Автор |
Тема: Песни нашего века (Прочитано 9253 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
"Если вы такие умные, отчего вы строем не ходите?" Неизвестный Прапорщик Итак в 1936 (нашла и время) году Мариэтта Шагинян, советская из советских писательница, впоследствии гонявшая стукачей воплями «Как вы смеете, я сама делегат!», обратилась к наркомтяжпрому Орджоникидзе с… заявлением об уходе из Союза писателей СССР. «По моему глубокому убеждению, это организация никчемная. Мне кажется, что мы, писатели, должны разойтись по наркоматам, в пределах которых на данный момент лежит материал и тема нашей очередной книги.» Ну а поскольку писать она собиралась о бакинской нефти, то «прошу Вас включить меня рядовым в замечательную армию Наркомтяжпрома, прошу Вас оформить это мое включение (без жалования, так как я зарабатываю книгами очень много).» Нужно было конечно очень не понимать Советскую Власть, чтобы обращаться к ней с такими предложениями. Орджоникидзе ответил «Удивлен, как это Вы могли уйти из ССП, ведь это наш Союз, СОВЕТСКИЙ Союз, ведь он организован ЦК нашей партии, а Вы его называете «никчемным». Странно, непонятно, Вы, по-моему, совершаете крупную политическую ошибку...» И тут начался пандемониум. Был созван Президиум СоюзПиса, вышла статья в «Правде». Надо сказать, что пассаж о жаловании вызвал почти такую же волну ярости, что и само письмо – как она смеет задаром? Проработка валом и оптом. Сама желательница «как лучше» писала Орджоникидзе так «Ваше письмо спасло меня, заставило понять, до чего я докатилась, и помогло честно признать свою вину... Мой ужасный поступок... Передайте товарищу Сталину и партии, что искуплю свою вину перед ним.» Станислав Рассадин тут обращает внимание на то, что хотя передать надо «Сталину и партии», но вина перед «ним» в третьем лице единственного числа мужского рода. Революционная грамматика. Отмечу, что и этикет революционный. Пренебрегала товарищ Шагинян Союзом Писателей. Писала – Орджоникидзе. А извиняется перед Сталиным. В 40 году вышел скандал вокруг «Тимура и его команды». Повесть (изначально киносценарий) вызвала исключительное неприятие в верхах благодаря двум обстоятельствам – персонажи действовали «по своему усмотрению», без всякой связи с генеральной линией, а также выглядели при этом настолько обаятельно, что тимуровское движение начало расти как снежный ком - опять-таки без всякой санкции сверху. (Тут надо, правда, взять поправку на ветер, то есть на особую общность под названием "советский народ" - один из первых вожатых-тимуровцев, будучи взят за жабры, объяснял "Но ведь книжка же вышла! Как бы она вышла?" И объяснения были приняты.) И неизвестно, чем бы закончилось дело (особенно в виду "Судьбы барабанщика"), но тут началась война и вопрос о благонадежности Гайдара был решен оптимальным для всех сторон образом. История с "Тимуром" отнюдь не была исключением. Адресат шагиняновсих извинений товарищ Сталин, прочитав «Молодую гвардию», возмутился отсутствием в ней партийного руководства и «самоуправством» подпольщиков – и Фадеев быстренько досочинил к роману подпольный горком со всеми причиндалами. Из всего вышеизложенного делаем вывод - сделав пунктом программы отца Кина "умные нам не надобны, надобны верные", братья Стругацкие в очередной раз впали в необоснованный оптимизм. Верные были не надобны.
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Kurt
Beholder Живет здесь
    
Асаблiва ж лясныя эльфы любiлi дранiкi з мачанкай.
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 3164
|
Кстати, "Голубую чашку" Гайдара я бы включил в список обязательных источников по предвоенной политике СССР.
|
|
Зарегистрирован |
З павагаю, Kurt/Lenwe the Green Elf
"Мы же не можем оставить Людям лес неприбранным. А тут дело пяти секунд - был орк, стал экологически чистый труп... "(R2R) "There is no such thing as an atheist in a foxhole." (Murphy's Law of Combat)
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
"Голубую чашку" следует включать в программу как классику русского рассказа. Аркадий Петрович были совершенно замечательным мастером прозы, разменявшим себя Юпитер знает на что. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Как-то, году в 1956 восстанавливали какого-то бывшего репрессированного в Союзе Писателей. Был какой-то мелкий комсомольский поэт, потом сел... Обычно такие дела катились как бочки с горы, а тут кто-то в президиуме решил проявить принципиальность, и спрашивает согбенного восстанавливаемого, а не был ли тот все-таки троцкистом. Тот от такой постановки вопроса несколько ошалел, набрал воздуха – и тут Михаил Светлов из первого ряда кричит «Да оставьте его в покое, не был он троцкистом. Я точно знаю. Никогда я его в нашей компании не видел.»
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Пока писалась большая статья по Герману-младшему, то бишь Алексею, у меня накопилась масса заметок по Герману-старшему, то бишь Юрию. И вот - «Лапшин». Написан в 1938. По тексту – милиционер Окошкин в шутку обвиняет свою квартирную хозяйку, старуху Патрикеевну, в том, что она в 30х мужа съела. Актриса Адашова – в шутку же – спрашивает начальника оперативного отдела ленинградского угро Лапшина, не может ли он посадить ее соседей по коммуналке. Мальчик, сын приятеля, говорит Лапшину – «А что такое ‘Балтийская зона’? ‘Зона’ я знаю, а ’Балтийская’?» И так далее – чуть ли ни на каждой странице. Повестушка «Операция С Новым Годом» (это «Проверки на дорогах»). Командир партизанского отряда думает о своем особисте «Сейчас он меня навсегда приберет... посадит ради страха божия, а потом доказывай свою невиновность, согласно господствующей юридической доктрине.» Это в 46 году написано – или в 45. И напечатано тогда же. И ничего. Я даже не спрашиваю как Юрий Герман это писал – он был совершенно советский человек, и «вы, принцесса, так наивны, что по наивности своей...» Но как это печатали? Воистину, там, где ничего нельзя, все можно. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Козинцев о начале войны: «С первых дней войны я трудился над маленькими фильмами. В Ленинграде горели бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Говорят, что бойцы охотно смотрели “Случай на телеграфе”, смеялись. Шутка тогда была нужна людям. Действие фильма происходило у окошка телеграфа. Расталкивая очередь, пробивался вперед, оттиснув старичка пенсионера и домохозяйку с сумкой, запыхавшийся человек в военном французском мундире и треуголке. Торопясь, он протягивал бланк: “берлин гитлеру тчк пробовал зпт не советую тчк наполеон”. Наполеон Бонапарт скрещивал руки на груди и бросал зловещий взгляд на телеграфистку. «Два семьдесят, - подсчитывала девушка, не обращая внимания на смысл слов и внешность клиента. - Гражданин, не задерживайте, следующий!» А первым, кажется, военным художественным фильмом, былав девятиминутная короткометражка Арнштама «Чапаев с нами», вышедшая на экраны в июле 41. Начало повторяло сцены гибели Чапаева из фильма братьев Васильевых, но в варианте Арнштама герой (естественно, в исполнении Б. Бабочкина, кто ж еще мог быть Чапаем?) добирался до берега живым. Ему тут же подводили коня и он произносил пламенную речь... перед солдатами, образца 41 года. И уводил их на бой с немцами. То есть фильм был одновременно альтернативной историей и НФ (поскольку без машины времени тут не обошлось). Но зрителей это, естественно, не смущало. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
Кстати,с "Молодой гвардией" было много всяких "дивных" историй. Например,в романе фигурирует предатель Стахевич,выдавший "Молодую гвардию".Так вот,его прототипом послужил подпольщик Третьякевич,один из организаторов "Молодой гвардии".Ходили слухи,что он проявил трусость в партизанском отряде,а потом появились слухи,что он выдал на допросах товарищей.Любопытно,что и сотрудники КГБ,и его брат расследовали это дело и выяснили,что слухи совершенно необоснованы, и что наоборот,Третьякевич проявил огромное мужество и был ключевой фигурой среди молодогвардейцев.Однако все попытки реабилитировать его имя у партийных работников провалились,а его родителям не выдавали пенсию из-за якобы имевшего место "предательства",потому что показа ния свидетелей(как подпольщиков,так и пойманных палачей)как оказалось,ничего не значат по сравнению с материалами журнала, отражающего официальную партийную линию-журнала с гордым названием "Партийное строительство"."Врач сказал "в морг",значит-в морг". Подробности этой и других историй можно найти здесь: http://www.rg-rb.de/2005/34/sek.shtml
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
Дополнение.Как следует из приведенных там документов,сторонники "официальной" версии истории "Молодой гвардии" не останавливались и перед прямым подлогом.А после пытались заткнуть рот свидетелям. Вот так.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Ципор
Гость
email
|
on 09/27/05 в 20:10:04, Zamkompomorde wrote:Дополнение.Как следует из приведенных там документов,сторонники "официальной" версии истории "Молодой гвардии" не останавливались и перед прямым подлогом.А после пытались заткнуть рот свидетелям. Вот так. |
| Zachem?
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Zamkompomorde
Administrator
    
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль » email
Сообщений: 2640
|
Еще,на ту же тему: http://molodguard.narod.ru/article13.htm Quote: Видимо,дело в том,что (из-за слухов) партийное руководство сочло Третьякевича недостойным считаться комиссаром у героев-подпольщиков.А еще-это могло представлять опасность для самого руководства.А то комиссар,о котором ходят слухи,что он трус и предатель..это ж подрыв авторитета партии.Тут и самим партработником недолго загреметь по этапу в какую-нибудь тьмускорпионь.А подтвердятся слухи или нет-все равно чревато. И решили назначить вполне благонадежного Кошевого комиссаром.Видимо,он им показался наиболее подходящим по данным.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
 |
и повесил трубку, подлец
« Ответить #10 В: 01/06/07 в 17:32:19 » |
Цитировать » Править
|
Из воспоминаний Слуцкого. Главка о Брике. «О.М. рассказывал, что Булгаков читал во МХАТе пьесу «Заговор». В первом действии заговорщики сговаривались. Во втором они убивали Сталина. В третьем рабочие московских заводов отбивали у них Кремль. В четвертом действии был апофеоз. Труппа молчала, бледная. Секретарь парткома позвонил. Булгакова забрали - здесь же, в театре, но скоро выпустили». Чем характерна эта история? Да тем, что в ней ровно ничто не соответствует действительности прямо. Не сочинял никогда Булгаков пьесу «Заговор». И во МХАТе ее, соответственно, не читал. И никто за нее Булгакова не арестовывал – хотя вообще-то прибирали его, было. И доносили, было. И непосредственно в процессе чтения – кажется, тоже. И шутки про Сталина Булгаков выдумывал. И пьесы с апофеозом писал – апофеоз, правда, выходил своеобразный, все время у Михаила Афанасьевича пулемет получался, но писал. Вот потому Слуцкий в эту историю и поверил. И все, кому рассказывали, верили. Потому что события не было, а вот все его обстоятельства – были даны в ощущениях. Брик придумал абсолютно точную байку. И, наверное, вполне сознательно построил ее, как эхо старинного анекдота о Василии Васильевиче Капнисте, пятиактной сатире «Ябеда» и явлении Павла I на премьеру.(*) Впрочем, есть еще одна возможность. Эту историю мог сочинить Булгаков. Вместо пьесы «Заговор». (*) анекдот сей в прозе можно отыскать, скажем, у Эйдельмана, «Но существует рассказ, будто в злую минуту Павлу доложили, что комедия Капниста "Ябеда", посвященная его величеству, есть насмешка над царствованием; нежного комедианта мигом - из постели в кибитку, в Сибирь; вечером, однако, погода переменилась, театру велено играть "Ябеду" перед двумя зрителями - Павлом и наследником Александром; актеры ждут, что их пошлют вослед сочинителю, но после первого акта отправлен курьер - Капниста вернуть, после второго - наградить деньгами и чином... Драматурга догнали за много верст от столицы, а при въезде встречали наградою, что не помешало общему цензурному запрету "Ябеды"...» а в пиитическом переложении - у Юлия Кима (http://geo.web.ru/bards/Kim/part194.htm). А павловские времена, как и времена Николая I, были у опоязовцев куда как популярны – в качестве метонимии (очень льстящей 30м-40м, конечно).
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Mogultaj
Administrator
    
Einer muss der Bluthund werden...
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 4173
|
Quote: «О.М. (Брик) рассказывал, что Булгаков читал во МХАТе пьесу «Заговор». В первом действии заговорщики сговаривались. Во втором они убивали Сталина. В третьем рабочие московских заводов отбивали у них Кремль. В четвертом действии был апофеоз. Труппа молчала, бледная. Секретарь парткома позвонил. Булгакова забрали - здесь же, в театре, но скоро выпустили». Чем характерна эта история? Да тем, что в ней ровно ничто не соответствует действительности прямо. |
| Мне кажется, это не обязательно выдумка Брика. Булгакова забрали в ОГПУ в мае1926, держали под арестом, но довольно скоро выпустили. А незадолго до ареста Булгаков опубликовал "Роковые яйца" (1925). А незадолго до публикации, 27 декабря 1924 г. ,Булгаков читал авторскую, исходную редакцию Роковых яиц на собрании литераторов при кооперативном издательстве "Никитинские субботники". Тогда кончалась эта повесть-так: сначала был погром Москвы восставшей народной массой (частично сохранено в опубликованном в 1925 г. варианте), а потом "необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и сожрали. Заключительная картина - мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого". То есть - антибольшевистское восстание в столице большевиков и погибель оной (надо думать, вместе с режимом). Сам Булгаков в дневнике (конфискованном ОГПУ в мае 26 года) это чтение на Никитинских субботниках охарактеризовал так: "Когда шел туда - ребяческое желание отличиться и блеснуть, а оттуда - сложное чувство. Что это? Фельетон? Или дерзость? А может быть, серьезное? Тогда не выпеченное. Во всяком случае, там сидело человек 30 и ни один из них не только не писатель, но и вообще не понимает, что такое русская литература. Боюсь, что как бы не саданули меня за все эти подвиги "в места не столь отдаленные"... Эти "Никитинские субботники" - затхлая, советская рабская рвань, с густой примесью евреев". Осип Брик был достаточно тесно связан с ОГПУ в 20-е. И более чем вероятно, что его знакомцы, чекисты по литделам, Агранов и т.п., рассказывали ему в 1926 нечто вроде следующего: Булгаков сочинил повесть о том, как пала большевистская Москва, в т.ч. с описанием народного бунта в ней. Сам же считал, что за оглашение такого сюжета его мы можем и турнуть в ссылку. Тем не менее зачитал этот текст на собрании Ник.субботников. Самым похабным антисоветским образом отозвался обо всем этом в своем дневнике. Теперь мы его арестовали, дневник отобрали и все это там прочли". Вот эту историю Брик, думается, и пересказывал. Просто его память заменила Никитинские субботники - МХАТом, неопубликованный исходник Роковых Яиц - неопубликованной пьесой "Заговор", и внесла еще ряд мелких, но естественных искажений.
|
« Изменён в : 01/08/07 в 02:18:39 пользователем: Mogultaj » |
Зарегистрирован |
Einer muss der Bluthund werden, ich scheue die Verantwortung nicht
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Quote:Осип Брик был достаточно тесно связан с ОГПУ в 20-е. |
| Он там какое-то время просто-напросто работал. И был уволен совершенно анекдотическим образом - его комиссия застала на рабочем месте за написанием очередной статьи. Quote:Вот эту историю Брик, думается, и пересказывал. Просто его память заменила Никитинские субботники - МХАТом, неопубликованный исходник Роковых Яиц - неопубликованной пьесой "Заговор", |
| Так _не писал_ Булгаков никакой пьесы "Заговор". Вообще. Ни в каком виде. В том-то и дело. Не писал, нигде не читал и, в отличие от "Ричарда Первого", не задумывал даже. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
Увлечено у О. Проскурина http://o-proskurin.livejournal.com/83140.html "В конце 1995 года,накануне выборов в Думу, мы с литературоведом А.Л. Дмитренко были в гостях у Н.Я.Рыковой, литературоведа и поэтессы. Ей шел 95-й год. И вот спрашивает она нас: - Ну-с, молодые люди, пойдете вы голосовать? Обязательно надо, нельзя снова допустить к власти коммунистов - etc. Алеша спрашивает: - Надежда Януарьевна, а вы всегда интересовались политикой? - Еще как! В 1917 году во время выборов в Учредительное собрание я всю свою семью сагитировала голосовать за кадетов (я сама еще по возрасту не имела избирательных прав). И стихи писала: "Надевайте гирлянды зеленые..." Это был цвет милюковцев - зеленый.. Согласитесь, это сильно - в 1995 году разговаривать с человеком, который агитировал за Милюкова. ----------------------------------- Еще бы не сильно! Но меня в рассказе особенно восхитило вот это: "нельзя снова допустить к власти коммунистов"."
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan Живет здесь
    
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
В статье Сергея Третьякова "Новый Лев Толстой" есть замечательный пассаж: "Мне кажется, такое ожидание, подчас фанатическая вера в пришествие "красного Толстого", который развернет "полотно" революционного эпоса и сделает филосовское обобщение всей эпохи, с одной стороны, указывает на укоренившийся автоматизм мышления, а с другой, - на нежелание узнавать искомое явление в его диалектическом преображении. Автоматизм мышления говорит: было буржуазное государство - стало пролетарское государство, была буржуазная промышленность - стала пролетарская промышленность, было буржуазное искусство - стало (или станет) пролетарское искусство, был буржуазный Толстой - станет пролетарский Толстой. По правде сказать, проведите этот молодецкий параллелизм до тех абсурдов, как пролетарская церковь или пролетарский царь - и поймете, что одного соответствия недостаточно." Что интересно, автор - на дворе 27 год - все прекрасно понимает. И про пролетарскую церковь и про пролетарского царя. И церковь все прекрасно про себя понимает - по крайней мере, на уровне мозжечка - поскольку толстовская модель как раз в это время потихонечку начинает становиться официальной. С уважением, Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
|