Могултай

Краткое введение в историю и политологию

II. «Первичность» и «вторичность» в гуманитарных науках

«Первичность» и «вторичность» в гуманитарных науках:
Факторы и явления, изучаемые большинством гуманитарных наук, так переплетены и взаимосвязаны, что выделение в связывающих их причинно-следственных цепях «вторичных» и «первичных» элементов на деле почти совершенно условно и на 90 процентов зависит от точки зрения. Приведем аналогию из области всем памятной (надеюсь!) школьной математики. Функция задана формулой x = ky. Что здесь первично, а что вторично? «Объективно» - ничего, а для нас - то, от чего мы танцуем как от данного: от известного значения игрека или от известного значения икса. Точно так же, с точки зрения истории функции и характер общества, безусловно, «вторичны» по отношению к личным желаниям и устремлениям составляющих их людей. Иными словами, вне подобной модели объяснить фундаментальные свойства общества и само его существование станет невозможно. С другой стороны, для психологии во многих случаях общественное влияние будет «первичным» по отношению ко многим явлениям индивидуальной психики (в том числе ряду тех же желаний), поскольку иначе объяснить их возникновение окажется затруднительно. Пока относительность этих «вторичностей» и «первичностей» осознается учеными, машина гуманитарного исследования функционирует, как положено; но как только их начинают абсолютизировать, весь пар уходит «в свисток» - бесплодные дискуссии о том, как же оно все-таки есть «на самом деле», и построение фантастических схем, призванных это «на деле» проиллюстрировать и обосновать. Так, французские просветители XVIII в., верно опознав «вторичность» общества по отношению к потребностям его членов, объективизировали эту «вторичность» и представили ее как обычную причинно-следственную послежовательность, растянутую во времени. В итоге у них получилась совершенно нелепая модификация теории «общественного договора», согласно которой люди некогда жили поодиночке, но, осознав свои потребности и перспективу их более полного удовлетворения при взаимном сотрудничестве, сошлись на некую сходку и заключили формальный договор об образовании общества!

Взаимное соотношение гуманитарных наук:
Одна из основных и наиболее трудоемких в обращении особенностей гуманитарных наук заключается в том, что все они имеют, по сути, один предмет, хотя и изучают его в разных аспектах. А поскольку все аспекты связаны друг с другом, то составить себе приличное представление об одном из них можно только при учете всех остальных, а также их взаимосвязей. В итоге все гуманитарные науки «перетекают» одна в другую, и каждый историк должен быть немного философом, культурологм, экономистом... и наоборот. Именно это перетекание (а в особенности злоупотребление им и паразитирование на нем со стороны отдельбных гуманитариев) и заработало гуманитарным наукам в технических сферах репутацию «переливания из пустого в порожнее».

История и политология:
Как уже говорилось, все гуманитарные науки взаимоконвертируемы. В результате основные понятия одной из них делаются если и не основными, то, во всяком случае, ключевыми понятиями другой. Поэтому в настоящем разделе под шапкой «история и политология» для удобства авторов и пользователя вывален разом ворох всевозможных ключевых понятий, которые окажутся Вам необходимыми и при изучении собствено истории, и при изучении прочих гумдисциплин. Например то, что ниже именуется «основными историософиями» (то есть «пониманиями / философиями истории»), разом является и крупными философскими построениями, и теориями исторических изменений, и концепциями политических, культурных и т.д. процессов.

Да, чуть не забыл: основной предмет истории - действия людей и особенно их групп, развернутые во времени. Задач у истории, собственно, всего две: одна - криминалистическая (восстановление истинной картины этих действий), вторая - интерпретационная (выявление в них сетей причинно-следственных связей и закономерностей). Основной предмет политологии - организация и функционирование властных и тяготеющих к ним (так называемых потестарно-политических) связей в больших человеческих группах третьего типа.


Обсуждение этой статьи (архивный тред)
Обсуждение этой статьи на форуме