better, but too young to care
In the game of seduction, there is only one rule: Never fall in love
 
Сэльма Блэр в роли Сесиль Калдвелл
 
Себастьян Вальмонт и его сводная сестра Кэтрин Мертей — преуспевающие молодые люди из высшего класса, живущие в Нью-Йорке и предоставленные сами себе. Себастьян - удачливый разбиватель сердец и раздолбай, развлекается тем, что соблазняет девушек и бросает их, описывая свои похождения в личном дневнике. Кэтрин развлекает себя разнообразными интрижками и интригами. Обоих объединяет цинизм и амбициозность.
 
Себастьян находит себе очередную жертву — девушку Аннет Харгроув, дочь директора колледжа, в котором учатся молодые люди. Ситуация несколько осложняется тем, что Аннет, как она призналась в интервью одному молодёжному журналу (в т. н. Манифесте девственицы), собирается хранить девственность до свадьбы.
 
Кэтрин предлагает Себастьяну пари: если он соблазнит Аннет, то Кэтрин позволит ему сделать с собой все, что он пожелает; в противном случае Себастьян отдаст ей свою машину — дорогой Jaguar XK140. С помощью знакомого гомосексуалиста Себастьян входит в доверие к Аннет.
 
Неожиданно Себастьян понимает, что влюбился в Аннет, которая отвечает ему взаимностью. Проверив свои чувства они проводят ночь любви находят себя счастливыми. Однако Кэтрин шантажирует Себастьяна, под давлением своей сводной сестры он «перешагивает» через свои чувства и бросает свою любовь.
 
Вернувшись к Кэтрин за своей наградой он узнает, что стал жертвой очередной, самой коварной и подлой интриги своей сестры. Поняв свою ошибку, он бросается к Аннет, чтобы все исправить. По дороге он встречает Рональда Клиффорда, молодого человека девушки, которую в недавнем прошлом по просьбе сводной сестры он соблазнил. В завязавшейся потасовке на помощь Себастьяну приходит спешащая к нему на встречу Аннет. Клиффорд случайно толкает Аннет на проезжую часть, прямо под колеса мчащейся машины, Себастьян бросается ей на помощь, успевает спасти любимую, но гибнет сам.
 
В качестве эпилога. На прощальной церемонии с Себастьяном, Аннет выставляет на всеобщее обозрение страницы из сокровенного «дневника сердечных побед» Вальмонта, раскрывающего интриги и истинное лицо Кэтрин.
 
В ролях
Райан Филипп — Себастьян Вальмонт
Сара Мишель Геллар — Кэтрин Мёртей
Риз Уизерспун — Аннет Харгроув
Сэльма Блэр — Сесиль Колдуэлл
Шон Патрик Томас — Рональд Клиффорд
Луис Флетчер — Элен Роусмонд
Джошуа Джексон — Блэйн Таттл
Кристин Барански — Банни Колдуэлл
Эрик Мэбиус — Грэг МакКоннел
Сьюзи Куртз — Доктор Регина Гринбаум
Тара Рэйд — Марси Гринбаум
 
Продолжения
В 2000 году по мотивам «Жестоких игр» был выпущен приквел «Жестокие игры 2» (Cruel Intentions 2), сюжет которого является предисторией первого фильма.
В 2004 году на экраны вышла картина «Жестокие игры 3», которая повествует о дальней родственнице Кэтрин. Её роль исполнила Кристина Анапу.
 
Фильм вышел на экраны 9 марта 1999 года.
 
 
В 2003 г. экранизация Жози Дайана
 
Вроде бы все или что-то упустил?
 
Зарегистрирован
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Опасные связи
« Ответить #8 В: 12/28/07 в 12:25:08 »
Цитировать » Править

Мне говорили о телевизионном фильме с Аланом Рикманом в роли Вальмона, но возможно, это был заснятый на пленку театральный спектакль, и потому в фильмографиях он не числится.
Перечиссленные вами фильмы я видела все, кроме последних, причем молодежную адаптацию, как уже говорила, смотреть не было моральных сил. Больше всего понравился фильм с Гленн Клоуз и Малковичем. "Вальмон" Формана, несмотря на прославленность режиссера, не евпечатлил.
« Изменён в : 12/28/07 в 12:28:22 пользователем: nava » Зарегистрирован
antonina
Beholder
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2204
Re: Опасные связи
« Ответить #9 В: 12/28/07 в 14:16:06 »
Цитировать » Править

Большое спасибо, мне из всего перечисленного Вами состава больше всего понравился Дансени Кину Ривза. Но что же это был за фильм с Денев? Название точно было изменено, действие происходит в наше время, колоритная деталь - муж де Турвиль  дипломат, с какой-то миротворческой миссией отправлен в Африку, мать Сесили - заядлая феминистка. Вроде бы я это видела на каком-то польском телеканале, но, как на грех, названия вспомнить не могу.
Зарегистрирован

Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
nava
Beholder
Живет здесь
*****


Несть глупости горшия, яко глупость.

   
Просмотреть Профиль » WWW »

Сообщений: 1508
Re: Опасные связи
« Ответить #10 В: 12/28/07 в 14:48:33 »
Цитировать » Править

Он так и назывался "Опасные связи". По российским каналам его гоняли неоднократно.
« Изменён в : 12/28/07 в 15:00:37 пользователем: nava » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: Опасные связи
« Ответить #11 В: 01/02/08 в 21:10:08 »
Цитировать » Править

Опасные связи"
Понедельник, 10 Декабря 2007 г.       
 
"Главное любить, а не влюбляться"
 
Вчера случайно переключая каналы, я наткнулась на спектакль, который даже не мечтала увидеть. «Опасные связи» Шадерло де Лакло. Бродвей. 1986 год. В роли порочного виконта де Вальмона – Алан Рикман.
 
Описывать сюжет бессмысленно – напишу то, что сказал диктор еще на русском языке. Пожилая секс-бомба заключает пари с немолодым бабником, что сумеет охмурить молодого человека, влюбленного в свою невесту. Бабник, в это время, охмуряет его невинную невесту и, параллельно, еще одну хорошую женщину. В конце половина героев умирает мучительной смертью, половина – остается с разбитым сердцем. Все  банально и просто. И в то же время ужасно. Я не знаю ни одного актера по имени. Но они были великолепны! Я просто не могу передать словами. Маркиза де Мертей – это просто нечто. Она изящна, грациозна, красива и цинична. Мне очень понравился костюм – белое платье – сама невинность и кротость – с ярко красным подкладом. Остальные «невинная невеста» - именно невинна. Особенно большие голубые глаза- чем-то отчаянно напомнила образ Кристин Дааэ.  Хорошая женщина Турвель– именно хорошая женщина. Борющаяся, запутавшаяся, отчаявшаяся…  Все так как надо.  
Вальмон и Мертей — великие мастера перевоплощения, смены масок. Наградив Вальмона и Мертей красотой, умом, вкусом, искусством подчинять себе людей,  создал тип блестящего «сверхзлодея», отталкивающего и привлекательного одновременно.  
 
А теперь о Самом Главном. После выхода спектакля партнерши Рикмана Линдси Дункан (кажется, она и была маркизой) сказала: «Многие люди уходили из театра, желая заниматься любовью, и большинство хотели заниматься любовью с Рикманом». Я абсолютно понимаю эти слова.
 
Он не просто сверхзлодей. О нет! Это циничный, холодный, удивительно обаятельный злодей.  С такой убивающей улыбкой. Улыбаются губы. Глаза –никогда!  С таким внимательно -холодным взглядом… Как у змеи. Которая задушит в сладостных объятиях, а ты еще в предсмертном хрипе просипишь «Спасибо!»  
 
Виконт все время в бело-сером костюме. Элегантный, осторожный, властный. Он потрясающ. Каждое его движение –это нечто. Как он пробегает пальцами по плечу маркизы… Как он это делает?!  
 
Афиша спектакля:http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/133/11133312_ARLLD9.jpg
Фото для фанов Рикмана:http://i021.radikal.ru/0712/17/9ad9cfe250ad.jpg
 
« Изменён в : 01/02/08 в 21:27:37 пользователем: olegin » Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.