Автор |
Тема: Новый роман Лазарчука (Прочитано 4411 раз) |
|
Guest is IGNORING messages from: .
Vagram
Завсегдатай
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 181
|
О романе Андрея Лазарчука "Мой старший брат Иешуа"
Предупреждаю: текст заметки содержит спойлеры. Если в данном случае так можно выразиться.
Борис Натанович Стругацкий как-то признался в «Комментариях к пройденному», что у АБС была давняя мечта: написать исторический роман в духе Фейхтвангера. Каковую мечту, собственно, Стругацкие частично и осуществили в «Отягощенных злом».
Это вспоминается в качестве некой точки отсчета. Сейчас мы видим, что к историческому роману впервые обратился другой крупнейший фантаст, ученик Стругацких, до сих пор писавший только более или менее чистую фантастику – Андрей Лазарчук*.
Книгу «Мой старший брат Иешуа» я купил в тот же день, когда она появилась в московских магазинах, и прочитал, разумеется, сразу. Ясно, что ее предстоит перечитывать. И не просто так, а параллельно как минимум с Иосифом Флавием (сопоставление получается очень интересным). Поэтому сейчас я не буду пытаться устроить сколько-нибудь подробный разбор, а просто изложу впечатления от первого прочтения.
Начнем с фабулы. Насколько я понял, при написании этого романа Лазарчук опирался на некий малоизвестный, но реально существующий апокриф, согласно которому Иисус Христос был внуком царя Ирода Великого. Поскольку в период сразу после смерти Ирода (когда Иешуа был новорожденным) дворцовые интриги угрожали его жизни, человек Ирода передал его на воспитание доверенным друзьям – Иосифу с семьей. Став взрослым, Иешуа осознал, что игнорирование политической жизни его не спасет («так меня убьют еще вернее»), и всерьез попытался взять власть в Иудее. Для этого ему было необходимо (а) подобрать сторонников, способных в случае надобности поддержать нового (и абсолютно законного!) царя силой оружия, (б) получить популярность в народе и (в) выразив лояльность римской администрации, убедить ее походатайствовать перед Тиберием о восстановлении ликвидированного указом Августа Иудейского царства; все это очень продуманно и последовательно делалось. Однако в ходе реализации плана произошел срыв, царь Иешуа сначала был вытеснен вместе со своими сторонниками из Иерусалима, а затем погиб в сражении против объединенных сил тетрарха Ирода Антипы и римлян.
Раз уж я начал с упоминания Фейхтвангера (который писал на близкие темы и уже поэтому удобен для сравнения), скажу сразу, что подход Лазарчука в данной книге радикально отличается от фейхтвангеровского. Фейхтвангер, при всем его блестящем психологизме, отстранен и холоден. Лазарчук же ведет повествование от лица персонажа, вовлеченного в события полностью, всей своей жизнью. Проза получается очень сухая и горькая, как трава на выжженном солнцем плоскогорье. А поскольку Лазарчук – конечно же, великолепный стилист, то и эмоциональное последействие от текста остается еще долго после того, как книгу закроешь.
Итак, о чем же эта книга?
Попробую сформулировать осевшие у меня впечатления, предупредив, что не считаю их единственно верными и никому не навязываю.
Существует такое понятие, как второй закон термодинамики: энтропия Вселенной ВСЕГДА возрастает. При любом процессе.
Мы можем локально снизить энтропию, расчистив в мире просторное, светлое и прозрачное место, удобное для жизни. Но, во-первых, за это приходится дорого платить. А во-вторых, это не бывает навсегда. Второе начало термодинамики обязательно возьмет свое.
«Ирод добился мира. Стольких лет мира подряд не было ни до него, ни после него.
Ирод искоренил разбой. В последние десятилетия его царствования двери домов вновь перестали запираться, а добрые люди перестали бояться выходить из домов по ночам или ходить из города в город поодиночке.
Ирод расширил царство. Никогда Закон не властвовал на стольких землях – ни при Шауле, ни при Давиде, ни при мудрейшем блистательном Шломо.
Ирод построил города. Никто до него не создал таких прекрасных городов, как Себастия, Кесария Морская, Аполлония Суза, Бетания. Никто не построил и после…
Ирод построил и крепости, чтобы обезопасить земли. Он восстановил и усилил Масаду и Михвару, он поставил заново Александрион, Киприон, Гирканион, Иродион, Малату, Гамалу, Панею – и более двадцати малых крепостей и сторожевых башен; армия его была сильна и быстра; она восхищала даже врагов.
Ирод восстановил Храм. Он восстановил его в той силе и в том великолепии, которых хотел достичь блистательный Шломо, но не смог.
Ирод спас свой народ в голодные годы. Он буквально из своих рук выкормил его…
Такое не прощается. Ненависть к царю крепла год от года – и наконец охватила всех…»
Перед нами – повествование о внуке великого царя, который хочет вновь построить царство. Идеальное царство. Или по крайней мере очень хорошее.
И о том, как косность этого мира его побеждает. Дурные случайности, чьи-то темные побуждения, стремления к выгоде и к власти, суеверия и тупость толпы, всегда склонной охотнее верить в плохое, чем в хорошее, – все это приводит молодого царя к гибели. Прекрасное царство остается несозданным, а плоды усилий «достаются лисам и червям».
Именно так воспринимает мир рассказчик – с ощущением трагической тщеты. Нам дают это почувствовать уже с первых строчек, и дальше ничего не меняется. Полное поражение, никакого проблеска.
Правда, вот есть такой Шаул из Тарса, который вроде бы использует имя Иешуа, чтобы создать некую новую религию…
Для рассказчицы появление святого Павла не значит ровным счетом ничего.
Вот как для читателя – не знаю.
Не означает ли возникновение учения Павла (действие, последствия которого нам известны), что Иешуа все-таки СОЗДАЛ царство? Совсем не такое и не так, как он думал – но ведь известно, будущее не похоже ни на что из того, что мы можем о нем вообразить…
Хорошие дела не напрасны? Усилия, потраченные на создание Царства, не пропадут, так же как не пропали усилия Аэция по защите Империи? «Тот, кто захватит Рим, за каких-нибудь триста лет тоже станет Римом»?**
Не знаю…
И еще интересно: а что, если бы Иешуа ПОБЕДИЛ? Стал великим царем, дал своей земле мир, покой и Закон, процарствовал лет сорок (ну, лет до семидесяти, как его дед)? Как бы тогда пошла мировая история?..
* Пресловутый турбореализм я сейчас все-таки отношу к фантастике.
** Нет, я не забыл, что герои обсуждаемого романа - как раз враги Рима. Просто это сейчас не кажется самым существенным.
|
« Изменён в : 09/06/09 в 00:20:16 пользователем: Vagram » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Kell
Живет здесь
Дело вкуса...
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2889
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #1 В: 09/05/09 в 17:05:55 » |
Цитировать » Править |
Исходный апокриф в 20 веке Р.Грейвз использовал в своем "Царе Иисусе" - романе весьма тяжеловесном, на мой вкус (у Грейвза есть много более изящных), но очень небезынтересном.
|
|
Зарегистрирован |
Никому не в обиду будь сказано...
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #2 В: 09/05/09 в 17:15:16 » |
Цитировать » Править |
Вышеупомянутый роман тоже небезынтересен.
С уважением,
Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Kell
Живет здесь
Дело вкуса...
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 2889
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #3 В: 09/05/09 в 17:39:16 » |
Цитировать » Править |
Это я уже понял.
|
|
Зарегистрирован |
Никому не в обиду будь сказано...
|
|
|
Antrekot
Bori-tarkhan
Живет здесь
CНС с большой дороги
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 16204
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #4 В: 09/05/09 в 18:55:38 » |
Цитировать » Править |
Просто тема такая, что интересно о ней написать достаточно сложно.
С уважением,
Антрекот
|
|
Зарегистрирован |
Простите, я плохо вижу днём. Позвольте, моя лошадь посмотрит на это. (c) Назгул от R2R
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #5 В: 09/05/09 в 21:27:37 » |
Цитировать » Править |
Надо будет непременно почитать. Однако, какие странные помыслы приводят людей к разному. Никогда бы не подумала, что Стругацкие писали моих любимых "Отягощенных злом", вдохновляясь Фейхтвангером. Который писал тоже отлично, но по-другому и про другое.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Цидас
Живет здесь
Привидение Ципор
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2090
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #6 В: 09/05/09 в 23:18:24 » |
Цитировать » Править |
Это я чего-то не понимаю по моей неграмотности или восхваление Ироду выше соответствует истине лишь частично? То бишь, в части о причинах ненависти к нему?
|
« Изменён в : 09/05/09 в 23:18:39 пользователем: Цидас » |
Зарегистрирован |
"Идеальный кот, объясненный словами, не есть идеальный кот"(c) Башня Рован
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #7 В: 09/06/09 в 13:13:08 » |
Цитировать » Править |
Я думаю, что безусловно лишь частично.
Хотя бы потому, что Ирод был идумеянин, убивший последних Хасмонеев и ставленник римлян, беспощадно расправлявшийся со своими врагами, как реальными, так и мнимыми. Последних, судя по тому, что Ирод был изрядный параноик, было наверняка немало. Про паранойю, разумеется, мое предположение, построенное на описанных Иосифом Флавием взаимоотношениях Ирода с Мариамной и детьми.
В моем представлении, основанном исключительно на "Иудейской войне" и потому, к сожалению, безусловно неполном, Ирод был умелым и жестким политиком, немало сделавшим для того, чтобы Иудея добилась могущества, насколько такового могла добиться римская провинция. Он также был реальным политиком, понимавшим, что быть в составе Рима более выгодно, чем поднимать восстания и сделавшим немало, чтобы извлечь максимум из пребывания в составе империи. При этом Ирод был правителем деспотичным и жестким. Насколько он соблюдал религиозные интересы своих подданных для меня вопрос открытый. То есть я (как мне кажется) понимаю его позицию и считаю ее разумной, но понимаю и почему иудеи, для которых вопрос религии был не праздным могли его политику агрессивно не принимать и ненавидеть его за нее. Также у меня нет никакой уверенности, что Ирод специально заботился о благосостоянии своих подданных. Есть о ощущение, что он о нем забоился постольку, поскольку этого требовали инересы сохранения его власти и роста влияния Иудеи вообще и Ирода в особенности.
Наконец, повторюсь, Ирод, по-моему, был деспотом, жестоким и параноидальным. Насколько его деспотичность и жестокость были на "нормальном уровне Древнего Востока" - не знаю. Вообще, с удовольствием бы узнала мнение Могултая об Ироде. Он (Могултай, а не Ирод) тут как раз профессионал.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
Vagram
Завсегдатай
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 181
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #8 В: 09/06/09 в 13:26:16 » |
Цитировать » Править |
Добавлю, что в тексте Лазарчука Ирод откровенно идеализирован. Правда, там это идет не авторским текстом, а от лица предельно заинтересованного и пристрастного (хотя и очень грамотного и осведомленного - это подчеркивается) персонажа.
А вообще, конечно, дворцовые интриги в поздней эллинистической монархии - это сильно.
"Знаете небось, что такое королевский дворец?.. Вот то-то и есть! За стеной люди давят друг друга, режут родных братьев, сестер душат... Словом, идет повседневная, будничная жизнь..."
|
« Изменён в : 09/06/09 в 14:14:19 пользователем: Vagram » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #9 В: 09/08/09 в 16:26:38 » |
Цитировать » Править |
Ирод Великий был вообще личность замечательная в своем роде. Читать о нем у Иосифа Флавия - сплошное удовольствие. Флавий, кстати, к Ироду настроен вроде бы положительно. Невольно задаешься вопросом, что же тогда писали те, кто его не любил. Одна история с телом убитой Мариамны, замаринованным в меду, чего стоит. Хотя, может быть, что положительный настрой Иосифа Флавия - это маска. Он же был на службе у римлян, которые Ирода весьма ценили, а как он сам его оценивал, - непонятно.
Однако у Лазарчука действительно дана несколько отличная картина. Например, взаимоотношения Ирода с Клеопатрой, как их описывает Лазарчук, - противоположность тому, что известно из Флавия, который пишет, что Ирод и Клеопатра враждовали из-за территориальных претензий Египта на ряд иудейских территорий, и Клеопатра поддерживала отношения с оппозицией Ироду, в частности, с его тещей. ("Оппозиция Ироду, в частности, теща" - звучит анекдотично, но так оно и было.)
Также, если память мне не изменяет, Ирод предстал пред светлы очи Октавиана уже после самоубийства Антония, а не до. Это было достойным завершением трагической истории о том, как Ирод после каждой политической перетрубации в Риме, шел задабривать очередного властителя сокровищами Иерусалимского храма. Наконец, интересно было бы узнать, откуда сведения о бисексуальных пристрастиях Ирода.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
antonina
Beholder
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 2204
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #10 В: 09/09/09 в 10:13:31 » |
Цитировать » Править |
"Насколько его деспотичность и жестокость были на "нормальном уровне Древнего Востока" - не знаю."
Мне кажется, он в этом смысла был вполне обычным эллинистическим правителем - включительно с такой деталью, как греческое имя. О последних Селевкидах-Птоломеях можно вообще романы ужасов написать, вспомнить хотя бы борьбу Клеопатры II и ее мужа-брата Птоломея (не помню, которого по счету, кажется, пятого) за власть.
Грейвз в своем романе, сколько помню, весьма пытался доказать идею о все еще существующем культе Великой Богини, сильно повлиявшем на зарождающееся христианство с иудаизмом вкупе. Но убедительным это не выглядело.
|
|
Зарегистрирован |
Нехай і на цей раз
Вони в нас не вполюють нікого
|
|
|
nava
Beholder
Живет здесь
Несть глупости горшия, яко глупость.
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 1508
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #11 В: 09/09/09 в 10:50:22 » |
Цитировать » Править |
2 Veber --по Флавию.
Совершенно верно- после самоубийства Антония. Одна из самых ударных сцен во всей истории.
|
« Изменён в : 09/09/09 в 10:51:26 пользователем: nava » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #12 В: 09/09/09 в 11:23:59 » |
Цитировать » Править |
Antonina, да, у Грейвза везде Великая Богиня. Что лично для меня ставит под сомнения все его построения.
Nava, спасибо! Ага, ударная сцена. Но по части ударных сцен Флавий вообще жжот.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
nava
Beholder
Живет здесь
Несть глупости горшия, яко глупость.
Просмотреть Профиль » WWW »
Сообщений: 1508
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #13 В: 09/09/09 в 12:03:57 » |
Цитировать » Править |
Поэтому мне и не хочется читать романы "по мотивам Иосифа". Уж больно источник эффектен.
(Это при том, что я сама писала "по мотивам", каюсь, каюсь)
|
« Изменён в : 09/09/09 в 12:04:17 пользователем: nava » |
Зарегистрирован |
|
|
|
Veber
Живет здесь
Я люблю этот Форум!
Просмотреть Профиль »
Сообщений: 474
|
|
Re: Новый роман Лазарчука
« Ответить #14 В: 09/09/09 в 14:24:43 » |
Цитировать » Править |
Написала в приват.
А я очень люблю Фейхтвангера.
Но я воспринимаю его трилогию об Иосифе скорее как историю о давнем противостоянии начала "вавилонского" (светская, рациональная этика) и начала "римского"* (этика религиозная). Ну и как прекрасную политическую штуковину.
*Слово "римское" употребленное здесь в том смысле, в каком его любят употреблять в некоторых тредах Удела звучит особенно смешно. Поскольку Римская империя времен Веспасиана была ИМХО вполне "вавилонским" государством.
|
|
Зарегистрирован |
|
|
|
|