Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/08/20 в 22:31:43

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « О бедных евреях замолвите слово... »


   Удел Могултая
   Сконапель истуар - что называется, история
   Околоистория Центральной и Восточной Европы
   О бедных евреях замолвите слово...
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: О бедных евреях замолвите слово...  (Прочитано 1808 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
О бедных евреях замолвите слово...
« В: 12/26/07 в 14:16:51 »
Цитировать » Править

«Народ этот избран среди других народов не только потому, что он во многих отношениях лучше других, а еще и потому, что он наиболее стойкий из них», – Гёте.
 
      Золотая Роза: храм и легенда  
 
Здесь в тёмные жестокие века  
гонимый нетерпимостью людской  
защиту соплеменник мой искал  
за каменной стеною городской.
 
Он знания, талант и ум вложил,  
всю душу в этот край, ему служа,
страдал, когда бросали в спину: "Жид",  
бедой дыша, погромами круша.
      
 
      Львов основал в 1256 году князь Данила Галицкий, назвавший город в честь своего сына Льва. Евреи-раббаниты и караимы из Византии и юго-восточной Европы поселились во Львове уже вскоре после его основания, однако в результате последующей эмиграции евреев из Германии и Богемии на восток в городе стали превалировать ашкенази, и это обусловило восточноевропейский характер львовской общины. Первая из этих общин обосновалась внутри городских стен на улице, носящей с 1383 года имя Еврейской (теперь ул. Староеврейская – см. карту центра города).  
      
Другая самоуправляющаяся, ашкеназская община обосновалась в Краковском предместье и была более многочисленной, но с менее развитой общественной структурой . Эти две еврейские общины Львова в городе и предместье из-за языковых, культурных и религиозных различий существовали параллельно в течение четырех столетий вплоть до объединения в 1756 г.  
 
Несмотря на многочисленные ограничения польских королей, евреи играли важную роль в экономике города, находившегося на перекрёстке торговых путей из Польши в Турцию и Малую Азию. Львовские евреи также участвовали во внутренней торговле, банковском деле и развитии ремёсел .  
 
Большая городская синагога была возведена во Львове в 1555 г. Вначале она была деревянной, позже каменной, перестроена в конце 18 в. и функционировала вплоть до Второй мировой войны. Рядом располагался Дом Учения (Бет-Гамидраш) с уникальной коллекцией книг на древнееврейском языке.  
 
В Европе существовали ограничения христианского духовенства и властей на строительство синагог. Кроме того, увеличение числа и размеров синагог сдерживалось плотностью застройки еврейских кварталов. Однако рост численности еврейского населения вынуждал расширять имеющиеся синагоги и строить новые молельные дома.  
 
      Синагога Нахмановичей
      
      Первым и наиболее ярким примером сооружения подобного храма может служить синагога Нахмановичей, возведённая итальянским архитектором Паоло Доминици (Павлом Римлянином, или Павлом Счастливым) в стиле готики и ренессанса. Она была описана во многих довоенных европейских учебниках архитектуры и известна как синагога Турей Загав, а также под именем "Золотая Роза". Синагога была заложена в 1582 г. в качестве частного молельного дома во дворе владения Исаака бен Нахмана (Исаака Нахмановича), лидера еврейской общины Львова и одного из богатых людей Польско-Литовского государства. Вход во двор располагался там, где сегодня находится дом по ул. Ивана Федорова, 27 (см. карту "Центр современного Львова" выше). Вначале этот храм был задуман как семейный молельный дом, но для членов общины в часы молитв вход был свободным. Это был дом в 8 окон (по два окна на каждую сторону здания примерно кубической формы) размером 16 х 18 локтей, а молельный зал до 1941 г. составлял всего 10,2 х 8,5 м.  
 
Однако эти ухищрения не помогли. Уже в год постройки архиепископ Соликовский донес в Рим о строительстве евреями во Львове новой синагоги.  
      
Несколько вытянутый с запада на восток молельный зал синагоги был перекрыт украшенным нервюрами коробовым сводом . Синагога является редким примером западноевропейского влияния в архитектуре подобных сооружений в этом регионе . Как отмечают Дымшиц и Соколова, "в разнообразных вариантах пространственно-планировочных решений монументальных синагогальных зданий, которые возводились на протяжении, по крайней мере, трёх веков в городах и местечках Польско-Литовского государства, легко можно обнаружить одну и ту же архитектурную форму. Она была задана доминированием главного объема здания – молельного зала для мужчин, пропорции которого были близки к кубу. Фокальными точками внутреннего пространства синагоги являются вместилище для свитков Торы, арон-кодеш, на восточной стене, и подиум для рецитации Торы, бима, в центре зала.  
 
Низкие пристройки, примыкавшие к такому двусветному залу с двух или трёх сторон, образовывали своеобразный цоколь здания. В них размещались вестибюль, помещения для женщин, бейт-мидраш и пр. Архитектура такого сооружения подчинена идее центричности, цельности статичного ядра" .  
       
В 1595 г. после смерти Исаака Нахмановича синагога была реконструирована его сыновьями Мордехаем и Нахманом, тогда же была сооружена галерея для женщин. Реконструкцию проводил тот же зодчий Павел Римлянин, которому помогали Амброзио Нутклаус (Амброзио Благосклонный), Адам Покора и Закарий де Лугано (Закариаш Умелый).  
      Оставаясь на земле семьи Нахмановичей, синагога стала общественной, стала главной городской синагогой в 1604 году и оставалась таковой до 1801 года . Интерьер синагоги отличался филигранной металлической ковкой и красивыми фресками.  
 
      Легенда о золотой Розе
      
Древняя легенда о прекрасной Розе  
даже в наше время всё ещё жива.
Сквозь огонь и воду, беды, кровь и слёзы  
притчу нам людская донесла молва
 
о прекрасном храме и священном месте,  
жертве во спасенье веры от врага.
Ставка выше жизни, шаг ценою чести –  
вот, что восхищает нас через века.
      
      В конце 16-го века иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и отнять у евреев здание синагоги. В 1603 году король Сигизмунд III подарил монахам ордена иезуитов участок земли, на котором стояла синагога, и по решению суда здание было конфисковано.  
 
"Евреи были в отчаянии, – писал очевидец, – еврейки рвали на себе волосы; их квартал имел такой вид, как накануне страшного суда". Старшина общины Мордехай Нахманович с достоинством принял комиссию, ввёл ее в синагогу и потребовал немедленно занести в протокол, что он всё передал иезуитам. "Между тем народ со всех сторон стал прибывать в синагогу, поздравляя иезуитов с успехом, наполняя воздух криками радости, – писал летописец иезуитского ордена. – Народ зажёг восковые свечи и вошёл с процессией в синагогу. Толпа подошла к месту, где находился святой ковчег, и пением церковных гимнов освятила это место... Среди евреев же была тревога, скорбь, слышались вздохи и вопли, и горе их усилилось, когда они увидели над крышей синагоги крест, символ христианства" .  
 
Но когда на следующий день монахи пришли к зданию, ворота оказались запертыми. Мордехай Нахманович никого не пропускал через свои владения. Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями разгорелся с новой силой. В результате долгого и изнурительного судебного процесса синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году.  
Легенда приписала эту победу Розе, красавице-жене Нахмана Нахмановича, брата старшины львовской общины Мордехая Нахмановича.  
 
Это была женщина необыкновенной красоты, одарённая высокими душевными качествами, которая пользовалась огромной популярностью в своей общине. Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нём была выбита надпись:  
 
"Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени". К могиле "золотой Розы" приходили несчастные жены и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Впоследствии "золотую Розу" называли мученицей за веру.  
  
      Согласно преданию, Роза готова была отдать всё своё имущество для выкупа храма. Она употребляла своё влияние повсюду, но ничто не помогло. Наконец, епископ потребовал, чтобы она сама явилась к нему с деньгами. После долгих колебаний Роза принесла выкуп епископу, который поставил условие возвращения святыни: Роза должна остаться у него в епископском дворце. Она ответила, что останется только после возвращения храма, но епископ не хотел ей верить. "Если ты мне не веришь, – возразила она, – ты ничего не теряешь, а я теряю честь, веру, народ". Епископ согласился, подписал и вручил ей документ на открытие синагоги.  
 
Она отослала бумагу старшинам и через короткое время увидела из епископского дворца свет, льющийся из окон синагоги, услышала радость и веселье в общине. Задача её выполнена, но жизнь погублена. На другой день епископ нашёл её мертвой. Еврейские женщины долго еще оплакивали мученицу . С тех пор в народе стали называть синагогу именем "Золотая Роза".  
      
Синагога Турей Загав
        
Молитву возносили к небесам
в прекрасном храме, в "Розе Золотой",
блиставшей несравненной красотой,  
где мудрецов звучали голоса.
      
В 1654-1667 гг. в синагоге служил известный раввин Давид бен Шмуэль Галеви Сегал. Он составил комментарий к шеститомной "Энциклопедии правил достижения гармонии в жизни верующего иудея", которую написал Иосиф Каро. Это произведение было трудным для понимания, а Галеви сумел разъяснить его. Галеви также способствовал упрочнению отношений общины с местным окружением. Благодаря этому во времена Богдана Хмельницкого львовская христианская община защитила евреев Львова от погромов.  
 
На входных дверях синагоги находилась табличка со словами: "Здесь молился наш раввин Давид Галеви, автор "Турей Загав" (Комментариев к книге "Шулхан Арух") . Он также сочинил "Песню избавления", посвящённую возвращению синагоги польским судом в 1609 году. В ней сопоставляется это событие с избавлением евреев от египетского рабства. В честь этого выдающегося раввина синагоге присвоили имя Турей Загав, но в народе её продолжали называть "Золотой Розой".  
       
Сохранились хроники поджога синагоги толпой во главе со студентами иезуитской коллегии в 1664 г., унесшего 129 жизней. Погром уничтожил много бесценных ритуальных объектов, предметов утвари и убранства, а в Краковском предместье многие дома были разрушены.  
 
К концу XIX столетия еврейская община Львова имела многочисленные синагоги, школы, библиотеки, филантропические организации и больницы. В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек) составляли свыше 25 % населения города и были большинством в сфере свободных профессий (70 % адвокатов, 70 % членов торгово-промышленной палаты и 60 % врачей). Во Львовском университете в 1910 г. обучалось около 1500 евреев (33 % от общего числа студентов), действовало несколько еврейских студенческих союзов, в университете преподавали евреи-ученые .  
 
В начале XX века потребовалась очередная реконструкция синагоги Турей Загав, и в 1915 – 1919 годах Войцех Яблоньский и Алоиз Траверса осуществили её и провели электрификацию синагоги.  
      
Многие художники запечатлели красоту этой синагоги в период с 1890 до 1935 годов: Рудольф Бернт, Альфред Каменобродский, Францишек Ковалишин, Одо Добровольский, Мария Гутковска-Рихлевска, Зигмунд Бирер, Юзефа Кротохвила-Видимска.  
        
      С 1905 года появились фотографии экстерьера и интерьера синагоги, что, наряду с произведениями художников, позволило в дальнейшем воссоздать облик легендарной синагоги в макетах и с помощью компьютерного моделирования. Теоретическую реконструкцию синагоги провели Мария и Казимеж Пехотка, которые в 1999 году опубликовали графико-макетную её реконструкцию на различных исторических этапах. Компьютерное моделирование в 2006 году осуществил Сергей Кравцов, который на месте проводил фотоснимки и обмер оставшихся развалин.  
        
Здесь целый город под землёй,  
слезами выпадают росы,  
и охраняет свой покой  
надгробий каменная россыпь.
 
Я в скорбный час сюда иду,  
где каменеет болью память;  
и, как заведено не нами,  
кладу слезой омытый камень  
я на могильную плиту...
      
      В июне 1941 г. во Львове проживало около 160 тыс. евреев, включая 35 тыс. беженцев из ранее оккупированной немцами западной и центральной Польши, что составляло около 30 % всего городского населения.  
 
После начала войны против Советского Союза и до конца 1941 г. гитлеровцы и их подручные расстреляли или вывезли в лагеря уничтожения около 40 тыс. львовских евреев. Еще 30 тыс. человек умерло в ноябре-декабре 1941 г. в гетто из-за голода и эпидемий. Тогда же нацисты приступили к уничтожению объектов еврейской религии и культуры. Легендарная синагога была взорвана одной из первых в августе 1941 г.  
  
      Уникальная синагога Восточной Европы "Золотая Роза" расположена в самом центре старинного города Львова, отметившего осенью 2006 года своё 750-летие и объявленного памятником ЮНЕСКО. В 1999 году Правительство Украины внесло синагогу в Программу возрождения выдающихся памятников истории и культуры страны. Вместе с тем приходится с горечью констатировать, что это место сейчас заброшено и никак не защищено от надругательства и вандализма.  
  
В беде своей легко винить других,  
списав на них просчёты и потери.  
Сжигая душу, ненавидеть их,  
гораздо проще, чем любить и верить.
 
Храм Розы Золотой взорвал вандал  
нацистский, – всё в руинах много лет.
А кто теперь является сюда
в бессильной злобе свой оставить "след"?
      
Во Львове перед Второй мировой войной было 24 синагоги и 7 молельных домов, а также небольшие кладбищенские синагоги, что удовлетворяло все потребности. Казалось, во Львове уже не возникнет необходимость оборудовать новые небольшие семейные синагоги. Но вскоре львовским евреям пришлось прибегнуть к вековому опыту организации камерных храмов. После закрытия коммунистическими властями последней синагоги в 1962 г., немногочисленные верующие Львова были вынуждены собираться на молитву в обычных жилых домах, не приспособленных для богослужения. Так что в роли вместилища для свитков Торы выступал обычный платяной шкаф у восточной стены. Это продолжалось 27 лет, до осени 1989 г., когда еврейской общине Львова возвратили одну из двух уцелевших после войны синагог( на ул.Бр.Михновских).  
        
Эта синагога на ул. Братьев Михновских, 4 (бывшая ул. Кароля Лещинского) – единственная ныне действующая во Львове, одна из двух переживших Холокост. Она построена в 1924 году для благотворительного общества "Цори гилод" ("Исцеляющий бальзам") в традициях львовских ренессансных синагог 17-го века. Архитектор Альберт Корнблют, стенные росписи 1930-х годов Максимилиана Кугеля.  
 
Немногочисленное оставшееся еврейское население Львова бережно хранит воспоминания о легендарном, прекрасном, безвозвратно утраченном храме "Золотая Роза".  
 
Во львовской газете "Высокий Замок" недавно появилось сообщение о том, что Благотворительный фонд "Еврейское возрождение Галичины" начал работы по возрождению синагоги "Золотая Роза". В декабре 2006 г. работа находилась на стадии проектирования. Центр еврейского искусства при Иерусалимском университете разработал электронную версию реставрации синагоги, автором которой является бывший львовянин, историк-архитектор Сергей Кравцов.  
 
Председатель фонда Мейлах Шейхет сообщил, что это долгосрочный проект, предусматривающий восстановление синагоги в первоначальном виде, а не строительство новой.  
 
Источники информации:  
 
        1. Евреи Львова – Википедия.  
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9B%D1%8C %D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0  
        2. И.И.Гельстон (Львов). КАМЕРНЫЕ СИНАГОГИ ЛЬВОВА.  
http://www.jewish-heritage.org/eu94a11r.htm  
        3. В. Дымшиц, А. Соколова. КАМЕННЫЕ СИНАГОГИ XVI-XVIII ВВ. НА УКРАИНЕ И В БЕЛОРУССИИ.  
http://judaica.spb.ru/artcl/a6/archsyn_r.shtml  
        4. В. Дымшиц, А. Соколова. ТРЕТЬЕ РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА.  
http://www.jew.spb.ru/ami/A239/A239-22.htm  
        5. Алиса Коен-Мушлин, Сергей Кравцов. Исследовательский проект Центра еврейского искусства Еврейского университета Иерусалима (2006).  
http://www.hum.huji.ac.il/cja/architecture-presentation-TaZ.htm  
        6. Феликс Кандель. ОЧЕРКИ ВРЕМЕН И СОБЫТИЙ ИЗ ИСТОРИИ РОССИЙСКИХ ЕВРЕЕВ.  
http://www.chassidus.ru/library/history/kandel/06.htm  
        7. Виктория Венедиктова. По следам галицких евреев.  
http://www.hesed.lviv.ua/main_museum.html  
        8. David Halevi. http://emil.alarmix.org/judaica/154.jpg  
        9. Высокий Замок, №233 (3396), 14.12.2006  
 
        http://lvov.bravehost.com/Rose.shtml  
 
Материалы взяты с персонального сайта нашего земляка,львовянина,Адольфа Берлина:http://lvov.bravehost.com/Rose.shtml
 
« Изменён в : 04/23/08 в 12:38:11 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: О бедных евреях замолвите слово...
« Ответить #1 В: 12/26/07 в 18:40:55 »
Цитировать » Править

Жизнь и творчество Мартина Бубера
 
Марк Кельнер
 
О Мартине Бубере, великом еврейском философе, гуманисте, общественном и религиозном деятеле писать нелегко. О нем уже написаны горы научных и популярных книг, эссе, исследований, биографий. Его имя известно во всем мире. О нем знают и в Европе, и в Америке, и в Израиле, где он провел последние годы своей жизни.
 
Настоящая работа задумана как биография философа, как попытка частично проникнуть в его творческую жизнь, где рождались его мысли, чувства, прозрения. В своих исследованиях он охватил множество самых разнообразных областей человеческой культуры: искусство, образование, политику, социологию, философию, религию, библеистику, иудаизм и сионизм. Особенно он был знаменит своими работами по хасидизму, мистическому религиозному движению, которое возникло среди евреев Восточной Европы в середине XVIII века.
 
Важную роль в становлении и формировании философских и религиозных воззрений мыслителя сыграли его детские и юношеские годы. Именно в этот период были заложены все его основные мировоззренческие ориентации и установки.
 
ДЕТСТВО
 
Мартин (Мордхе, Мордехай) Бубер родился 8 февраля 1878 года в Вене. Мальчику не было еще и трех лет, когда его родители расторгли брак и отец отвез сына к своим родителям, Соломону и Адели Бубер, которые жили в Лемберге*. Соломон Бубер слыл одним из самых уважаемых членов хасидской общины города. Преуспевающий банкир, он в то же время блестяще знал древнееврейский язык, Библию, Талмуд, был знаком с произведениями мировой классической литературы (Гомер, Мольер, Шекспир, Гете). Дед научил мальчика читать и писать на иврите, привил ему любовь к религиозным книгам, литературе, поэзии. Много времени проводила с внуком бабушка, которая читала ему отрывки из Талмуда и Каббалы.  
 
В Лемберге Мартин впервые узнал о хасидизме, религиозно-мистическом учении евреев, которое с середины XVIII века стало распространяться в Европе (Подолье, Волынь, Галиция, Восточная Украина, Белоруссия). Сам термин «хасидизм» происходит от древнееврейского слова «хасид», что означает «благочестивый».
 
Мальчик знакомился с бытом, культурными и религиозными традициями евреев, что впоследствии явилось источником для изучения и обработки Бубером хасидских рассказов и преданий.
 
Хасиды, цадики, главы хасидской общины произвели на ребенка огромное впечатление.
 
Об этих своих впечатлениях он расскажет в работе «Мой путь к хасидизму», «Случилось так, — писал Бубер, — что я, потрясенный в одно мгновение, познал хасидскую душу. Праеврейское открылось мне в темноте изгнания, расцвело до вновь осознанного выражения как становление, как задача. И это праеврейское было прачеловеческим содержанием человеческой религиозности» (Buber M. Mein Weg zum Chassidism // Buber M. Werke. Bd 3. — Muenchen, 1963.— S. 968).
 
Психоанализ показал, что источником развития внутреннего опыта и поведения человека являются его детские переживания, активно мобилизуемые и перестраиваемые в последующем аффективном опыте. Детские аффективные переживания Бубера оставили глубочайшие бессознательные следы в его памяти, предопределив не только развитие характера, но и всю последующую его творческую деятельность.
 
Известно, что основателем хасидизма был подольский еврей Исроэл Баал-Шем-Тов, Бешт (1698–1760), который учил, что истинное спасение человека состоит не в талмудической учености, а в сердечной привязанности к Б-гу, мистической вере и горячей молитве. Такая молитва – важнейшее средство единения человека с Б-гом. Во время молитвы восторженная душа человека должна как бы отделиться от своей телесной оболочки. В религии важнее всего не внешний обряд, а искреннее и сильное чувство. Хасиды утверждали, что посредством постоянного общения с Б-гом можно достигнуть способности ясновидения, пророчества, чудодейства. С помощью цадика достигается наивысшее откровение, полное очищение души, всякое земное и небесное благополучие человека.
 
Возможно, именно эта роль цадиков и побудила Бубера обратиться не только к изучению хасидских преданий, но и к разработке своего оригинального учения о диалоге, о взаимоотношениях Я и Ты. В процессе наблюдения за жизнью хасидской общины возникло великое прозрение еврейского мыслителя и гуманиста о диалоге-беседе.
 
Соломон Бубер.
 
Мальчики, с которыми общался Мартин, приходили в одну из синагог Лемберга. Шесть дней в неделю, с раннего утра до позднего вечера, они сидели перед учителем, повторяя учение Моисея. Их головы, покрытые черными кипами, склонялись над книгами, а тела качались взад и вперед в ритме произносимых слов.  
 
Важную роль в образовании и воспитании Мартина сыграла языковая атмосфера, в которой он рос. На улице разговаривали на польском языке, в доме деда говорили и читали на немецком. А приходя к соседям и в синагогу, он слышал идиш и древнееврейский.  
 
Особым днем в жизни евреев Лемберга была суббота, день полного отдыха, спокойствия и радости. Накануне дом тщательно убирался и вычищался. Когда садилось солнце и возникал полумрак, бабушка надевала свое черное шелковое платье и покрывала голову шалью. На обеденном столе зажигались свечи. Бабушка протягивала руки к свечам, читала субботнюю молитву. Каждая суббота была поистине самым светлым духовным праздником, на котором царили радость, святость, единение с Б-жественным. В этот день не могло быть ни мрачных мыслей, ни печали, ни тоски. «Высший дух снисходит на человека в субботу», – утверждают еврейские мудрецы.  
 
Соломон Бубер посещал небольшую, скромную синагогу. Его молитвенник был испещрен различными мистическими знаками и указаниями. Три раза в неделю из покрывала вынимался свиток Торы, и один из прихожан читал отрывки из Пятикнижия Моисея. Соломон Бубер в числе других участвовал в этих чтениях. Во время чтения молящиеся раскачивались вместе с произносимыми ими словами. Маленький Мартин молча слушал, и каждое слово древнего языка проникало в его душу. В пригороде Лемберга вблизи деревушки Садагоры находилось поместье Бубера, куда семья перебиралась на лето. Здесь Б-гослужения не прекращались. Напротив, они были еще более горячие и пылкие. Религиозные евреи чувствовали присутствие Б-га во всем, в каждой мысли, в каждом поступке. Мартин был буквально зачарован всеми ритуалами и обрядами, хотя и не осознавал этого. В душе откладывались впечатления, которые оказали сильное влияние на всю его жизнь. В городе он часто вспоминал счастливые летние дни в Садагоре. Там было гораздо больше времени для игр, чем зимой в Лемберге. Ему очень нравился серый в яблоках конь деда. Когда мальчик приближался к нему, конь поднимал свою большую голову, моргал глазами и издавал радостное ржание. Мартину казалось, что лошадь подает ему какие-то сигналы. Для него она была живым существом, с которым он вступал в таинственный, мистический контакт. Это было первоначальное психоаналитически неосознанное до конца впечатление, которое затем привело Бубера к идее Я через ДРУГОГО.
 
С именем Бубера связывают в философии открытие новой реальности, реальности отношений «Я – Ты», диалога. В горизонте диалогического Я утрачивает свою самоидентичность, самодостаточность и находит основание для собственного бытия лишь посредством утверждения ТЫ. Утверждая ТЫ во всей его полноте и самодостаточности, Я тем самым утверждает и себя, становится живой, целостной человеческой личностью. Сказать истинное ТЫ можно только всем своим существом, устремляясь навстречу ДРУГОМУ. Это учение Бубера зародилось под воздействием его детских впечатлений, когда он гладил гриву коня, ощущая некое таинственное взаимодействие с живым существом, с живой жизнью, вступая с ней в диалог.
 
Когда Мартину исполнилось 13 лет, он, пройдя обряд бар-мицвы, получил тфилин, два кожаных ящичка с библейскими цитатами и молитвами. Впервые в день Всепрощения он постился целые сутки, просил прощения у дедушки и бабушки за озорные поступки и был прощен ими.  
 
В 14 лет мальчик покинул гостеприимный дом Соломона Бубера и переехал к отцу, который к тому времени уже был вторично женат.
 
ЮНОСТЬ
 
В Лемберге Мартин поступил в среднюю народную школу, открытую для представителей всех религиозных верований. Но ученики этой светской школы обязаны были участвовать в христианском богослужении. Мартин вместе с другими мальчиками стоял во время этой процедуры с опущенной головой, читая про себя еврейскую молитву: «Слушай, Израиль: Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один». Учителя школы не были религиозными фанатиками и не стремились склонить учеников к одной, христианской религии. В этот период пытливый ум Мартина обнаружил существование в мире множества удивительных вещей. Он размышлял над тайнами времени и пространства. Если процесс течения времени бесконечен, то при определенных условиях оно может остановиться? А если это так, то что будет потом? Эти вопросы пугали мальчика.
 
А что такое пространство? Оно ограничено или безгранично? Есть ли что-то за его пределами? Было ли у времени и пространства начало? Если да, то что было до этого? Мысли Мартина переходили от одного вопроса к другому, но он не находил на них окончательного ответа.
 
В школьной библиотеке Мартин обнаружил труд И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783). Прочитав этот труд, мальчик понял, что многие великие ученые «ломали» себе головы над теми же тайнами бытия, которые мучили и его. Основная идея Канта состояла в том, что пространство и время существуют лишь в структуре человеческого сознания. Тайна пространства и времени была лишь тайной самого бытия человека, его собственного понимания мира.
 
На протяжении четырех школьных лет Бубер вел жизнь типично европейского ученика. Учителя были требовательны и суровы. Ученик много времени уделял учебе и совсем мало времени оставалось у него для отдыха, игр, занятий спортом. Он занимался грамматикой, переводил Цицерона, запоминал даты исторических событий, годы жизни великих полководцев, королей, императоров, решал задачи по алгебре и геометрии. Закончив школу, он поступил в Венский университет.
 
Жизнь студента коренным образом отличалась от жизни школьника: он мог выбрать по желанию те курсы и предметы, которые его интересовали; посещать или не посещать лекции, семинары; взять определенное количество часов в кредит; наконец, перейти в другой университет. Главными предметами, которыми славился Венский университет, были философия и история искусства. Их и выбрал Мартин Бубер.
 
Посещая книжные магазины Вены, Мартин нашел в них книги на немецком языке, восхищавшие его бабушку. В национальном театре, расположенном рядом с университетом, он просмотрел множество пьес, стараясь вникнуть в их смысл. Бубер решил, что станет писателем. Сочинять он начал еще в школьные годы, его первое произведение, поэтическая драма «Песнь о жизни», было написано им в 16 лет.
 
Год спустя Бубер переводится в Берлинский университет, где тогда преподавали известные ученые: всеми любимый 64-летний историк культуры и философ Вильгельм Дильтей, философ и социолог Георг Зиммель.
 
В университете среди студентов и молодых преподавателей царил бунтарский дух. Художники выступали против академического стиля своих учителей, разрушая старые каноны в живописи и цвете. Поэты стремились передать в своем творчестве настроение, мелодику речи, звуки. Австрийский композитор, представитель музыкального экспрессионизма и так называемой венской школы Арнольд Шенберг создает новый стиль музыкального языка. Для передачи различных психических состояний человека он использует приемы мелодекламации, речевого пения, получившие широкое распространение в вокальной музыке XX столетия. Происходили изменения в области философии, религии. Великие мыслители прошлого открывались заново. Ученые, сделавшие невероятно большие успехи в науке, теологии, философии, выдвинувшие ряд новых идей, ставили вопросы, на которые часто не находили ответов сами.
 
В кафе, ресторанах, пивных студенты вели длинные и бурные дискуссии о проблемах искусства, политики, философии, религии. Кумиром студенческой молодежи был немецкий философ Фридрих Ницше. Молодым людям особенно импонировали в его идеях дух свободы, мужества, силы, учение о «сверхчеловеке», «человеке будущего». Студенты зачитывались книгой Ницше «Так говорил Заратустра», представляющую собой новый тип философской литературы. Человек представляет собой еще животное, но с помощью «воли к власти», утверждал Ницше, он должен возвыситься над повседневной жизнью.  
 
В своей книге «Проблема человека» Бубер подвергает критике учение Ницше о «воле к власти», которое, по его мнению, не может быть путеводной звездой для «свободных умов». Вместе с тем он подчеркивает, что Ницше «с мучительной серьезностью пытался постичь человека, исходя из животного начала; специально человеческая проблема при этом не поблекла, но приобрела еще большую остроту, чем прежде» (Бубер М. Я и Ты. – М.: Высшая школа, 1993. – С. 109). Такие суждения о философии Ницше были навеяны той обстановкой, которая сложилась, когда Бубер был еще студентом и принимал участие в ницшеанских диспутах.
 
Под влиянием лекций Дильтея и Зиммеля у Мартина Бубера созрел план разработать свой оригинальный вариант философской антропологии. Он задается рядом вопросов, касающихся проблемы человека. Каково его место в универсуме (мире как целом)? Уникален ли человек? В чем его предназначение? Как он относится к миру и обществу? Как человек познает мир?
 
Свое образование Мартин Бубер продолжает в университетах Лейпцига и Цюриха. Он слушает курсы по психиатрии, чтобы составить представление о человеке во всех его аспектах, как в норме, так и в патологии. Проявляет значительный интерес к идеям мистицизма, изучает философию восточных и христианских мистиков эпохи Ренессанса. Тема докторской диссертации Бубера была посвящена исследованию учений немецких мистиков, в первую очередь двух знаменитых мистиков средневековья: Майстера Экхарта (1260–1327) и Якоба Беме (1575–1624). Первый из них много размышлял о времени и вечности, об отношениях между Б-гом и человеком. Он говорил: «Я нуждаюсь в Б-ге, но Б-г не нуждается во мне. Различные обряды таинства, паломничества, посты, покаяния теряют смысл без Б-жественной искры в душе». Беме, родившийся три столетия спустя, отстаивал ту же мысль о присутствии Б-жественного не во вне, а внутри человека.
 
Бубер вместе с другими молодыми интеллектуалами выступал за модернизацию религии. Он ссылался на Экхарта, который расценивал христианского Б-га как НИЧТО. Б-г – это не сотворенное бытие, а некое глубокое душевно-мистическое состояние человека.
 
Находясь под воздействием идей Альберта Швейцера, Бубер изучает евангельскую биографию Христа, Новый завет. Он рассматривает Иисуса не как христианин, а как еврейский мыслитель. Так у Бубера зарождается мысль о необходимости установить диалог между иудаизмом и христианством, которую он в дальнейшем будет развивать в своей работе «Два образа веры». В ней он различает две основные формы религиозной веры. Первая из них характеризуется еврейским мыслителем как логия, «доверяю», «вверяю», вторая – «верю, что». Примером первой является вера, существовавшая в ранний период иудаизма, вторая нашла свое выражение в раннем христианстве. Для первого образа веры Бубер использует древнееврейское слово «эмуна» и делает акцент на «доверии». Второй образ веры обозначается с помощью греческого «пистис» с акцентом на «вере», хотя оба этих библейских слова имеют значение и «вера» и «доверие». Первый образ веры достигается тогда, когда человек всем своим существом доверяется Б-гу и во всей своей полноте верен ему. «Пистис» же понимается как призыв «верить в то, что человек, распятый в Иерусалиме, есть их Спаситель».
Мною помещены только те главы биографии детства и юности,которые проходили в Лемберге(Львове).
Кому интересно далее-отправляю к полной версии статьи:http://www.lechaim.ru/ARHIV/98/kelner.htm#_ftn1
Кого интересует творчество М.Бубера-отправляю по ссылке:http://hpsy.ru/authors/x045.htm
 
« Изменён в : 12/26/07 в 18:42:57 пользователем: olegin » Зарегистрирован
olegin
Живет здесь
*****


Я люблю этот форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 3520
Re: О бедных евреях замолвите слово...
« Ответить #2 В: 04/23/08 в 12:07:37 »
Цитировать » Править

МАКСИМИЛЛИАН ГОЛЬДШТЕЙН - ИЗВЕСТНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР И ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ГАЛИЦИИ
Зарегистрирован
Страниц: 1  Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.