Сайт Архив WWW-Dosk
Удел МогултаяДобро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите:
Вход || Регистрация.
04/07/20 в 17:40:34

Главная » Новое » Помощь » Поиск » Участники » Вход
Удел Могултая « Откуда что взялось в Средиземье? »


   Удел Могултая
   Арда, Эа, далее везде....
   Отрывки, взгляды, нечты
   Откуда что взялось в Средиземье?
« Предыдущая тема | Следующая тема »
Страниц: 1 2 3  ...  13 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать
   Автор  Тема: Откуда что взялось в Средиземье?  (Прочитано 29552 раз)
Guest is IGNORING messages from: .
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Откуда что взялось в Средиземье?
« В: 12/21/05 в 04:35:19 »
Цитировать » Править


Откуда что взялось в Средиземье
.
 
Не научно-фантастические и не совсем серьёзные рассуждалки.

 
(Использованный материал: Сильмариллион, ВК и др. сочинения  
Профессора, Трилогия Перумова, ЧКА, ПТСР)

 
В первых строках письма спешу выразить свою восторженную благодарность Профессору. Он создал поистине то, о чём мечтает любой настоящий писатель (независимо от жанра, в котором творит). Его произведения не только переиздают, но дополняют (худо или хорошо – другой вопрос – важен сам факт), пишут продолжения, создаются новые произведения на сюжеты Средиземской истории, пишутся стихи, песни, ставятся мюзиклы. В его героев играют. Его шедевр экранизируют (хотя сам он при жизни того не желал). Разыгрываются нешутошные словесные баталии о том, что должны или не должны были делать его герои.
Словом – это та же великая слава, хоть посмертная, что и у классических китов литературы любого направления.
 
Сумбурное предисловие

 
Скажу сразу – я очень люблю жанр фэнтези. В частности – ВК и другие произведения Профессора и последователей читаны мною не раз и не два. Хотя, признаться, в последнее время меня больше привлекает весёлое фэнтези, а не эпические аналоги профессорского мира.
А зачем вообще люди читают фэнтези? А потом уже достаточно взрослые и не очень, люди играют во всё это? И наяву и виртуально?
Ответ очевиден. Это уход от реальности, которая не нравится. Очень не нравится! Даже если вам говорят, что, мол, мы просто читаем сказки, это для отдыха мозгов, не верьте! Они такие же наркоманы, как и вы, как и я.  
Фэнтези - это почти то же самое, что наркотики или алкоголь. Точно также с приёмом фэнтезийного допинга жизнь не кажется уже такой серой и скучной, но с меньшими последствиями для психики и здоровья. Да и написание любой вещи в стиле фэнтези, особенно, если автор ВСЁ придумал сам, СВОЙ собственный мир - это такой же уход, но через другую дверь.  
Переписывание, дополнение, продолжение чьего-либо произведения (особенно там, где погибает любимый герой) - это уже неудовлетворённость миром автора и желание подправить его на своё усмотрение. Была в советских временах такая песенка, где описываются страдания юного пионера после просмотра фильма о Чапаеве. Точно не помню текста, но одна фраза объясняет все многочисленные фанфики и продолжения: «И вот, живой, не раненый, вскочил бы он в седло! Не правильно, не правильно, кончается кино!»
Да, конечно, трагизм профессорских произведений давит на психику современного читателя, привыкшего к хэппи-эндам. Однако, сам Толкиен, то ли по наитию, то ли зная особенности человеческих эмоций, делает ставку на трагедию и героизм. Особенно в Сильме. Всё просто. Люди всегда больше впечатляются именно страданиями, кровью и предательством, и мочиловкой вообще, чем красотой, добротой и юмором.
Вспомните пьесы Шекспира. Что вам первое приходит на память? Смело могу предположить, что 99 из 100 вспомнят: «Гамлета», «Отелло», «Ромео и Джульетту», может быть ещё «Макбета». А вот «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой», или «Много шума из ничего» вспомнятся в последнюю очередь.
Однако, верный структуре жанра, Профессор не убивает главных персонажей в ВК. Но в Сильме отрывается на полную катушку – уж там-то кровь льётся реками. Почти по каждой истории, как Дивного Народа, так и Не-Очень-Дивного (читай – людей), можно поставить пьесу, не уступающую по количеству мочилова шекспировским страстям.
Что же до слэша, то это просто то же самое, что и анекдоты про Штирлица и того же Чапаева. Где автор анекдота желает принизить сильных героев (по отношению к которым испытывает явное чувство неполноценности), чтобы как-то утешить себя. Плюс реализация, хоть и виртуальная своих же собственных желаний и стремлений, а известные персонажи используются как вешалка, на которую вешают новый сюжет.  
И не лишним будет заметить, что именно мир Толкиена относится к тем мирам фэнтези, которые  пышно расцвёли всяческими продолжениями, дополнениями и слэшем. И, конечно же, больше всех достаётся от слэшэров профессорским эльфам.
 
Мир Профессора и последователей

 
Прежде чем анализировать и раскладывать пасьянс мира Средиземья, нужно учесть следующие факторы:
 
Первое – ВК и Сильм писал англичанин. А это одна из наиболее амбициозных наций, склонная к мессианству не меньше русских и евреев, а также склонная к экспансии мира в совсем ещё недалёком прошлом, плюс склонная ко всякого рода мистицизму.
 
Второе – книгу писал христианин и католик. И предпочтение в создании мира Средиземья отдавалось библейско-христианской традиции. А посему все остальные религиозно-мировоззренческие концепции были ему, мягко говоря – до пейджера. За исключением цветистого фольклора северо-скандинавского региона Европы. Тем не менее, если судить по некоторым понятиям, терминам и топонимам Средиземья, то и античное наследие, нет-нет, да и проскакивает. И это всё, не смотря на то, что англичане ко времени написания Профессором бестселлера, были неплохо знакомы с индуизмом и буддизмом.
Хочу предупредить сразу, что не претендую на доскональное знание всех произведений. Как самого Профессора, так и его последователей всех мастей. Так же не претендую на «научность» или серьёзную публицистику.  
Поэтому прошу заранее извинения у всех: ортодоксальных толкинистов, фанатов эльфийской расы, христиан, иудеев, и вообще всех, кому всё изложенное ниже покажется неприемлемым.
То, что предлагается в данном случае – всего лишь рассуждалки на заданную тему, не более того.  
 
Начнём, пожалуй, с Сильмариллиона.

 
Ну, первое его прочтением мне так и не удалось. Показалось скукотищей по сравнению с ВК. Потом, много позже, было уже более вдумчивое прочтение и даже какие-то там выписки с надеждой удержать в голове все имена, названия и события. И главное – не запутаться в хитросплетениях профессорской мифологии.
 
 
Айнулиндалэ.

 
Без всякого сомнения, на первый план выходит если не абсолютное, то очень близкое сходство с книгой Бытия.  
Эру – безусловно, Саваоф. С чисто библейским характером, по крайней мере, в начале. Он имеет замыслы, но творений у него немного: валар, люди и эльфы. Однако, как и библейский владыка «восседает на троне», судит, наказывает, милует, может гневаться, может благоволить. Позже, что не может не вызвать изумления, просто самоустраняется, предоставляя Арду в распоряжение вал. Как-то непорядочно получается, вроде бы он в ответе за всё, что там (в Арде) происходит, но отвечать за всё это безобразие Эру не хочет категорически.
Айнуры – безусловно архангелы. Но в отличие от ангелов библейских – они могут творить. И пока ничего не натворили – они айну, а как натворили – стали валар и перестали быть архангелами, превратившись в античных божеств, о чём недвусмысленно повествуется в следующей песне.
Майар – ангелы чином пониже, но созданные не Эру, а более старшими ангелами.  
 
Валаквэнта

 
В Валаквэнте происходит уже  сильное отхождение от библейских мотивов, и вступают мотивы языческие, причём именно античного следа. Учитывая биографию Профессора и его страстное увлечение античной историей, греческой в частности и древнегреческим языком, не стоит удивляться, что очень много имён и названий в Средиземье, да и функций валар имеют греческий налёт. Хотя и не все валар чётко соответствуют своим почтенным пращурам – греческим богам.  
 
Манвэ – Зевс, конечно.  
Варда – трудно сравнить её с Герой, впрочем, с Ураном тоже, она сама по себе.  
Ульмо – Океан (явно из титанов). В греческом варианте у него есть жена – Фетида, у Профессора водное божество без подруги. Возможно – прообраз Посейдон.
Аулэ – Гефест.  
Тулкас и Оромэ – соединяются в одном боге - Аресе, охотой же у греков заведовала Артемис. Частично её черты передаются в образе Нэссы.  
Ванна – вечно юная, возможно, прообразом была Афродита, но очень нечётко. Богиня любви не планировалась у Профессора.  
Ниэнна – мировая плакальщица, аналогов ей в древнегреческих мифах нет.  
Йаванна – Деметра и Артемис в одном лице.
Намо (Мандос)–  Аид.  
Ирмо (Лориен) – Гипнос.  
Эстэ - в греческой мифологии исцелением занимается Асклепий. Будем считать, что сама по себе.
Вайра – соединяет в себе черты древнегреческих мойр – богинь судьбы (Клото, Лахесис и Атропос)  
 
Майар.

 
Эонвэ – знаменосец и глашатай (читай вестник богов, здесь - лично Манвэ) – похож на Гермеса, хотя и уступает своему прототипу в могуществе.  
Ильмариэ – трудно сказать, возможно – Афина, а возможно и сама по себе. Она лишь помощница Варды.
Оссэ – явно Посейдон, повелитель морей.  
Уинен – конечно Амфитрита.
Мелиан – скорее не к богам можно отнести, а к одной из муз Апполона (Эвтерпе). Но частично – Деметра.
Олорин – явно новый персонаж. Тоже сам по себе. Профессор лишь сообщает, что он учился у Ниэнны.  
Гортхаур – вообще трудно подобрать аналог. Первоначально – ученик Аулэ, но у Гефеста не было учеников. Поэтому – сам по себе.
 
Афродита, как символ Эроса просто невозможна в мире Профессора. Да и остальные весёлые жители Олимпа не просматриваются.  
Апполон тоже. На первый взгляд, странно – ведь он повелитель всех искусств и медицины. Ну, положим, эльфам медицина не особо нужна, но искусства - вроде бы дело эльфийское. Но опять же – Апполон – покровитель атлетов, актёров, танцоров, музыкантов, поэтов и философов. В эльфийских искусствах прослеживаются только поэзия, музыка и танцы. Атлетикой, философией и театром эльфы не увлекались. Впрочем, Профессор планировал валар – как покровителей природных стихий, или основных проявлений физического бытия, а по сему за возвышенное искусство у него некому отвечать. Это не стихия, не жизнь и не смерть, не охота и не ремесло.  
 
О Мелькоре

 
Мелькор – выбивается из ряда античных богов и имеет явные черты Люцифера. У Профессора он, безусловно, библейский персонаж.  Но всё же, самую малость, особенно в процессе наказания валарами – Мелькор выступает уже как Прометей.
В альтернативной версии - ЧКА – Мелькор соединяет в себе черты Иисуса Христа и Прометея. На суде валар ведёт себя подобно Христу на Синедрионе. Хотя и не совсем аналогично.  
С античным же Прометеем его роднит куда большее.  
По Эсхилу Прометей – восставший против тирании Зевса титан. Вопреки его воле, похитивший священный огонь с Олимпа (то есть - тайные знания) и передавший его людям. Прометей научил людей земледелию, ремёслам, медицине и охоте. Кроме того - животноводству, архитектуре, постройке кораблей, астрономии и металлургии. И ещё - религии, расшифровке пророчеств различных оракулов, чтению и письму. Короче – все искусства у людей – от Прометея.  
Этими деяниями Прометей не только облегчил жизнь людей на земле, но также существенно поколебал власть Зевса и  его помощников – Олимпийских богов. Мало того, он спас людей от самого Зевса, задумавшего погубить живущих на земле людей и насадить там новых, верных ему. За что и был прикован к скале, это мы все хорошо знаем.  
Примечательно, что подобный же мотив Профессор использует при истории с Маэдросом, только эльф страдает исключительно по причине злобности Мелькора, а не за праведные труды или прегрешения. Его тоже освобождает герой (Фингон), но при этом калечит. У греков как-то лучше вышло, Геракл - более сильный персонаж и освобождение Прометея обошлось без членовредительства.
Помимо мучительного заточения, Зевс наказывает Прометея забвением – то есть делает всё для того, чтобы люди забыли своего благодетеля (что они, в общем, и делают, почитая в дальнейшем олимпийцев).  Подобный же мотив есть и в ЧКА. И последователи чёрного валы всеми силами стараются восстановить справедливость и напомнить и людям и эльфам – кто есть их истинный благодетель.
В ЧКА различие состоит в том, что Мелькор дарует знания (хотя и не столь многие, как Прометей) сначала тёмным эльфам, потом же, после их уничтожения силами Валинора, передаёт их людям. Поплатившись и в первом и во втором случае мучениями и несвободой.  
В Профессорском варианте Мелькор страдает за свои же прегрешения.  
Но в способе наказания оба варианта сходятся.
Так же, как и на Прометея, оковы на Мелькора куёт и одевает друг (или брат) бог-кузнец  Гефест (Аулэ) и по приказу верховного владыки – Зевса (Манвэ), не смея ослушаться последнего.
 
Обустройство Арды, события и население Средиземья.

 
У Профессора и последователей деталей немало. Что же обращает на себя внимание?  
Добавлю – моё внимание. Впрочем, может быть, не только моё.
 
Первое. В начале появляется Земля, что, к стати соответствует и греческим мифам и библейскому варианту. А солнце и луна  появляются много позже. Кажется, и сам Профессор что-то говаривал на сей счёт. Что, мол, не могли же столь мудрые эльфы не знать о Солнечной системе. Странный человек, взял бы, да и написал по-другому. Только Валаквэнту и прочая пришлось бы тоже изрядно подправить. Но не стал. И осталось Средиземье средневековьем. Несмотря на присутствие мудрых эльфов.
 
Второе.  Проснувшиеся люди видят ВОСХОДЯЩЕЕ солнце на западе. Это, конечно, оригинально. А может быть, речь шла о каких-то невообразимо далёких временах, когда Земля вращалась в другую сторону? Не знаю.  
 
Третье. Из всех жителей Средиземья Профессор отказывает в явном происхождении от кого-то или чего-то хоббитам. Уже где-то указано, что Шир Профессор списывал с провинциальной Англии. Не мудрено, он же англичанин. Тем более само английское слово «шир» - означает графство. Вспомним: Йоркшир, Девоншир, Ньюгемпшир и ты ды.
Итак, народы Средиземья:
Орки – понятно от эльфов, замученных тёмным валой вместе с тёмным майя.
Гоблины и тролли, драконы и прочая нечисть – дело рук злобного Мелькора
Гномы – из камня, созданы Аулэ.
Эльфы и люди – созданы Эру и не понятно из чего. Они просто проснулись. Примечательная деталь. Если проснулись – значит, до этого были усыплены, и тоже неизвестно кем.  
 
Откуда появились хоббиты в Средиземье  – тайна Профессора.  
Тем не менее, хобиттов он любит поболе людей (эльфы – вне конкуренции, разумеется) и им, а также гномам не отказано в чувстве юмора. У людей оно слабо развито. У эльфов и орков – отсутствует начисто. Первые – слишком серьёзны и возвышенны, вторые – слишком злобны, чтобы юморить.
 
О юморе.
В истории ВК юмор отчётливо виден только при описании жизни Шира, ещё в «Хоббите» довольно смешливы гномы, а вот эльфы смеются исключительно по причине радости от красоты мира, не находя ничего смешного в окружающем бытии.  
В Сильме - смеётся, в основном, Тулкас. Ни в Валиноре, ни в Средиземье особого веселья среди эльфов не наблюдается. Скорбят, сердешные, о своей судьбе. Им бы жить – да радоваться.  Лучше бы на людей посмотрели – им-то куда как хуже. Но Сильм – вообще вещь серьёзная. Профессор хорошо там выстроил линию жанра трагедии, по-шекспировски.  
Люди Средиземья тоже смеются очень редко. Ну, если учесть, какую им жизнь предписал Профессор, плюс бессмертные и вечно юные эльфы рядом – то повода посмеяться в их жизни и вправду мало.  
В книге О. Брилёвой ПТСР эльфы более живые и человечные что ли. Описан быт, хотя и оригинально. Эльфы Финрода – почти что куперовские индейцы, но ещё и своеобразные гуру, постоянно наставляющие на духовный путь Берена и его оруженосца. Владеют боевыми приёмами в лучших традициях Шао Линь (особливо искусством боя с шестами), медитируют и даже владеют самадхи. Эльфы Маэдроса – почему-то моются в банях (и воины Аст Ахэ не отстают в помывочных ритуалах), причём чисто русских, и, проживая в средневековье, пользуются столовыми приборами восемнадцатого века. И ещё эльфы прекрасно знают русские поговорки и сыплют ими направо и налево. Разбираются в этимологии слов именно русского языка, но не вестрона.  Ну да ладно, как захотел автор, так и написал. Имеет право, что называется. Одно хорошо – юмор у эльфов прорезался и конкретно.
У Перумова юмора также мало, как и у Профессора. Больше упор на страшные приключения, детективный сюжет, на сражения, и на бесконечный спор – кто там лучше душевно – люди или эльфы. И философская неоднозначность добра и зла, само собой.
 
Четвёртое. Совершенно очевидно, что больше всех от Профессора досталось людям. Плохого, разумеется. Они не очень красивы, не очень искусны, не очень умны, не возвышенны и к тому же смертны. Хотя иногда среди них появляются весьма положительные и даже героические персонажи, но воспитанные исключительно под чутким руководством эльфов. Словом – человек, в силу своей искажённости и порченности - слаб, грешен и неразумен. Всё по библейскому сценарию.
В ВК у Профессора есть яркие представители человеческой расы – Арагорн, конечно, в первую очередь. Боромир и Фарамир. Роханцы – и они явно лучше гондорцев, особенно по силе духа.  
Цель у Арагорна – всё же больше, чем личное притязание на престол, благодаря которому он может получить Арвен в жёны.  И у Профессора как-то получилось отодвинуть женитьбу Арагорна на второй план, а на первый – поставить более глобальную цель. Но всё равно в мире Толкиена, априори, выше эльфов – нет народа в Средиземье, несмотря на его пламенную любовь к хоббитам. Перед эльфами он коленопреклонён. Всегда. О чём бы не писал.
В ПТСР – люди тоже так себе. Даже главный герой не вызывает однозначного  отношения. Несмотря на то, что автор очень старается изобразить его положительным, и оправдать его действия и мысли. И всё равно Берен – хуже эльфов по определению, несмотря на «подражание» им. Да и подражает он только в их же присутствии, с людьми ведёт себя иначе, и говорит по-другому. Если с эльфами он хотя бы прилежный ученик, то с людьми – поручик Ржевский, но с чернушным уклоном. Иногда и эльфам достаётся от его «красноречия». И, несмотря на все описанные страдания, не заслужил он ни помощи Финрода, ни любви эльфийской принцессы. Положим, любовь не заслуживается, она просто «нечаянно нагрянет», будь ты хоть эльф, хоть человек. А вот, что касается истории с десятью эльфами и Финродом, Берен – полная сволочь, какие бы его страдания «после того» не описывала О. Брилёва. Не получилось у неё оправдания. А всё потому, что главной целью Берена (обратимся к классике, т.е. – к Сильму), является достача сильмарилла. Дабы заполучить дочку Тигнола. Цель исключительно личная. Хоть в Сильме, хоть в ПТСР – цель одна. И если Профессор даже не замахивается на глобальность цели героя, то О. Брилёва пытается прикрыть личную цель Берена более масштабной – войной с врагом.  
У Профессора Берен призывает в помощь лишь Финрода, с которым добровольно отправляются на смерть ещё десять эльфов. Но даже и в этом случае – его обращение к эльфийскому королю неоправданно. Пообещал достать камушек – иди и доставай, и нечего других впутывать в свои личные дела.  
Поэтому и не вызывает сочувствия этот персонаж. Повесть красивая и трагическая, как обычно у Профессора, но не более того. Как бывает в других сказаниях и историях? В них главный герой для достижения личной цели (женитьбы) отправляется исполнять невыполнимое задание, но отправляется один. В крайнем случае, с одним (часто волшебным) помощником. И добивается цели, и все ему сочувствуют на всём протяжении его странствий и приключений. И от всей души желают успеха. Но в данном случае – осечка вышла у Профессора. Но вся его красивая история – это лишь ПРЕДЫСТОРИЯ для появления на свет Арвен, будущей супруги одного из главных героев ВК.
В ПТСР – ещё хуже. Берен не только обращается к Финроду, якобы за советом. Ха-ха. Ему ли не знать о благородстве Фелагунда, и о том, что тот никогда не откажется от своей клятвы, как и любой эльф, тем более – король. Поэтому все его увещевания и попытки остановить Финрода – выглядят лицемерно и неубедительно. Намерение остаётся намерением. Он шёл за помощью (помощью именно в достаче сильмарилла) и получил её. Мало того, в ПТСР, Берен, по дороге успевает впутать в свои дела не только короля Нарготронда, но и других эльфийских владык, а заодно и множество людского населения Средиземья. Под видом войны с врагом, конечно. В итоге, камушек достаёт ему супруга, но уже когда поздно пить боржоми. А потом, после всего, что случилось, показательно страдает. Но нет к нему сочувствия. Совсем.
Остальные люди в ПТСР, во вражеском они лагере или в дружеском – все, как один -  быдло. И по быту, и по разговорам, и по мыслям. Да по всему. Воины Аст Ахэ – вообще зомби и камикадзе в одном лице, поражённые вирусом фанатизма.
Нету, нету у Брилёвой благородных мужей среди человеков, которых можно было бы поставить с эльфами рядом, на одну ступеньку, подобных королю Артуру, Ланселоту или Лоэнгрину.  
У Перумова – напротив, люди описываются более героическими, чем эльфы. И более привлекательными. Они не так грубы и не отёсаны, как у Брилёвой, и не на столько бледны, как у Профессора. Но, в общем, и так понятно, что Перумов не благоволит эльфам. Поэтому они у него – тупиковая ветвь. Хотя его Авари, лично мне, понравились, несмотря на бытующее мнение о Перумове – как об эльфоненавистнике.  
Образ Олмера у Перумова – очень яркий и привлекательный персонаж. Это, несмотря на его явную «отрицательность».
Вообще-то во всех эпических произведениях образ злодея – это своеобразный «троянский конь». Ведь для того, чтобы лучше выявить черты характера и выстроить линию поведения главного героя, нужно как можно более подробно описать и личность злодея. И злодей должен быть тоже личностью сильной, как физически, так и духовно. Иначе – много ли чести победить герою мелкую сошку? Тут должен быть Враг, с большой буквы, не иначе. И частенько получается, что образ злодея оказывается более ярким и даже в чём-то более привлекательным, чем образ самого героя.  
И по большому счёту – героя и делает злодей. Без него – герою вообще незачем появляться.
Поэтому перумовские люди, даже злодеи – очень яркие и неоднозначные, чем и привлекательны.
 
Пятое. Учитывая христианское мировоззрение Профессора, и те черты, которыми он наделяет эльфов, последние – это как бы ангелы на земле. Хотя и не совсем ангельские.  
Библейские ангелы лишены физического тела (но могут иной раз принять облик человека), и лишены возможности творить. Они только вестники Всевышнего, а также небесное воинство. Кроме того, ангелы Писания, лишены образа и подобия Бога. И в христианстве они – после жертвы Христа, ставятся ниже человека, как это ни парадоксально. Именно по причине отсутствия у них «телесности», то есть образа и подобия. Наверное, Профессор не знал об этой концепции ангеловедения.
Профессорские эльфы – это сверх-раса, наделённая многими ангельскими чертами. Но они имеют физическую форму и наделены даром творения. Тем не менее, эльфам не отказано и в чисто человеческих качествах – таких как гордыня, гнев, обида, зависть. Яркий пример – феаноринги. Но всё равно ВСЕ они необычайно красивы, умны и мудры, искусны в ремёслах, сверхмузыкальны, во всех отношениях выше людей и бессмертны. И почти все – благородны.
Эльфы Профессора – однолюбы, это с одной стороны. С другой – тот же Финвэ, который женится вторично и, следуя модели самого Профессора – женится исключительно по любви. Не по взаимной договорённости, раз у него в новом браке рождается ещё два сына.  
Вообще же, в описании Профессором обычаев эльдар, брак у эльфов очень походит на брак в аристократических семьях Англии. То есть супруги вступают в брак по соглашению, рождают одного или нескольких детей, живут каждый своим домом, редко видятся, но верность сохраняют. Разница лишь в том, что в самой старомодной Англии такая модель брачного поведения продиктована нравами и законами социума, а у эльфов – врождёнными качествами.  
Кроме того, эльфы наделены Профессором одной из самых почитаемых христианских добродетелей - они вступают в интимные отношения крайне редко и только с целью зачатия детей. Он даже пытается в дополнительных статьях как-то объяснить низкую сексуальную активность эльфов.  
Получается у него малоубедительно. Поскольку из его объяснений можно сделать недвусмысленный вывод о сильном нарушении гормонального баланса высшей расы. Особенно у женщин.  
Во-первых, трудно протекаемая беременность. Описанная Профессором отдача сил матери плоду во время беременности, на современном языке называется – тяжёлый токсикоз, а во время родов – тяжёлая эклампсия (или другое какое осложнение).  Во- вторых, отсутствие у женщин характерных анатомических отличий женского тела – широких бёдер говорит о недостаточности эстрогенов, причём уже на генном уровне. Вследствие этого – тяжёлые роды.  
Профессор также приписывает эльфийской расе более долгое вынашивание плода и длительно протекающее физическое детство. Учитывая мирскую специальность Профессора, можно сделать скидку на незнание элементарной биологии и физиологии.  
В общем-то, при написании любого эпического полотна такие прозаические вещи не учитываются.
Если примериться к современной терминологии, то у эльфов должен был быть сильно замедленный обмен веществ, ниже температура тела, а также показатели пульса и артериального давления. Плюс фантастической силы иммунитет, с сильной развитым тимусом (один из главных органов иммунитета), который у людей, с возрастом, сильно уменьшается или атрофируется.  
По сексуальной части эльфы у Профессора - практически стерильные персонажи, почти бесполые. Чуть ли не трансвеститы. Ибо очень скупо в Сильме и ВК описывает Профессор внешность эльфийских женщин. Упоминается только цвет волос и глаз, плюс неземная красота.  Если же взять иллюстрации к ВК (Т.Кейн), то различить мужчин и женщин, причём не только эльфов, но и людей, можно лишь по одежде. Ну, ещё у мужчин людей волосы малость покороче. И на этом всё. Одень эльфийку в штаны – нипочём не различишь её пола.  
Соответственно такие задатки не предполагают никаких женских бёдер и грудей. Вообще никакого силикона. При всём этом органы чувств у эльфов парадоксально острее, нежели у людей. Это при замедленном обмене веществ! Они лучше слышат и видят, у них более острое обоняние и вкус, вот только осязание – наоборот, снижено. Эльфы менее чувствительны к физической боли. Тоже не мудрено. Осязание – основной участник  сексуальных игрищ.
Ещё следует отметить одну важную деталь, прочитанную в ПТСР. Это описание, весьма скудное, брачной ночи Берена и Лютиэн. Несмотря на многообещающие «элементы эротики». Однако, в книжке больше гестаповских садистических элементов, а запятые выглядят весьма эротично, даже сексуально. Я не знаю, читала ли автор книжки про Анастасию, но брачная ночь героев её романа сильно напоминает таковую между автором «кедров» и самой Анастасией. Ощущения мужчины описаны очень похоже. Да ещё и наставления лесной отшельницы по поводу назначения секса именно и исключительно для зачатия. Все остальные игрища – суть грех и разврат. Ни больше, ни меньше. Так что в этом отношении О. Брилева полностью соблюла заветы и каноничность профессорских постулатов.  
Соблюла, да не совсем. Дело в том, что после брачной ночи, и близости, которая возможна у эльфов только для зачатия, Лютиэн НЕ БЕРЕМЕНЕЕТ! До появления единственного чада многострадальных героев ещё очень далеко, даже с учётом целого года эльфийской беременности.
 
Эльфийский секс по Профессору и не только
 
Вот на сниженном либидо у эльфов остановимся отдельно.  
Поскольку именно эльфийский сюжет доминирует в слэшевой литературе. В общем, весь эльфийский слэш появился, и тут нет сомнений, именно по причине низкой сексуальной активности эльфийской расы. Как  в мире Профессора, так и в мирах его последователей.  Причём низкая сексуальность возведена в одну из высших добродетелей. Мало того, несмотря на мудрость и различные таланты эльфов, именно благодаря «возвышенности» секса по-эльфийски – человек выставляется, как существо, недалеко отошедшее от животного мира, которому ещё учиться и учиться быть возвышенным. В остальном же - люди вполне могут быть поставлены на одну ступень с эльфами. А именно: в проявлениях таких высоких качеств  как – верность и героизм,  а также в воинского деле, развитии ремёсел, искусства и науки. И лишь эта пикантная деталь проходит красной чертой, разделяющей агнцев и козлищ.
 
Факторов влияния здесь несколько.
 
И первый из них – католическое христианство Профессора.  
А христианство - это антисексуальная религия, породившая немало антисексуальных государственных систем.  
В общем и целом, все христианские конфессии отрицательно относятся к сексу. И близость «разрешают» исключительно в браке, да и сам брак терпят только для продолжения рода. Но именно католическая церковь преуспела в этом отношении гораздо больше остальных (заметим также, что пуританство – отпочковавшееся от католичества родилось именно в Англии). Вплоть до 14 века близость мужчины и женщины, даже в законном браке, почиталась в католичестве греховной. Церковь тогда не благословляла брака вообще, почитая выше всех добродетелей целибат и сохранение девственности (у обоих полов). Ибо христианские учителя совершенно искренне полагали, что Адам и Ева были изгнаны из рая исключительно по причине вступления в интимные отношения. Начисто забылось то, что брак был дан именно в раю и  знаменитое «плодитесь и размножайтесь». Поэтому лишь с 14 века католическая церковь соблаговолила узаконить брак, да и то из чисто меркантильных соображений. За свадебную церемонию взимались денюжки.
 
Второй фактор – «англичанство» Профессора. Тоже немаловажный аспект.
Здесь стоит вспомнить, что особой добродетелью каждой «леди» в викторианской английской модели поведения почиталась бесстрастность, холодность и равнодушие к сексуальным вопросам. Супруги всегда имели отдельные спальни и редко вступали в интимную связь. И упаси Боже, если «леди» во время близости обнаружит хоть какую-то страстность. Это считалось за разврат, греховность и испорченность, которые свойственны только низшим сословиям и продажным женщинам. Поэтому «леди» во время «этого» должна лишь лежать спокойно, не дёргаться, и думать о чём-то возвышенном.  
Однако, несмотря на возвышенную модель, английские лорды частенько пользовались услугами весёлых заведений. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
 
Третий фактор. Относится к отсутствию логики и элементарных наблюдений за миром природы. Как и у самого христианина-Профессора, так и у христианской церкви вообще.  
Во-первых, совершенно игнорируется тот факт, что секс – является просто частью жизни любого биологического вида (включая человека, и эльфов тоже). И сам по себе не может быть ни плохим, ни хорошим. Он просто есть. А его «хорошесть» или «плохость» - определяется только оценкой человека (или эльфа).
Во-вторых, занятие сексом для удовольствия, практикуемое у людей – считается в христианстве, за проявление низменной, и именно «животной» природы. До сих пор, и в наше свободное от предрассудков время, мужчину, проявляющего повышенную сексуальность, называют «самцом» или вовсе «животным». А мужчину, который стоически сопротивляется и преодолевает «низменные животные» страсти, или предпочитает другие занятия сексу, называют «возвышенным».  
Эта концепция прослеживается в описании обычаев эльдар у самого Профессора, правда намёки его косвенны, мол, учитесь люди, как праведно жить.  
В ПТСР – напротив, никаких намёков, всё прямо и недвусмысленно. В этом вопросе  люди – животные, эльфы – ангелы, поскольку не понимают, а зачем ещё нужен секс, кроме как для делания детей?  
В Сильме - Поведение Келегорма, хотя и осуждаемо, но всё равно по-эльфийски пристойно. Сначала он планирует брак (хоть и не по согласию), а уж потом «это». Действия Даэрона тоже понятны и тоже вполне эльфийские. Раз не досталась девушка ему, значит, пусть не достанется никому.  
Вот только в Сильме (в отличие от ПТСР), нет даже намёка на сексуальную связь Берена и Лютиэн, которая сделала бы их узы уже нерушимыми и самоё заявление отца девушки о несогласии с её выбором, свело бы на «нет». Там лишь сообщается, что Лютиэн выбрала мужа и всё. И до свадьбы пока далеко.  
В ПТСР, в данном случае, наблюдается нестыковка. Влюблённые сделали «это». То есть, совершили бракосочетание. И напрашивается резонный вопрос: если брак УЖЕ есть и он нерушим, о каких претензиях Тингола вообще может идти речь? Папенька может лишь бесноваться, ругаться, нападать на гадкого человечишку, но разрушить брак уже не может никоим образом. И единственное, что было бы в его действиях правильным (по законам жанра и профессорским канонам) – это изгнание обоих и проклятие дочери на веки вечные. А заодно и сам мог бы заделать и ещё одного ребятнёка, чтобы утешиться, жена – рядом. Но в ПТСР события ПОСЛЕ СВАДЬБЫ развиваются по Сильму, как ни странно.
У Перумова – тоже похожая концепция, указания на сексуальность и «животность» людей прямые, хотя и немногочисленные и вообще на них акцента не делается, у эльфов – описание данного вопроса отсутствует совсем, у перумовских эльфов секса нет, только магия и война.  
В-третьих, Профессор, описывая свойства эльфийской расы, указывает на их близость к природе. Но в вопросах секса ставит их выше природы вообще, и человеческой природы в частности. Вот тут как раз и наблюдается раскардаш.  
В своих осуждениях «животности» человека, по причине его повышенной сексуальности и тяготению к плотским наслаждениям (и особенно занятию сексом просто для удовольствия), и христиане, и Профессор, и иже с ним – дружно забыли одну весчь.  
Дело в том, что сексом только для продолжения рода занимаются именно животные. Одни во время гона, другие – в случае течки  у самки. В этом-то как раз и есть «животность» секса.  
А вот использование секса, как источника чувственных наслаждений – есть изобретение чисто человеческое. Ни к «животности», ни к матушке-природе не имеющее никакого отношения. Именно то, что человек занимается сексом, помимо продолжения рода, ещё и для удовольствия, - и отличает человека от животных в данном вопросе.  И это - есть один из главных мифов о сексе, созданный, возможно именно христианской философской мыслью. Ибо язычники не знали подобных проблем, а «соединение на ложе» - почиталось божественным актом, поскольку и боги также делали «это», в результате – творили Вселенную и Землю в частности.
А потому одна часть человечества сделала секс одним из способов чувственного познания мира и высоким искусством, которому надо учиться. И в этом смысле человеческий секс не «натурален», он искусственен, как любое произведение  искусства людей (картина, скульптура, музыка и прочее). Другая часть – научилась управлять сексуальной энергией и направлять её либо по назначению, либо на другие цели без ущерба здоровью и психике. Третья же часть,  человечества, увы христианская и не только, продолжает страдать от самоосуждения своей «животности», забыв, что «животность» и есть та самая добродетель.
Профессор с последователями, в описаниях эльфийских обычаев нисколько не ушли от общей христианской позиции. И, на первый взгляд, логичность есть. Близость эльфов к природе – как раз вписывается в брачные ритуалы животных. Извините, гон, течка, случка. Но – значительно реже, чем у животных. Вольно или невольно, но в ПТСР имеется прямое на это указание в разговоре Лютиэн и Даэйрет.
« …Луна пробуждает женщину, когда ей исполняется четырнадцать весен - или около того. В ней созревает одна половинка младенца, а в семени мужчины содержится вторая половинка, и если этой второй не будет, то несделанный ребенок выйдет. А куда ему еще деваться. А что, - ее одолело любопытство, - у эльфийских женщин не так?
 - Нет, - покачала головой Лютиэн. - Чадотворное семя в нас спит, пока мы не выходим замуж. От любви оно просыпается. И выходит с кровью только если созрело не вовремя. Следующее созревает долго. То, что ты рассказываешь - ново и странно для меня...»
Просыпается от любви, но лишь в браке? А если любовь безответна? И брака нет? Тогда что? Вопрос не прояснён. И вообще, не стоило вдаваться в особенности физиологии эльфов, не продумав до конца все детали.  
Но! При всей своей природности – эльфы поставлены выше. Только непонятно выше чего?  
По всем описаниям получается, что эльфы ближе к животным в отношении к сексу, а человеки - напротив далеко и существенно отошли от природы в этом вопросе.
 
Четвёртый фактор. Исходящий уже от самого Профессора.
Бессмертие эльфийской расы.  
Ещё одна и наиболее веская причина, служащая основанием сниженного либидо у эльфов – отсутствие естественной смерти. Начни они  также плодиться и размножаться, как люди – что бы из того вышло? Правильно. Ничего хорошего. Была бы бесконечная война с людьми за территории проживания. Каковая наблюдалась с орками, плодившимися, видимо, быстрее людей, да к тому же бессмертными.  
 
Неудивительно поэтому, что у последователей Профессора так много слэша с участием эльфов. В человеческом сознании – такое существо, как эльф – противоестественно. И потому слэшеры склоняют налево и направо сексуальную ориентацию эльфов. То ли из любви к искусству, то ли удовлетворяя свои нереализованные фантазии, то ли из любви к эльфам, которым Профессор недодал простейших радостей бытия. Напрочь забыв, что физическое тело, раз уж наделено свыше органами чувств, то значит так и должно быть, и ими нужно пользоваться, как одним из способов познания мира. О чём и талдычат тантрики.
 
Шестое. В трагизме произведений Профессора и последователей также немаловажно бессмертие эльфов и смертность людей. И искажение замыслов всесильного и всеведущего Эру злобным Мелькором. Но по всему выходит, что не так уж и всесилен Илуватар, если прошляпил это безобразие.  И не так уж всеведущ, если не стал ничего исправлять, учитывая все дальнейшие события в истории Арды и их последствия.
 
Испорченность людей.
Здесь стоит для начала вспомнить историю изгнания из рая. Раз уж Профессор взял канву с библейских канонов. Итак, читаем:
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь, как бы не простёр он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой тот взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима, и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. Гл.3 22-24).

Вот так вот.  
По всему выходит, что для людей в Эдеме было не одно, но два запретных древа. И именно два Древа Профессор помещает в Валиноре. Изначально два светоча, потом два дерева.  
И в библейском варианте получается, что людям Господь Бог на самом деле лгал, когда говорил, что, мол, если вкусите от плодов древа познания добра и зла, то смертью умрёте (читай – станете смертны).  
И правду говорил лукавый змий, когда просвещал людей, что, мол, не бойтесь – не умрёте.  
Выходит, что даже в Эдеме люди были смертны, но просто жили дольше, чем живут теперь на земле. А вот древо жизни упоминается только в описании изгнания из рая.  
Стало быть, людям были запрещены знания и бессмертие. Изначально. Вообще, в одном из христианских апокрифов, Христос утверждает, что Иегова – и есть сам Сатана. Вполне может быть, если учесть дальнейшее библейское повествование. Господь выступает там как гневливое и капризное существо, подверженное бессмысленной жестокости.  
Чего только стоит исход евреев из Египта! Бог ожесточает СПЕЦИАЛЬНО сердце фараона, дабы тот не пущал евреев из своего царства, а потом наказывает не только самого фараона, но и вообще весь Египет жуткими казнями, за то, что не отпустил. Гениально.
Примечательно ёмкое «один из Нас», и кто эти самые «НАС»? И почему это Господь так боится равенства и знаний человека? И не только самому себе. Значит, возможно, он и не господь вовсе, а всего лишь узурпатор чьего-то наследия. Да ещё и не один.  
Профессорский Эру тоже ведёт себя похожим образом. Когда он говорит «Я – Илуватар», так и просится сравнение: «Я – Господь. Бог твой!». Вообще из уст Илуватара неоднократно звучит «яканье». «Я создал вас.» «Нет силы, превыше моей» «Источник всего – я» «Удел твой – быть послушным исполнителем моих замыслов». Чисто ветхозаветные отношения между творцом и творением – отношения господина и раба.  
И здесь у Профессора христианством пока и не пахнет. Поскольку в христианстве привнесены новые отношения с Богом - отношения отца и сына.  
И само поведение Илуватара выглядит неадекватно и странно для существа, наделённого высшей мудростью. Он науськивает Ульмо на Мелькора прямо и недвусмысленно. Так что «разделяй и властвуй» началось ещё задолго до происков Мелькора в Валиноре. Тогда и Валинора то ещё не было.  
И во время «музыки» Эру тоже обнаруживает странное поведение. Не так, совсем не так, ведёт себя мудрый отец, когда видит строптивость своего ребёнка. Он не давит, не пытается его принизить или прямо оскорбить, проведя «фэйсом об тэйбл». Потому что понимает, что таким способом он только разозлит его и спровоцирует на ещё большее сопротивление. Что мы и наблюдаем в итоге. Мудрый же отец ведёт себя мягко, и старается повернуть всё так, чтобы неразумное строптивое дитя само пришло к выводу и осознанию своей ошибки.  
Словом, Эру – господин и только господин. Не отец. В дальнейшем он самоустраняется, предоставляя валарам Арду в полное распоряжение, и предоставляя самим себе не только валар, но и эльфов и людей.  
Если же эльфов ещё как-то опекают валар, то люди вообще брошены всеми. И валары Валинора потом искренне удивляются – а что это люди такие нехорошие? А! Это потому, что Мелькор напакостил!  А куда же вы, милые, раньше глядели? Почему не оберегли также и людей от сего пагубного воздействия?
Вообще-то в Сильме явно видна и совершенно ничем не прикрыта вопиющая несправедливость по отношению к более слабым людям. Уж их-то в первую очередь надо было оберегать. Во избежание.  
Также примечательно, что библейский страж  древа жизни стоит на ВОСТОКЕ. А Средиземье по отношению к Валинору – находится именно там, на востоке. И именно с восточной стороны валар отделяются и загораживаются от Средиземья.
Очень, очень много аналогий прослеживается между Эдемом и Валинором.  
По библейскому сюжету выходит, что люди были очень и очень близки к высокому, можно сказать, к «эльфийскому» состоянию в Эдеме. И почему-то именно благодаря падшему ангелу, но не богу. Ещё чуть-чуть – была бы вторая смена. Но прогнал господь не только Адама, но и незадачливого Люцифера. В общем, битвы валар с Мелькором сильно напоминают войну ангелов, ещё до начала времён. Кому интересно – пусть почитает.
 
О бессмертии.
Вопрос о бессмертии – оказался одним из главных в противостоянии христианства так называемым тёмным силам. И потому эльфов Профессор записывает в суперхристианскую модель. Они не только бессмертны, но пребывают, будучи убитыми или добровольно ушедшими, в чертогах Мандоса до последующего возрождения в том же теле и облике. То есть точно так, как это описывается в книге Апокалипсиса. Но сам Профессор практически ничего не сообщает о фактах возрождения и описания дальнейшей жизни возрождённых.  
Может, я что-то не помню. Если, что не так,  то дайте ссылку на классические тексты Профессора, где он прямо указывает на возрождение эльфов.
Смутное упоминание посметрных прогулок Финрода по Валинору имеется. Причём гуляет он исключительно с папой. А не с дождавшейся его женой. Из чего следует – что любовь его несчастна и безответна. В общем, это вписывается в выбранный Профессором жанр. Раз страдалец – то должен быть страдальцем до конца. Поплачьте всласть, дорогие читатели!  
А вот автор ПТСР – допускает отклонение от профессорской линии, утверждая, что Финрода кто-то ТАМ ждёт. Можно понять даму. Должно же быть, хоть что-нибудь хорошее в жизни у такого замечательного эльфа, да ещё и друга людей. (Неправильно кончается кино!).
Но вернёмся к возрождению.  
Возрождается Берен по слёзной песне Лютиэн. Но он – человек. Сама Лютиэн просто возвращается в своё же нетленное тело, не возрождается.
Больше ничего не припомню – чтобы эльф пришёл из чертогов Мандоса. Несмотря на неоднократные упоминания на таковую возможность.
И здесь, пожалуй, трудно отказать в справедливости рассуждениям в ЧКА о том, что бессмертие – суть и есть главное искажение Арды. Природе не нужны бессмертные создания, ибо она постоянно развивается, меняется, эволюционирует. А для эволюции нужна быстрая смена поколений любой живой формы. И поэтому всё живое должно отжить своё и уйти, дав дорогу новым жизням. Из этого правила выделяются только эльфы и орки. Все остальные существа Арды умирают, как и положено всему живому.  
Но это ещё не всё.
Мало того, что рядом с людьми живут бессмертные и вечно юные эльфы. Мало того, что они могут возродиться и смерть их не настоящая.  
К полнейшему трагизму – люди у Профессора умирают навсегда. И ещё Профессор отказывает им  хотя бы в малейшем знании о своей смерти и загробном мире. Люди у Профессора подобны ветхозаветным евреям, у которых также были весьма смутные представления на этот предмет. А потому они больше всех боялись смерти. Как и положено боятся любому человеку всего того, что ему неизвестно.  
Например, другие народы, древние язычники, индуисты, буддисты прекрасно мирились со смертью, относились к ней спокойно и даже с почтением. У христиан также уже более спокойное отношение к смерти, и надежда на воскресение.  
Профессор, по каким-то своим соображениям, держит людей Средиземья в постоянном страхе перед смертью, поскольку после неё – сплошной мрак и небытие.  Люди его мира пребывают в полнейшем неведении, мало того, ни эльфы, ни даже валар не знают посмертной судьбы людей. Милостив Эру, ничего не скажешь. У него свои замыслы. И нечего пытаться их приоткрыть. Он главный – ему видней.
Допустим, что на Профессора нашёл бы умный стих, и он включил бы в судьбу людей Средиземья теорию реинкарнации, о которой не мог не знать. Но в этом случае люди получили бы неоспоримое преимущество перед всеми  жителями Арды и эльфами в частности. И стали бы, возможно, предметом зависти. Поскольку тогда бы получилось, что человеку дано воплотиться много раз, прожить жизнь с чистого листа, заново открывая для себя мир. И сам Эру ему не страшен. Не вышло что-то в этой жизни – догоним в следующей.
Но вспомним, что Профессор – христианин. Поэтому и люди у него соответствующие. А эльфы – есть воплощённый христианский идеал. Сильный духом и телом, не подверженный болезням (ни души, ни тела), со спартанским отношением к слабостям тела, включая секс.
Люди же, напротив, подвержены любому пороку, мыслимому и немыслимому. Душевному и телесному. И виной всему гадский Мелькор, чего-то там исказивший. А люди, в общем, должны были быть тоже бессмертны. Очень, очень сомнительные заявления, если учесть способности людей к размножению. И потому, конечно же, из-за искажения, хуже людей никого в Средиземье нету. Разве что орки. Но те вроде бы и не виноваты, потому как подневольны. А вот у людей есть свобода. Только непонятная. Они лишь свободны выбирать – верить в Илуватара и валар или не верить. Пойти и умереть под эльфийскими знамёнами или под Мелькоровыми. На этом вся их свобода заканчивается.
 
Седьмое. Несмотря на все перипетии, с кольцами, сильмариллами и адамантами, во всех произведениях о Средиземье проходит один главный сюжет – это противостояние эльфов и людей в их взаимоотношениях. Естественно, по законам жанра – трагедии, без противостояния никуда не попрёшь.  
Ведь если бы взаимоотношения двух рас строились на взаимном дополнении – то не получилось бы никакой трагедии – тишь и гладь, и божья благодать. Кому это интересно? Не думаю, что Профессор намеренно противопоставил эльфов и людей для большего трагизма.  
Преследовались, возможно, совсем другие цели. Например, показать людям пример для подражания. Всё та же христианская модель поведения и образа жизни. Скорее всего, так.  
Только Профессор не учёл последствий. Да и мог ли он предположить, что воспоследует дальше, после его кончины, и что понапишут люди о мире Средиземья? Как большие эпические продолжения, так и массу масеньких фанфиков, включая слэш. А причина – в противостоянии.  
И у самого Профессора, и у его последователей – люди практически всегда вынуждены в чём-то оправдываться перед эльфами и постоянно доказывать им свою состоятельность.  У некоторых последователей -  даже превосходство.
И напротив, сами эльфы тоже вынуждены постоянно объясняться с людьми, чаще за своё бессмертие, ссылаясь на туманные замыслы Илуватара. А люди, в свою очередь, никак не могут понять – за что именно эльфов так наградили и по какой причине людей обделили? Да ещё и бросили на произвол судьбы.
Поэтому и появилась в Сильме одна из самых трагических страниц – история о падении Нуменора.
В общем, и людей можно понять, и валар, и эльфов, но поступают с Нуменором жестоко. И фактически – это второе изгнание из рая.  
 
Отдельно о женщинах.
В Профессорском мире главные герои – мужчины. Это неоспоримо и очевидно. Женские образы служат лишь фоном для проявлений тех или иных качеств героя, или героев. И вообще для появления героя нужен злодей, для проявления характера героя – нужна женщина. И, желательно, труднодоступная. И что такое «рыцарь без любви?», как пелось в известной песенке – правильно, ничто. Так что женский персонаж необходим, хотя и не должен проходить по всей линии сюжета, но должен быть в принципе.  
Поэтому женские образы проходят у Профессора фоном, как и положено в героическом жанре, но прописаны слабо. Одна только Иовин выделяется среди фоновых персонажей. Но и она всё равно выступает, как один из видов искушения для Арагорна.
В перумовской трилогии – женщин тоже мало (всего две) и они также – лишь фон для проявления качеств героев.
В ЧКА – просто маленькие обрывки, не создающие хоть сколько-нибудь цельный женский образ. Не говоря уже о героине.
В ПТСР – женщины есть. И, надо отдать должное автору, образы прописаны чётко и даже с претензией на роль героини. Это, конечно, Лютиен. Само собой – ведь книга написана по истории любви. В общем, главный герой сталкивается по сюжету с несколькими женщинами, очень разными и, по всем правилам, проходит нужные испытания с их помощью и участием.
Но все женщины в ПТСР – человеческие и не человеческие – всё равно выглядят жалко и ущербно по сравнению с главной дамой – самой Лютиен. И не только потому, что она - эльфийская женщина, она - главная в жизни героя. И будь она человеком – всё равно было бы то же самое. Чем-то она напоминает Тасю Афинскую. У Ефремова – это главный персонаж и потому, превосходящий всех остальных и мужчин, и женщин, встречающихся в романе (выдающихся и не очень). Несмотря на все таисины уверения, что других-то её подруг тоже из десятка не выбросить, автор упорно нам показывает – Тася лучшая. Да и ещё к морализованию, поучениям и вообще мессианству весьма склонная, хотя и учиться тоже любит.
 В ПТСР – очень похожая дамочка. Но показана более примитивно. Потому что соревноваться с эльфийкой некому. И на фоне жалких бабёнок – она, конечно, звезда. Нет равновеликой  ей женской фигуры в романе. И потому серьёзного искушения Берен не получает. Лютиэн – вне конкуренции. И красавица она, и магиня, и училка, и сиделка и лежалка. И всё, в общем, для одного героя, хотя и других персонажей успевает чему-то поучить или пожурить. Ну, и пострадать, само собой. Героиня трагедии не может не страдать. Тем более такой прецедент создала – первый в истории Средиземья брак эльфа и человека.
Заметим ещё одну деталь в любовных взаимоотношениях между эльфами и людьми. Брак исключительно односторонний – человек женится на эльфийке. Лишь один прецедент обратного альянса – история Аэгнора и Андрэт, но не закончившаяся браком. И как много толкований существует – почему. Одни полагают, что это Финрод воспрепятствовал браку брата, другие - что сама Андрэт не захотела замуж идти, побоялась старости, и что сам Аэгнор чего-то там испугался, то ли того, что жалеть придётся жену, то ли от того, что не разродится она эльфийским ребятёнком. Однако упущен ещё один аргумент, и, на мой взгляд, самый веский.
Почему именно такой расклад существует в профессорском варианте?  
Дело вовсе не в том, что мужчине стариться проще и приличнее в глазах эльфа, чем женщине. Тут в другом месте собака порылась. Всё по той же христианской привычке, Профессор возвышает женскую добродетель, которая может быть только у эльфийки. Человеческая же женщина, в христианской традиции – есть постоянный источник искушений и страстей, сексуально привлекательна, а стало быть – опасна для добродетели героя (эльфа в частности).  
И это несмотря на то, что саму Лютиэн домагиваются аж сразу три мужских персонажа (а в ПТСР – даже четыре).  
Но в христианстве только лишь дева, сохранившая девственность, может претендовать на чистоту и возвышенность. Что и наблюдается в истории Андрет. Много знает католическая история разлучённых влюблённых пар, в частности – наиболее показательна в данном случае история Абеляра и Элоизы. Но они, хоть немного, но были близки, успели зачать ребёнка, а потом, каждый в своём монастыре, каялись и замаливали грехи. А грехом и падением была любовь.  
С Андрэт Профессор более жесток. Она вообще осталась одинокой, и даже ребёнка не смогла родить. Зато осталась «чистой и непорочной» девой, и мудрой наставницей (вообще, по Профессору, мудрые женщины Средиземья сохраняют целибат и девственность), с которой долго, но неконструктивно беседует Финрод.
Христианская (в том числе и католическая) мораль проста – женщина стоит ниже мужчины, и в духовном, и в умственном, и в телесном аспекте. Она более слаба перед искушением вожделения, а потому не достойна брака с таким высшим существом – как эльф. Что и говорить, если ещё в 15 веке христианские священники на полном серьёзе обсуждали вопрос: «Есть ли у женщины душа и можно ли её считать полноценным человеком?». И хотя Профессор живёт намного позднее вышеуказанной дискуссии, он недалеко уходит от своих собратьев во Христе. Поэтому неоткуда было в Средиземье взяться полноценно добродетельной женщине, чтобы допустить её бракосочетание с эльфом.  
И, в общем, эльфов Профессор так расписал, что людям деваться некуда – неполноценны они, по всем статьям. Из профессорских текстов также следует, что эльфы очень большое значение придавали внешней красоте. Влюблялись-то всегда глазами. И полностью игнорируется Профессором тот факт, что внешность к любви имеет самое косвенное отношение, можно сказать – вообще никакого. Но всё равно поселяет в людей (особенно в прекрасную его половину) ещё одно чувство неполноценности – физическое несовершенство.  И поскольку эльф может смотреть только на красивое, и влюбляться только в красивое, то человеческой девушке даже и мечтать о муже-эльфе негоже. Не может она сравняться красотой с эльфийками. Ни душевной, ни телесеной.
И очень удивительно, как вообще Аэгнор умудрился втресткаться в человеческую девушку? Видимо, не в себе был, слегка сумасшедший, и намёки на то имеются у самого Профессора.
Впрочем, человеческим мужчинам Средиземья тоже не позавидуешь. До них снисходят. За что они должны быть безмерно благодарны, и всю жизнь молиться на эльфийскую добродетельную жену. Ставить её на пьедестал и покорно слушать все её проповеди до конца своих дней. А чтобы получить в жёны эльфийку – нужно им пройти множество «нечеловеческих» испытаний или совершить что-то героическое в своё оправдание за посягательство на святое. Хотя и не всем так не повезло, как Берену и Арагорну. Одного откровенно послали… за сильмариллом, а второму – добыть корону, не меньше – дабы быть достойным дочери эльфа, хотя и не чистокровного.
 
Что же до фанфиков и прочих альтернативных историй – то они всегда будут выглядеть бледно рядом с гранитной плитой Профессора. Таким уж он создал мир Средиземья. Изменить что-либо там практически невозможно. Хотя, может, и найдётся какой умелец, который напишет так, что профессорское изложение побледнеет… Кто знает?...
Но всё же, если кто хочет по-другому развить события в эльфийско-человеческой истории, то создавать нужно новый мир, населённый, хотя и теми же народами, но – другой. Свой. И там уже всё будет по-вашему, дорогие фанфикеры, так, как вы сами захотите.  
 
Кажись, всё. Wink
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Emigrant
Administrator
*****


Из Новой Хазарии пишут:

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 2914
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #1 В: 12/21/05 в 05:00:49 »
Цитировать » Править

Quote:

Отдельно о женщинах <в христианстве, любви, у эльфов и т.д.>

 
"Мнэ... Не советую. Съедят." Smiley
« Изменён в : 12/21/05 в 05:10:10 пользователем: Emigrant » Зарегистрирован

Human beings were created by water to transport it uphill. (c) /usr/bin/fortune
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #2 В: 12/21/05 в 05:22:12 »
Цитировать » Править

on 12/21/05 в 05:00:49, Emigrant wrote:

 
"Мнэ... Не советую. Съедят." Smiley

 
Ну, что же...
Пусть едят, хотя вряд ли это форум каннибалов  Wink
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Элхэ Ниэннах
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #3 В: 12/23/05 в 10:27:48 »
Цитировать » Править » Удалить

Простите, пожалуйста, уважаемый (-ая?..) Hornbeam, возможно, Вас не затруднит разместить эту статью на соседнем ресурсе (WWW-Доск)? А то нам там тоже интересно... Wink
Зарегистрирован
Ципор
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #4 В: 12/23/05 в 13:04:02 »
Цитировать » Править » Удалить

Прочитала до середины. Нет, не хочется отвечать. Есть мысли здравые, но и обобщений много, а то, что написано про ПТСР вообще наводит на мысль, что автор ее читал как-то странно. И насчет людей у Толкина...
 
И мысль о трагизме, давящем на психику, смотрится своеобразно в контексте того, что многие из продолжений, дополнений и апокрифов не заканчиваются всеобщим хэппиэндом.
« Изменён в : 12/23/05 в 13:06:36 пользователем: zipor » Зарегистрирован
rip
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #5 В: 12/23/05 в 19:42:37 »
Цитировать » Править » Удалить

on 12/23/05 в 13:04:02, Ципор wrote:
Прочитала до середины. Нет, не хочется отвечать. Есть мысли здравые, но и обобщений много.

 
Да, бездоказательные обобщения в тексте рулят. Ну, с другой стороны, если человек хочет в 50 тыс. знаков подытожить чуть ли не все концептуальные споры фэндома, то на доказательства места маловато остается.  
 
Но особенно впечатляет последний абзац, как будто написанный под влиянием лекции штандартенфюрера Штирлица. "Изменить что-либо там практически невозможно" - и все. Гранитной плитой по шаловливым пальчикам.  Grin
Зарегистрирован
Ципор
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #6 В: 12/23/05 в 19:58:26 »
Цитировать » Править » Удалить

on 12/23/05 в 10:27:48, Элхэ Ниэннах wrote:
Простите, пожалуйста, уважаемый (-ая?..) Hornbeam, возможно, Вас не затруднит разместить эту статью на соседнем ресурсе (WWW-Доск)? А то нам там тоже интересно... Wink

 
(не удержавшись  Smiley )
 
...вот так хитрые каннибалы заманивали неосторожных путников в свои пещеры...
« Изменён в : 12/23/05 в 19:59:06 пользователем: zipor » Зарегистрирован
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #7 В: 12/24/05 в 17:01:05 »
Цитировать » Править

on 12/23/05 в 10:27:48, Элхэ Ниэннах wrote:
Простите, пожалуйста, уважаемый (-ая?..) Hornbeam, возможно, Вас не затруднит разместить эту статью на соседнем ресурсе (WWW-Доск)? А то нам там тоже интересно... Wink

 
Не затруднит. Но вроде бы ресурс "удельский"  Roll Eyes  
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Ципор
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #8 В: 12/24/05 в 17:13:06 »
Цитировать » Править » Удалить

on 12/24/05 в 17:01:05, Hornbeam wrote:

Не затруднит. Но вроде бы ресурс "удельский"  Roll Eyes  

 
Нет, WWW-Dosk принадлежит Элхэ Ниэннах.  Smiley
« Изменён в : 12/24/05 в 17:14:41 пользователем: zipor » Зарегистрирован
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #9 В: 12/24/05 в 17:20:09 »
Цитировать » Править

on 12/23/05 в 13:04:02, Ципор wrote:
Прочитала до середины. Нет, не хочется отвечать. Есть мысли здравые, но и обобщений много, а то, что написано про ПТСР вообще наводит на мысль, что автор ее читал как-то странно. И насчет людей у Толкина...
 
И мысль о трагизме, давящем на психику, смотрится своеобразно в контексте того, что многие из продолжений, дополнений и апокрифов не заканчиваются всеобщим хэппиэндом.

 
Спасибо. Хоть до середины. Меня вообще читать трудно, наверное. Tongue
 
Многие из продолжений действительно не оканчиваются хэппиэндом. И допускаю, что мне известны не все. Однако во многих происходит вклинивание в сюжет Профессора, и описывается отдельный эпизод. А энда, бывает, что и нету. Либо читайте Толкиена сами и дальше всё узнаете, либо на фантазию читателя, либо туманное - продолжение следует...
 
Если не хочется отвечать - и не нужно. Надо слушаться внутреннего голоса. Smiley
 
Но всё же просьба ответить на вопрос:
 "автор странно читал ПТСР"  
Странно - это как?  
Есть какой-то ещё способ, кроме как просто читать? Smiley
 
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #10 В: 12/24/05 в 17:22:04 »
Цитировать » Править

on 12/24/05 в 17:13:06, Ципор wrote:

 
Нет, WWW-Dosk принадлежит Элхэ Ниэннах.  Smiley

 
 
Тогда иду регистрироваться и размещать.  Wink
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Хухичета
Живет здесь
*****


Я люблю этот Форум!

   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 257
Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #11 В: 12/24/05 в 17:30:27 »
Цитировать » Править

on 12/23/05 в 19:42:37, rip wrote:

 
Да, бездоказательные обобщения в тексте рулят. Ну, с другой стороны, если человек хочет в 50 тыс. знаков подытожить чуть ли не все концептуальные споры фэндома, то на доказательства места маловато остается.  
 
Но особенно впечатляет последний абзац, как будто написанный под влиянием лекции штандартенфюрера Штирлица. "Изменить что-либо там практически невозможно" - и все. Гранитной плитой по шаловливым пальчикам.  Grin

 
А что? Нужно что-то доказывать?
Кажется претензий на "истину" не было.  
Рассуждалки у каждого свои, как и тараканы в голове (тараканы -  это в моей - чтоб никто не обиделся  Wink). И Профессор, кажется, говорил, что Средиземье у каждого своё.
А шаловливым пальчикам даже Штрилиц не указ, не то, что гранитная плита или другой какой памятник. Tongue
Зарегистрирован

Подожди, и плохое само собой исчезнет, нанеся положенный ущерб.
Ципор
Гость

email

Re: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #12 В: 12/24/05 в 17:41:40 »
Цитировать » Править » Удалить

Странно - это как?  
Есть какой-то ещё способ, кроме как просто читать?

 
Да. Понимать прочитанное. Smiley
 
Пример: из чего следует вывод, что Берена ПТСР не интересует война с Врагом. В тексте, вообще-то, написано ровно обратное - он приходит к Финроду, имея план сопротивления.  
Зарегистрирован
Serendipity
Редкий гость
**




   
Просмотреть Профиль »

Сообщений: 52
жизньRe: Откуда что взялось в Средиземье?
« Ответить #13 В: 12/24/05 в 21:17:42 »
Цитировать » Править

Hornbeam Quote:
Таким уж он создал мир Средиземья. Изменить что-либо там практически невозможно. Хотя, может, и найдётся какой умелец, который напишет так, что профессорское изложение побледнеет…

 
Вряд ли... Толкиен тем и уникален, что за свою активную писательскую жизнь он создал  эпос , который создаётся народами за долгие века их истории. Не забудем, что сюда включаются также языки и наречия народов толкиенского мира, вполне пригодные не только для обиходного использования, но даже и для изложения такой книги как LOTR на эльфийском языке, создание которых само по себе представляет работу длиною в жизнь.
 
Насчет остального вкратце...
Статья сама по себе интересная, хотя во многом и обобщающая и выдающая личные взгляды автора о фантастическом жанре и его героях за ошибочные, но довольно популярные среди , так сказать, серъёзных литераторов концепсии  эскапизма .
Но если закрыть глаза на очевидное желание автора глобализировать его собственные выводы, то в них есть немало моментов достойных обсуждения.
Зарегистрирован
R2R
Administrator
*****


STMS

45196474 45196474    
Просмотреть Профиль » email

Сообщений: 5667
Re:
« Ответить #14 В: 12/24/05 в 22:54:56 »
Цитировать » Править

on 12/24/05 в 21:17:42, Serendipity wrote:
Не забудем, что сюда включаются также языки и наречия народов толкиенского мира, вполне пригодные не только для обиходного использования, но даже и для изложения такой книги как LOTR на эльфийском языке, создание которых само по себе представляет работу длиною в жизнь.

Чего-о?  Shocked
 
Не хочу вас огорчать, но, видимо, вы себе не представляете, насколько ситуация с эльфийскими языками от этого далека... Что от обиходного использования, что от изложения LOTR. Ну разве что о-очень краткого изложения в духе орочьих преданий. Roll Eyes И то вряд ли.
« Изменён в : 12/24/05 в 22:55:30 пользователем: R2R » Зарегистрирован

"Кто играет с динамитом, тот придёт домой убитым"
Страниц: 1 2 3  ...  13 Ответить » Уведомлять » Послать тему » Печатать

« Предыдущая тема | Следующая тема »

Удел Могултая
YaBB © 2000-2001,
Xnull. All Rights Reserved.